Отпуск

Newzz - актуальные украинские новости из сети. Дважды герой советского союза недбайло анатолий константинович Дважды герой советского союза недбайло анатолий константинович

Дважды Герой Советского Союза

генерал-майор авиации

Недбайло Анатолий Константинович

В гвардейской семье

Аннотация издательства: Книга известного летчика-штурмовика А. К. Недбайло - волнующее

повествование о подвигах гвардейцев 75-го авиационного штурмового полка в годы Великой

Отечественной войны. Правдиво и образно описывая боевые эпизоды, автор приобщает читателя к

героическим будням советских авиаторов, рассказывает о воздушных боях в Сталинградском небе, над

Донбассом, Запорожьем, Крымом, Белоруссией и Прибалтикой. С большой теплотой и любовью А. К.

Недбайло воссоздает портреты своих отважных друзей - прославленных асов воздушных атак,

неутомимых авиаспециалистов, показывает их беззаветное мужество и преданность Родине.

Глава первая

Зима сорок третьего шла на убыль. Красная Армия, развивая успех, достигнутый в Сталинградской

битве, предприняла наступательные операции и на других фронтах. Противник был отброшен далеко на

Сталинград стал символом несокрушимой мощи советского народа. Победа у волжской твердыни явилась

триумфом советского военного искусства. Огромную роль сыграли здесь артиллерия как главная ударная

сила Красной Армии, танковые и механизированные части и, конечно, авиация.

Но враг еще силен. Партия и правительство принимают действенные меры к подготовке резервов, к

оснащению всех родов войск новейшей боевой техникой, более совершенным оружием. На вооружение

авиации поступают новые типы самолетов. Над полями сражений все чаще появляются и наши любимцы

Штурмовики Ил-2. Их становится все больше. Грозные «летающие танки» наносят сокрушительные

удары по вражеским коммуникациям, аэродромам, опорным пунктам.

В нашем тылу авиационные заводы работают под лозунгом: «Все для фронта!» Это значит, что с

конвейера сходят все новые и новые партии боевых машин.

Нужны кадры! Нужны летчики!..

От радостных вестей с фронта теплее становилось на душе. Возникал неудержимый порыв: скорее на

фронт! Мне и моим товарищам-курсантам Ворошиловградской летной школы казалось, что нас слишком

долго держат в тылу, слишком медленно учат воевать. Того и гляди, война закончится без нашего участия.

Но вот уже остались позади бесконечно долгие месяцы напряженной учебы, тренировочные полеты.

Сданы зачеты и экзамены. Вместо курсантских петлиц - у нас теперь командирские. На голубом фоне

четко выделяется вишневый «кубик» младшего лейтенанта!.. Такое же звание присвоено моим

товарищам по отряду - Калитину, Егорышеву, Давыдову, Семейко.

У всех - торжественно-приподнятое настроение. Сегодня - выпуск: нам будут вручать «дипломы». А

потом - на фронт!

Уральск...

На заснеженном строевом плацу выстроился личный состав школы. Ветер колышет шелковое полотнище

развернутого Знамени. Начальник школы генерал Кравцов отечески напутствует нас.

Принимай, Отчизна родная, боевое пополнение!..

А затем...

Широко раскинув плоскости, застыл огромный ТБ-3. Его крылья, гофрированный фюзеляж покрыты

мелкой чешуйкой изморози. Басовито загудели двигатели, и над ними поднялось и отпрянуло вдаль

облако снежной пыли.

Ну и морозец! - говорит Игорь Калитин. - По календарю март, весне пора прийти. А тут, как у нас в

Подмосковье в январе...

Белесые брови Игоря совсем кажутся седыми. Голубые глаза его сияют. Крепкий, коренастый, он шагает

немного вразвалочку. Всегда веселый, сегодня Игорь особенно много шутит. Еще бы! Вчерашние

курсанты, а ныне командиры-летчики, мы идем навстречу своему будущему. Догадываемся: вот этот ТБ-3

и понесет нас в манящую фронтовую даль, где идет война.

Скрипит под новыми сапогами снег - белый-белый, с голубым отливом. Воздух с синевой. Дым над

трубами не колыхнется, поднимается прямо ввысь.

Идем по двое. Вспоминаю, как вчера забилось сердце, когда старший лейтенант Смильский велел выйти

из строя Игорю Калитину, а на меня и не взглянул. Затем он пересчитал отобранных ребят, и наши

взгляды встретились. Видимо, Смильский прочитал в моих глазах все, что я хотел в эту минуту сказать...

После меня он отобрал еще двоих и заключил:

Всё! Больше никого пока что взять не могу!..

Счастливое настроение Игоря передалось всем нам. Да и не удивительно. Ведь за последнее время в

нашей жизни произошло столько событий: произведены в офицеры, получили новое, с иголочки, обмундирование, назначены в боевой полк и направляемся на фронт.

Идем, шагаем в свое завтра. Как сложатся наши судьбы? Что будет через год? Нет, через месяц, два?..

И вот я уже сижу между двух нервюр левого крыла ТБ-3. Оглушительно рокочут двигатели. Говорить

что-либо друг другу бесполезно. Взглянуть вниз тоже нельзя. И от этого кажется, что время тянется

бесконечно долго. Но вот наконец-то чувствуем, что машина начинает снижаться. Самолет как бы

зависает, делает один круг, второй... Толчок. Пробежка. Машина разворачивается и рулит на стоянку.

Последний раз взревели зычным вздохом двигатели и сразу умолкли. Но в ушах еще стоит гул.

Вылазь, братцы! Прибыли! - несется чей-то голос с «пассажирских мест» правого крыла.

Мы - на фронтовом аэродроме! По-весеннему светит мартовское солнце, слепит глаза. Один за другим

соскакиваем на землю. Кругом проталины. В некоторых местах зеленеют первые чубчики травы.

Погляди-ка, Игорь: вот здорово! Здесь уже весна!

Даже пахнет весной! - весело отвечает он. И тоже улыбаясь, подставляет лицо солнцу.

Судьба свела меня с Игорем еще в летной школе. Закончили учебу. Хотелось бы и воевать вместе.

Стоим у притихшего ТБ-3. Ждем. Старший группы куда-то поспешил со всеми бумагами. Никто нас пока

что никуда не зовет. Можно осмотреться. Интересно ведь, что это такое - полевой аэродром в

прифронтовой полосе... Еще в стенах училища мы связывали с ним наше будущее. И вот он наконец

перед моими глазами. Где-то совсем близко передовая. Вокруг - то тут, то там капониры: самолеты

скрыты за земляными валами. На стоянках хлопочут техники, механики, мотористы, вооруженны.

Моторы гудят, затихают и снова ревут на всю мощь своих стальных легких. Это идет всесторонняя, тщательная подготовка «илов» к очередным вылетам на боевые задания. К самолетам подвозят бомбы.

Вижу, как подвешивают под крылья эрэсы - реактивные снаряды, благодаря которым «ильюшина»

стали называть «братом» прославленной «катюши». А еще у штурмовика есть пушки, есть и пулеметы.

Нравится мне эта машина! Скорее бы в кабину - и на взлет!..

Я стою лицом на северо-запад. Там - фронт. За ним - мой родной Изюм. Сейчас, наверное, и там

звенит капель, набухли на деревьях почки. А мать глядит, как купается солнце в лужицах. Отец, позвякивая лопатой, отводит талую воду со двора... И думает о том, что эту работу любил делать сын, то

есть я, Анатолий...

А может, пусто в нашем дворе, может, фашисты смели с лица земли и дом, и деревья? И осталось только

пепелище... Мать, отец!.. Как вы, что с вами?! Тревожно и больно задавать себе вопросы, на которые вот

уже сколько времени никак не могу получить ответа.

Но ускорить события должен я сам. И не только я, а и мои друзья-летчики. Только надо поскорее сесть за

штурвал{1}. И - в бой! Надо бить фашистов так, как били их ребята, совсем недавно изгнавшие врага с

этой территории. Осмотревшись, замечаю вокруг много немых свидетелей, подтверждающих мои

догадки. Вот вдали темнеет куча, в которую свалено все, что осталось от вражеской техники после ее

«обработки» нашей авиацией: скелеты самолетов и автомашин, орудийные стволы, всевозможных

28. 1. 1923 - 13. 5. 2008
Дважды Герой Советского Союза

Недбайло Анатолий Константинович - командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан.

Родился 28 января 1923 года в городе Изюм Харьковской области в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу.

В Красной Армии с 1941 года. Начал службу курсантом Ворошиловградской военно-авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.

В Великую Отечественную войну с марта 1943 года воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах: лётчик, командир звена, заместитель командира и командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Отличился в боях при освобождении Крыма и Белоруссии, а также при нанесении штурмовых ударов по войскам противника в Восточной Пруссии. Творчески применял разнообразные способы ведения боя.

Командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Анатолий Недбайло к октябрю 1944 года совершил 130 боевых вылетов, нанес противнику большие потери в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6247).

В последующих боях к апрелю 1945 года отважный лётчик совершил ещё 89 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено второю звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После Великой Отечественной войны А.К. Недбайло продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР. Успешно окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Был на преподавательской и руководящей работе в военно-учебных заведениях ВВС. С октября 1968 года по сентябрь 1983 года служил заместителем начальника Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. С 1983 года генерал-майор авиации А.К. Недбайло - в отставке.

Жил в городе-герое Киеве. Скончался 13 мая 2008 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Награждён орденом Ленина (1945), 3 орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1945), орденами Александра Невского (1944), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1945, 1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (1944), 2 орденами Красной Звезды (1943, 1982), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (1975), медалями.

Бронзовый бюст Героя установлен на родине.

Перед штурмовиками была поставлена задача: возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение ее возлагалось на звено штурмовиков без прикрытия истребителей. Сложность задания очевидна: летчикам нужно промчаться возле самых позиций противника на высоте 20- 30 метров под огнем всех видов оружия.

Командир полка гвардии майор Н.Ф. Ляховский перебрал в памяти всех своих летчиков: командир звена Э. Бикбулатов, этот справится несомненно. И другие летчики звена тоже уже тертые калачи.

Таким тертым калачом Ляховский считал и Анатолия Недбайло, хотя тот только-только начинал постигать боевое искусство. Опытный командир сумел разглядеть в молодом летчике хорошие боевые задатки и не ошибся.
- Итак, "специальники",- весело сказал Бикбулатов, обращаясь к летчикам, которым предстояло выполнить специальное задание,- дело новое и сложное. Прежде давайте уясним маневр. Необходимо точно и в то же время скрытно выйти в заданный район. Вначале пойдем в разомкнутом боевом порядке, чтобы не утомить себя. Силы нам понадобятся над целью. За 15-20 километров от Миусы, над пунктом Н., переходим на бреющий, а над вражеским берегом "горкой" набираем метров 200 высоты. Первый выброс химического состава произвожу я. Когда появится дымовая завеса, воздушные стрелки должны открыть огонь по огневым точкам противника.

На этом закончилась подготовка к полету.

И вот самолеты уже над целью. Под крыльями самолетов стремительно проносятся траншеи пехоты, пулеметные гнезда. Недбайло зорко следит за ведущим, чтобы не прозевать ответственный момент начала постановки дымовой завесы. Вот шлейф дыма вырывается из-под самолета Бикбулатова. "Раз, два, три... шесть..." - отсчитывает в уме необходимое время Анатолий и видит, что и второй летчик звена, И. В. Калитин, включил дымовые приборы вслед за командиром. Мимо продолжают проноситься вражеские позиции, огрызающиеся пушечным и пулеметным огнем. Советские самолеты летят сквозь этот огонь.

"Одиннадцать, двенадцать..." - продолжает считать Недбайло и нажимает на гашетку. Химические приборы вступают в действие.

В этот момент Бикбулатов бросает машину сначала вверх, затем вниз и ведет огонь по позициям врага. Ведомые следуют за ним. Потом - новый резкий маневр, и штурмовики возвращаются на свой аэродром.

За отличное выполнение этого сложного задания Недбайло была вручена первая правительственная награда - орден Красной Звезды.

Боевые полеты продолжались. 15 августа 1943 года командир эскадрильи Е. Е. Крывошлык собрал летчиков и сказал:
- На аэродроме Кутейниково противник сосредоточил до 80 самолетов. Нашему полку поручено ударить по этому аэродрому тремя шестерками. Одну из боевых групп приказано вести мне.

Командир эскадрильи определил состав шестерки. Недбайло летел замыкающим. Это был его первый боевой выпет на штурмовку вражеского аэродрома.

"Только я закончил перестроение,- рассказывает о вылете Недбайло,- как первая шестерка стремительно пошла в атаку. За ней - вторая... "Еще секунда, и мы обрушимся на вражеский аэродром",- пронеслось в сознании. Прослеживаю взглядом направление пикирования второй шестерки; по отражению солнечных лучей обнаруживаю самолетные стоянки. Машины стояли в каком-то беспорядке по группам. "Так вот он, аэродром",-думаю я и вслед за ведущим ввожу штурмовик в пике. Взор прикован к самолету командира. Малейшее промедление - и бомбы пройдут мимо цели. Еще мгновение - и вниз полетели реактивные снаряды с самолета ведущего. Я делаю то же самое. На стоянке вражеских машин вздыбились взрывы.

Снова слежу за ведущим группы. "Ильюшин" выходит из атаки, и в этот момент из его бомболюков тяжелыми темными каплями падают бомбы. Дважды нажимаю на кнопку сброса. Увеличиваю обороты до максимальных, бросаю взгляд влево, назад. Снова вижу клубы дыма над стоянками; то там, то здесь вспыхивают языки пламени... Попал!

Впереди идущие шестерки вторично заходят на цель. Вокруг них плывут разрывы снарядов зенитной артиллерии. А спустя несколько секунд и мы проносимся сквозь дым разрывов. Запах пороховой гари наполняет кабину. Вслед за командиром веду огонь из пушек и пулеметов. Ритмичная дрожь то и дело пробегает по самолету. Вражеские стоянки из-за пелены дыма просматриваются с трудом. Появляется еще один мощный фонтан пламени..."

После штурмовки самолет Недбайло был атакован вражескими истребителями. Но воздушный стрелок А. И. Малюк отбил все атаки. Несмотря на то что штурмовик получил серьезные повреждения, Недбайло довел его до своего аэродрома.

Боевая активность летчика росла по мере приобретения личного опыта, по мере того, как усваивался им опыт лучших авиаторов. Однажды Недбайло вылетел на боевое задание в составе группы, ведомой опытным командиром Д. С. Прудниковым. Выполнив задание, группа возвращалась на свой аэродром. И здесь ведущий заметил фашистских бомбардировщиков Ю-88, летевших в направлении наших войск. У командира быстро созрело решение: атаковать! В этом необычном для штурмовиков бою советские летчики сбили шесть фашистских самолетов. На другой день Недбайло сбил Ю-87, а его стрелок - еще один бомбардировщик.

Недбайло топил вражеские корабли в Черном море, совершал налеты на аэродромы противника, летал на разведку. И в каждом боевом вылете старался выбрать из многочисленных и разнообразных приемов ведения боя такой, который поставил бы противника в трудное положение и обеспечил победу советским летчикам.

Особенно многому научился Недбайло в боях за освобождение Крыма. При налете на аэродром в районе Херсона, прикрытый сильным зенитным огнем, он не пошел в лобовую атаку, а избрал маршрут над морем. Группа шла на бреющем полете, потом самолеты резко набрали высоту и неожиданно появились в тылу у гитлеровцев. Перестроившись из боевого порядка "клин" в боевой порядок "змейка" и маневрируя среди зенитных разрывов, они всей своей огневой мощью обрушились на вражеские самолеты. Разумно построенный, боевой порядок обеспечивал свободу маневра каждого экипажа. Восемь раз заходили на цель советские летчики. Находившиеся на аэродроме фашистские самолеты были уничтожены. Наша группа вернулась на свой аэродром в полном составе.

Настал новый день - и новая победа: в северной бухте Севастополя Недбайло и его ведомые потопили вражеский корабль.

И так день за днем, от победы к победе.

Июль 1944 года, 3-й Белорусский фронт. Под мощными ударами советских частей фашисты откатывались на запад. Летчики с воздуха поддерживали наземные войска; уничтожали отходящие колонны фашистских автомашин, эшелоны на станции Городзики; помогали добивать вражескую группировку, окруженную нашими войсками в 12-15 километрах восточнее Минска.

8 июля ведомая Недбайло шестерка, состоявшая исключительно из молодых летчиков, вылетела для нанесения бомбово-штурмового удара у переправы через реку Свислочь.

Местность, проплывавшая под крыльями самолетов, хорошо просматривалась. На подходе к заданному району, на дороге между двумя зелеными массивами, показалась растянувшаяся колонна войск врага. У реки Свислочь на широкой поляне, свободной от деревьев, царило смятение: на берегу перед узким проходом, словно отара овец, теснилась различная военная техника.

Штурмовики делают заход и в правом пеленге наносят бомбовый удар. Цель накрыта. Самолеты перестраиваются в "круг" и начинают штурмовать разрозненные части неприятельской группировки на поляне и вдоль дороги.

В момент пикирования мимо штурмовиков проносятся крупные снаряды.

"Бьют из танковых орудий",- подумал Недбайло и в ответ послал на врага реактивные снаряды.

Затем командир взял ручку на себя, перевел машину в набор высоты. Окинул взглядом ведомых. Машина младшего лейтенанта Н. М. Киреева продолжала стремительно пикировать, оставляя за собой клубы серого дыма.

В чем дело?
- Выводи! - крикнул Недбайло по радио.- Земля, зем... Но поздно. Горящий штурмовик врезался в самую гущу вражеских танков и автомашин. Огненная шапка взрыва поднялась над поляной, выбрасывая во все стороны груды бесформенных обломков.

О подвиге Киреева стало известно всему фронту. Специальная листовка, выпущенная политуправлением, рассказывала всем воинам о доблести героя. Гвардии младший лейтенант Киреев был навечно зачислен в списки части.

Много внимания уделял Недбайло поиску новых тактических приемов. Всем летчикам были хорошо известны преимущества боевого порядка "круг". Одно плохо: когда штурмовики завершали выполнение задания, им, чтобы следовать на аэродром, приходилось перестраиваться в "пеленг" или в другой боевой порядок. В зависимости от числа самолетов на такое перестроение уходило от трех до десяти минут. Этого момента и поджидали многие фашистские летчики. Они, как коршуны, набрасывались на штурмовиков и нередко наносили им существенный урон.

"Как уберечь экипажи от губительного вражеского огня в эти минуты?" - вот вопрос, решению которого Недбайло посвящал короткие минуты фронтового отдыха.

В одном из боевых вылетов, когда Недбайло был ведущим, ему после атаки удалось перестроить свою группу так быстро, что противник, не успев опомниться, вместо "круга" увидел "пеленг", уходящий на свою территорию. Попробовали было фашистские истребители обрушиться на штурмовиков, но потеряли один самолет и отказались от преследования.

"Значит, можно собрать группу в короткое время",- обрадовался Анатолий и попробовал разобраться, как это произошло.

Большой лист бумаги пересекает волнистая линия - линия фронта. Посередине круг - кривая, по которой будут двигаться самолеты над целью. Половина круга проходит над территорией противника, половина - над нашей. На кругу шесть самолетов. Под номером один - ведущий.

Недбайло бережно прикалывает листок к бревенчатой стене землянки и начинает объяснять летчикам:
- Над целью работаем обычно. Как только сделаем последний заход, я командую: "Приготовиться", а сам продолжаю имитировать атаку. Вы же по следующей моей команде резко разворачиваетесь, берете курс на свою территорию и следуете все в одну точку сбора,- Анатолий протянул длинные пунктирные линии от каждого самолета к указанной точке.

Беседа затянулась. Говорили о важности четкого взаимодействия не только между экипажами штурмовиков, но и с истребителями прикрытия, о необходимости изменения боевого порядка еще до подхода к цели и многом, многом другом, что могло обеспечить победу в новых боях.

Все, о чем говорил Недбайло и что дополняли летчики, проверили в полете. Вышло неплохо.

Наши войска наступали по литовской земле. Продвигались вперед быстро и, чтобы не было задержек, штурмовиков вызывали на поле боя по нескольку раз в день. Наши летчики громили артиллерийские батареи, подавляли сильно укрепленные узлы сопротивления, штурмовали вражескую пехоту. Были дни, когда в воздухе не появлялось ни одного фашистского истребителя, и тогда штурмовики чувствовали себя хозяевами положения.

Но так было не всегда.

Недбайло вел шестерку "илов". Над ними кружили четыре наших истребителя "як". Задача обычная: уничтожить артиллерийские позиции врага в двух километрах западнее Вилко-вишки. Обнаружить цель, севернее которой протекает широкая река и где сходятся железная и шоссейная дороги, не представляло трудности. И поэтому Недбайло чувствовал себя спокойно, уверенный, что все будет в порядке. В воздухе ни одного вражеского истребителя - это тоже неплохо.

Однако опытные летчики ни при каких условиях не оставались благодушными. В разных условиях старались применять различные боевые порядки, чтобы в случае неожиданной встречи с воздушным противником иметь максимум преимуществ. Так было и на этот раз: когда до линии фронта осталось километра четыре-пять, Недбайло перестроил свою группу из "клина" шестерки в правый "пеленг". Потом включил передатчик и, сообщив на контрольный пункт свой позывной, запросил разрешения начать атаку цели.

С земли приказали указанную ранее цель не штурмовать, а выйти на юго-восточную окраину города и ударить по вражеским танкам.

Так бывало не раз. Недбайло быстро анализирует обстановку, прикидывает, с какой стороны лучше заходить на цель, и отдает команду ведомым перестроиться в боевой порядок "круг". Экипажи, строго выдерживая заданные дистанции, образуют гигантское кольцо.

Фашисты почувствовали, что вот-вот начнется атака, и стали обстреливать штурмовиков. Однако несколько жидких трасс малокалиберной зенитной артиллерии прошли далеко в стороне. Недбайло уже собрался было отдать команду о начале атаки, как вдруг заработал наземный передатчик и в наушниках шлемофона ясно прозвучали слова о грозящей опасности:
- Вас атакуют 12 истребителей ФВ-190. Будьте внимательны!

Анатолий требует от ведомых приготовиться к бою и тотчас передает прикрывающим истребителям:
- Веду оборонительный бой в боевом порядке "круг".

Пока состоялся этот радиообмен, Недбайло внимательно изучал воздушную обстановку. Действительно, со стороны солнца прямо на них мчалась группа тупоносых истребителей. Вражеские самолеты росли на глазах. Недбайло знал, что воздушные стрелки уже изготовились к отражению атаки и, как только позволит дистанция, откроют огонь по врагу.

Однако замысел, фашистских летчиков был иной. Прежде всего они обрушились на истребителей, на четырех "яков", летевших несколько выше штурмовиков. Фашисты попытались оторвать группу прикрытия от штурмовиков и сковать ее боем. Частично это им удалось. Недбайло увидел, как две пары ФВ-190 связали боем "яков". Остальные-восемь "фокке-вульфов" стремительно приближались к шестерке "илов". Прошла секунда, еще секунда. И вдруг, словно по команде, открыли огонь воздушные стрелки всех шести самолетов. Огонь был настолько эффективным, что вражеские истребители тотчас отвалили в сторону.

Первая атака была отражена. Но что теперь предпримет противник, чтобы, используя свое численное преимущество, не допустить штурмовиков к цели?

Что бы он ни предпринял, Анатолию Недбайло было ясно одно: нужно твердо держать оборонительный круг и при любой повторной атаке использовать всю силу огня штурмовиков для поражения воздушного противника.

А противник тем временем пошел на новую хитрость. Четверка продолжала сковывать боем пару наших истребителей. Вторая четверка ушла в сторону солнца, видимо, желая, выбрать новый удачный момент для.атаки. Третья четверка "фокке-вульфов" разбилась на пары и заняла исходную позицию для атаки оборонительного круга штурмовиков сверху и снизу. В тот же миг обе эти пары, заметив разрыв между самолетом Недбайло и замыкающим круг "илом", набросились на последний.

Но не скованная боем пара "яков" решительно пошла в атаку на двух нижних "фокке-вульфов". И тут же ведущий вражеский самолет вспыхнул, так и не успев открыть огонь по штурмовикам.

Но загорелся не один ФВ-190. Наблюдавшие за боем с земли увидели, как почти одновременно были сражены три вражеских самолета. Кто же сбил еще два?

Ведущего верхней пары поджег Недбайло. Он выпустил по фашистскому самолету сразу четыре реактивных снаряда. Разгадав хитрость врагов, он специально создал разрыв между самолетами, летящими по кругу, и, когда верхняя вражеская пара стала приближаться к штурмовику, летящему впереди, направил свой самолет на ведущего и выпустил снаряды. Почти одновременно стрелок-радист самолета Недбайло открыл огонь по ведомому нижней пары.

Все три вражеских истребителя рухнули на землю. Вторая атака врага захлебнулась в огне наших истребителей и штурмовиков.

Потеряв три самолета, "фокке-вульфы" больше в бой не вступали. Они оставили в покое наших "яков" и скрылись вдали, за линией фронта.

Но штурмовики еще не выполнили поставленной перед ними задачи. Настало самое подходящее время это сделать. Недбайло отдал команду к атаке и первый перешел в пикирование на вражеские танки. Снова заработали пушки, и на голову врага посыпались противотанковые бомбы.

Когда все боеприпасы, предназначенные для наземных целей, были израсходованы, с запада появилась группа МЕ-109. Недбайло немедленно подал команду приготовиться. И как только он стал имитировать новую атаку, его ведомые все вдруг развернулись и четко перестроились в новый боевой порядок. Вражеские летчики сочли за лучшее не вступать в бой со штурмовиками.

Так закончился этот трудный бой. А сколько их всего на счету летчика Анатолия Константиновича Недбайло! И в каждом проявились выдержка и настойчивость, летное мастерство и командирские качества героя.



Недбайло Анатолий Константинович - командир эскадрильи 75-го гвардейского Сталинградского Краснознамённого ордена Суворова 2-й степени штурмового авиационного полка (1-я гвардейская Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан.

Родился 28 января 1923 года в городе Изюм Харьковской губернии (ныне в Харьковской области, Украина). Из семьи рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу, Краматорский аэроклуб.

В Красной Армии с мая 1941 года, призван Краматорским районным военкоматом Сталинской (ныне Донецкой) области Украинской ССР. Учился в Ворошиловградской военно-авиационной школе пилотов, вместе с ней осенью 1941 года был эвакуирован в Чкаловск (ныне Оренбург), там окончил её в 1943 году.

В боях Великой Отечественной войны младший лейтенант А.К. Недбайло - с 6 марта 1943 года. Воевал на Южном фронте, с октября 1943 - на 4-м Украинском фронте, с июня 1944 года - на 3-м Белорусском фронте. Сначала лётчик, в том же 1943 году стал командиром звена и заместителем командира эскадрильи, с лета 1944 года до Победы - командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Участник Миусской, Донбасской, Днепровской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Белорусской, Восточно- Прусской, Кёнигсбергской, Земландской наступательных операций. Победу встретил в Курляндии. Творчески применял разнообразные способы ведения боя.

Командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Анатолий Недбайло к октябрю 1944 года совершил 130 боевых вылетов, нанес противнику большие потери в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6247).

В последующих боях к апрелю 1945 года отважный лётчик совершил ещё 89 боевых вылетов. Сам был сбит трижды, сажая горящий штурмовик "на брюхо", в бою 5 февраля 1944 года был тяжело ранен. В воздушных боях сбил 5 самолётов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено вторично звание Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда".

После Великой Отечественной войны майор А.К. Недбайло продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР. Успешно окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию в 1951 году. С мая 1951 года - заместитель начальника Высшей офицерской авиаконструкторской школы. С декабря 1953 года - преподаватель кафедры методики боевой подготовки Краснознамённой Военно-воздушной академии. С 1956 года - начальник штаба тяжелого бомбардировочного авиационного полка. С 1957 года - начальник кафедры тактики и истории военного искусства Харьковского высшего авиационно-командного училища. С октября 1960 года - начальник кафедры истории военного искусства Харьковского высшего военного инженерного командного училища. С июня 1962 года - заместитель начальника Казанского артиллерийско-технического училища. С марта 1964 года - начальник факультета заочного обучения Рижского высшего военного командного инженерного училища. С октября 1968 года - заместитель начальника Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. Генерал-майор авиации (1970).

С сентября 1983 года генерал-майор авиации А.К. Недбайло - в отставке. Активно занимался ветеранской и общественной работой, был председателем Совета ветеранов - Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Украины.

Жил в городе-герое Киеве. Скончался 13 мая 2008 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Генерал-лейтенант (звание присвоено Президентом Украины).

Награждён орденом Ленина (19.04.1945), 3 орденами Красного Знамени (31.10.1943, 17.01.1944, 29.01.1945), орденом Александра Невского (18.09.1944), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1945, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (3.05.1944), 2 орденами Красной Звезды (23.07.1943, 1982), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1975), медалями, украинскими орденами Богдана Хмельницкого 1-й, 2-й и 3-й степеней (соответственно 2005, 5.05.1999, 7.05.1995).

Бронзовый бюст Героя установлен в родном городе Изюм.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

Перед штурмовиками была поставлена задача: возвести дымовую завесу на участке, где предполагалось форсировать реку. Выполнение ее возлагалось на звено штурмовиков без прикрытия истребителей. Сложность задания очевидна: летчикам нужно промчаться возле самых позиций противника на высоте 20- 30 метров под огнем всех видов оружия.

Командир полка гвардии майор Н.Ф. Ляховский перебрал в памяти всех своих летчиков: командир звена Э. Бикбулатов, этот справится несомненно. И другие летчики звена тоже уже тертые калачи.

Таким тертым калачом Ляховский считал и Анатолия Недбайло, хотя тот только-только начинал постигать боевое искусство. Опытный командир сумел разглядеть в молодом летчике хорошие боевые задатки и не ошибся.
- Итак, "специальники",- весело сказал Бикбулатов, обращаясь к летчикам, которым предстояло выполнить специальное задание,- дело новое и сложное. Прежде давайте уясним маневр. Необходимо точно и в то же время скрытно выйти в заданный район. Вначале пойдем в разомкнутом боевом порядке, чтобы не утомить себя. Силы нам понадобятся над целью. За 15-20 километров от Миусы, над пунктом Н., переходим на бреющий, а над вражеским берегом "горкой" набираем метров 200 высоты. Первый выброс химического состава произвожу я. Когда появится дымовая завеса, воздушные стрелки должны открыть огонь по огневым точкам противника.

На этом закончилась подготовка к полету.

И вот самолеты уже над целью. Под крыльями самолетов стремительно проносятся траншеи пехоты, пулеметные гнезда. Недбайло зорко следит за ведущим, чтобы не прозевать ответственный момент начала постановки дымовой завесы. Вот шлейф дыма вырывается из-под самолета Бикбулатова. "Раз, два, три... шесть..." - отсчитывает в уме необходимое время Анатолий и видит, что и второй летчик звена, И. В. Калитин, включил дымовые приборы вслед за командиром. Мимо продолжают проноситься вражеские позиции, огрызающиеся пушечным и пулеметным огнем. Советские самолеты летят сквозь этот огонь.

"Одиннадцать, двенадцать..." - продолжает считать Недбайло и нажимает на гашетку. Химические приборы вступают в действие.

В этот момент Бикбулатов бросает машину сначала вверх, затем вниз и ведет огонь по позициям врага. Ведомые следуют за ним. Потом - новый резкий маневр, и штурмовики возвращаются на свой аэродром.

За отличное выполнение этого сложного задания Недбайло была вручена первая правительственная награда - орден Красной Звезды.

Боевые полеты продолжались. 15 августа 1943 года командир эскадрильи Е. Е. Крывошлык собрал летчиков и сказал:
- На аэродроме Кутейниково противник сосредоточил до 80 самолетов. Нашему полку поручено ударить по этому аэродрому тремя шестерками. Одну из боевых групп приказано вести мне.

Командир эскадрильи определил состав шестерки. Недбайло летел замыкающим. Это был его первый боевой выпет на штурмовку вражеского аэродрома.

"Только я закончил перестроение,- рассказывает о вылете Недбайло,- как первая шестерка стремительно пошла в атаку. За ней - вторая... "Еще секунда, и мы обрушимся на вражеский аэродром",- пронеслось в сознании. Прослеживаю взглядом направление пикирования второй шестерки; по отражению солнечных лучей обнаруживаю самолетные стоянки. Машины стояли в каком-то беспорядке по группам. "Так вот он, аэродром",-думаю я и вслед за ведущим ввожу штурмовик в пике. Взор прикован к самолету командира. Малейшее промедление - и бомбы пройдут мимо цели. Еще мгновение - и вниз полетели реактивные снаряды с самолета ведущего. Я делаю то же самое. На стоянке вражеских машин вздыбились взрывы.

Снова слежу за ведущим группы. "Ильюшин" выходит из атаки, и в этот момент из его бомболюков тяжелыми темными каплями падают бомбы. Дважды нажимаю на кнопку сброса. Увеличиваю обороты до максимальных, бросаю взгляд влево, назад. Снова вижу клубы дыма над стоянками; то там, то здесь вспыхивают языки пламени... Попал!

Впереди идущие шестерки вторично заходят на цель. Вокруг них плывут разрывы снарядов зенитной артиллерии. А спустя несколько секунд и мы проносимся сквозь дым разрывов. Запах пороховой гари наполняет кабину. Вслед за командиром веду огонь из пушек и пулеметов. Ритмичная дрожь то и дело пробегает по самолету. Вражеские стоянки из-за пелены дыма просматриваются с трудом. Появляется еще один мощный фонтан пламени..."

После штурмовки самолет Недбайло был атакован вражескими истребителями. Но воздушный стрелок А. И. Малюк отбил все атаки. Несмотря на то что штурмовик получил серьезные повреждения, Недбайло довел его до своего аэродрома.

Боевая активность летчика росла по мере приобретения личного опыта, по мере того, как усваивался им опыт лучших авиаторов. Однажды Недбайло вылетел на боевое задание в составе группы, ведомой опытным командиром Д. С. Прудниковым. Выполнив задание, группа возвращалась на свой аэродром. И здесь ведущий заметил фашистских бомбардировщиков Ю-88, летевших в направлении наших войск. У командира быстро созрело решение: атаковать! В этом необычном для штурмовиков бою советские летчики сбили шесть фашистских самолетов. На другой день Недбайло сбил Ю-87, а его стрелок - еще один бомбардировщик.

Недбайло топил вражеские корабли в Черном море, совершал налеты на аэродромы противника, летал на разведку. И в каждом боевом вылете старался выбрать из многочисленных и разнообразных приемов ведения боя такой, который поставил бы противника в трудное положение и обеспечил победу советским летчикам.

О собенно многому научился Недбайло в боях за освобождение Крыма. При налете на аэродром в районе Херсона, прикрытый сильным зенитным огнем, он не пошел в лобовую атаку, а избрал маршрут над морем. Группа шла на бреющем полете, потом самолеты резко набрали высоту и неожиданно появились в тылу у гитлеровцев. Перестроившись из боевого порядка "клин" в боевой порядок "змейка" и маневрируя среди зенитных разрывов, они всей своей огневой мощью обрушились на вражеские самолеты. Разумно построенный, боевой порядок обеспечивал свободу маневра каждого экипажа. Восемь раз заходили на цель советские летчики. Находившиеся на аэродроме фашистские самолеты были уничтожены. Наша группа вернулась на свой аэродром в полном составе.

Настал новый день - и новая победа: в северной бухте Севастополя Недбайло и его ведомые потопили вражеский корабль.

И так день за днем, от победы к победе.

Июль 1944 года, 3-й Белорусский фронт. Под мощными ударами советских частей фашисты откатывались на запад. Летчики с воздуха поддерживали наземные войска; уничтожали отходящие колонны фашистских автомашин, эшелоны на станции Городзики; помогали добивать вражескую группировку, окруженную нашими войсками в 12-15 километрах восточнее Минска.

8 июля ведомая Недбайло шестерка, состоявшая исключительно из молодых летчиков, вылетела для нанесения бомбово-штурмового удара у переправы через реку Свислочь.

Местность, проплывавшая под крыльями самолетов, хорошо просматривалась. На подходе к заданному району, на дороге между двумя зелеными массивами, показалась растянувшаяся колонна войск врага. У реки Свислочь на широкой поляне, свободной от деревьев, царило смятение: на берегу перед узким проходом, словно отара овец, теснилась различная военная техника.

Штурмовики делают заход и в правом пеленге наносят бомбовый удар. Цель накрыта. Самолеты перестраиваются в "круг" и начинают штурмовать разрозненные части неприятельской группировки на поляне и вдоль дороги.

В момент пикирования мимо штурмовиков проносятся крупные снаряды.

"Бьют из танковых орудий",- подумал Недбайло и в ответ послал на врага реактивные снаряды.

Затем командир взял ручку на себя, перевел машину в набор высоты. Окинул взглядом ведомых. Машина младшего лейтенанта Н. М. Киреева продолжала стремительно пикировать, оставляя за собой клубы серого дыма.

В чем дело?
- Выводи! - крикнул Недбайло по радио.- Земля, зем... Но поздно. Горящий штурмовик врезался в самую гущу вражеских танков и автомашин. Огненная шапка взрыва поднялась над поляной, выбрасывая во все стороны груды бесформенных обломков.

О подвиге Киреева стало известно всему фронту. Специальная листовка, выпущенная политуправлением, рассказывала всем воинам о доблести героя. Гвардии младший лейтенант Киреев был навечно зачислен в списки части.

М ного внимания уделял Недбайло поиску новых тактических приемов. Всем летчикам были хорошо известны преимущества боевого порядка "круг". Одно плохо: когда штурмовики завершали выполнение задания, им, чтобы следовать на аэродром, приходилось перестраиваться в "пеленг" или в другой боевой порядок. В зависимости от числа самолетов на такое перестроение уходило от трех до десяти минут. Этого момента и поджидали многие фашистские летчики. Они, как коршуны, набрасывались на штурмовиков и нередко наносили им существенный урон.

"Как уберечь экипажи от губительного вражеского огня в эти минуты?" - вот вопрос, решению которого Недбайло посвящал короткие минуты фронтового отдыха.

В одном из боевых вылетов, когда Недбайло был ведущим, ему после атаки удалось перестроить свою группу так быстро, что противник, не успев опомниться, вместо "круга" увидел "пеленг", уходящий на свою территорию. Попробовали было фашистские истребители обрушиться на штурмовиков, но потеряли один самолет и отказались от преследования.

"Значит, можно собрать группу в короткое время",- обрадовался Анатолий и попробовал разобраться, как это произошло.

Большой лист бумаги пересекает волнистая линия - линия фронта. Посередине круг - кривая, по которой будут двигаться самолеты над целью. Половина круга проходит над территорией противника, половина - над нашей. На кругу шесть самолетов. Под номером один - ведущий.

Недбайло бережно прикалывает листок к бревенчатой стене землянки и начинает объяснять летчикам:
- Над целью работаем обычно. Как только сделаем последний заход, я командую: "Приготовиться", а сам продолжаю имитировать атаку. Вы же по следующей моей команде резко разворачиваетесь, берете курс на свою территорию и следуете все в одну точку сбора,- Анатолий протянул длинные пунктирные линии от каждого самолета к указанной точке.

Беседа затянулась. Говорили о важности четкого взаимодействия не только между экипажами штурмовиков, но и с истребителями прикрытия, о необходимости изменения боевого порядка еще до подхода к цели и многом, многом другом, что могло обеспечить победу в новых боях.

Все, о чем говорил Недбайло и что дополняли летчики, проверили в полете. Вышло неплохо.

Наши войска наступали по литовской земле. Продвигались вперед быстро и, чтобы не было задержек, штурмовиков вызывали на поле боя по нескольку раз в день. Наши летчики громили артиллерийские батареи, подавляли сильно укрепленные узлы сопротивления, штурмовали вражескую пехоту. Были дни, когда в воздухе не появлялось ни одного фашистского истребителя, и тогда штурмовики чувствовали себя хозяевами положения.

Н о так было не всегда.

Недбайло вел шестерку "илов". Над ними кружили четыре наших истребителя "як". Задача обычная: уничтожить артиллерийские позиции врага в двух километрах западнее Вилко-вишки. Обнаружить цель, севернее которой протекает широкая река и где сходятся железная и шоссейная дороги, не представляло трудности. И поэтому Недбайло чувствовал себя спокойно, уверенный, что все будет в порядке. В воздухе ни одного вражеского истребителя - это тоже неплохо.

Однако опытные летчики ни при каких условиях не оставались благодушными. В разных условиях старались применять различные боевые порядки, чтобы в случае неожиданной встречи с воздушным противником иметь максимум преимуществ. Так было и на этот раз: когда до линии фронта осталось километра четыре-пять, Недбайло перестроил свою группу из "клина" шестерки в правый "пеленг". Потом включил передатчик и, сообщив на контрольный пункт свой позывной, запросил разрешения начать атаку цели.

С земли приказали указанную ранее цель не штурмовать, а выйти на юго-восточную окраину города и ударить по вражеским танкам.

Так бывало не раз. Недбайло быстро анализирует обстановку, прикидывает, с какой стороны лучше заходить на цель, и отдает команду ведомым перестроиться в боевой порядок "круг". Экипажи, строго выдерживая заданные дистанции, образуют гигантское кольцо.

Фашисты почувствовали, что вот-вот начнется атака, и стали обстреливать штурмовиков. Однако несколько жидких трасс малокалиберной зенитной артиллерии прошли далеко в стороне. Недбайло уже собрался было отдать команду о начале атаки, как вдруг заработал наземный передатчик и в наушниках шлемофона ясно прозвучали слова о грозящей опасности:
- Вас атакуют 12 истребителей ФВ-190. Будьте внимательны!

Анатолий требует от ведомых приготовиться к бою и тотчас передает прикрывающим истребителям:
- Веду оборонительный бой в боевом порядке "круг".

Пока состоялся этот радиообмен, Недбайло внимательно изучал воздушную обстановку. Действительно, со стороны солнца прямо на них мчалась группа тупоносых истребителей. Вражеские самолеты росли на глазах. Недбайло знал, что воздушные стрелки уже изготовились к отражению атаки и, как только позволит дистанция, откроют огонь по врагу.

Однако замысел, фашистских летчиков был иной. Прежде всего они обрушились на истребителей, на четырех "яков", летевших несколько выше штурмовиков. Фашисты попытались оторвать группу прикрытия от штурмовиков и сковать ее боем. Частично это им удалось. Недбайло увидел, как две пары ФВ-190 связали боем "яков". Остальные-восемь "фокке-вульфов" стремительно приближались к шестерке "илов". Прошла секунда, еще секунда. И вдруг, словно по команде, открыли огонь воздушные стрелки всех шести самолетов. Огонь был настолько эффективным, что вражеские истребители тотчас отвалили в сторону.

Первая атака была отражена. Но что теперь предпримет противник, чтобы, используя свое численное преимущество, не допустить штурмовиков к цели?

Что бы он ни предпринял, Анатолию Недбайло было ясно одно: нужно твердо держать оборонительный круг и при любой повторной атаке использовать всю силу огня штурмовиков для поражения воздушного противника.

А противник тем временем пошел на новую хитрость. Четверка продолжала сковывать боем пару наших истребителей. Вторая четверка ушла в сторону солнца, видимо, желая, выбрать новый удачный момент для.атаки. Третья четверка "фокке-вульфов" разбилась на пары и заняла исходную позицию для атаки оборонительного круга штурмовиков сверху и снизу. В тот же миг обе эти пары, заметив разрыв между самолетом Недбайло и замыкающим круг "илом", набросились на последний.

Но не скованная боем пара "яков" решительно пошла в атаку на двух нижних "фокке-вульфов". И тут же ведущий вражеский самолет вспыхнул, так и не успев открыть огонь по штурмовикам.

Но загорелся не один ФВ-190. Наблюдавшие за боем с земли увидели, как почти одновременно были сражены три вражеских самолета. Кто же сбил еще два?

Ведущего верхней пары поджег Недбайло. Он выпустил по фашистскому самолету сразу четыре реактивных снаряда. Разгадав хитрость врагов, он специально создал разрыв между самолетами, летящими по кругу, и, когда верхняя вражеская пара стала приближаться к штурмовику, летящему впереди, направил свой самолет на ведущего и выпустил снаряды. Почти одновременно стрелок-радист самолета Недбайло открыл огонь по ведомому нижней пары.

Все три вражеских истребителя рухнули на землю. Вторая атака врага захлебнулась в огне наших истребителей и штурмовиков.

Потеряв три самолета, "фокке-вульфы" больше в бой не вступали. Они оставили в покое наших "яков" и скрылись вдали, за линией фронта.

Но штурмовики еще не выполнили поставленной перед ними задачи. Настало самое подходящее время это сделать. Недбайло отдал команду к атаке и первый перешел в пикирование на вражеские танки. Снова заработали пушки, и на голову врага посыпались противотанковые бомбы.

Когда все боеприпасы, предназначенные для наземных целей, были израсходованы, с запада появилась группа МЕ-109. Недбайло немедленно подал команду приготовиться. И как только он стал имитировать новую атаку, его ведомые все вдруг развернулись и четко перестроились в новый боевой порядок. Вражеские летчики сочли за лучшее не вступать в бой со штурмовиками.

Так закончился этот трудный бой. А сколько их всего на счету летчика Анатолия Константиновича Недбайло! И в каждом проявились выдержка и настойчивость, летное мастерство и командирские качества героя.

Недбайло Анатолий Константинович - командир эскадрильи 75-го гвардейского Сталинградского Краснознамённого ордена Суворова 2-й степени штурмового авиационного полка (1-я гвардейская Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан. Родился 28 января 1923 года в городе Изюм Харьковской губернии (ныне в Харьковской области, Украина). Из семьи рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил неполную среднюю школу, Краматорский аэроклуб. В Красной Армии с мая 1941 года, призван Краматорским районным военкоматом Сталинской (ныне Донецкой) области Украинской ССР. Учился в Ворошиловградской военно-авиационной школе пилотов, вместе с ней осенью 1941 года был эвакуирован в Чкаловск (ныне Оренбург), там окончил её в 1943 году. В боях Великой Отечественной войны младший лейтенант А.К. Недбайло - с 6 марта 1943 года. Воевал на Южном фронте, с октября 1943 - на 4-м Украинском фронте, с июня 1944 года - на 3-м Белорусском фронте. Сначала лётчик, в том же 1943 году стал командиром звена и заместителем командира эскадрильи, с лета 1944 года до Победы - командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Участник Миусской, Донбасской, Днепровской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Белорусской, Восточно- Прусской, Кёнигсбергской, Земландской наступательных операций. Победу встретил в Курляндии. Творчески применял разнообразные способы ведения боя. Командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Анатолий Недбайло к октябрю 1944 года совершил 130 боевых вылетов, нанес противнику большие потери в живой силе и технике. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6247). В последующих боях к апрелю 1945 года отважный лётчик совершил ещё 89 боевых вылетов. Сам был сбит трижды, сажая горящий штурмовик "на брюхо", в бою 5 февраля 1944 года был тяжело ранен. В воздушных боях сбил 5 самолётов врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Анатолию Константиновичу Недбайло присвоено вторично звание Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда". После Великой Отечественной войны майор А.К. Недбайло продолжил службу в Военно-Воздушных Силах СССР. Успешно окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию в 1951 году. С мая 1951 года - заместитель начальника Высшей офицерской авиаконструкторской школы. С декабря 1953 года - преподаватель кафедры методики боевой подготовки Краснознамённой Военно-воздушной академии. С 1956 года - начальник штаба тяжелого бомбардировочного авиационного полка. С 1957 года - начальник кафедры тактики и истории военного искусства Харьковского высшего авиационно-командного училища. С октября 1960 года - начальник кафедры истории военного искусства Харьковского высшего военного инженерного командного училища. С июня 1962 года - заместитель начальника Казанского артиллерийско-технического училища. С марта 1964 года - начальник факультета заочного обучения Рижского высшего военного командного инженерного училища. С октября 1968 года - заместитель начальника Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. Генерал-майор авиации (1970). С сентября 1983 года генерал-майор авиации А.К. Недбайло - в отставке. Активно занимался ветеранской и общественной работой, был председателем Совета ветеранов - Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Украины. Жил в городе-герое Киеве. Скончался 13 мая 2008 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Генерал-лейтенант (звание присвоено Президентом Украины). Награждён орденом Ленина (19.04.1945), тремя орденами Красного Знамени (31.10.1943, 17.01.1944, 29.01.1945), орденами Александра Невского (18.09.1944), тремя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1945, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (3.05.1944), двумя орденами Красной Звезды (23.07.1943, 1982), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1975), медалями, украинскими орденами Богдана Хмельницкого 1-й, 2-й и 3-й степеней (соответственно 2005, 5.05.1999, 7.05.1995). Бронзовый бюст Героя установлен в родном городе Изюм. Автор книги "В гвардейской семье".

    Анатолий Константинович Недбайло 28 января 1923(19230128) 13 мая 2008 Место рождения … Википедия

    Энциклопедия «Авиация»

    Недбайло Анатолий Константинович - А. К. Недбайло Недбайло Анатолий Константинович (р. 1923) — советский лётчик, генерал майор авиации (1970), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов… … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1923) дважды Герой Советского Союза (1945), генерал майор авиации (1970). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир эскадрильи; 219 боевых вылетов … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 28.1.1923, г. Изюм Харьковской области), дважды Герой Советского Союза (19.4.1945 и 29.6.1945), генерал майор авиации (1970). Член КПСС с 1944. В Красной Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военно авиационную школу пилотов (1943) и Военно …

    - (р. 1923) советский лётчик, генерал майор авиации (1970), дважды Герой Советского Союза (дважды 1945). В Советской Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (1943), Военно воздушную академию (1951; ныне имени Ю. А … Энциклопедия техники

    - (род. 28.01.1923) летчик штурмовик, дважды Герой Советского Союза, генерал майор авиации (1970). Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Был командиром эскадрильи 75 гв. шап. Совершил 219 боевых вылетов, сбил лично 1 самолет… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1923), Герой Советского Союза (1945 дважды), генерал майор авиации (1970). В Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, командир эскадрильи; 219 боевых вылетов. * * * НЕДБАЙЛО Анатолий Константинович НЕДБАЙЛО Анатолий Константинович (р … Энциклопедический словарь

    Недбайло украинская фамилия. Известные носители: Недбайло, Анатолий Константинович (1923 2008) участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал майор авиации. Недбайло, Михаил Иванович (1901 1943) … … Википедия

    Анатолий Константинович (р. 28.1.1923, г. Изюм Харьковской области), дважды Герой Советского Союза (19.4.1945 и 29.6.1945), генерал майор авиации (1970). Член КПСС с 1944. В Красной Армии с 1941. Окончил Ворошиловградскую военно… … Большая советская энциклопедия