Отношения

Твардовский весенние строчки тема и идея. Анализ стихотворения Твардовского «Весенние строчки

Александр Трифонович Твардовский

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня —
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

Оттаял перемерзший хутор,
На солнце окна прослезил.
И только заморозок утра
Кладет дорогу по грязи.

Лишь утром прорезают сани
У перелеска тишину.
А к полдню — полем солнце тянет
Большую теплую весну.

Из синевы чужого края
В затишье чуткое болот
Журавушки, перекликаясь,
Свершают новый перелет...

У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентом в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже. Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Трудно сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.

Примером тому может служит стихотворение «Весенние строчки», написанное в 1925 году и посвященное родному хутору Загорье. Именно здесь прошли самые безмятежные и романтичные годы жизни юного поэта, который научился простыми словами передавать красоту окружающего мира. Обычное весеннее утро поэт воспринимает, как дар небес, отмечая: «Не торопясь, понемногу, солнце встает за бугром». Его лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком. С первыми солнечными лучами оживает природа, ведь утром у каждого есть свои заботы и обязанности.

«Заговорила скворешня - маленький радостный дом», — отмечает автор, восхищаясь не только трудолюбивыми птичками, но и тем, как просыпается окружающий его мир. Вот уже солнце нагрело первые проталины, и о приходе весны говорят не только деревья и ранние полевые цветы, но и открытые настежь ворота сельских усадьб, прогретые солнцем завалинки возле домов.

Как и многие русские поэты, Твардовский наделяет качествами живых людей неодушевленные предметы, что придает его произведениям удивительную образность. «оттаял перемерзший хутор, на солнце окна прослезил», — отмечает поэт. Он также не устает удивляться тому, как быстро преображается природа. Еще утром по заснеженной опушке леса мчались сани, «а к полудню - полем солнце тянет большую теплую весну».

Однако самым точным и верным предсказателем смены времен года являются журавли, которые, «перекликаясь, свершают новый перелет» и возвращаются на родину из теплых южных стран. Их прилет означает, что холода уже не вернутся, и весна действительно вступила в свои права. Новая страница жизни открыта, и удивительный автор, именуемый природой, уже начинает свою очередную летопись времен года.

«Весенние строчки» Александр Твардовский

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня —
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

Анализ стихотворения Твардовского «Весенние строчки»

У многих любителей поэзии творчество Александра Твардовского ассоциируется с событиями Великой Отечественной войны. Действительно, этот поэт ушел на фронт военным корреспондентов в 1938 году и принимал участие сперва в финской компании, потом в освобождении западной Белоруссии. Затем были фронтовые дороги Великой Отечественной войны, которую поэт встретил в Воронеже. Однако мало кто знает о том, что в душе Твардовский до самой смерти оставался тонко чувствующим лириком, кумирами которого были Пушкин и Лермонтов, Фет и Некрасов. Трудно сказать, как бы сложился творческий путь этого человека, если бы не война. Но бесспорно одно: лирические произведения Твардовского не менее интересны, чем военная поэзия.

Примером тому может служит стихотворение «Весенние строчки», написанное в 1925 году и посвященное родному хутору Загорье. Именно здесь прошли самые безмятежные и романтичные годы жизни юного поэта, который научился простыми словами передавать красоту окружающего мира. Обычное весеннее утро поэт воспринимает, как дар небес, отмечая: «Не торопясь, понемногу, солнце встает за бугром». Его лучи поэт сравнивает с тонким орешником, ветви которого гнутся под легким весенним ветерком. С первыми солнечными лучами оживает природа, ведь утром у каждого есть свои заботы и обязанности.

«Заговорила скворешня – маленький радостный дом», — отмечает автор, восхищаясь не только трудолюбивыми птичками, но и тем, как просыпается окружающий его мир. Вот уже солнце нагрело первые проталины, и о приходе весны говорят не только деревья и ранние полевые цветы, но и открытые настежь ворота сельских усадьб, прогретые солнцем завалинки возле домов.
Как и многие русские поэты, Твардовский наделяет качествами живых людей неодушевленные предметы, что придает его произведениям удивительную образность. «оттаял перемерзший хутор, на солнце окна прослезил», — отмечает поэт. Он также не устает удивляться тому, как быстро преображается природа. Еще утром по заснеженной опушке леса мчались сани, «а к полудню – полем солнце тянет большую теплую весну».

Однако самым точным и верным предсказателем смены времен года являются журавли, которые, «перекликаясь, свершают новый перелет» и возвращаются на родину из теплых южных стран. Их прилет означает, что холода уже не вернутся, и весна действительно вступила в свои права. Новая страница жизни открыта, и удивительный автор, именуемый природой, уже начинает свою очередную летопись времен года.

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

«Весенние строчки» Александр Твардовский

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня -
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот.

1.К какому виду лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________________

2.Как поэт воспринимает обычное весеннее утро? _______________________________________________________________________________________

3.Найдите и выпишите олицетворения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Определите стихотворный размер: _______________________________________________________

5.Определите основное настроение лирического героя: _______________________________________________________________________________________

      Весенние строчки

      Утренник лег на дорогу
      Ровным сухим полотном.
      Не торопясь, понемногу
      Солнце встает над бугром.

      Солнце, как тонкий орешник,
      Выросло медным кустом.
      Заговорила скворешня -
      Маленький радостный дом.

      Желтое стадо проталин
      В поле проснулось, живет...
      Радость угретых завалин,
      Радость открытых ворот...

      Оттаял перемерзший хутор,
      На солнце окна прослезил.
      И только заморозок утра
      Кладет дорогу по грязи.

      Лишь утром прорезают сани
      У перелеска тишину.
      А к полдню - полем солнце тянет
      Большую теплую весну.

      Из синевы чужого края
      В затишье чуткое болот
      Журавушки, перекликаясь,
      Свершают новый перелет...

      Урожай

      Дышат грудью запотелой
      Желтогривые овсы.
      Чем-то теплым,
      Чем-то спелым
      Веет с нашей полосы.

      Дай ступну ногой босою
      По колючему жнивью.
      Дай блестящею косою
      Срежу полосу мою.

      Под овсяный говор нивы
      Жарким потом обольюсь.
      Я вдвойне тогда счастливый,
      Если вволю потружусь.

      На гумне под темной крышей
      Отдохнут в скирдах снопы.
      Утро раннее услышит,
      Как зазвякают цепы.

      На душе простор-веселье,
      Непочатый счастья край...
      Валит хлеб златой метелью.
      Здравствуй, Новый урожай.

Обратите внимание, как последовательно поэт обращался к страшным событиям сталинских репрессий в стихотворениях и поэмах, как в самое тяжелое время заговорил о тяготах, которые переживает народ, сначала в небольших отступлениях, затем в полный голос («Теркин на том свете», «За далью - даль», «По праву памяти»). В каждой из последних поэм есть раздумья о горестных страницах нашей истории. Например, целая глава «Так это было» в поэме «За далью - даль» посвящена воспоминаниям.

Подумаем вместе с поэтом над строчками:

      Когда кремлевскими стенами
      Живой от жизни огражден,
      Как грозный дух он был над нами,-
      Иных не знали мы имен.

      Гадали, как еще восславить
      Его в столице и селе.
      Тут ни убавить,
      Ни прибавить,-
      Так это было на земле...

      Так это было: четверть века
      Призывом к бою и труду
      Звучало имя человека
      Со словом Родина в ряду.

      Оно не знало меньшей меры,
      Уже вступая в те права,
      Что у людей глубокой веры
      Имеет имя Божества.

      И было попросту привычно,
      Что он сквозь трубочный дымок
      Все в мире видел самолично
      И всем заведовал, как Бог...

Высокая требовательность к себе всегда отличала писателя и редактора Александра Трифоновича Твардовского. Вот почему каждая строчка вызывает доверие и ответное чувство благодарности и признательности.

      Кому другому, но поэту
      Молчать потомки не дадут.
      Его к суровому ответу
      Особый вытребует суд.

      Я не страшусь суда такого
      И, может, жду его давно,
      Пускай не мне еще то слово,
      Что емче всех, сказать дано.

      Мое - от сердца - не на ветер,
      Оно в готовности любой:
      Я жил, я был - за все на свете
      Я отвечаю головой...
      Александра Трифоновича Твардовского