Обучение

"Мцыри": история создания поэмы. Творческая история поэмы «Мцыри 1 какое событие поспособствовало написанию поэмы мцыри

В творчестве русского поэта и прозаика М.Ю. Лермонтова поэма как жанр, а также тема Кавказа всегда занимали особое место. «Мцыри» - это произведение, написанное уже в зрелом возрасте и воплотившее в себе лучший опыт автора-романтика, не раз воспевавшего величественную природу гор и создававшего образ неукротимого и свободолюбивого героя.

Непростая история создания поэмы «Мцыри» Лермонтова всегда вызывала интерес у читателей. Тем более что ее сюжет помогает понять идеалы и нравственные убеждения самого автора. В какой-то мере можно считать исповедь героя способом выражения помыслов и надежд, томивших поэта в сложное для России время.

Как возник замысел поэмы «Мцыри»

История создания произведения уходит корнями еще в юношеские годы Лермонтова. В семнадцатилетнем возрасте он оставил запись, в которой отмечал, что хотел бы посвятить одно из своих творений ровеснику, томившемуся в монастыре (он ассоциировался у поэта с тюрьмой) и мечтающему обрести свободу. Сам Лермонтов писал, что самым трудным для него в тот момент стал выбор идеалов. Пока они были непонятны в полной мере страстной натуре автора, произведение не удавалось. Все, что получалось написать (это поэмы 30-х годов «Исповедь» и «Боярин Орша»), являлось не тем, о чем мечтал молодой человек.

История создания поэмы «Мцыри» Лермонтова: хронология

Герой-послушник имел родственные образы в более ранних произведениях поэта. В 1830 году была написана поэма «Исповедь». Ее основу составлял монолог молодого испанца-отшельника, попавшего в монастырь-тюрьму. Герой, приговоренный к смерти, ничуть не жалеет о своей участи. Напротив, он бунтует против жестоких законов и проявляет готовность к борьбе за человеческую любовь. О своих нереализованных мечтах и стремлениях он поведал старому монаху - в этом уже угадывается сюжетная основа «Мцыри».

Чуть позже история создания рассказа «Мцыри» получает свое развитие. В середине 30-х годов Лермонтов пишет другую поэму - «Боярин Орша». Действие в ней происходит в страшные годы правления Ивана Грозного. История жизни главного героя Арсения напрямую перекликается с судьбой испанца, а некоторые строки их пламенных речей практически полностью повторяются. В новой поэме сюжет становится более сложным и включает историю несчатной любви простого холопа и дочери знатного боярина. Позже основные идеи этих произведений (кстати, Лермонтов их так и не опубликовал) найдут воплощение в рассказе о Мцыри, что позволяет говорить об их прямой взаимосвязи.

Таким образом, прошли годы, прежде чем юношеская идея М.Ю. Лермонтова нашла воплощение в сюжете известной романтической поэмы. Так история создания произведения «Мцыри» охватила несколько лет работы автора.

Путешествие по Военно-Грузинской дороге

Очередным толчком к реализации задуманного для поэта стала первая ссылка. В 1837 году М.Ю. Лермонтов, следуя к месту «заточения», проезжал мимо одного из кавказских монастырей в Мцхете (так называлась в старые времена столица Грузии). Здесь и произошла его встреча с уже пожилым монахом, с образом которого сейчас и связывается история создания «Мцыри». Лермонтов, по свидетельству П. Висковатова, после состоявшейся беседы вспомнил о своей давней мечте.

Бэри (так в Грузии называли служителя монастыря) поведал грустную историю собственной жизни. Когда-то давно, еще шестилетним мальчиком, он попал в плен и был привезен русским генералом (по версии Лермонтова - Ермоловым) в эти края. Один из послушников монастыря Джавари отнесся к ребенку с сочувствием и оставил его у себя. Пленник сначала пытался протестовать, даже предпринимал побег, едва не закончившийся его гибелью. Однако со временем он полностью смирился со своей судьбой и навсегда остался жить среди монахов. Именно этот рассказ вдохновил Лермонтова на написание новой истории о вольнолюбивом и мятежном герое. Так судьба старого бэри и история создания поэмы «Мцыри» превратились в одно целое.

Работа над произведением

Вернувшись с Кавказа, поэт вернулся к своему давнему замыслу и органически объединил его с услышанным рассказом. Дикая и прекрасная кавказская природа, а точнее окрестности монастыря Джавари, расположенного рядом с местом слияния двух могучих и Арагвы, более всего подходила в качестве фона (особенность романтических поэм) для разворачивавшихся событий. Вспомнились и грузинские фольклорные произведения (например, легенда о диком барсе), услышанные Лермонтовым в предыдущие поездки на Кавказ. Они-то и повлияли существенным образом на характер Мцыри. История создания поэмы, таким образом, все больше привязывалась к хорошо знакомым особенностям жизни на Кавказе и личным впечатлениям, оставшимся от многократных посещений этих мест. В результате довольно скоро родился текст романтической поэмы: на ее рукописи сохранилась пометка автора, указывавшая на день завершения работы: 5 августа 1839 года. А на следующий год произведение было напечатано в сборнике со стихотворениями поэта.

Выход в свет

История создания поэмы «Мцыри» включает и рассказ С. Аксакова о том, как в мае 1840 года поэт лично читал главу «Бой с барсом» на именинах писателя Н.В. Гоголя. Писатель сам не присутствовал на вечере, но общался с бывшими там гостями. По его словам, новое «детище» Лермонтова было встречено с восторгом и вызвало живой отклик.

Другие воспоминания о знакомстве с поэмой оставил Он писал, что в 1839 году посетил Царское Село, где в тот момент находился поэт. В один из вечеров он навестил Лермонтова, который пребывал в возбужденном состоянии и прочитал ему от начала до конца новую «великолепную» поэму под названием «Мцыри».

Формирование сюжетной основы

Обработка услышанного рассказа и соотнесение его с идейным замыслом произведения - это тоже история создания «Мцыри». Лермонтов не сразу придумал такое название. В черновом варианте поэма именовалась «Бэри». По мере работы и воплощения творческого замысла заголовок произведения изменился. Слово «бэри» в переводе на русский язык означает «монах». Но герой Лермонтова еще не прошел обряд пострига, поэтому для его названия больше подходило «мцыри». Кроме того, в грузинском языке это слово имело еще одно значение - чужеземец, человек одинокий, без родни и друзей. Это в полной мере характеризует главного героя поэмы.

Зов страстной души

Судьбы у старца из Джавари, беседовавшего с поэтом, и юноши из поэмы сложились по-разному - это был принципиально авторский подход. Первый смирился со своей участью и дожил в монастыре до старости. Второй желает любым способом обрести свободу. В своем стремлении он не боится выступить против незнакомого, но такого близкого ему мира природы. Она является символом вольной жизни для Мцыри.

История создания поэмы включает и подобную трансформацию жизни юного пленника - образ старца в большей мере определил дух героя, родившегося на Кавказе.

Почему Мцыри погибает

Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя.

Идейный замысел «Мцыри», история создания поэмы свидетельствуют о бунтарском духе самого поэта, задыхавшегося в атмосфере бездушия, царившего в России в 30-е годы 19 века. Это его мечта об «исполинской натуре», стремящейся к борьбе и готовой идти в своем стремлении до конца.

Поэма — один из центральных жанров в творчестве М. Ю. Лермонтова. За свою жизнь великий поэт соз-дал около тридцати поэм. Одна из лучших — поэма «Мцыри» . Это плод деятельной и напряженной твор-ческой работы М. Ю. Лермонтова.

В основу поэмы, согласно мнению многих литера-туроведов, свободолюбивый лирик положил историю, которая не являлась редкостью для тех времен. Рус-ский генерал везет с Кавказа плененного мальчика, который по пути заболевает, и генерал оставляет его в монастыре, где и проходит оставшаяся жизнь несча-стного пленника. Этот сюжет был духовно близок по-эту-романтику. Да и замысел написать о семнадцати-летнем монахе, оторванном от родины, зрел у М. Ю. Лермонтова давно.

Поначалу поэт хотел назвать свое произведение «Бэри», что в переводе с грузинского означает «мо-нах». Однако Лермонтову было важно поставить в центр поэмы человека, не чуждого мирским радостям и жаждущего жизненных волнений, поэтому от пер-воначального названия он отказался и выбрал дру-гое — «Мцыри», что означает «неслужащий монах». Герой поэмы шестилетним мальчиком попадает на чужбину и остается в монастыре, где его из жалости приютил послушник. Поначалу он не идет на контакт с иноком и протестует, как умеет, против своего поло-жения: отказывается от пищи, ведет себя гордо. Тем не менее со временем он привыкает ко всему и даже забывает родной язык.

Исчезновение Мцыри становится для обитателей монастыря настоящей загадкой. Чтобы объяснить по-ведение героя, автор предоставляет вниманию читате-ля его исповедь. В исповеди Мцыри говорит о тоске, которая, как червь, грызла его все эти годы. Не зная слов «отец» и «мать», герой стремился найти хоть ко-го-то из близких и прижаться к их груди. Он также мечтал о жизни, полной тревог и страстей. За одну та-кую жизнь он готов был отдать две жизни в монастыре и за такой жизнью отправился, совершив побег. Дни побега стали истинной жизнью для Мцыри, истин-ным счастьем.

В поэме «Мцыри» автор воплощает патриотиче-скую идею. Не случайно в первоначальном эпиграфе к произведению говорилось, что у человека только одно отечество. Названная идея сочетается в поэме с идеей свободы. Обе идеи сливаются в одну, но «пламенную страсть» героя. Любовь к родине и жажда воли — при-чины побега Мцыри. Монастырь для него — тюрьма. Привычные кельи душны и отвратительны. Мцыри руководит желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы».

Герой готов сражаться за родину, и Лермонтов с симпатией воспевает воинственные мечты Мцыри. В снах являются Мцыри сражения, где он победитель. Мечты зовут его в «чудный мир тревог и битв». Тоскуя о родине, юноша говорит, что мог бы быть «в краю от-цов не из последних удальцов».

У Мцыри есть основание так полагать. Ему свойст-венна сила духа и суровая сдержанность, он сильный человек. «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда», — говорит он о себе.

Огромным эмоциональным потрясением становит-ся для Мцыри встреча с красавицей-грузинкой. Образ темноокой смуглянки живо тронул его сердце, не знавшее еще любви. Однако юноша, побеждая нахлы-нувшие чувства, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы, к которой он стремится.

Героя, бежавшего из монастыря, поражают и чу-десные пейзажи, великолепные просторы, которые открываются ему, истосковавшемуся по свободе. С упоением говорит он о пышных полях, о холмах, по-крытых венцом, о деревьях, «разросшихся кругом», о грудах темных скал, о горных хребтах, о «седом не-зыблемом Кавказе».

Нарисованный Лермонтовым пейзаж служит пре-красным средством раскрытия образа героя. Бывший монастырский узник чувствует свою близость с при-родой.

В схватке с барсом открывается вся мощь сильного характера Мцыри. Он выходит победителем из по-единка с могучим зверем. Смерть не страшна для Мцыри. Истинная гибель для него — возвращение в монастырь.

Огромное разочарование настигает героя, когда, заблудившись, он вновь оказывается у стен монасты-ря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он не раскаивается в содеянном, и за несколько минут воли по-прежнему готов отдать «рай и вечность». Побежденный волей обстоятельств юноша духовно не сломлен. Он заставляет восхищаться своей муже-ственностью, цельностью характера.

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри!» — писал В. Г. Бе-линский. Белинский также считал, что Мцыри — лю-бимый идеал поэта, «отражение в поэзии тени его соб-ственной личности». Данные слова авторитетного критика позволяют утверждать, что поэма «Мцы-ри» — одна из вершин художественного наследия Лермонтова.

1839 год, 5 августа - в этот день, как свидетельствует поставленная на рукописи дата, Михаил Юрьевич Лермонтов завершил работу над поэмой «Мцыри». Написанию произведения предшествовали многие годы поиска источника вдохновения, размышлений над воплощением идеи и, безусловно, непосредственная работа над текстом.

В своем дневнике семнадцатилетний Лермонтов написал следующее: «Создать записки юноши-монаха в возрасте семнадцати лет. Живет в монастыре с детских лет. Читает только священные книги». Пройдет еще 10 лет, прежде чем юный Михаил смог воплотить замысел в жизнь.

Созданию поэмы «Мцыри» предшествовала работа над другими произведениями – «Исповедью» и «Боярином Оршей». Обе истории повествуют читателю о судьбе людей, посвятивших себя служению Богу: в «Исповеди» лирического героя, монаха, осуждают на казнь за любовь, а в поэме «Боярин Орша» центральным образом становится воспитанник монастыря. Примечательно, что текст ранних разработок был включен в содержание «Мцыри».

Однако, основным источником вдохновения для написания поэмы, по словам двоюродного брата Лермонтова, стала завораживающая природа Кавказа. С горной жизнью писатель познакомился в юном возрасте. Вслушиваясь в многовековые легенды о сражении отважного юноши и тигра, вдыхая чистый воздух и наслаждаясь пейзажами, – вероятно, тогда мальчик Миша еще не подозревал, что в его челе уже зародилась гениальная идея... Истинным толчком к работе над романтической поэмой стало путешествие Лермонтова на Кавказ в сознательным возрасте. Во время продолжительных странствий Михаил Юрьевич проникся традициями местного населения. Старая Военно-грузинская дорога - путь, пройдя по которому, поэт получил необходимые для создания шедевра русской литературы знания: здесь он встретил героя своего произведения, пожилого монаха. Долгий разговор по душам убедил Лермонтова в уникальности судьбы монастырского слуги. История реального человека легла в основу поэмы «Мцыри».

Возвратившись в Царское Село, Михаил Юрьевич начинает усердно трудиться над поэмой. Писатель проектирует созданные ранее наброски на прототип из реальной жизни. Единственная корректива, которую Лермонтов вносит в рассказ монаха, дабы придать произведению поистине романтический дух, - «Мцыри» не мирится с жизнью в монастыре. Из-под вдохновенного пера живо вылетали строки, яркие метафоры, наполненные кавказским менталитетом и фольклором мысли, уникальные эпитеты.

Одним из первых легендарную поэму «Мцыри» посчастливилось услышать из уст автора А. Н. Муравьеву. Слова восхищения поэтическим талантом Лермонтова, его искусным умением играть словами и обличать разительные сцены в живые образы выражены в одном из его мемуаров. Муравьев пишет: «Никогда никакое произведение не оказывало на меня столь сильного влияния». Пожалуй, современный читатель не может не согласиться с приведенным высказыванием: настолько ярко Лермонтов проявил своего внутреннего романтического гения в поэме «Мцыри», чем вписал свое имя золотыми буквами в историю не только русской, но и мировой литературы.

Лермонтов Мцыри История создания поэмы

Начало истории создания знаменитой поэмы «Мцыри», одной из самых романтических поэм Лермонтова Михаила, при грамотной обработке могла бы сама по себе очень легко лечь в основу сюжета для целой повести, а не одной лишь поэмы. Но, по мнению автора весь смысл очень логично сложился в поэму.

Идея создать и написать поэму о неком юном монахе, который по стечению судьбы погибал в неволе местного монастыря, появилась у поэта ещё в очень юном, практически детском возрасте.

Начал работать над поэмой Михаил ещё во время своего семнадцатилетнего возраста, позже в его личном дневнике были найдены записи о данной поэме, или как принято говорить о первых её зарисовках.

Так же следует отметить, что вся поэма "Мцыри" состоит из нескольких частей, а в её написании задействовано несколько этапов жизни самого автора.

Сделать поэму необычной, помогло впечатление и любовь автора к Кавказу, который он посещял ещё в детском возрасте, вместе со своей бабушкой. Вот именно детские зарисовки он и использовал после в поэме, ведь все мы родом из детства.

Считается, что основная история создания поэмы "Мцыри" примечательна тем, что автор лично был знаком с главным героем своего произведения. Об этом рассказывали в своих воспоминаниях сразу два родственника великого русского поэта, и автора таких замечательных строк.

В 1837 году Михаил Лермонтов познакомился со старым монахом, который и поведал ему эту увлекательную и захватывающую историю, о жизни монаха, который был последним из монастыря, поблизости Мцхете.

Совсем маленьким мальчиком он был привезен в этот монастырь, так как из-за своей болезни не мог продолжать путь. После когда мальчик, повзрослел и окреп он не раз пытался убежать из того самого монастыря, так как очень хотел оказаться дома.

Одна из таких попыток чуть не стоила ему жизни. Вскоре он заболел, и лишь после продолжительной болезни решил остаться в монастыре, смирившись со своей судьбой.

Картинка или рисунок Мцыри история создания

Военное время. 1943 год. В один подмосковный городок прибывает эшелон с солдатами, которые едут на фронт. Здесь часто проезжают поезда, но не для всех бойцов этот город – родной.

  • Краткое содержание Шекспир Зимняя сказка

    Как и многие произведения Шекспира, Зимняя сказка входит в жанр трагикомедии. Пьеса, написанная в 1611 году, полностью соответствует своему названию, благодаря присутствию в ней вымышленных мест и фантастической географии

  • История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. 17- летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове идеалы. Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме Мцыри. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.


    В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.


    На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.


    Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.




    На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».


    Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Поэма написана в виде страстной исповеди героя.


    Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.


    Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Авторское вступление Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.








    Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы


    Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён. Художественное своеобразие


    Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.


    Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).


    Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул). Метафоры передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств(бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).


    Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры) Риторические вопросы, восклицания, обращения являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность(дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).


    Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм. И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал… Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал! В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.

    «Мцыри» - это лирическая поэма Лермонтова. Она была написана в 1839 году и опубликована год спустя в сборнике под названием «Стихотворения М.Лермонтова». Один из современников Михаила Юрьевича - критик В.Белинский - писал, что в этом произведении отражен «любимый идеал нашего поэта». Об одном из прекрасных образцов классической романтической русской поэзии - поэме «Мцыри» - будет рассказано в этой статье.

    История написания

    «Мцыри» - это произведение, написанное под впечатлением от жизни на Кавказе. Прототипом сюжета поэмы послужила история из жизни горцев, услышанная Лермонтовым в 1837 году, во время первой ссылки. Михаил Юрьевич, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, познакомился в Мцхете с одиноким монахом. Тот поведал ему историю своей жизни. Священнослужитель в детстве был пленен русским генералом и оставлен в местном монастыре, где провел, несмотря на тоску по Родине, всю свою жизнь.

    Некоторые элементы грузинского фольклора мог использовать в своем произведении М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» в своем сюжете содержит центральный эпизод, в котором герой борется с барсом. В народной грузинской поэзии существует тема схватки юноши и тигра, нашедшая отражение в другой знаменитой поэме - «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.

    Название и эпиграф

    В переводе с грузинского языка «мцыри» - это «неслужащий монах», «послушник». У этого слова имеется и второе значение: «чужемец», «пришелец из чужих краев». Как видим, Лермонтов выбрал для своей поэмы наиболее подходящее название. Интересно, что первоначально Михаил Юрьевич назвал свою поэму «Бэри», что по-грузински означает «монах». также претерпел изменения. Сначала Лермонтов использовал для него фразу: «On n’a qu’une seule patrie» ("У каждого есть только одно отечество"), однако позже поэт избрал для эпиграфа выдержку из 1-ой Книги царств (14 глава): «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю». Эти слова символизируют собой нарушение естественного хода вещей.

    В поэме «Мцыри», содержание которой известно многим российским читателям, рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы. Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей. Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет. Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.

    Жанр и композиция поэмы

    Множество произведений о жизни на Кавказе написал Лермонтов. Поэма «Мцыри» - одно из них. Кавказ у поэта ассоциируется с территорией безграничной вольности и свободы, где человек имеет возможность проявить себя в схватке со стихией, слиться с природой и подчинить ее собственной воле, выиграть бой с самим собой.

    Сюжет романтической поэмы сосредоточен вокруг чувств и переживаний одного лирического героя - Мцыри. Форма произведения - исповедь - дает возможность наиболее правдиво и глубоко раскрыть душевный облик юноши. Композиция произведения типична для такого рода поэм - герой поставлен в необычные обстоятельства, монолог-исповедь занимает главное место, описывается внутреннее состояние человека, а не внешняя обстановка.

    Однако есть и отличия от типичного романтического произведения. В поэме нет недоговоренности и недосказанности. Здесь точно указано место действия, поэт информирует читателя об обстоятельствах, которые привели юношу в монастырь. Взволнованная речь Мцыри содержит последовательный и логичный рассказ произошедших с ним событий.

    Природа и действительность

    Поэма «Мцыри» - это не только психологически достоверное изложение внутренних переживаний главного героя, но и великолепное описание грузинской природы. Она является живописным фоном, на котором разворачиваются события в произведении, а также служит инструментом для Реакция юноши на грозу, когда он «обняться с бурей был бы рад», описывает его как человека необузданного и смелого, готового к битве со стихией. Душевное состояние героя в тихое утро после грозы, его готовность к постижению тайн «неба и земли» характеризует парня как человека тонкого и чувствительного, способного видеть и понимать прекрасное. Природа для Лермонтова - это источник внутренней гармонии. Монастырь в поэме - символ враждебной действительности, заставляющей сильного и неординарного человека гибнуть под воздействием ненужных условностей.

    Предшественники в литературе

    Поэма «Мцыри», герои которой описываются в этой статье, имеет несколько литературных предшественников. Похожая история, повествующая о судьбе молодого монаха, описывается в поэме «Чернец» И. Козлова. Несмотря на аналогичное содержание у этих произведений разная идейная составляющая. В поэме Лермонтова просматривается влияние декабристской литературы и поэзии И.В. Гете. «Мцыри» несет в себе мотивы, которые уже появлялись в ранних произведениях поэта: «Боярин Орша» и «Исповедь».

    Современники Лермонтова заметили сходство «Мцыри» с «Шиньонским узником» Байрона, переведенным на русский язык Жуковским. Однако герой ненавидит общество и желает остаться в одиночестве, тогда как Мцыри стремится к людям.

    Критика

    Самые лестные отзывы получил от критиков М.Лермонтов. «Мцыри» покорил литературоведов не только идейным содержанием, но и формой изложения. Белинский отмечал, что с мужской рифмой, которым написано произведение, «звучит и отрывисто падает, как удар меча», и этот стих гармонирует с «несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

    Современники Лермонтова с восторгом вспоминают о чтении «Мцыри» самим автором. в «Знакомстве с русскими поэтами» описывал сильное впечатление, которое получил от прочтения Михаилом Юрьевичем этой поэмы в Царском Селе.

    Заключение

    «Мцыри» - это лучшая поэма М.Ю. Лермонтова. В ней поэт продемонстрировал свое стихотворное мастерство и выразил идеи, которые были близки его мятежной натуре. Страсть и сила, с которой Михаил Юрьевич описывал страдания юноши, способного на великие свершения, но вынужденного прозябать в тишине монастырских стен, безусловно, выражают сокровенные переживания самого автора. Каждый из нас теперь может перечитать «Мцыри», проникнуться мощью и красотой этого удивительного произведения и… прикоснуться к прекрасному.