Отношения

Политика англии в начале 20 века. Политическое и экономическое положение Англии в конце XIX — начале XX века

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И ИСТОРИИ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Контрольная реферативная работа

по дисциплине "Всемирная (синхронная) история"

на тему: "Внутренняя и внешняя политика Англии в начале XXв"

Выполнила: студентка гр. 04.3-302

Калимуллина Альбина

Проверил: к.и.н., доцент кафедры

Международных отношений

Пеньковцев Р.В.

Введение

1. Внутренняя политика Англии в начале XX в

1.1 Особенности внутренней политики Англии XX в

1.2 Ирландский вопрос

1.3 Рабочее движение в Англии

2. Внешняя политика Англии на рубеже XX в

Заключение

Список используемых источников

Введение

В начале XX века английская экономика продолжала своё развитие. Возросло производство угля, увеличилось потребление хлопка, бурно развивалось сельское хозяйство, производство продуктов питания, сырья для легкой промышленности. Но, несмотря на успешное развитие, английская промышленность заметно теряла свои позиции, отставание от конкурентов увеличивалось. Из «Мировой кузницы», «Мировой мастерской» Англия превращалась в одну из высокоразвитых стран. Но, несмотря на некоторые неудачи в экономике, несмотря на то, что Великобритания проиграла экономическую гонку Германии, она оставалась величайшей колониальной державой с территорией, занимающей 20% поверхности земного шара. Англия практиковала как прямое, управление в колониях (колонии напрямую подчиненные английской короне). Многие колонии практически не имели никаких прав на самостоятельность, на самоопределение. Все их действия направлялись из Лондона. Так и косвенное управление. В некоторых колониях смешивались разные формы управления (Индия, Нигерия, и т. д.). Англия постоянно расширялась как колониальная держава. В 1907 году Новая Зеландия стала белым доминионом Англии. Доминионы даже при прямых формах управления имели самостоятельность на порядок выше, чем остальные колонии. В 1914 году Англия устанавливает протекторат над Египтом. Англия развивалась как колониальная держава вследствие того, что колонии приносили огромную прибыль, причём это самый простой вид прибыли. Легче что-то выкачать из другой страны, чем самим произвести продукцию. Английская буржуазия диктовала официальному Лондону: «Чем больше у Англии колоний, тем богаче английская буржуазия.

1. Внутренняя политика Англии в начале XX в

1.1 Особенности внутренней политики Англии XX в

английский ирландский экономика политика

В декабре 1905 года еще до парламентских выборов, власть перешла в руки либерального кабинета. Лидер партии Г. Кэмпбелл-Баннерман включил в состав своего правительства как либералов-империалистов - Э. Грея, Г. Асквита и др., так и радикалов - Д. Ллойд Джорджа, У. Черчилля. Парламентские выборы 1906 года принесли жестокое поражение консерваторам. Правительство либералов оставалось вплоть до 1916 года. Правительство внесло ряд законопроектов. Считаясь с требованиями рабочих, оно сделало стачку и стачечные фонды легальными. Лорды из опасения перед тред-юнионами не решились задержать этот закон. Но зато все остальные билли, которое внесло правительство в 1906-1908 годах они либо отвергали, либо так уродовали, что правительство само брало их обратно. Бессилие парламента разочаровывало массы. Кемпбэлл-Баннерман под давлением левого крыла либералов и лейбористов внес в начале 1908 года в парламент резолюцию протеста против лордов. Лейбористы внесли предложение упразднить палату лордов, но это предложение было отвергнуто. Либералы были за более умеренную реформу. Резолюция, принятая тремя четвертями нижней палаты, требовала реформы палаты лордов в интересах обеспечения демократического законодательства. Либеральная буржуазия внушала массам, что борьба против палаты лордов- эта борьба за демократию в интересах народа. По всей Англии устраивались массовые митинги и демонстрации, на которых ораторы решительно осуждали поведение палаты лордов и даже требовали ее ликвидации. Другие говорили: надо сделать палату лордов избираемой. Даже консерваторы, боясь, что столь архаическое учреждение не выдержит напора демократии, были согласны на реформу палаты лордов, желая превратить ее в избираемое, но все же аристократическое собрание с той же полнотой власти, что и нижняя палата. Асквит и руководство либералов не соглашались ни на одни из предложенных планов. Они пошли по другому пути. Они решили сохранить палату лордов как наследственное, аристократическое учреждение, но ограничить ее права таким образом, чтобы к финансовым, экономическим биллям палата лордов не имела никакого касательства, в отношении же всех других биллей палата лордов получила бы только отсрочивающее вето: срок отсрочки - 2 года по истечении которых билль, принятый нижней палатой поступает на утверждение королю, минуя палату лордов. Продолжительность парламента сокращалась с семи до пяти лет. Эта была прогрессивная, хотя и до предела ограниченная реформа - ведь лорды могли затянуть принятие любого закона. Летом 1910 было организовано “Совещание 8-ми”, которое, однако, так и не пришло к единому мнению. В ходе переговоров палата лордов для укрепления своих позиций согласилась принять бюджет 1909-1910 года и даже заявила о своем согласии реформироваться. Когда 15 ноября 1910 года вновь открылась сессия парламента, лидер консерваторов в палате лордов Ленсдаун внес законопроект, основной смысл которого сводился к тому, чтобы особо важные и спорные вопросы передавались на всенародное голосование, а по финансовым биллям созывались объединенные заседания обеих палат. Не трудно понять, что принятие этого предложения Ленсдауна обеспечивало бы господство консерваторов, которые на совместном заседании палат составляли бы подавляющее большинство, так как соотношение тори и либералов выражалось 5: 1 (ясно, что если даже тори имели в палате общин меньшинство, они, соединившись со своими однопартийцами в верхней палате, в любом случае должны были иметь большинство). Палата лордов одобрила проект Ленсдауна, палата общин не согласилась с ним. Единственным выходом из создавшегося положения вновь оказался роспуск парламента и назначение новых выборов. Выборы в палату общин проходили в декабре 1910 г. Они не принесли каких-либо изменений в распределении мест, хотя либералы для того, чтобы добиться победы, обещали гомруль Ирландии и новые реформы.

В крайне ограниченном характере парламентской реформы проявлялась реакционная политика власти, которая стремилась сохранить как можно больше отживших институтов. Одним из важных имперских мероприятий Кемпбэлл-Баннермана было предоставление автономии завоеванным бурским республикам. Эта мера открыла возможность создания в Южной Африке нового доминиона- Южно-Африканского Союза. Вскоре Кемпбэлл-Баннерман, к тому времени уже больной старик, ушел в отставку. На посту его сменил Асквит. Сам Асквит принадлежал к крылу либералов-империалистов. Ллойд-Джордж получил в новом кабинете крупный пост министра финансов, который рассматривался как второй после премьера пост в кабинете. Эта было средством успокоить левое, радикальное крыло партии, лидером которой считался Ллойд-Джордж.

Годы правительства Асквита - это новая ступень в нарастании внутренних и внешнеполитических затруднений Британской империи, новая ступень в нарастании предвоенного кризиса. Рабочий класс становится все более беспокойным. С 1906 года непрерывно поднималась война стачек. Внутренняя политика характеризуется весьма сложным лавированием, сочетаемым с шумной кампанией вокруг социальных реформ. Отдельной строкой можно упомянуть о том, что выборы 1906 года характеризуется крупной победой кандидатов, выставленных новой политической организацией - Комитетом рабочего представительства, переименованным в том же году в рабочую партию. Либералы, обладавшие большим опытом социальной демагогии и лавирования, прикрывавшие свою агрессивность во внешней политике пацифисткой фразеологией, лучше могли выполнить роль, отведенную ей правящими кругами, чем чересчур прямолинейные консерваторы. Понятно, что буржуазия нуждалась в ловких демагогах, которые отвлекли бы внимание от гонки вооружений, сумели бы прикрыть милитаристскую политику фразами о том, что“все это делается исключительно в интересах мира, в интересах охраны культуры, в интересах родины и т. д. ”. Одной из наиболее ярких реформ этого периода можно считать закон о страховании. Оно было построено на значительных взносах со стороны рабочих и меньших со стороны хозяев, к которым государство прибавляло небольшую дотацию. Им охватывалось меньше половины рабочих и служащих страны. Страховое пособие было весьма небольшим. Страхование было передано не профсоюзам, а особым государственным организациям. Несомненной уступкой рабочему классу был также закон о компенсациях рабочим, принятый в 1906 году. Если по закону 1897 года право на получение пособий от предпринимателей при несчастных случаях распространялось лишь на некоторые категории рабочих, то теперь - практически все рабочие, хотя размер пособий был ничтожный. В 1908 году был принят закон о пенсиях для стариков. Право на пенсию в размере 5 шиллингов в неделю получили лица, достигшие 70-летнего возраста и имевшие не более 26 фунтов стерлингов годового дохода. В том же году специальным законом устанавливался 8-часовой рабочий день для углекопов. В 1909 году учреждены биржи труда, в функции которых входило посредничество между предпринимателями и рабочими при найме рабочей силы.

В марте 1913 года вошел в силу закон о фондах тред-юнионов. Закон был результатом борьбы тред-юнионов. Обилие стачек, их упорный характер заставили правительства Асквита отказаться от старой английской доктрины невмешательства в промышленные конфликты. Улаживание промышленных контактов Ллойд-Джорджем в 1906-1908 г. г было первым шагом в этом направлении, когда министр выступал только в качестве посредника между сторонами. При Асквите правительство пыталось официально с помощью законодательства, пойти дальше по этому пути. Асквит пытался ввести в Англии арбитражное разбирательство конфликтов государственными третейскими органами. Асквит придавал этой системе настолько большое значение, что сам стал даже председателем Центрального арбитражного совета.

Нужно отметить и тот факт, что Англия в этот период в основном свой бюджет расходует на армию, флот и укрепление бюрократического аппарата империи. Среди крупнейших европейских держав Англия стояла на первом месте по военным расходам на душу населения. Война начинает рассматриваться, как единственное средство покончить с двумя злейшими врагами английской буржуазии: кайзеровской Германией и рабочим движением. Англия принимала энергичные меры в подготовке войны. В 1901 году организуется комитет обороны империи, вместо главнокомандующего в 1895 г. создается высший военный совет. В 1909 году формируется имперский генеральный штаб, включавший представителей доминионов. Военный министр в кабинете либералов Холдейн проводит реорганизацию армии, взамен существовавших ранее гражданской милиции и добровольческих сил были сформированы единые территориальные части с массовым резервом. С Францией еще в 1905 году договорились о совместных действиях, а в дальнейшем- распределили обязанности военно-морских сил: Франция сосредотачивала свой флот в Средиземном море, а Англия - в Северном. Параллельно военным мероприятиям на суше осуществлялось военно-морское строительство. Назначенный в 1904 г. первым лордом адмиралтейства Фишер начал реорганизацию военно-морских сил с расчетом на войну против Германии. Особенностью милитаристской политики Англии было то, что она тщательно маскировала свою агрессивность миролюбивыми фразами, вводившими в заблуждение общественное мнение, как в самой Англии, так и за ее пределами, а также тем, что внимание самого народа было искусно отведено в сторону широковещательной программы социальных реформ. Истинный смысл политики либералов можно проследить по событиям, связанным с так называемым “революционным бюджетом” Ллойд-Джорджа. 29 апреля 1909 года Ллойд-Джордж внес проект бюджета на 1909-1910 финансовый год. В проекте фигурировал дефицит в более чем 15 млн. ф. ст., который обуславливался главным образом военными расходами. Достаточно сказать, что дополнительно к существующей военно-морской программе предполагалось построить восемь броненосцев. Стараясь ослабить впечатление от громадных военных расходов, либералы старались усиленно подчеркнуть “большие” ассигнования на пенсии старикам (по закону 1908 года). Основные споры развернулись, прежде всего, вокруг приходной части бюджета. Правительство предлагало ввести ряд новых косвенных налогов. Известно, что после ликвидации хлебных законов в 1846 году в Англии были отменены почти все косвенные налоги. Основным видом обложения был прямой налог с доходов. Однако по мере потери Англией своей промышленной монополии начали восстанавливать один косвенный налог за другим. Особенно ожесточенные споры шли в отношении прямых налогов. До 1902 г. существовало два основных прямых налога: налог на заработанный и незаработанный доход и введенный в 1894 году налог на наследства. Здесь Ллойд-Джордж предложил увеличить их и ввести новые прямые налоги, затрагивавшие в большей степени крупных землевладельцев:

1) Налог на “незаработанные приращения”. Так как по мере роста городов резко выросла и стоимость земли, чем пользовались помещики, искусственно взвинчивая на них цены. Правительство предложило произвести оценку действительной стоимости земли по всей стране. При продаже помещиком какого-либо участка одна пятая часть разницы между стоимостью этого участка и той ценой, за которую он продан, должна идти в пользу государства. Это и был налог за незаработанное приращение.

2) Налог на постройки, касающийся арендных отношений в Англии.

3) Обложение пустующих земель. В Англии существовало много пустующих земель, которые помещики не сдавали в аренду и не продавали, дожидаясь нового повышения цен. В бюджете 1909-1910 года было предусмотрено введение налога в размере 0, 5 пенса на каждый фунт рыночной стоимости этих земель.

4) Налог на ренту, получаемую лендлордами с предпринимателей-арендаторов. Много участков помещики сдавали шахтовладельцам, которые за право добычи, например, каменного угля, платили, кроме земельной ренты, лендлордам особую ренту.

Либеральный кабинет усиленно подчеркивал, что все эти дополнительные доходы пойдут в основном на улучшение жизни народа. В действительности никакого блаженного века, естественно, не наступило. Однако наиболее реакционные круги, защищая свои интересы, летом и осенью начали шумную агитационную кампанию против бюджета, особенно против налогов на незаработанные приращения. Палата общин утвердила в третьем чтении бюджет, предложенный кабинетом. Палата лордов отвергла бюджет. Это привело к обострению ситуации и впоследствии к реформированию палаты лордов.

1.2 Ирландский вопрос

Внутреннее положение Англии серьезно обострилось в связи с новыми осложнениями в ирландском вопросе. Надежды английских правящих кругов на то, что принятый в 1903 г. закон о продаже помещичьих земель крестьянам ослабит ирландское национальное движение, не оправдались. Партия шинфейнеров требовала полной независимости Ирландии, критиковала ирландскую фракцию в парламенте и ее лидера Редмонда, рассчитывавших получить из рук либералов самоуправление (гомруль) для Ирландии. Развитие массового движения в Ирландии побудило ирландскую парламентскую фракцию вновь поставить вопрос о гомруле. Либеральный кабинет, зависевший от поддержки ирландских депутатов, после долгих проволочек внес в 1912 г. в парламент билль о гомруле. Согласно этому биллю власть в Ирландии передавалась двухпалатному парламенту в составе сената, назначаемого английским правительством, и палаты общин, избираемой на основе действующих избирательных законов. Из ведения ирландского парламента изымались вопросы войны и мира, руководство вооруженными силами, сношения с иностранными государствами, введение новых налогов, полиция и т. д. Английский парламент мог отменить любой акт парламента в Дублине. Исполнительная власть оставалась в руках английского лорда-лейтенанта. Даже в таком виде билль о гомруле встретил решительное сопротивление английских консерваторов. Трижды он принимался палатой общин, но встречал упорное сопротивление в палате лордов. Согласно закону 1911 г. полагалось после третьего решения нижней палаты направить билль на подпись королю, несмотря на возражения палаты лордов. Однако консерваторы решили не уступать. Поскольку конституционные средства были исчерпаны, консервативная партия стала действовать иным путем. На первый план был выдвинут так называемый олстерский вопрос. Олстер -- северо-восточный угол Ирландии, представлял собой самую промышленную часть «зеленого острова». Около половины населения Олстера составляли протестанты, среди которых из поколения в поколение воспитывалась ненависть к ирландским католикам. Консерваторы решили оторвать Олстер от остальной Ирландии; с этой целью они начали формировать вооруженные отряды. Лидер олстерских консерваторов Э. Карсон осенью 1912 г. призвал силой воспрепятствовать распространению гомруля на «протестантские» графства Ирландии. Созданные Карсоном вооруженные отряды насчитывали почти сто тысяч человек, имели артиллерию, пулеметы, бронеавтомобили. В начале 1914 г. английское правительство решило отправить в Олстер несколько полков, чтобы взять в свои руки контроль над ним. В ответ офицеры этих полков объявили, что отказываются повиноваться приказу правительства. Офицерский «бунт» был поддержан высшим командованием -- генералами Вильсоном, Френчем и другими, угрожавшими подать в отставку. Правительство либералов поспешило уступить. «Армия похоронила законопроект о гомруле», -- торжествовала консервативная печать.

Летом 1914 г. в Ирландии началось создание армии волонтеров для защиты от банд Карсона. Вся Ирландия превратилась в вооруженный лагерь. Английское правительство, смотревшее сквозь пальцы на действия олстерцев, теперь всячески препятствовало доставке оружия ирландским волонтерам.

26 июля полиция в Дублине открыла огонь по ирландским националистам. Было убито и ранено несколько десятков человек. Дублинский расстрел вызвал взрыв возмущения в Ирландии. Большое возбуждение царило и в Англии. Только начавшаяся вскоре мировая война дала английской буржуазии возможность справиться с серьезными внутренними затруднениями.

В 1912 году либеральное правительство внесло билль о гомруле, который палата лордов, пользуясь своим правом, дважды отклонила. Ирландия так и осталась “горячей точкой” для Англии. Здесь события разворачивались остро, дело явно шло к гражданской войне. Последствия нерешенной ирландской проблемы обнаруживаются по сей день.

1.3 Рабочее движение в Англии

Рабочее движение в Англии начала XX века определялось положением, в котором находился рабочий класс страны. В самом начале XX века мировой империализм переживал глубокий экономический кризис1. Англия окончательно потеряла свою промышленную монополию. Старые и новые, разорившиеся и процветающие отрасли промышленности стали испытывать кризисы. Это привело к тому, что наступление на права рабочих началось во всех отраслях и по всем линиям экономики Англии. И не было такого отряда рабочего класса, который не испытывал бы на себе все кризисные явления. Положение рабочего класса, естественно, ухудшилось. В наиболее сложном положении были отрасли тяжелой промышленности, угледобывающей, железнодорожной. Именно эти слои рабочего класса, прежде всего, стали испытывать давление со стороны предпринимателей, так как английские капиталисты стремились наверстать потери, которые они несли на мировых рынках, путем снижения себестоимости своих товаров за счет рабочего класса. В то время как имущие классы извлекали огромные прибыли (к началу XX века 1/30 часть всего населения Англии присваивала около трети всего национального дохода), уровень жизни трудящихся падал. Большие масштабы приняла безработица, даже среди квалифицированных рабочих она достигла в эти годы почти 5 %.2

Таким образом, первая особенность положения рабочего класса в начале XX века заключалась в резком ухудшении его материального положения. Объективно это приводило к тому, что для рабочего класса начинался период боевого наступления. Настроения рабочих нашли выражение в массовом стачечном движении, которое нарастало все эти годы, вплоть до начала Первой мировой войны. Начались забастовки в тех отраслях, которые давно уже не применяли забастовок. Большую роль в подъеме рабочего движения сыграла русская революция 1905-1907 гг. События 1905 года в России вызвали симпатию в рядах рабочего класса. 24 января 1905 года в Степни (район Лондона) состоялся митинг безработных. На следующий день рабочие процветающей судостроительной верфи в Ньюкасле организовали в обеденный перерыв митинг протеста против кровавой расправы с рабочими в Петербурге. Собрание Независимой рабочей партии, созванное 25 января, началось с того, что была предложена резолюция, в которой выражались симпатии русскому народу по поводу восстания против тирании. Подобная же резолюция была единодушно принята конференцией Комитета рабочего представительства. Таким образом, революция в России усилила брожение умов в Англии и явилась новым мощным фактором, стимулировавшим активность английского рабочего класса, который в это время проводил энергичную кампанию борьбы против безработицы3. В 1906 году в стачках приняло участие 217 тыс. человек.

Еще одна особенность положения рабочего класса к началу XX века заключалась и в том, что существовал огромный разрыв по уровню благосостояния рабочих в силу раскола отраслей. Такого контраста в материальном положении рабочих не было ни в одной другой европейской стране. Это было связано и с тем, что в Англии была большая прослойка рабочей аристократии. К началу Первой мировой войны она составляла 12 %. Это была уже не верхушка высококвалифицированных рабочих, подкупаемая за счет сверхприбылей английскими монополистами, а партийно-профсоюзная бюрократия, которая в начале XX века сильно увеличилась за счет разорившейся мелкой буржуазии. Таким образом, качественнее изменения в рабочем классе, вызванные его количественным увеличением за счет разорившихся помещиков, крестьян, мелкой и средней буржуазии, создавали дополнительные условия для раскола.

Экономический кризис 1900-1903 годов усилил забастовочные движения. Капиталисты увольняли рабочих с предприятий, ј часть жителей Лондона находилась в условиях нищеты. Даже неквалифицированные рабочие (горняки, докеры) стали осознавать, что необходимо выдвигать не только экономические, но и политические требования в борьбе с монополистической буржуазией (встать на путь самостоятельной политической борьбы). О росте политической сознательности английского рабочего класса косвенно свидетельствовало создание Лейбористской партии. Сознательные рабочие давно уже тяготились зависимостью своих парламентских депутатов от либеральной партии и добивались подлинно самостоятельного представительства в парламенте, чтобы непосредственно влиять на законодательство. Своей первой мишенью капиталисты избрали тред-юнионы. Не только рядовые рабочие, но и лидеры профсоюзов вынуждены были поддержать широкое рабочее движение. Они поняли, что без представительства во власти нельзя влиять на политические процессы в стране. Вопрос о сплочении рабочих сил следовало решить безотлагательно, возникла особенно острая нужда в массовой рабочей партии, способной отстаивать интересы трудящихся в парламенте и во всей стране. Решено было создать Комитет рабочего представительства. Этим было положено начало лейбористской партии. Передовые рабочие добивались создания боеспособной партии, которая направит свои усилия на построение нового общества. Структура Комитета рабочего представительства была весьма своеобразной: это была федерация ряда тред-юнионов и социалистических организаций. В 1906 году он был переименован в Лейбористскую партию Великобритании. Целью этой партии было проведение в парламент своих собственных депутатов. Лейбористская партия представляла собой, в сущности, федерацию различных тред-юнионов, Независимой рабочей партии, Социал-демократической федерации. Эти коллективные члены собирали по одному пенсу с каждого члена своих организаций и вносили деньги в кассу партии. Буржуазия попыталась подорвать материальную базу новой партии. Программа Лейбористской партии откровенно она не носила цельной социалистической направленности. По существу политика лейбористской партии в парламенте сводилась к попыткам «улучшить» капитализм, с тем, чтобы сохранить его, или, грубо говоря, чтобы подкупать английский рабочий класс за счет сверхприбылей, получаемых господствующими классами от империалистической монополии и эксплуатации колоний. Поэтому крупная победа, одержанная лейбористской партией на выборах, носила двойственный характер: с одной стороны, она явилась одним из проявлений дальновидной политики, проводимой той частью правящего класса, которая стремилась отвлечь от борьбы силы, выступавшие за проведение самостоятельной политики, и поставить их под свой контроль. С другой стороны, эти силы рабочих были вполне реальны; их численный рост сопровождался ростом боевого настроения рабочих, и уступки, которых они добивались, были также реальны. Рабочим удалось заставить руководство либералов сдержать свое обещание и принять билль 1906 года, освобождающий тред-юнионы от угрозы судебных преследований.

Очередной экономический кризис 1907-1909 гг. привел к усилению стачечного движения. Прежде всего, усилилось забастовочное движение в тех отраслях английской промышленности, которые находились в бедственном положении. В 1907 году крупные стачки затронули текстильную, машиностроительную и ряд старых отраслей промышленности. Начиная с 1910 года, стачечное движение нарастало еще быстрее. Бастовали железнодорожники, рабочие судостроительных заводов, текстильщики, горняки. Ожесточение борьбе придала политика правительства, которое направляло против стачечников войска; в Южном Уэльсе имели место кровавые столкновения. В 1911 году подъем стачечной борьбы продолжался.

Образование союзов отраслевых профобъединений было показателем усиления революционной тенденции в рабочем движении Англии. Теперь стали появляться истинные профсоюзы, в которых не только высококвалифицированные, но и неквалифицированные рабочие объединялись уже не по профессиям, а по предприятиям. Боевой характер стачечного движения этих лет углублял разрыв рабочей массы со своим руководством. Многие стачки возникали прямо против воли официальных лидеров тред-юнионов. Но самое главное заключалось в том, что забастовки новых тред-юнионов стали носить не только экономический, но и политический характер. Первые требования политического характера выдвинули рабочие тех отраслей, которые находились в состоянии упадка.

2. Внешняя политика

С 12 декабря 1902 года начались постоянные переговоры между французским и английским правительствами на разных уровнях по решению проблемных и спорных вопросов. В этот период после объявления таможенного протекционизма Англией привело к фактическому разрыву отношений с Германией, что способствовало сближению с другими более подходящими странами.

8 апреля 1904 г. Были подписаны соглашения, изменившие всю дипломатическую ситуацию в Европе. По этим соглашениям вопрос о рыбных промыслах в Ньюфаундленде, давно уже служивший яблоком раздора между обоими правительствами, был в основном разрешен в пользу Англии; французские рыбаки лишались права сушить рыбу в той части побережья, которую называли French Shore (французским берегом). Как бы в компенсацию, Франция получала порт на реке Гамбии, в судоходной ёе части, острова Лос, находящиеся против Слонового берега, и существенное исправление границ в области, расположенной между рекой Нигер и озером Чад. Франция и Англия договорились относительно раздела Сиама на сферы влияния. На Новых Гибридах был установлен кондоминиум. Англия признала за Францией право на установление таможенных пошлин на Мадагаскаре. Но самое важное соглашение касалось Египта и Марокко.

Англия и Франция заявляли, что они не намерены изменять политическое положение Египта и Марокко. Но Франция обязывалась ни в чём не препятствовать деятельности Англии в Египте, а Англия со своей стороны предоставляла Франции полную свободу вмешательства в дела Марокко «для обеспечения спокойствия в этой стране и для оказания ей помощи при проведении всякого рода административных, экономических, финансовых и военных реформ, в которых она нуждается». Другими словами, Англия предоставляла Франции право водвориться в Марокко так же, как она сама водворилась в Египте. Все вопросы, касавшиеся задолженности Египта были урегулированы, причем Франция по настоянию англо-египетского правительства отказывалась от права налагать вето на свободное распоряжение кассовой наличностью. Англия и Франция обязывались уважать (как в Египте, так и в Марокко) «принцип коммерческой свободы». Соглашение давало более точное определение этому принципу и устанавливало, что в течение 30 лет это определение останется неизменным. Англия и Франция обязывались не допускать возведения укреплений на северном побережье Марокко. Оба правительства обещали друг другу взаимную дипломатическую поддержку для выполнения этих пунктов. К вышеизложенной конвенции была приложена другая конвенция, секретная, ставшая известной широкой публике только 7 лет спустя. В предвидении возможности того, что обстоятельства вынудят то или другое правительство изменить свою политику по отношению к Египту или Марокко, другими словами, заменить оккупацию протекторатом в собственном смысле этого слова, соглашение определяло, что и в этом случае оба правительства будут оказывать друг другу взаимную поддержку в согласии с условиями, изложенными в опубликованной конвенции. Кроме того, Марокко делилось на две сферы влияния: французскую и испанскую, причём последняя охватывала северное побережье от Мелилы до Себу.

После подписания этого соглашение на него обрушилась критика, так 25 июня 1905 года выступая в палате общин, Ллойд Джордж заявил, что не приемлет подписание подобного соглашения, но в этот момент он ещё не был знаком с полным секретным соглашением, а когда стал членом кабинета был вынужден признать свою необоснованную по этому поводу крику.

После англо-французского сближения - для увенчания новой системы нужно было осуществить сближение Англии с Россией. Тем более что уже в течение десятка лет оно неизменно находило в Англии более многочисленных сторонников, чем сближение с Францией.В начале 1907 года начинаются активные дипломатические переговоры между Россией и Англией. Будучи министром торговли, Дэвид Ллойд Джордж начинает играть важную роль во внешнеполитической концепции Великобритании, так с мая 1907 г. он принимает непосредственное участие в переговорах с российскими дипломатами и играет не последнюю роль в подписании 31 августа 1907 г. англо-русской конвенции о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, которая фактически завершила создание так называемого Тройственного Согласия (Антанты) в составе Англии, Франции и России направленного, прежде всего на военного усиление Германии и её союзников.

Двухсторонние соглашения Англии с Францией в 1904 г. и Россией в 1907 г. фактически означали формирование Антанты. Несмотря на то, под какой вывеской подписывались эти оба документа, безусловно, они имели антигерманскую направленность. Великобритания не хотела терять свою определяющую роль в Европе и чтобы не дать Германии усилиться и возможно опередить её Англия решилась на сближение с Францией и Россией. Но какие бы не были скрытые, причины подписания соглашения они меркнут, перед тем, какую роль они сыграли в Первую мировую войну.

Заключение

Таким образом, можно с полной уверенностью считать проведенные правительством Англии реформы этого периода достаточно ограниченными. В них ярко проявлялась реакционность и нежелание буржуазии идти на действительно революционное реформирование устаревших институтов власти. Не кто иной, как либеральный премьер Асквит, который вел борьбу против лордов в своих публичных заявлениях, в палате общин, заявляя о необходимости изменений в функциях верхней палаты, он в то же время подчеркивал, что “такое преобразование не может быть произведено немедленно”. Правительство делало лишь те реформы, которые все равно были бы неизбежны. Рост рабочего движения, его организованность стала пугать буржуазные правящие круги страны. Нужно были идти на уступки, но и не допустить усиления рабочего движения. Поэтому реформы носили несколько эпизодический характер. Несомненно, что особенностью реформирования периода конца XIX века - начало XX века была двухпартийность политической системы Англии. В борьбе между собой за влияние над массами партии использовали популистские меры. Как, например, либералы в целях пошатнувшегося влияния в 1904 году внесли билль, согласно которому признается право мирного пикетирования с целью проведения стачек. Тред-юнионы не несут финансовой ответственности, как за проведение стачек, так и за пикетирование. Этот билль, как и следовало ожидать, был принят платой общин и отвергнут палатой лордов. Однако либералы подняли свой рейтинг в среде рабочих. Другой несомненной особенностью реформирования была разворачивающаяся в стране гонка вооружений, которую тщательно маскировали, отводя внимание на социальные реформы.

Правящие круги показали, что намерены проводить политику умеренных социальных реформ в сочетании с милитаризацией страны и подготовкой к войне.

Смерть королевы Виктории подвела черту под царствованием, продолжавшимся 64 года. Закончилась Викторианская эпоха -- эпоха наивысшего расцвета страны и имперского величия. Конец XIX - начало XX в. - время, когда в стране активно шел процесс модернизации, затронувший политику, экономику, общество. В Англии развивался монополистический капитализм, создавалась система социальных реформ. Борьба за сохранение и расширение колониальной империи, за международный престиж подвела Великобританию к порогу мировой войны.

Список используемых источников

1) А.А. Губер, М.Я. Гефтер, Всемирная история, том VII, М., 1960.

2) В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица. Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

3) Всемирная история - Новая история (1789-1914 гг), 9 класс.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международное положение Казахстана и выработка сбалансированной стратегии внешней политики в 90-х годах XX – начале XXI ст. Внешняя политика и проблемы международной безопасности. Основные направления внешней политики Казахстана на современном этапе.

    реферат , добавлен 10.08.2009

    Общая характеристика развития России в начале XVII века, кризис всех сфер жизни общества, его предпосылки и этапы протекания. Направления внутренней и внешней политики государства, реформы православной церкви. Причины и результаты бунтовского движения.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2009

    Вопросы развития России на рубеже XIX – XX веков в исследованиях историков. Анализ основных направлений внешней политики России в начале XX века. Русско-японская война. Причинно-следственные связи в исторических событиях, происходящих в России в ХХ веке.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2008

    Мировая политическая ситуация в начале XIX века, место и роль России на политической арене мира. Внутренняя и внешняя политика страны. Восточный вопрос во внешней политике России первой половины XIX века. Предпосылки и последствия его возникновения.

    реферат , добавлен 25.12.2007

    Основные направления внешней политики Англии в 1800-1812 году. Исторический поворот в англо-ирландских отношениях. Англия в войне против революционной Франции. Англо-русские взаимоотношения в годы наполеоновских войн. Колониальная политика страны.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Особенности и показатели экономического развития России в начале XX в. Анализ реформ Александра I, которые дали простор развитию экономики. Изучение земельной реформы П. Столыпина и денежной реформы Витте. Социально-политический строй и внешняя политика.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX веков. Внутренняя политика Николая II. Внешняя политика России в начале XX века. Нарастание экономического и политического кризисов в годы Первой мировой войны.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2015

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Основные направления внешней политики Павла I. Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы. Основные направления внешней политики России в начале XIX века. Тайные общества.

    методичка , добавлен 02.07.2007

    Политический строй и социальное положение США во 2-й половине XVIII – начале XX века, становление аграрной экономики и положение рабов-негров. Отношения между Североамериканскими колониями и метрополией после окончания Семилетней войны, потери Англии.

Великобритания начале 20 века первое и второе десятилетие

В начале ХХ века никто из британцев не осознавал, что живет в конце эпохи.
До сих пор люди верили, что нация может создать стабильные экономические и
социальные улучшения и демократическое общество без революции.
Предпосылки для радикальных реформ заставили правительство сына Виктории,
короля Эдуарда VII, предпринять попытки улучшения социальных
условий. В 1907 году все школьники были обеспечены бесплатными обедами. На
следующий год была начата программа пенсий по старости. В 1909 была открыта
Биржа труда, где безработные могли найти себе работу. Еще два года спустя всех
рабочих принудительно заставили платить взносы в систему национального
страхования.

В 1911 году произошел парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась
принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на
собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил этот кризис,
заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет.
Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон,
по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых
в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены. Теперь
Палата Лордов не могла запрещать законы, а только откладывать их вступление в
силу на два года. В том же 1911 году было принято решение, по которому членам
Нижней палаты платили заработную плату .
К концу XIX века началу ХХ стало очевидно, что Великобритания уже не так могущественна как ранее. Германия и США производили больше стали и были лучше вооружены, чем Великобритания.
Причины такой перемены кроются в следующем: другие страны имели более
богатые запасы полезных ископаемых , большинство же британских финансистов
вкладывали капитал за границу, а не тратили его на поддержание и расширение
британской промышленности, британские рабочие производили меньше, чем
рабочие других стран. К тому же, Великобритания уже отставала в науке и технике
от других стран. Частные школы и университеты не поощряли образованных
людей идти в науку или бизнес.

Баланс сил в Европе с ростом мощи Германии нарушился. Неожиданно
Великобритания осознала, что она больше не является мировой державой, что
она не контролирует моря и что другие страны имеют более сильный флот и
армию. Британия поспешила заключить союзы с европейскими странами.

1 Мировая Война

1914 году началась Первая Мировая Война. Великобритания до последнего
момента надеялась, что война ее не затронет, но чуда не случилось и когда
немецкие войска вступили на территорию Бельгии, Великобритания была
вынуждена объявить войну германии, так как по договору от 1838 года она
пообещала защищать эту страну от воинственных соседей.
В первые несколько недель войны германия почти победила Великобританию и
Францию. Британцы несли огромные потери, поэтому уже в 1916 году была объявлена
всеобщая военная мобилизация.
На Среднем Востоке британцы воевали против турецких войск в Ираке и
Палестине, Война на море была более успешной, потому что поражение там немедленно
привело бы к сдаче Великобритании. Британцы выиграли несколько важных боев,
но тем не менее немцы, применяя новое оружие – подводные лодки, умудрились
потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю
Великобританию на протяжении шести недель.
Но атаки немецких подводных лодок на суда нейтральных стран
вовлекли в войну США. Прибытие американских войск во Францию и вспыхнувшая
в Германии революция положили конец войне. Германия капитулировала 11
ноября 1918 года.
К тому времени Великобритания вместе с колониями и доминионами потеряла
убитыми около 750 тысяч солдат, а еще 2 миллиона были ранены.
условия мира, в Версале в 1919 году.
Ирландский вопрос

Перед началом Первой Мировой Войны британское правительство согласилось
на самоуправление в Ирландии. Конечно, были опасения, что протестанты в
Ольстере начнут гражданскую войну, но началась 1 мировая война и многие воинственные
ирландцы пошли в армию.
Были и ирландцы, которые считали, что нет смысла проливать кровь за англичан.
Они не хотели частичного самоуправления, они хотели полной независимости. На
пасху в 1916 году эти республиканцы устроили бунт в Дублине.

Бунт был быстро подавлен, но правительство Великобритании
сделало серьезную ошибку, казнив всех лидеров движения.
На выборах 1918 года республиканцы победили почти во всех округах, кроме
Ольстера. Вместо того, чтобы присоединиться к британскому парламенту, они
собрались в своем новом парламенте в Дублине и провозгласили Ирландию
республикой. Ирландцы собрали свою собственную армию и началась
партизанская война против англичан. В результате британское правительство
решило пойти на уступки. В 1921 году оно согласилось на отделение южной части
Ирландии, но настояло, чтобы Ольстер, или Северная Ирландия, остался в
составе Соединенного Королевства. По этому договору новая республика
признавала верховным правительство Великобритании и разрешало
пользоваться ей определенными морскими портами. Только в 1937 году этот
договор был аннулирован и Ирландия провозгласила себя независимой
республикой.

Послевоенное положение

Хотя Великобритания закончила войну победительницей, ее положение оставляло желать лучшего, произошли большие изменения, далеко не в лучшую для страны сторону. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Тем не менее война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров , получивших огромные прибыли от военных заказов . Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.

Во время войны Британские колонии приобрели большую независимость, что послужило причиной кризиса Британской империи. Великобритания еще была великой державой, но соперничество с США и СССР стало для страны недосягаемой мечтой. После войны англичанам пришлось надолго расстаться с мыслью о мировом господстве. Ее позиции на международной арене сильно пошатнулись. Она оказалась низведенной на роль ”младшего партнера” США, утратила свое первенство на мировых рынках.

_*В апреле 1925г. английское правительство, сбалансировав бюджет, восстановило довоенный золотой паритет фунта стерлингов. Цены на английские товары в мире повысились на 12%. Это был период послевоенной стабилизации, во время которого резко возросла концентрация капитала . Например, была создана единая энергетическая система Англии. Создание ее оплачивало государство . Объем производства 1913г. был достигнут только в 1929г. за счет новых отраслей промышленности. Но темпы развития сильно отставали от ряда других стран. Сельскохозяйственное производство в период стабилизации продолжало сокращаться.

В межвоенный период Великобритания отставала от других крупных индустриальных стран по развитию новых отраслей промышленности, не реконструировала она в этот период и старые отрасли. Страна опиралась в основном на рынки своей колониальной империи, которые поглощали от ½ до ¾ продукции старых отраслей. Всё это привело к застою производства.

В колониях Великобритания стремилась проводить гибкую политику. Хотя освободительные движения, когда они возникали, жестоко подавлялись, ряд требований всё же удовлетворялся. Например, было удовлетворено требование доминионов о юридическом признании их равных прав с метрополией. Британские колонии, доминионы и другие зависимые территории к концу межвоенного периода в 1938 г. составляли по площади четверть мира (39,3 млн. кв. км.), а их население достигло 478,2 млн. человек.

Рабочее движение

Уже в начале XX века в Англии сказались тяжёлые последствия монополий и финансовой олигархии. Несмотря на все усилия тред-юнионов, жизненный уровень не только основной массы, но и верхушки рабочего класса стал снижаться. Номинальная заработная плата верхушки рабочих с 1900 по 1912 г. возросла всего на 2%, в то время как цены на продовольствие и другие товары массового потребления поднялись почти на 20%. Ухудшение экономического положения трудящихся усугублялось стремлением правых сил ограничить политические права масс, урезать демократические свободы, ущемить национальные интересы. Этими глубокими причинами был обусловлен рост рабочего движения в Англии и Ирландии в начале XX века. Стачечное движение особенно усилилось в 1910 г. и бурно развивалось вплоть до начала первой мировой войны. Если в предшествующие годы в стачках участвовало по 150-300 тыс. человек в год, то в 1910г. – 516 тыс., в 1911г. – 962 тыс., а в 1912 г. – 1463 тыс. Массовые стачки этого периода охватывали наиболее важные отрасли хозяйства – угольную и текстильную промышленность, железные дороги, морской транспорт. Главной активной силой стачечной борьбы становятся широчайшие массы низкооплачиваемых и до этого времени слабо организованных рабочих.

Чем активнее развивалась борьба рабочего класса, тем больше массы ощущали необходимость единства. Вопреки сопротивлению многих старых лидеров, стремившихся сохранить сектантскую раздробленность профсоюзов, в годы подъёма рабочего движения было достигнуто объединение в ряде важнейших отраслей промышленности.

_*Достичь стабилизации в условиях острой конкуренции на мировом рынке, растущего технологического отставания и увеличения долга Соединенным Штатам Америки можно было только за счет снижения жизненного уровня населения. Поэтому в конце июля 1927г. парламент принял закон о профсоюзах. Он запретил всеобщие стачки. Пикетирование, попав под определение «запугивание», тоже было запрещено. Профсоюзам служащих были запрещены политическая деятельность, членство в Британском конгрессе профсоюзов. Все профсоюзы с момента принятия закона должны были получать заявления от каждого члена, кто желал платить взносы на политические цели. Закон вменял в обязанность безработным становиться штрейкбрехерами во время забастовки, объявленной с нарушением процедуры, а в случае отказа безработные преследовались по обвинению в нарушении закона. В апреле 1928г. был принят закон, ограничивший пособия безработным

Партии

В Англии тех лет не было революционной рабочей партии. Менее всего такую роль могла сыграть БЛП (Британская лейбористская партия). С момента образования лейбористской парламентской фракции в 1906 г. вся деятельность лейбористского руководства почти исключительно сосредоточилась на парламентских манёврах, на проведении социальных реформ. Но поскольку социальные реформы заняли видное место в политике правительства, лейбористская фракция стала лишь придатком либеральной партии.

Чем больше нарастал подъём рабочего движения, тем более очевидным становилось противоречие между революционными устремлениями масс и реформизмом лейбористских лидеров..

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в Великобритании усилилось рабочее движение, и буржуазия пошла на некоторые уступки – было введено всеобщее избирательное право (для мужчин – с 21 года, для женщин – с 30 лет), улучшена система страхования и образования.

Революционный подъём среди рабочих нарастал. В 1920 г. Была создана Коммунистическая партия, которая поддерживала революционную Россию. В то же время правящие круги Великобритании были среди инициаторов антисоветской вооружённой интервенции. И только после её поражения британское правительство под давлением масс было вынуждено в 1924 г. Признать СССР, а в 1929 г. восстановить с ним разорванные в 1927 г. дипломатические отношения.

15 ноября 1922г. в результате выборов консерваторы получили 344 места в парламенте, а лейбористы-142 места. В конце 1923г. правительственный протекционизм вместо фритрейда стал основой экономической политики Великобритании. Это вызвало раскол в партии консерваторов, и, пытаясь его преодолеть, правительство распустило парламент, в котором имело устойчивое большинство, и на выборах 6 декабря 1923г. потерпело поражение: в новом парламенте консерваторы получили 259 мест, лейбористы-191, а враждовавшие группировки либералов месте-155 места. В январе 1924г. к власти пришло первое правительство лейбористов , но не надолго: в октябре 1924г. консерваторы получили 413 места в парламенте, лейбористы-151, а либералы-40 . Казалось бы, при такой чехарде правительств государственное управление невозможно. Однако преемственность работы правительств обеспечивали несменяемые чиновники гражданской службы . Когда прибывали новые министры, чиновники вводили их в курс дела, объясняли все аргументы за и против в принятых решениях. Но они никогда не открывали секреты принятия решений правительств, особенно детали: кто, кому, что сказал и т. д. Так и поныне. Чиновничий аппарат перед приходом новых министров изымает все политические секреты даже из черновиков бумаг. Это делается по традиционному согласию, не знающему исключений, с вновь назначаемым премьер-министром, отдающим себе отчет в том, что и ему придется когда-то уходить. А если министры начинают жаловаться на скудость материалов в досье, то чиновники ссылаются на премьер-министра. Это началось в 1916г., а еще в XIXв. кабинет министров ввел дискуссии в клубах или в частных домах

Внешняя политика
На имперской конференции 1926 было заявлено, что все члены Британского Содружества наций, а именно Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Ирландское свободное государство, Южная Африка, Новая Зеландия и Ньюфаундленд имеют одинаковый статус, независимы друг от друга во внутренних и внешних делах, хотя и связаны между собой, находясь под властью короны. Для Соединенного Королевства эта декларация получила санкцию парламента в Вестминстерском статуте 1931.
Во внешней политике Британия в этот период преследовала три главные цели - поддержание политики доброй воли в отношении стран, из которых ввозились продовольствие и сырье (особенно США и Аргентины); смягчение противоречий между европейскими странами, чтобы избежать или по крайней мере добиться отсрочки войны; поддержка Лиги наций в той мере, в какой это могло дать надежду на сохранение мира.
Кроме внутренних неурядиц, экономика Великобритании значительно пострадала от
"Великой депрессии". В период с 1930 по 1933 годы в стране было 3 миллиона
безработных.

Введение……………………………………………………….. 1.Великобритания в ХХ веке…………………………………. 2.Экономика Великобритании: современные тенденции Заключение. ……………………………………………... Список использованных источников……………………………

Введение

Великобритания одна из самых «старых» стран с рыночной экономикой, сегодня одна из наиболее развитых мировых держав. Именно здесь когда-то начали развиваться капиталистические производственные отношения, возникли первые международные компании.

Великобритания включает четыре историко-географические области: Англию, Уэльс (завоеван в 1264 году), Шотландию (присоединилась в 1707 году) и Северную Ирландию. Под контролем Великобритании остаются 15 заморских (бывших зависимых) территорий, это небольшие острова в Атлантическом океане с населением около 200 тыс. человек. Общая площадь Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляет 244,7 тыс. км 2 , численность населения – 62,88 млн. человек (по данным 2012 года).

Несмотря на то, что население Великобритании составляет всего лишь 1 % населения земного шара, Соединённое Королевство занимает 4-ое место в мире по торговле. Машиностроение и транспорт, промышленные товары и химикаты являются основными статьями экспорта Великобритании. Начиная с 70-х годов, добыча нефти не только позволила сократить импорт нефтепродуктов, но и принесла существенную прибыль в торговле.

Сегодня Британия осуществляет 10% мирового экспорта услуг - банковских, страховых, брокерских, консультативных, а также в области компьютерного программирования. Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг. Вторая по значимости отрасль британского хозяйства - промышленность представлена двумя подотраслями: горнодобывающим производством и обрабатывающей промышленностью. Импорт промышленных товаров в Великобритании в 6 раз больше, чем сырья. Самым значительным экспортером Англии являются США. Семь из десяти ведущих поставщиков товаров в Великобританию – это страны ЕС. Таких экономических результатов Великобритания достиглапройдя долгий путь распавшейся колониальной империи до развитой индустриальной страны. В этой работе я постараюсь раскрыть данную тему, отразить экономику Англии в ХХ веке и как она развивается в настоящее время.

1. Великобритания в хх веке

Начало XX века ознаменовалось обострением конфликтов между империалистическими державами в борьбе за передел мира, сферы влияния, рынки сбыта. В Великобритании в это время усиленно развивались военная промышленность, выплавка железа и стали, судостроительная, химическая промышленность. Другие отрасли находились в упадке. Значительные потери, понесенные в ходе первой мировой войны, Англия как страна-победительница в некоторой мере компенсировала. В то же время, технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери английского торгового флота и многие другие факторы определили длительный период развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового кризиса. К тому же позиции английского капитала на мировых рынках были ослаблены в результате политики США, Англия оказалось их должником (4 млрд. долларов). Послевоенная техническая перестройка промышленности, хотя и имела большие успехи, отставала от аналогичных процессов в США и Германии. Это объяснялось технической отсталостью старых отраслей, высокими транспортными издержками.

Торгово-промышленное оживление 1919-1920 годов привело к значительному росту выпуска продукции ряда отраслей английской промышленности и расширению внешней торговли.

Мировой экономический кризис тяжело отразился на экономике Англии, хоть и начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 году, когда производство упало на 23% от уровня 1929года. Выход из сложного экономического положения правительства, искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов.

Существенную роль в выходе британской экономики из кризиса сыграло снижение доходов от вывоза капитала в связи с расстройством финансовой системы мирового капитализма и отказом от золотого стандарта фунта стерлингов, в результате чего произошла девальвация фунта.

Внешнеторговые позиции укрепились в результате образования в 1931 году «стерлингового блока» из 25 государств. Участники блока хранили валютные резервы в Лондоне и девальвировали национальные валюты одновременно с фунтом стерлингов. Англия целиком зависела от внешних рынков нефти, хлопка, каучука, цветных и редких металлов. Она жила буквально за счет своей колониальной империи и зависимых стран, покрывая постоянное отрицательное сальдо торгового баланса доходами от экспортакапитала.

Несмотря на общее ослабление своих позиций, Англия смогла сохранить перед второй мировой войной место одной из самых крупных держав мира. За ней все еще были важнейшие рынки приложения капитала, Англия удерживала сырьевую монополию по таким важным видам сырья, как натуральный каучук и отдельные виды цветных металлов, обладала крупными активами в нефтяных районах и другими источниками сырья. Даже утратив прежнюю роль главного центра мировой капиталистической торговли, Великобритания все же сохранила за собой одно из ведущих мест среди других экспортеров и импортеров. Английские товарные биржи занимали монопольное положение или разделяли его с немногими биржами других капиталистических стран. Однако Великобритания не смогла ни восстановить своего места на мировом капиталистическом рынке, ни преодолеть все углублявшиеся в ней экономические и политические процессы. Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании. Так, в первой половине XX века была подведена черта под целой эпохой, начало которой положили первые морские завоевания Британии и промышленный переворот, совершенные еще в XVI веке.

Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате Второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского капитализма. Расходы Англии на войну превысили 25 миллиардов фунтов стерлингов. Людские потери Англии составили 244723 человека убитыми, 277990 ранеными и 53039 пропавшими без вести. Ее внутренний долг вырос за годы войны втрое, а внешняя задолженность достигла 3,3 миллиардов фунтов стерлингов. В1946 году уровень британской промышленности достиг 90% уровня 1937 года. За годы войны Великобритания истратила на покрытие военных расходов и оплату поставок из США значительную часть своих золотовалютных резервов и 1\4 своих заграничных инвестиций. Англия не была оккупирована, на ее территории не было наземных боев, но города Великобритании подвергались бомбардировке, а колонии (Бирма, Египет, Малайя и др.) были оккупированы вражескими войсками. В годы войны Англия потеряла 1\4 национального богатства.

Тем не менее, война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.

Международные соглашения, заключенные Англией с другими державами антифашистской коалиции во время войны, предусматривали ее участие в создании справедливого, демократического послевоенного мира. Однако правящие круги Великобритании стали на путь пересмотра согласованных решений военного времени, усиления гонки вооружений и проведения политики «холодной войны». Этот курс осложнил положение Англии в послевоенном мире и затруднил разрешение стоявших перед нею проблем. За годы войны уменьшился общий объем промышленной продукции, который составил в 1946 году и 90% от уровня1937 года Значительно сократился экспорт английских товаров. Дефицит платежного баланса к концу войны превысил 4 млрд. ф.ст. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился.

В конце 40-х - начале 50-х годов правительство Великобритании провело национализацию угольной, сталелитейной и газовой промышленности, электроэнергетики, Английского банка, всего внутреннего транспорта, гражданской авиации, телефонной связи и радиосвязи. По своему характеру национализация была капиталистической. Она преследовала цели укрепления государственно-монополистического капитализма и повышения конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках.

Реформы правительства не изменили экономическое положение в стране. Налоги выросли, все еще действовала карточная система. Положение в стране оставалось по-прежнему бедственным, тем более что в стране заметно выросли цены на продукты питания - в особенности из-за того, что она лишилась традиционных дешевых источников продовольствия в странах Содружества.

Англия добилась значительного увеличения экспорта по сравнению с довоенным уровнем. Но возросший экспорт не мог покрыть стоимости вздорожавших импортных товаров. Баланс английской внешней торговли сводился с дефицитом. Тем не менее, рост экспорта стимулировал увеличение промышленного производства. Другим важным фактором промышленного развития была гонка вооружения. В 1948 году английская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень выпуска продукции, а в 1951г. производство превысило почти на 1/3 показатели 1937г. Однако промышленность развивалась неравномерно. Новые отрасли (электроэнергетика, машиностроение, химия) переживали подъем, в то время как старые отрасли (угольная, текстильная) так и не достигли к 1951 г. довоенного уровня.

После ухода Черчилля в отставку с апреля 1955 г. правительство возглавил бывший министр иностранных дел Антони Иден. Провозглашенная им «Политика сжатия» означала сокращение капиталовложений, удорожание кредита, уменьшение расходов на социальные нужды. Но покончить с кризисом платежного баланса и стабилизировать развитие экономики так и не удалось. Консерваторы усилили наступление на жизненный уровень трудящихся. Они отобрали ряд уступок, завоеванных массами при лейбористах.

На мировом капиталистическом рынке Серьезным конкурентом Англии выступало «Европейское экономическое сообщество» (ЕЭС) во главе с ФРГ и Францией, созданное в 1957 г. В противовес ему Англия образовала в 1959году под своей эгидой «Европейскую ассоциацию свободной торговли» (ЕАСТ). Членами этого международного государственно-монополистического союза, кроме Англии, являются Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Португалия, Австрия. Хозяева английских монополий полагали, что созданием ЕАСТ они укрепят свои экономические позиции и добьются усиления конкурентоспособности своих товаров. Однако ЕАСТ оказалась неспособной эффективно бороться против «Общего рынка». Неоднократные попытки Англии присоединиться к ЕЭС встретили противодействие Франции и других стран «шестерки».

В октябре 1964 г. партия лейбористов во главе с Вильсоном одержала победу. Правительство провозгласило «политику доходов», т.е. прибегло к прежнему методу замораживания заработной платы, чтобы помочь монополиям увеличить прибыли, которые будут использованы для модернизации промышленности, увеличения объема производства, усиления эксплуатации рабочего класса. Однако вскоре после победы на парламентских выборах лейбористы провели закон о ценах и доходах, предусматривающий новые мероприятия правительства по замораживанию заработной платы. Парламент принял закон о национализации сталелитейной промышленности.

Обострение противоречий между трудом и капиталом усилило размах и подняло уровень борьбы английского рабочего класса против вступления монополий на его права. Забастовки стали нередко охватывать рабочих целых отраслей промышленности. В 50-х - начале 60-х годов заметно возросла организованность рабочего класса, расширились ряды профсоюзов.

В начале 70-х годов среди консерваторов в Великобритании усилилось влияние сторонников развития частного предпринимательства и свертывания государственного вмешательства в экономику. В 1975 году председатель партии консерваторов Маргарет Тэтчер стала лидером. На парламентских выборах 1979 года Тэтчер стала премьер-министром.

Главным направлением внутренней политики стало возрождение частного предпринимательства. Для этого были предприняты решительные шаги по сокращению государственного регулирования экономики. Налоги были снижены, бизнесу стало разрешено действовать в национализированных отраслях. Правительство открыто готовилось к приватизации этих отраслей. Тэтчер провела внеочередные парламентские выборы и, получив еще более решительный перевес, приступила к реализации своей главной задачи - приватизации государственного сектора экономики. Она коснулась и государственных компаний и государственного жилого фонда. К 1990 году была приватизирована 21 государственная компания, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3 семей - владельцами домов или квартир. Лейбористская партия признала необратимость многих преобразований. В1973 году после нескольких лет сложных переговоров Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество на тяжелых для нее условиях. Переживаемые хозяйством страны серьезные экономические трудности были усугублены острой конкуренцией со стороны ее главных партнеров по ЕЭС.

С 1965 по 1977 год оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны, удвоился экспорт капитала, с другой - быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны. Это подготовило фундамент для экономического роста. Вывозилась 1/3 производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль (Приложение 1).

Меняется география британской внешней торговли: падает роль стран Содружества и растет значение капиталистических стран Европы.

Крупнейшим торговым партнером страны оставались США, на которые приходилось 1/7 всего британского импорта и экспорта. В поисках новых рынков Великобритания расширила торговлю с социалистическими странами. Начиная с 1969 года, общая стоимость импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышала стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Великобритания все еще оставалась крупнейшим в мире импортером продовольствия, доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составила 15%. Страна продолжала ввозить топливо, натуральный каучук, почти все цветные и редкие металлы, более половины железной руды. Однако в целом зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшилась в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья.

С середины 80-х годов наметился перелом в экономической конъюнктуре. Инфляция сократилась. Начался экономический подъем, причем более быстрый, чем в остальных странах Запада. Начала сокращаться и безработица. Произошла модернизация промышленности, ее структура изменилась в пользу новейших наукоемких отраслей. Выросла производительность труда, возродился предпринимательский дух. Великобритания стала притягивать иностранные капиталовложения. К ней вернулась ее прежняя уверенность в себе.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие

В 50-70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804-1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809-1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Внутренняя политика либералов и консерваторов

Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Внешняя и колониальная политика

Лидеры и консерваторы и либералы стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

Один из наиболее убежденных сторонников расширения империи (они называли себя империалистами) Сесил Роде заявил: «Как жаль, что мы не можем добраться до звезд... Я бы аннексировал (т. е. захватил) планеты, если бы смог».

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность. С. Роде прямо говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Профсоюзы. Образование Лейбористской партии

Экономические возможности предпринимателей и государства позволили повысить материальное благосостояние значительной части населения Англии. Заработная плата за период с 1840 по 1900 г. возросла на 50%, улучшились жилищные условия и питание населения. Но богатства были распределены крайне неравномерно. Сохранилась, хоть и в меньших размерах, чем прежде, нищета, не исчезла безработица. У половины лондонских рабочих не было денег даже на достойные похороны. Сотни тысяч англичан в поисках лучшей жизни уплывали за океан.

Все это создавало почву для рабочего движения, роста численности и влияния профсоюзов. В 1868 г. была основана самая массовая профсоюзная организация - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), существующая до наших дней. В нее входили высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. БКТ мирным путем добивался от предпринимателей повышения оплаты труда и сокращения рабочего времени, а от парламента - принятия законов в пользу рабочих.

В 1900 г. по инициативе БКТ была основана первая (после чартистской) массовая политическая организация рабочих - Лейбористская (т. е. рабочая) партия. В нее вошли не только рабочие, но и представители мелкой буржуазии и интеллигенции, игравшие в партии руководящую роль. Лейбористская партия и сегодня является влиятельной политической силой. Тогда она объявила себя защитницей интересов рабочих и направила главные усилия на завоевание мест в парламенте и проведение мирных реформ. В начале XX в. ее численность достигла 1 млн человек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1880 г. ирландские арендаторы впервые применили как способ борьбы за улучшение своего положения бойкот (неповиновение, прекращение работы) в отношении управляющего англичанина Бойкота. С тех пор это слово получило широкое распространение.

Английский генерал Реглан погиб от холеры в Крыму во время войны 1853-1856 гг. Его именем назван фасон пальто, в котором рукава составляют одно целое с плечом. Генерал носил именно такое пальто, так как оно не причиняло боли его ране.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

В первое послевоенное десятилетие экономика Англии развивалась сложно и противоречиво. Это было обусловлено, с одной стороны, приверженностью основной массы английского общества к старым традиционным методам экономического развития - "жизнь за счет колоний" - и нежеланием вкладывать крупные суммы в развитие собственной экономики. С другой стороны, возраставшая мировая конкуренция более молодых и энергичных государств все-таки заставляла правительства консерваторов и лейбористов предпринимать определенные шаги в направлении совершенствования управления экономикой, однако они не всегда давали желаемые результаты и страна все более уступала свои позиции.

Мировой экономический кризис в Англии начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда производство упало на 23% от уровня 1929 г.

Экономический кризис 1929-1933 гг. тяжело отразился на экономике Великобритании. Выход из сложного экономического положения правительства, искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов.

Существенную роль в выходе британской экономики из кризиса сыграла переориентация капиталовложений на внутренний рынок, защищенный теперь высокими таможенными "стенами". Это объяснялось снижением доходов от вывоза капитала в связи с расстройством финансовой системы мирового капитализма и отказом от золотого стандарта фунта стерлингов.

Так, если иностранные инвестиции Англии в 1931- 1936 гг. выросли с 41 млн до 61 млн ф.ст., то внутренние капиталовложения составили в 1931 г. 89 млн, а в 1936 г. - 217 млнф.ст.

Несмотря на общее ослабление своих позиций, Англия смогла сохранить перед второй мировой войной место одной из самых крупных держав мира. За ней все еще были важнейшие рынки приложения капитала, Англия удерживала сырьевую монополию по таким важным видам сырья, как натуральный каучук и отдельные виды цветных металлов, обладала крупными активами в нефтяных районах и другими источниками сырья. Даже утратив прежнюю роль главного центра мировой капиталистической торговли, Великобритания все же сохранила за собой одно из ведущих мест среди других экспортеров и импортеров. Английские товарные биржи занимали монопольное положение или разделяли его с немногими биржами других капиталистических стран.

И все же при всех своих успехах в 30-е гг. XX в. Великобритания не смогла ни восстановить своего места на мировом капиталистическом рынке, ни преодолеть все углублявшиеся в ней экономические и политические процессы.

Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании.

За годы войны уменьшился общий объем промышленной продукции, который составил в 1946 г. 90% от уровня 1937 г. Значительно сократился экспорт английских товаров. Дефицит платежного баланса к концу войны превысил 4 млрд ф.ст. Оборудование английских предприятий за годы войны износилось, технический прогресс замедлился.

Подводя итоги экономического развития страны во второй половине 40-х и в 50-е гг., следует отметить, что в целом экономика Великобритании развивалась в общем русле европейских держав, однако по темпам развития уступала ФРГ, США, а затем и Японии. Утрата колониальной империи болезненно отразилась на экономике страны, а начавшаяся эпоха НТР потребовала перемен в традиционной структуре производства. Значительных средств требовали большие военные расходы и начавшееся в 50-е гг. техническое переоснащение армии, повлекшие сокращение социальных программ. Все это создавало дополнительные трудности в управлении страной для консервативного правительства, стремившегося к возврату роли мирового лидера для Великобритании.

Во второй половине 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику правительства. С другой - увеличился государственный сектор, который охватывал в основном старые традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР, его продукция не могла успешно конкурировать на мировом рынке.

Колоссальные расходы на социальные программы привели к появлению в обществе тенденций к "иждивенчеству", а попытки сокращения расходов вызывали бурный протест со стороны могущественного профсоюзного движения.

Жестокая конкуренция со стороны США и Японии заставила Англию вступить в ЕЭС, но и этот шаг не разрешил всех накопившихся проблем.

Таким образом, в 70-е гг. Великобритания превратилась в застойное общество, которое не то чтобы двигалось назад, просто все ее главные соперники быстрее уходили вперед. Система управления экономикой стала корпоративной, т.е. решения принимались путем заключения сделок между правительством, профсоюзами и предпринимателями. У них была тенденция делить экономический пирог в своих интересах. Это было общество с ориентацией скорее на производителя, чем на потребителя.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М. Тэтчер.

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала - капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

В 80-90 в социально-экономической и политической политической жизни Великобритании появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально-психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально-экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж. Мейджор. М. Тэтчер подала в отставку.

В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокращалась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г.- 4%; уровень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.

Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо.

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэтчеризм" как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru