Психология

Что такое икона? Святая блаженная таисия.

К V веку н. э. в Византийскую эпоху в Египте утвердилось христианство, все языческие храмы были давно разрушены, вместо них появилось много монастырей. В северо-западной части страны находилась местность под названием Скитская пустынь. Там в посте и молитве, преодолевая множество трудностей, постоянно испытывая недостаток воды, жили иноки. Те из них, кто направлялся в город или возвращался в Скитскую пустынь, в пути навещали одну девушку-христианку, которая с радостью принимала в своем доме всех нуждающихся в крове и пище. Девушка была сиротой. От родителей ей досталось богатое наследство, большое имение.

Воспитана в христианских обычаях, она вела благочестивую жизнь. Она занималась благотворительностью, раздавала деньги нищим. Монахи из Скитской пустыни уважали и любили ее. Старцы, которым не по силам было за день совершить путешествие из обители в город, где они продавали плетеные корзины и другие изделия ручной работы, часто оставались у нее на ночлег.

Через некоторое время Таисия, раздав свое состояние бедным, сама стала терпеть нужду. Девушка была еще совсем молода и наивна, она не представляла, как ей жить дальше. Оказалось, что к трудностям она совершенно не готова. К несчастью, в тяжелый момент рядом с ней не оказалось ни одного человека, который смог бы поддержать ее. Монахи в это время не покидали Скитскую пустынь и поэтому не могли ее навестить. Таисия жила вместе со своей служанкой. Та была намного старше ее, имела грубый нрав, и ей не по душе было, что у хозяйки кончились деньги. Она каждый день говорила девушке, что та поступает неверно, что нужно жить для себя. Видя, что Таисия совсем упала духом, служанка осмелела и стала приглашать в дом мужчин и устраивать празднества. Так несчастная девушка поддалась соблазну и стала делать то, что раньше считала грехом.

Дурная слава распространилась быстро. Когда монахи в Скитской пустыни узнали о том, что творится в доме блаженной Таисии, они решили спасти ее. К ней пошел преподобный Иоанн Колов. Дверь открыла служанка. Она хотела прогнать гостя, но тот сказал, что принес нечто ценное для ее хозяйки. Таисия велела его впустить, думая, что у него есть жемчуг – монахи, странствуя, иногда находили его у моря. Как только преподобный Иоанн Колов зашел в комнату, он посмотрел на девушку, сел и заплакал. Та спросила, что случилось. «Я вижу, как сатана играет на лице твоем; как же мне не плакать? Почему ты не хотела иметь своим женихом Господа нашего Иисуса Христа, Жениха Пречестного и Бессмертного? Для чего ты презрела чертог Его и отдала себя сатане? Для чего ты поступаешь по скверным делам его?» – с горечью ответил старец. Как только произнес он эти слова, сердце блаженной Таисии пронзила жгучая боль. Она как будто очнулась от наваждения и поняла, что сотворила с собой. Стыд душил ее. Не смея поднять глаз на монаха, сдавленным голосом она задала вопрос: «Есть ли покаяние для грешников?» Преподобный Иоанн Колов рассказал ей, что Господь желает не гибели грешников, а их возвращения на правильный путь, ведущий к спасению. Если покаяться от всего сердца, Господь очистит человека от грехов и введет в Свой Небесный чертог. «Я хочу этого, я покину этот дом навсегда!» – воскликнула блаженная Таисия и попросила отвести ее в подходящее место. Они пошли по направлению к Святой пустыни, но в пути их настигла ночь. Старец указал девушке место для сна, а сам устроился поодаль от нее. В полночь он проснулся. В небе сиял столб света, он спускался к земле туда, где лежала блаженная Таисия. Монах бросился к ней и упал на колени в ужасе. Девушка была мертва. Опечалился преподобный, что не успела она пройти причастие и стать инокиней. В тот же миг услышал он голос свыше, возвестивший ему: «Покаяние ее, принесенное в один час, больше покаяния, продолжающегося долгое время; потому что в последнем случае не бывает у кающихся такой теплоты в сердце». Старец молился до рассвета, потом он похоронил святую Таисию на том же месте, где она умерла.

Молитвенная традиция

Святая блаженная Таисия покровительствует женщинам, которые носят ее имя. Чтобы с Вами ни случилось, Вы будете знать, что у Вас есть заступница. Обратитесь к ней с молитвой, икона поможет Вам принять правильное решение, Вы сможете разобраться в житейских проблемах, позаботится она и о Вашем здоровье.

Молитва

Молитва призывание святого, имя которого ты носишь. Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

  • в каталоге вышивки «Светлица»
  • Обратно в раздел
К V веку н. э. в Византийскую эпоху в Египте утвердилось христианство, все языческие храмы были давно разрушены, вместо них появилось много монастырей. В северо-западной части страны находилась местность под названием Скитская пустынь. Там в посте и молитве, преодолевая множество трудностей, постоянно испытывая недостаток воды, жили иноки. Те из них, кто направлялся в город или возвращался в Скитскую пустынь, в пути навещали одну девушку-христианку, которая с радостью принимала в своем доме всех нуждающихся в крове и пище.

Творящая добро

Ее звали блаженная Таисия. Девушка была сиротой. От богатых родителей в наследство ей досталось большое имение. Воспитанная в христианских традициях, она вела благочестивую жизнь. Желая помогать людям, она занималась благотворительностью, раздавала деньги нищим. Монахи из Скитской пустыни уважали и любили ее. Старцы, которым не по силам было за день совершить путешествие из обители в город, где они продавали плетеные корзины и другие изделия ручной работы, часто оставались у нее на ночлег.

Потерявшая себя

Через некоторое время блаженная Таисия, раздав свое состояние бедным, сама стала терпеть нужду. Девушка была еще совсем молода и наивна, она не представляла, как ей жить дальше. Оказалось, что к трудностям она совершенно не готова. К несчастью, в тяжелый момент рядом с ней не оказалось ни одного человека, который смог бы поддержать ее. Монахи в это время не покидали Скитскую пустынь и поэтому не могли ее навестить.

Блаженная Таисия жила вместе со своей служанкой. Та была намного старше ее, имела грубый нрав, и ей не по душе было, что у хозяйки кончились деньги. Она каждый день говорила девушке, что та поступает неверно, что нужно жить для себя. Видя, что блаженная Таисия совсем упала духом, служанка осмелела и стала приглашать в дом мужчин и устраивать празднества. Так несчастная девушка поддалась соблазну и стала делать то, что раньше считала грехом.

Кающаяся

Дурная слава распространилась быстро. Когда монахи в Скитской пустыни узнали о том, что творится в доме блаженной Таисии, они решили спасти ее. К ней пошел преподобный Иоанн Колов.

Дверь открыла служанка. Она хотела прогнать гостя, но тот сказал, что принес нечто ценное для ее хозяйки. Блаженная Таисия велела его впустить, думая, что у него есть жемчуг – монахи, странствуя, иногда находили его у моря. Как только преподобный Иоанн Колов зашел в комнату, он посмотрел на девушку, сел и заплакал. Та спросила, что случилось.

«Я вижу, как сатана играет на лице твоем; как же мне не плакать? Почему ты не хотела иметь своим женихом Господа нашего Иисуса Христа, Жениха Пречестного и Бессмертного? Для чего ты презрела чертог Его и отдала себя сатане? Для чего ты поступаешь по скверным делам его?» – с горечью ответил старец.

Как только произнес он эти слова, сердце блаженной Таисии пронзила жгучая боль. Она как будто очнулась от наваждения и поняла, что сотворила с собой. Стыд душил ее. Не смея поднять глаз на монаха, сдавленным голосом она задала вопрос: «Есть ли покаяние для грешников?»

Преподобный Иоанн Колов рассказал ей, что Господь желает не гибели грешников, а их возвращения на правильный путь, ведущий к спасению. Если покаяться от всего сердца, Господь очистит человека от грехов и введет в Свой Небесный чертог. «Я хочу этого, я покину этот дом навсегда!» – воскликнула блаженная Таисия и попросила отвести ее в подходящее место.

Спасенная

Они пошли по направлению к Святой пустыни, но в пути их настигла ночь. Старец указал девушке место для сна, а сам устроился поодаль от нее. В полночь он проснулся. В небе сиял столб света, он спускался к земле туда, где лежала блаженная Таисия. Монах бросился к ней и упал на колени в ужасе. Девушка была мертва. Опечалился преподобный, что не успела она пройти причастие и стать инокиней. В тот же миг услышал он голос свыше, возвестивший ему: «Покаяние ее, принесенное в один час, больше покаяния, продолжающегося долгое время; потому что в последнем случае не бывает у кающихся такой теплоты в сердце». Старец молился до рассвета, потом он похоронил святую Таисию на том же месте, где она умерла.

Какое чудо произошло

В истории святой Таисии описывается чудо, которое случилось после ее покаяния. Господь сразу забрал девушку, бывшую грешницу, в Царство Небесное. Многие годы проводят в молитвах монахи, стремящиеся к Спасению. Святую Таисию назвали блаженной, потому что она полностью передала себя Богу, возложив на Него все свои надежды, а это удается не каждому.

Значение иконы

Икона Святой блаженной Таисии рассказывает нам о милосердии Господа нашего. Она напоминает каждому о том, какую силу имеет покаяние. Если человек совершил грех, наказание, пусть даже оно длится годами, его не исправит, но искреннее раскаяние способно все изменить в один час.

Сегодня память: апостола Симона Зилота. Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана (Кирина), Онисима, Еразма и иных (III). Мч. Исихия Антиохийского и прп. Исидоры юродивой, Тавенской (IV). Блж. Таисии Египетской (V). Свт. Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского (XIII). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI).

Прославляется икона Божией Матери «Киево-Братская».

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся с житиями двух святых женщин, пример которых особенно обличает такой распространенный грех, как осуждение.

Преподобная Исидора, Христа ради юродивая, подвизалась в Тавенском монастыре в Египте в IV веке. Девица Исидора приняла на себя подвиг юродства, вела себя как безумная и не вкушала пищи вместе с сестрами обители. Многие из насельниц относились к ней с презрением и осуждением, но Исидора переносила это с великим терпением и кротостью, благодаря Бога за все. Она трудилась в трапезной и исполняла по монастырю самые грязные и трудные работы, очищая обитель от всякой нечистоты. Преподобная Исидора покрывала голову простой тряпкой, а вместо вареной пищи питалась водой, в которой мыла котлы и посуду. Никогда не гневалась, никого не оскорбляла словом, не роптала на Бога и сестер и была молчалива.

Однажды монах-пустынник, преподобный Питирим, имел видение. Ему явился Ангел Божий и сказал: «Иди в Тавенский монастырь. Там увидишь сестру, носящую на голове тряпку. Она служит всем с любовью и переносит безропотно от них презрение. Сердце же ее и мысли всегда пребывают с Богом. А ты сидишь в уединении, но мыслью обходишь всю вселенную».

Старец отправился в Тавенский монастырь, но среди собравшихся сестер не нашел указанной ему в видении. Тогда привели к нему Исидору, почитаемую за бесноватую. Исидора упала к ногам старца, прося его благословения. Но преподобный Питирим сам поклонился ей до земли и сказал: «Сперва ты благослови меня, честная мать!» На удивленные вопросы сестер старец отвечал: «Исидора выше всех нас перед Богом!» Тогда сестры стали каяться, исповедуя все оскорбления, нанесенные ими Исидоре, и просили у нее прощения. Святая же, тяготясь нежданной для нее славой, тайно скрылась из обители, и дальнейшая судьба ее осталась неизвестной. Предполагают, что она скончалась не позднее 365 года.

В этом житии мы видим, сколько напрасного осуждения было в сестрах Тавенского монастыря, хотя осуждали они святую подвижницу. А теперь перейдем ко второй поминаемой сегодня святой.

Святая Таисия жила в Египте веком позже, в V веке. Оставшись сиротой после смерти богатых родителей, она сначала вела благочестивую жизнь, посвящая себя благотворительности и помощи больным. Нередко в ее доме останавливались иноки, приходившие из пустыни в город для продажи своих корзин. Таисия пользовалась всеобщей любовью и уважением.

После нескольких лет усердной благотворительной деятельности имение Таисии истощилось, и она стала нуждаться. Тогда она познакомилась с некоторыми неблагочестивыми людьми и подпала под дурное влияние. Ее жизнь становилась все более и более беспорядочной. Конечно, многие осуждали ее за такое падение.

Иноки пустынного скита, посещавшие раньше Таисию, узнав о такой перемене, произошедшей с нею, опечалились. Призвав своего авву, Иоанна Колова, они попросили его посетить ее. Авва Иоанн пришел к Таисии, сел возле нее, взглянув ей пристально в глаза, приклонил потом голову и начал горько плакать. Таисия смутилась и спросила старца: «Авва, что ты плачешь?» Он ответил: «Вижу, что сатана играет на лице твоем, и как мне не плакать? Чем не понравился тебе Иисус, что ты обратилась на противные Ему дела?» Она, услышав это, затрепетала и воскликнула: «Отец! Есть ли для меня покаяние?» Он ответил: «Есть!». «Тогда веди меня куда знаешь», - сказала она ему и, встав, вся в слезах пошла вслед за ним.

Авва Иоанн удивился только, что перед уходом Таисия не распорядилась, что делать с ее имуществом и вещами, и даже ни с кем не попрощалась. Когда они достигли пустыни, уже смеркалось. Авва Иоанн сделал для Таисии возглавие из песка и в некотором расстоянии такое же другое для себя. Оградив ее возглавие крестным знамением, сказал: «Здесь усни», а сам, исполнив свои молитвы, тоже прилег.

Утром старец начал будить Таисию, но тут он обнаружил, что она уже мертва. Старец сильно опечалился, думая, что душа Таисии погибла, так как она не успела покаяться, причаститься и стать инокиней. Тогда услышал он голос: «Один час ее покаяния принят более долговременного покаяния других, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения». Так Господь открыл авве Иоанну, что Бог простил Таисию за искренность и решительность ее раскаяния.

Братья и сестры, и вот мы видим во втором житии, что святая Таисия действительно была достойна осуждения за свое падение и нечестивую жизнь, но ее покаяние перед кончиной изгладило все прегрешения. А значит и любое осуждение ее, когда она еще была во грехе, тоже было напрасным. Итак, перед нами два примера. Преподобная подвижница - осуждаемая напрасно и падшая грешница, достойная осуждения, но очистившаяся кратким, но усердным покаянием. Те, кто осуждали святую Исидору, - грешили осуждением настоящей святой, те, кто осуждали святую Таисию, - грешили осуждением будущей святой. Так какой вывод напрашивается нам? Любое осуждение - грех. Ведь кого бы мы ни осуждали, мы не знаем ни внутренней жизни человека, ни будущего его покаяния. Кто знает, может быть, тот, кого мы осуждаем сегодня, через годы будет возносить перед Престолом Божиим молитвы за нас грешных? Это для нас урок.

Преподобные матери Исидоре и Таисие, молите Бога о нас!

Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!

Диакон Михаил Кудрявцев

Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие преподобной Таисии

В стране Египетской 1 жила некогда женщина развращенная, бесстыдная и нечистая по своей жизни. Имея одну дочь, по имени Таисию, она научила ее тому же постыдному образу жизни, которому и сама навыкла, отвела ее в блудный дом и отдала на служение сатане, на пагубу многим душам человеческим путем прельщения их ее красотою; ибо Таисия была весьма прекрасна по своей наружности и прославилась повсюду красотою своего лица. Из-за плотского вожделения к Таисии, многие приносили ей много золота и серебра, блестящих и дорогих одежд. Прельщая поклонников своих, она доводила их до такого разорения, что многие, потеряв ради нее свое имущество, впали в нищету, а иные, заводя из-за нее между собою ссоры, били друг друга и покрывали пороги ее дома своею кровью.

Услышав о сем, преподобный Пафнутий 2 , одевшись в мирские одежды и взяв с собою золотую монету, вошел в дом, где жила Таисия. Увидев ее, он дал ей монету в виде платы, как бы желая остаться с нею. Таисия, взяв деньги, сказала ему:

– Войди в комнату.

Пафнутий вошел вместе с нею и увидел постланное высокое ложе; сев на нем, он сказал Таисии:

– Нет ли другой комнаты, тайной, затворимся в ней, чтобы о нас никто не знал?

Таисия отвечала:

– Есть; впрочем, если ты людей стыдишься, то и в этой укроешься от них, потому что двери затворены и никто сюда не войдете и не узнает о нас, а если боишься Бога, то нет места, которое могло бы утаить тебя пред Ним, и если бы даже под землею ты скрылся, то и там Бог видит.

Услыхав от нее такие слова, Пафнутий сказал ей:

– Разве и ты знаешь о Боге?

Таисия отвечала:

– Знаю и о Боге, и о блаженстве праведных, и о муке грешных.

Тогда ей старец сказал:

– Если ты знаешь о Боге, и о будущем блаженстве и о муках, то зачем оскверняешь людей и погубила уже столько душ? Осужденная в геенну огненную, ты понесешь мучения не за свои только грехи, но и за тех, кого ты осквернила.

При сих словах, Таисия с плачем поверглась к ногам старца, восклицая:

– Знаю я и то, что для согрешивших есть покаяние и для согрешений – прощение, и надеюсь твоими молитвами избавиться от грехов, и получить милость Господню. Но молю тебя, подожди меня немного, только три часа, и потом куда повелишь мне, пойду, и что скажешь мне, сделаю.

Старец указал ей место, где будет ждать ее, и ушел. Тогда Таисия, собрав все сокровища свои, приобретенные путем разврата, ценою до четырехсот литр золота, вынесла их на средину города и, разведя огонь, положила на него все это, и перед всем народом сожгла, восклицая: «Приидите все, грешившие со мною, и смотрите, как я сжигаю то, что вы мне дали».

Предав огню нечистым образом приобретенное богатство, она пошла на место, где ждал ее Пафнутий. Старец повел в девичий монастырь и, испросив небольшую келлию, ввел в нее Таисию и затворил ее там; двери же келлии он крепко заделал и заколотил, оставив только маленькое оконце, чтобы чрез него можно было подавать ей немного хлеба и воды.

Как велишь мне, отче, молиться Богу? – спросила Таисия святого Пафнутия

– Ты недостойна, – отвечал старец, – ни произнести имени Господня, ни рук твоих поднять к небу, ибо уста твои исполнены скверны и руки твои загрязнены нечистотою; говори лишь, часто обращаясь к востоку: «Создавший меня, помилуй меня!».

И пробыла Таисия в том затворе три года, молясь Богу, как научил ее Пафнутий, вкушая лишь немного хлеба и воды, и то только раз в день.

По прошествии трех лет, Пафнутий, побуждаемый милосердием к ней, отправился к великому Антонию 3 , желая узнать, простил ли ее Бог, или нет.

Придя к старцу, он поведал ему все о жизни Таисии. Антоний призвал учеников своих и повелел им затвориться каждому отдельно в келлии своей и всю ночь молиться Богу, чтобы Он открыл кому-либо из них о Таисии, кающейся о грехах своих. Ученики исполнили повеление отца своего и умолили Бога: Он открыл о ней одному из них, по имени Павлу, которого называли Препростым 4 . Стоя на молитве ночью, он увидел в видении небеса отверстые, и одр стоящий, постланный весьма богато и сияющий великою славою; три девицы, пресветлые лицом, стояли и охраняли его, и венец лежал на одре том. При виде сего, Павел спросил:

– Верно, не иному кому-либо уготованы сии одр и венец, как отцу моему Антонию.

– Не отцу Антонию сие уготовано, но Таисии, бывшей блуднице.

Пришедши в себя, Павел стал размышлять о виденном и, когда настало утро, пошел к блаженным отцам Антонию и Пафнутию и поведал им о своем видении. Они же, услыхав о том, прославили Бога, принимающего истинно кающихся. Тогда Пафнутий пошел в девичий монастырь, где жила Таисия в затворе и, разломав двери, хотел вывести ее. Но она стала просить его:

– Позволь мне, отче, остаться здесь до смерти моей и сокрушаться о грехах моих: так много их у меня.

Старец отвечал ей:

– Человеколюбец Бог уже принял твое покаяние и простил грехи твои, – и вывел ее из затвора.

Тогда блаженная Таисия сказала:

– Поверь мне, отче, что как только вошла я в затвор, я представила все грехи мои пред мысленными очами моими и, взирая на них, плакала непрестанно. Не удалились все злые дела мои от очей моих и до ныне, но предстоят предо мною и ужасают меня, так как за них я буду осуждена.

Выйдя из затвора, блаженная Таисия через пятнадцать дней впала в недуг и, проболев три дня, благодатию Божиею, с миром почила. От одра болезни она была перенесена на тот одр, который видел на небе уготованным ей Павел Препростый, где восхваляется она с преподобными во славе и радуется во веки. Так грешница и любодейца предварила нас в царствии Божием 5 .

________________________________________________________________________

1 Отечество и город, который был свидетелем печальных побед Таисии во время ее блудной жизни, неизвестны.

2 Под преп. Пафнутием здесь разумеется настоятель Гераклейского монастыря. У греков Гераклея, у евреев – Ганес, у арабов – Анас, – один из городов Гептаномской провинции, расположенной между Нижним и Верхним Египтом, причислявшийся в к Верхнему Египту. По свидетельству Руфина в его истории монашества (гл. 16) и Палладия в его Лавсаике (гл. 57), Пафнутий был столь высокий подвижник, что на него смотрели, как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих заблудших мирян обратил на путь спасения.

Может ли человек, называющий себя скептиком и атеистом, написать роман о святом, а потом совершить христианский поступок, подобно своему святому герою? Оказывается, может!

Здравствуйте! С вами - писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

Сегодня мы говорим о преподобной Таисии Египетской и романе Анатоля Франса «Таис».

Во второй половине 19 века, с легкой руки писателя Флобера, автора романа «Искушение святого Антония», среди французских романистов возникла мода на произведения о святых.

В 1889 году другой французский писатель Анатоль Франс, считавший себя последователем и учеником Флобера, выпустил в свет роман «Таис», наделавший немало шума.

Главной героиней его романа является куртизанка Таис, жившая в начале 4 века в Александрии. Под влиянием монаха-пустынника Пафнутия, Таис обращается ко Христу, уходит в пустыню и становится христианской подвижницей.

Из жития преподобной Таисии Египетской известно, что ее духовный переворот, действительно, произошел под влиянием святого Пафнутия.

Однажды в дом Таис пришел пустынник Пафнутий, который знал её еще девочкой. Движимый желанием спасти грешную душу Таис, монах рассказал ей о Христе. Его слова упали на взрыхлённую почву – в детстве Таис была крещена. Повзрослев и отступив от заповедей Христа, она тем не менее жаждала изменить свою жизнь, но не знала, как это сделать, не решалась c совершить последний шаг навстречу переменам.

Мастер психологической прозы Анатоль Франс в романе «Таис» хорошо показывает смятение молодой женщины во время разговора с аввой Пафнутием.

Анатоль Франс:

- Таис, я несу тебе жизнь вечную. Верь мне, ибо то, о чем я благовещу,- истина.

- А кто мне поручится, что это истина?

- Давид и пророки, Писание и чудеса, которые ты увидишь воочию.

- Мне хотелось бы тебе верить, монах. Ибо, сознаюсь тебе, я не нашла счастья в мире. Удел мой прекраснее удела царицы, и, однако, жизнь принесла мне много огорчений, много печали, я безмерно устала…

Мне часто-часто приходит в голову мысль, что только нищие добры, счастливы, благословенны и что великая радость - жить в бедности и смирении.

Современники восхищённо называли Анатоля Франса «самым французским, самым парижским, самым утончённым» писателем. Однако его роман «Таис» оказался не таким, как прежние произведения, и вызвал неоднозначные читательские отклики. Одни назвали роман «Таис» «бредом безбожника» - прежде всего, из-за довольно гротескного образа монаха-пустынника Пафнутия.

Другие восхищались умением Анатоля Франса выразительно, в точных исторических деталях передать атмосферу Александрии эпохи раннего христианства, видели в описании нравов времен падения Рима аналогию с современной Францией.

Сам Анатоль Франс называл роман «Таис» философской повестью, притчей, сказкой, даже неким «пособием по философии и морали» и постоянно подчеркивал иносказательный характер истории о раскаявшейся грешнице. Конечно, в этой книге и много личного, поиск выхода Франса из собственного духовного кризиса…

Сцена, когда авва Пафнутиий ведет Таис в женский монастырь – одна из самых сильных и красивых в романе Анатоля Франса «Таис».

Франс:

Они пили с ладони студёную воду и беседовали о вечных истинах. Таис говорила:

- Я никогда не пила такой чистой воды и не дышала таким легким воздухом, а в дуновениях ветерка я чувствую присутствие самого бога.

Пафнутий отвечал:

- Видишь, сестра моя, теперь вечер. Синие ночные тени обволокли холмы. Но скоро ты увидишь освещённую зарёй скинию жизни, скоро увидишь сияющие розы немеркнущего утра.

Они шли всю ночь и пели псалмы и гимны.

В 1921 году Анатоль Франс стал лауреатом Нобелевской премии по литературе и пожертвовал все деньги в пользу голодающих России, совершив поступок вполне в духе преподобной Таисии Египетской.