Личность

Отец иероним шурыгин. Краеведение

Батюшка Иероним

Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно преданию, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны.

Алатырский монастырь за историю своего существования впитал в себя самые драгоценные и великие течения внутри русского Православия. В 1615 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, когда в ней был особенно силен дух преподобного Сергия Радонежского. Под управлением этой обители алатырский монастырь был почти 150 лет. Периодом расцвета стал для монастыря XIX век, что связано с деятельностью игумена Авраамия (Соловьева), на которого указал как на возможного наместника сам преподобный Серафим Саровский, предложив его вместо себя, так как сам он готовился к пустынническому житию. Начало XX века – вновь мощный духовный поток, на этот раз с Русского Севера, обусловливает очередной расцвет обители: один из самых замечательных игуменов за всю историю Валаамского монастыря отец Гавриил становится архимандритом Свято-Троицкой обители. И, наконец, наше время – отец Иероним, привнесший сюда традиции Святой Горы Афон.

Древняя история обители богата и своими собственными воспитанниками. И самый великий из алатырских святых – схимонах Вассиан, подвизавшийся здесь в XVII веке. Через пятьдесят лет его мощи были обретены совершенно нетленными, от них происходило множество исцелений и чудес. И к монастырю отовсюду потянулись для поклонения жаждущие исцеления паломники. В 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, бросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. И по сей день в пещерном храме во имя Преподобного Серафима Саровского бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно: перед закрытием обители монахи, боясь осквернения мощей, сокрыли их. Но нынешняя братия усердно молится и верит, что со временем Господь откроет эту тайну.

С 1919 года начался самый трагический период в истории монастыря. Был арестован и отправлен на Соловки настоятель, тихий молитвенник Архимандрит Даниил и в 30-х годах расстрелян там. Многих монахов постигла участь быть убиенными. А в храмах и келиях святой обители расположились баянная фабрика и зона НКВД. Уже в наши дни на территории монастыря были обнаружены останки более трехсот невинно загубленных душ, среди которых – немало детских; все они сейчас бережно погребены. Вся территория монастыря устлана костьми Православных – это трагическое, святое место. В годы войны здесь разместились лыжное производство и табачно-махорочная фабрика, которая просуществовала до 1988 года.

В Алатырь отец Иероним, постриженник Псково-Печорского монастыря и духовный сын его старца отца Иоанна Крестьянкина, попал не случайно. Из Печор он в 1987 году по влечению сердца уехал на Афон, где пробыл 5 лет в русском Пантелеимоновом монастыре, а потом 2 года подвизался на Святой Земле. Вернувшись в Россию, он избрал бедный приход в Чувашии, чтобы служить в епархии Владыки Варнавы, тогда архиепископа Чебоксарского и Чувашского (ныне митрополит). И вот спустя год после службы отца Иеронима в Никулинском храме Порецкого района, Владыка предложил ему взять на себя восстановление монастыря в Алатыре. Когда в ноябре 1995 года отец Иероним принял обитель под свою опеку, здесь было полное запустение и разруха. От благолепия минувших времен остались лишь остовы полуразрушенных церквей и келий. Трудами наместника и братии монастырь постепенно восставал из руин. Появились благодетели.

Объем работ предстоял огромный. Но особый подвижнический дух зажигал сердца всех приехавших потрудиться во славу Божию. Самоотверженными трудами творились чудеса. В монастыре не оставалось ни одного здания, пригодного для жилья. В течение короткого времени были восстановлены первые братские кельи, и с весны 1996 года начался ремонт церкви, названной в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери, которая спасла город от эпидемии холеры в 1748 году. Освященный архиепископом Варнавой 25 июля 1996 года Казанский храм, по словам специалистов, не имеет аналогов во всем Поволжье. Потолок и стены его покрыты резной дубовой обшивкой очень тонкой и высокохудожественной работы, которую выполняли мастера совершенно бесплатно в течение полутора лет. После освещения в обители установилась ежедневная череда уставных богослужений.

Второй восстановленной церковью стала «пещерная», где находилась ранее гробница угодника Божия схимонаха Вассиана. Весной 1997 года было начато восстановление самого большого храма в честь покровителя русского монашества преподобного Сергия Радонежского. Работы продолжались более года. Интерьер храма был спроектирован заново, крыша разобрана, устроен купол. И, наконец, просторный, светлый, с изящными линиями снаружи, словно корабль, увенчанный византийским куполом с позолоченным крестом храм был освящен 3 октября 1998 года. За короткий срок были восстановлены и заново построены братские корпуса, трапезная, гостиница вне монастыря и трапезная для паломниц, склады, мастерские – швейная, иконописная, просфорня, пекарня. Монастырь преображался на глазах.

8 июля 2001 года святыни города Алатыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Визит Патриарха стал историческим событием в жизни города и своеобразным итогом самого важного начального периода возрождения святой обители. С первосвятительским словом обратился в этот день к верующим Святейший Патриарх: «Господь судил нам жить в то время, когда возрождаются порушенные святыни, когда люди вновь обретают дорогу к храму и к Богу. Я верю, что благодать Господня поможет возрождению этой святыни нашей земли, и множество монашествующих будут прославлять Господа, молиться за мир, за земное отечество и за нашу Святую Церковь – в этом залог будущего. После многих десятилетий богоборчества люди вновь осознают, что без веры невозможно жить. Я молитвенно желаю, чтобы благословение Божие пребывало с этой возрожденной обителью, чтобы Господь помог и далее восстанавливать ее былую славу и красоту». И пожелания Святейшего Патриарха сбылись.

Все вновь отстроенные храмы монастыря - собор Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, надвратный храм Вассиана Константинопольского (духовного наставника Вассиана Алатырского) необычайно красивы. Они созданы и расписаны благодаря великой любви к Богу и таланту мастеров. Великолепие храмов, слушание литургии, проповедей, исповедь и таинство причастия чудодейственно очищают душу любого человека. Уникальна колокольня Свято-Троицкого монастыря, которая как самое высокое храмовое монолитное сооружение высотой 83 метра внесена в книгу рекордов России. Прекрасен фонтан, расположенный на территории монастыря, а неподалеку в искусственно созданном водоеме обитают необычайной красоты рыбки. Единый силуэт белых стен, округлых тёмных куполов, собора цвета астры и роскошной колокольни с курантами господствует над городом.

Были в истории монастыря и пожары, и разрушения, но он вновь и вновь возрождался, отстраивался, преображался и наращивал духовную мощь. Неизменной оставалась жертвенная братская любовь ко всем страждущим и ищущим утешения в церковных стенах. Она и сегодня жива, эта любовь. Ее наблюдаешь каждый день среди монашествующих, видишь, как внимательны насельники к нуждам паломников, к каждому приехавшему за духовной поддержкой или обратившемуся с вопросом. И пример искренней, деятельной любви подает сам наместник монастыря Архимандрит Иероним (Шурыгин). Любовь, которую отец Иероним излучает к каждому приходящему к нему, передается братии монастыря. Чрезвычайно редкий в монастырской практике, случай: батюшка не только настоятельствует, занимаясь весьма хлопотной хозяйственной и финансовой деятельностью, не только служит многочасовые богослужения, но и принимает в своей келье как духовник десятки людей ежедневно - с утра до вечера. Сам отец Иероним так говорит о своем служении: «Мы – монашествующие, а это особое сословие в Церкви. Здесь больше думают об обители, потому что мы одна семья. Главное для монаха – молитва, стремление к достижению любви к Спасителю и ближним своим, людям, которые рядом с тобой находятся, нуждаются в твоей поддержке».

За многолетнюю плодотворную работу по формированию духовно-нравственных ценностей общества, весомый вклад в восстановление православной обители Архимандрит Иероним удостоен в 2006 году звания «Почетный гражданин г.Алатыря». Он также награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой», орденами и медалями различных общественных организаций.

28 августа 2013 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, отец Иероним отошел ко Господу, но его дела живут...

Об архимандрите Иерониме (Шурыгине; 17 ноября 1952 - 28 августа 2013) вспоминает архимандрит Василий (Паскье) , в жизни которого отец Иероним сыграл поворотную роль: благодаря ему он, француз по рождению из католической семьи, монашествующий в мелькитском монастыре на Святой Земле, принял Православие и приехал служить в Россию. Отца Василия с отцом Иеронимом связывали долгие годы и служения в Чебоксарской и Чувашской епархии, и глубокой братской духовной дружбы. А еще говорим о воле Божией и духовничестве, о человеческом разумении и о том, с какими проблемами надо обращаться к духовнику.

На Святой земле

Отец Василий, вы были связаны с архимандритом Иеронимом (Шурыгиным) в течение многих лет. А какой была ваша первая встреча?

Это случилось в Иерусалиме. Я тогда был монахом мелькитского греко-католического монастыря. И вот однажды - у нас была уже Светлая неделя после Пасхи, а у православных шла еще Страстная - я увидел, что прибыла к нам в обитель делегация: митрополит Гедеон из Ставрополья, уже немолодой, а с ним его клирики из Ставропольского края и два афонских монаха: иеромонах Иероним и диакон Иаков. Как обычно, мы гостеприимно приняли всех, показали монастырь, потом привели гостей в нашу библиотеку, где угощали чаем, соком и фруктами. Вот тогда я впервые встретился с отцом Иеронимом.

- Какие впечатления были от этой встречи?

Наши взгляды встретились. И у меня было ощущение, что это необычный человек и что, может быть, этот человек - моя судьба

Особенно никаких, потому что мы говорили на разных языках: он два-три слова сказал на французском, а я на русском два-три слова. Но наши взгляды встретились. И у меня было ощущение, что это необычный человек и что, может быть, этот человек - моя судьба. Но это было таким мимолетным впечатлением. Я даже не знал, увидимся ли мы еще раз. Оказалось, что отец Иероним остался в Иерусалиме, не стал возвращаться на Афон.

Он прожил в Иерусалиме два года. Жил в разных местах. А к началу осени перебрался в греческую лавру святого Саввы Освященного. Но прожил там недолго - можно даже сказать, что сбежал оттуда на католическое Рождество. Ночью, как раз на Всенощное бдение с 24 на 25 число, он явился мокрый, потому что был дождь.

- А почему, как вы думаете, он покинул лавру Саввы Освященного?

Вероятно, потому что ему было там очень тяжело. Отец Иероним тогда молодой, сильный был. У него в обители разные послушания были: на кухне, полы мести, за водой ходить - а это не так-то просто: водопровода нет, нужно идти вниз к источнику. Монахи даже из канав собирали дождевую воду и с крыш, а за канавами нужно было строго следить, чтобы они чистыми были. Трудно эти послушания исполнять. А келарь лавры отец Херувим очень жестким и требовательным был. Он, кстати, ушел потом в раскол. Хотя много лет подвизался и был учеником известного игумена, старца Серафима: они вместе жили в пустыне. Бесы его искушали, и он сбежал из монастыря.

Так вот, отцу Иерониму не столько физически было тяжело, сколько по иным причинам: ему, русскому монаху, было в этой греческой обители очень непросто: греки большие националисты. Это сейчас в обители святого Саввы Освященного положение немножко изменилось благодаря русским, которые там живут.

Уйдя из лавры, отец Иероним какое-то время помогал духовнику женской обители, служил в свою очередь и еще работал как плотник и сантехник: так оправдывал свой хлеб, потому что неофициально жил в этом монастыре. А потом удалился в пустынь. И вот когда он вернулся в Иерусалим из пустыни, мы стали общаться уже регулярно. А прежде встречались изредка, во время богослужения у Гроба Господня.

Я знал людей, которые с ним имели тесное общение: это были православные евреи - молодое поколение, уехавшее из СССР в Израиль. Таких было много. И они с отцом Иеронимом очень дружили. В нашу обитель они приходили тоже. Это был особый монастырь, здесь какое-то время укрывался Иоанн Креститель. Там купель природная. Русские любили это место. Отец Иероним много раз приезжал к нам с чадами. И мы все больше и больше сближались.

А на Пасху 1993 года в наш монастырь Иоанна Крестителя пришел один странник.

- Что это был за человек?

Он пешком дошел из Владивостока до Иерусалима. Сейчас этот странник известен как монах Афанасий с Афона. Такой блогер популярный, националист. Но в те времена он был умереннее. Мирянин простой, он был связан с владивостокской мафией, с какими-то не очень хорошими делами, и пришел в Иерусалим в знак покаяния. Типичный русский человек. Человек без предела - и в греховном, и в подвиге молитвы. Он приехал на Пасху в 1993 году, искал, где остановиться, и попросился пожить у нас.

- А почему у вас в монастыре, ведь это же была неправославная обитель?

Была организована встреча у меня в келье. Конечно, это всё было тайно, отец Иероним через дыру в заборе ко мне пришел

Потому что мы были очень открытыми, мы не смотрели, кто приходит: православные, неправославные… Мы принимали всех людей с добрым желанием. Мне было очень интересно слушать такого горячего человека, очень православного. Мы вместе работали: я его взял к себе на послушание. Мне нужно было рыть яму под фундамент в камне. Не в земле, а в камне! А на Пасху в Иерусалиме уже жара, один я не справлялся. Я его взял на работу, на послушание со мной. Мы много работали и много болтали, разговаривали о Православии. И он меня очень сильно подталкивал принять Православие. И несколько раз обо мне говорил отцу Иерониму, что, мол, есть такой человек в монастыре святого Иоанна Крестителя, надо с ним работать, он готов перейти в Православие. Даже организовал встречу у меня в келье. Конечно, это всё было тайно, отец Иероним через дыру в заборе ко мне пришел.

- А почему тайная встреча?

Чтобы никто не знал об этом. Это было осенью 1993 года.

Надо вспомнить еще одну очень важную встречу - важную и для меня, и для отца Иеронима: на Пасху 1993 года. Тогда в Иерусалим приехал владыка Варнава из Чувашии (в то время архиепископ, сейчас митрополит). Я владыку полюбил сразу же. И отец Иероним его любил тоже, он знал его еще с Псково-Печерского монастыря, когда владыка приезжал в эту обитель, а отец Иероним был там на послушании и был пострижен тоже там.

Многое нас с отцом Иеронимом объединяло. Мы встречались у Гроба Господня по воскресеньям на службах. Тогда я практически каждую неделю туда ходил. Но братия моего монастыря почувствовали, что я потихонечку ухожу от них, что у меня большой интерес к русским православным людям. И они стали запрещать мне ходить туда на службы, запрещать общаться с русскими. А я уже чувствовал себя не в своей тарелке в неправославной среде. И вот где-то в конце октября 1993 года я подошел к отцу Иерониму и сказал: «Не могу больше жить двойной жизнью». Но тогда он не мог меня принять в Православие. Сказал, что, когда поедет в Россию, возьмет и меня с собой. А я свое: «Двойной жизнью жить нехорошо. Не могу больше». - «Что же, - говорит, - тогда уходи из своего монастыря». Сказать - одно, а сделать - другое. Это такой шаг!..

На следующий день я пришел к нему: он служил Литургию. Вышел из боковой двери алтаря, взял крест с Престола, меня благословил и послал к патриарху Диодору. Мы поехали с нашим странником, будущим монахом Афанасием, в Патриархат. Нас встретил митрополит Тимофей (тогда он был еще архимандрит, а, может быть, уже и епископ), он был секретарем патриарха. Он хорошо знал французский, я с ним был знаком - за несколько лет до этого я уже писал ему о моем желании перейти в Православие, но тогда не состоялся этот переход, многое этому помешало…

- Что именно?

И вот с отцом Иеронимом мы пришли к патриарху Диодору. Он приветствовал мое решение, но сомневался, что я должен принимать православную веру в Иерусалиме. Потому что Иерусалим слишком маленький, там все друг друга знают, и это будет скандал, тем более что я уже более десяти лет жил в этом городе.

Владыка Диодор направил меня в Россию. Такова была воля Божия.

Батюшка, вы однажды рассказывали, как в Горенском монастыре чистили с отцом Иеронимом канализацию. А как батюшка к труду относился?

Как и все мы. Это же послушание. Он не боялся работы. И канализация не была для него проблемой. Он был очень простой человек. И такого не было никогда, что какой-то работой нам не положено заниматься.

Отец Иероним отслужил молебен на дорогу, обильно покропил меня святой водой и благословил: “Езжай во Францию, встретимся в Москве”

Мы вместе прожили где-то до половины ноября. У меня был билет на самолет во Францию. Отец Иероним отслужил молебен на дорогу, обильно покропил меня святой водой и благословил: «Езжай во Францию, встретимся в Москве». Конечно, я и не сомневался, что так будет.

- Когда вы оказались в Москве?

Во Франции мне пришлось какое-то время работать, чтобы скопить денег для поездки в Россию. Мой младший брат - реставратор старинной мебели. Он немножко подучил меня, и полтора месяца я у него работал. Наконец купил билет в Москву и где-то 9 января 1994 года прилетел в Россию.

В Москве и Печорах

- Были какие-то сложности с приездом? Например с визой? Ведь в то время так просто в Россию еще нельзя было приехать…

В общем нет. Но получилось вот что. Иерусалимские чада отца Иеронима знали о моем намерении принять Православие. Это в основном были евреи, я говорил уже о них. И среди них было много людей, связанных с отцом Георгием Кочетковым. Они созвонились со своими друзьями в Москве, сказали, что есть такой отец Василий, француз, который переходит в Православие и собирается в Россию. Не знаю, каким образом, но кочетковцы нашли телефон моих родителей и стали звонить мне. Я сказал, что мне нужно приглашение, чтобы получить визу. И мне приглашение выслали.

Я сразу же из Шереметьево поехал на Лубянку, 19. Отец Георгий тогда жил над алтарем. Он спустился, встретил меня. Я никогда не скрывал, что на меня он произвел не очень приятное впечатление.

- Почему?

Я сразу не понял, куда попал. Разобрался во всем уже на следующий день. Это было не то, чего я ожидал. Они были очень внимательны ко мне... Я так и не понял, почему они такие ласковые. Думали, что я иконописец, показали место, где я могу писать иконы… А я, знаете, не люблю, когда ко мне слишком, скажем так, лезут. Я сразу отдаляюсь. Ну, ладно, оправился спать в то здание, которого сейчас в Сретенском монастыре уже нет - на его месте строится новый храм, а раньше тут стояло административное здание, располагалось издательство. Вот в этом доме мне отвели помещение. И тут я первый раз в жизни повстречал таракана. Мне постелили на полу. И я тогда почему-то подумал, что вот и буду я тут жить с друзьями-тараканами до последних дней своих. Страшно было, я не спал всю ночь.

Утром пошел на службу. Конечно, храм тогда имел иной вид, не то что сейчас. Иконостаса не было, царские врата низкие. И какая-то группа людей, одетых в белое. Мне объяснили, что они только что приняли крещение и теперь в течение недели будут в белом и каждый день причащаться. Пришел в алтарь - меня пригласили. И тут очень неожиданно для меня отец Георгий спросил: «А причащаться вы будете?» Как же он мне предлагает причащаться, когда меня еще не приняла Православная Церковь?! И я отказался.

У меня было несколько других телефонов, я позвонил одной знакомой - она сейчас матушка, ее батюшка служит в Америке, в Нью-Йорке. И она мне говорит: «Нужно немедленно уходить от отца Георгия Кочеткова». Она тогда пела на клиросе у отца Александра Шаргунова в храме святителя Николая в Пыжах. Мы и поехали туда.

Отец Александр, такой суровый, малоулыбчивый, очень хорошо меня встретил. И для меня важно было еще и то, что он говорил со мной на французском.

- Отец Александр Шаргунов вам помог?

Да, мне нужно было оформить регистрацию, а еще я попросил написать мне другое приглашение. И он написал от своего прихода. Так что официально регистрироваться я поехал уже от прихода святителя Николая в Пыжах.

Потом мы познакомились с владыкой Тихоном (Шевкуновым) - тогда отцом Тихоном - через Олесю Николаеву.

- Когда состоялся ваш переход в Православие?

15 марта, на день Державной иконы Божией Матери. Это была первая неделя поста. И сразу же меня пригласили на Литургию Преждеосвященных Даров в Даниловский монастырь, в пятницу причастили, а в субботу я сослужил Патриарху, тоже в Даниловском монастыре, в престольный праздник князя Даниила Московского. А потом на какое-то время был направлен в Псково-Печерский монастырь.

Когда приехали туда, отец Тихон был там. Мы вместе пошли к отцу Иоанну (Крестьянкину), которого я до этого уже встречал - в феврале 1994 года. Он меня вспомнил, обрадовался, что меня приняли в Православие.

- Вы помните ваш разговор с отцом Иоанном (Крестьянкиным)?

Он интересовался, миропомазали ли меня. Я отвечал, что нет, миропомазания не было. Просто чин присоединения. Но отец Иоанн (Крестьянкин) сказал, что лучше миропомазаться. Тогда отец Тихон меня взял за руку, мы пошли в Успенский собор, в пещерный храм, где игумен Спиридон отслужил таинство миропомазания. А отец Тихон был рядом, и поэтому я считаю его своим крестным.

Потом жил в монастыре, но было тяжело, потому что я не знал русского языка. И всё думал: когда же отец Иероним приедет?

- А как в Псково-Печерском монастыре относились к отцу Иерониму?

По-разному. Молодые монахи, например отец Иоасаф, отец Алипий, - положительно. А старшее поколение - отрицательно. И, кстати, отец Иоанн (Крестьянкин) тоже отрицательно.

- Почему?

Батюшка Иоанн (Крестьянкин) сказал: “Отец Иероним меня не послушал. Я его не благословил на Афон ехать”

Когда я говорил, что отец Иероним меня прислал в Россию, батюшка Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Отец Иероним меня не послушал. Я его не благословил на Афон ехать. А он меня не послушал и поехал самовольно». Немножко это меня огорчило: как же так? Отец Иероним всегда представлялся как чадо отца Иоанна (Крестьянкина), а как может чадо не слушаться своего духовного отца?!

В июне 1994 года отец Иероним наконец-то возвратился в Россию. Мы встретились, он в Псково-Печерском монастыре побывал, но вот что интересно: отец Иоанн (Крестьянкин) его не принял, не пустил к себе.

- А вы как-то говорили об этой ситуации с отцом Иеронимом?

Нет. Это не мои дела. Отец Иероним, я думаю, был удивлен и разочарован, потому что он очень рассчитывал на благословение и поддержку отца Иоанна и не получил их.

Конечно, это человеческое тщеславие, что вот, подвизался в Псково-Печерском монастыре, подвизался на Афоне, подвизался в Иерусалиме… Может быть, он рассчитывал, что возвратится в Россию как старец. А сам отец Иоанн (Крестьянкин) не благословил.

Отец Иероним был у батюшки Николая Гурьянова на острове Залит. Ну, наверное, там его помягче приняли. Не могу сказать, знал ли раньше отец Николай отца Иеронима.

Мы с отцом Иеронимом встретились в Сретенском монастыре. Это было тогда подворье Псково-Печерской обители, настоятельствовал отец Тихон, я жил у него. Тут отец Иероним меня и нашел. Мы служили в праздник Рождества Иоанна Крестителя, Владимирской иконы Божией Матери. Служили вместе, а потом вместе поехали на Афон на две недели. А вернувшись с Афона, были на приеме у патриарха Алексия.

- Почему отец Иероним возвращался на Афон?

Ему необходима была отпускная грамота, которой он не имел, ведь он, можно сказать, незаконно оставался в Иерусалим и незаконно возвращался в Россию. Он взял у отца Иеремии отпускную и свой греческий паспорт. И вот с этой отпускной мы пришли к патриарху, и отец Иероним попросил перевода в Чувашию. Попросил и меня тоже направить вместе с ним. С сентября 1994 году мы служили в Чувашии.

В Чувашии

- Как вас приняли в Чувашии?

Владыка определил нам служить в чувашской деревне, но местные люди нас не приняли. Был настоящий скандал. Мы еле-еле отслужили всенощное бдение в субботу. Народ шумел, кричали, что нам нельзя служить, что мы масоны, купили это место… Не знаю, откуда они всё это взяли, кто пустил такой слух. Конечно, это было для нас неожиданно. Я русского тогда не знал, не понимал, что происходит, видел только и чувствовал, что люди очень обозлены, даже палками размахивали, угрожая нам. Мы вынуждены были вернуться к владыке Варнаве. И он определил нас на другой, русский приход - в село Никулино Порецкого района.

- Там вас встретили лучше?

Намного лучше. Отец Иероним оставался на этом приходе более года, а я - два года. Больше года мы вместе служили: я как диакон, а он как иеромонах-настоятель. И весь этот год владыка Варнава хотел перевести отца Иеронима наместником в новый монастырь в Алатыре. Отец Иероним сначала отказывался: считал, что невозможно возродить эту обитель - слишком она разрушена. Так и было. Но владыка настаивал и отец Иероним в конце концов согласился. И в конце 1995 года он получил назначение наместником в Алатырский Свято-Троицкий монастырь.

- А куда направили вас?

Меня рукоположили в иеромонаха, и, когда отца Иеронима отправили в Алатырский монастырь, меня назначали настоятелем храма села Никулина. Год я послужил, а потом отец Иероним попросил приехать к нему в Алатырь. Так что в 1996 году летом мы снова объединились и начали возрождение монастыря.

Мы были очень близкие духовные друзья, даже братья. Понимали друг друга

Мы были близки, но как друзья. Нельзя сказать, что он был моим духовным отцом. Конечно, он и постарше был - на шесть лет, и опыт имел афонский… Но… Мы были очень близкие духовные друзья, даже братья. Понимали друг друга. Я был около него. Он влиял на меня, но духовно я немножко хулиган был, сохранил независимость.

Тот период для нашей дружбы был не очень благоприятным. Меня оклеветали, будто бы я таскал у монастыря солярку и бензин и продавал. Оклеветал наш завхоз-пьяница. Он был послушником и сам воровал горючее, чтобы было на что купить выпивку. И когда обнаружилось, что куда-то солярка исчезает, куда-то бензин исчезает, он обвинил во всем меня. Отец Иероним был очень сердит, не хотел даже выслушать меня, тот пьяница твердил всё одно: «Это он». Мне так было тяжело: как я любил отца Иеронима, а тут он пьяного человека слушает, а меня обвиняет… И я сказал: «Отец Иероним, я не могу так». В это время в городе были перемены в управлении женским монастырем, туда пришла новая игумения. Отец Иероним обязал меня помогать новой игумении. А вскоре она написала прошение владыке о моем переводе к ним в качестве старшего священнослужителя. И я согласился.

- Тяжело было уходить от отца Иеронима?

Да, тяжело. И еще эта история с воровством бензина. Она очень меня задела. Я был обижен. А отец Иероним очень разочарован, он даже заплакал, на две недели затворился у себя в келье и не выходил. Так наша дружба была разрушена, но, слава Богу, ненадолго. А ведь он исключил меня из своих синодиков, не молился за меня, не поминал мое имя! Вот такая была обида. А ведь я в свое время подошел к нему, поклонился в землю - и услышал: «Мне не надо твоего покаяния». Что тут поделаешь!

Но потом наша дружба постепенно восстановилась, мы друг друга поддерживали. И когда ему было трудно, я был всегда рядом.

Пять лет я служил как священник в женском монастыре, а потом владыка дал мне новое послушание - возрождать из руин храм в Алатыре.

- Как вы отнеслись к этому новому такому трудному послушанию?

Я почувствовал, что владыка дал мне новое поле для деятельности. Поручил мне как пастырю очень хороший активный миссионерский приход. Отец Иероним меня поддерживал и материально, и морально, и духовно на этом пути.

Но были в это время и скорби. Отец Иероним часто болел. И серьезно болел, не всегда мог выходить из кельи. Один раз даже у него случился приступ, так что кто-то даже позвонил в епархию и сказал, что отец Иероним умирает. А мне в тот день было так тяжело, как никогда раньше. И не было такого никогда, чтобы после Литургии я пошел полежать. А тут уснул. И сквозь сон слышу, что кто-то всё время звонит. Наконец сбросил с себя эту дремоту и взял трубку, а это был владыка Варнава, который пытался до меня дозвониться, чтобы сказать, что отец Иероним умирает. Как умирает?! «Поезжай, ты ему единственный друг. В Чувашии нет другого священника, который бы мог ему помочь».

Пришла машина, поехали на большой скорости, за два часа добрались до монастыря. Я всю дорогу думал: что я увижу? кого встречу?

Наконец приехали. В монастыре такая тишина, как в фильме ужасов. Почти никого нет. Поднимаюсь в келью отца Иеронима…

Наконец приехали. В монастыре такая тишина, как в фильме ужасов. Почти никого нет. Поднимаюсь в келью отца Иеронима, думаю, что, наверное, там будет много людей, кто-то будет плакать, кто-то причитать… Вхожу: никого нет. Пустота. И удивительно, даже двери кельи его открыты. Я вхожу. Отец Иероним лежит на диване… Я подошел, встал на колени, тихонько взял его руку и позвал: «Отец Иероним!» Вдруг он открывает глаза, на меня смотрит: «О! Отец Василий приехал…» Садится на диван, говорит, уже даже приглашает меня на чай… Вот так.

Я позвонил владыке, сказал, что отец Иероним ожил. Владыка благословил соборовать его. И уже на следующий день в понедельник соборовали отца Иеронима.

Вечером после соборования я приехал в Чебоксары и, хотя было уже поздно, пошел в келью владыки. «Владыка, - говорю, - сам не понимаю, в чем дело было. Или отец Иероним великий актер, или я - “великий чудотворец”». А владыка смеется: «Конечно, ты - “великий чудотворец”». После этого случая мы с отцом Иеронимом еще дружней стали.

- А что за история с храмом в Каннах?

Русская церковь в Каннах нуждалась в очень большой помощи. Отец Иероним уговаривал меня проситься в ее настоятели. Большое искушение было. В этом деле были замешаны какие-то чиновники из Москвы, которые каждый год приезжали в Канны и ходили в этот храм. Отец Иероним хотел угодить им. А владыка Варнава, когда узнал, в чем дело, сразу сказал: «Не связывайся! Не пущу тебя!».

- Отец Иероним уговаривал вас согласиться на это настоятельство?

Да. Мы побывали там. У меня была большая внутренняя смута. Я тогда обо всех своих переживаниях рассказал своему крестному - отцу Тихону (Шевкунову) . И хотя внутренне чувствовал, что никакого настоятельства не нужно, всё равно что-то грызло сердце. Отец Тихон сказал: не нужно, забудь. И владыка Варнава не благословлял.

Отец Иероним очень хотел, чтобы я поехал в Канны. Потом понял, что ничего не выходит. И если из нас кто-то прозорливый, то это владыка Варнава. Он самый опытный, он сказал сразу, что мне туда не нужно. А ведь эти москвичи организовали встречу на самом верху, даже митрополит Иларион из Нью-Йорка приезжал, встречался с владыкой Варнавой, говорил, что было бы неплохо, если бы отец Василий перешел в Русскую Православную Церковь Заграницей. А владыка: «Он мне в епархии очень нужен». И тогда владыка Иларион, очень духовный человек, произнес: «Отец Василий, я уважаю решение владыки Варнавы. Вас не отпускают». На этом всё и закончилось.

Но что интересно: после всех этих переговоров был суд во Франции, и он отнял храм у Московского Патриархата. Отнял и отдал раскольникам. Выгнали батюшку, который там служил. Он оказался на улице и служить ему было негде, потому что ключи от церкви у него забрали; он был вынужден найти убежище в католической церкви, в которой службы практически не было. И он до сих пор не служит. Владыка Варнава всё это предвидел и потому говорил мне: «Не связывайся». А после и отец Иероним тоже увидел, что владыка был прав.

После того случая здоровье отца Иеронима ухудшилось.

- Он ведь в это время почти уже не служил?

Да. Он жил как затворник, не выходил из кельи. И даже на свой день ангела уже не служил. А потом его парализовало после инсульта, он с трудом креститься мог, и говорить ему было очень тяжело. Но его подлечили. И даже выдвинули кандидатом на епископство. Но на Успение 2013 года отец Иероним умер. Узнали об этом только через два дня.

- Как так?

Он много болел, мог два-три дня не выходить из кельи. Никто и не подумал ни о чем таком. Батюшка не вышел на службу - значит, болен. Келья закрыта. Он не отвечает - значит, так надо. Он ведь вроде как в затворе жил. Но спустя два или три дня братия уже забеспокоилась. Посмотрели в окно: он вроде как спит. А потом еще через какое-то время посмотрели - а он в том же самом положении лежит. Вот тогда и подумали, что что-то случилось. Выломали двери его кельи и нашли его уже умершим.

Я приехал в монастырь, когда он уже лежал в Троицком соборе в гробу. Подошел, вспомнил тот день, когда владыка позвонил мне и сказал, что отец Иероним умирает… Я подошел к нему и сказал: «Отец Иероним, в этот раз я опоздал». На следующий день приехал владыка, и мы отпели отца Иеронима.

- Батюшка, очень многие люди почитают отца Иеронима за старца.

Я бы назвал отца Иеронима высокодуховным человеком. Но если кто-то говорит, что он чудеса творил… Чудеса не человек творит. Чудеса творит Господь через человека. Это немножко другое отношение. Это как в фильме «Остров», помните? Отец Анатолий считает себя грешником, считает себя убийцей и всю жизнь он молится, кается и плачет, потому что считает себя убийцей и сам в недоумении, почему Господь дал ему такой великий дар прозорливости и чудотворения. И ты понимаешь это только в конце фильма, когда его друг, которого он якобы убил, оказывается живым. Господь так устроил, что именно его дочка оказалась бесноватой и что именно ее отец Анатолий исцелил. Это очень хорошая история.

Он был человеком, который считал себя грешным Иеронимом. И он всегда был готов помогать другим

Отец Иероним был очень интеллигентным человеком. Он был психологом, очень хорошо понимал людей, очень легко подходил к людям, очень легко проникал в человека. Он очень много помогал другим, потому что был доступен. Я очень любил отца Иеронима, потому что он был человеком, который считал себя грешным Иеронимом. И он был человеком, который всегда был готов помогать другим. Человеком бескорыстным. Он деньги не любил, в отношении них был очень честным. Себе ничего не сохранил. Ни копейки. Всегда ходил в старой одежде. Носил рясу, которую носил еще в Иерусалиме. Материальное его не интересовало.

Однажды ему подарили очень дорогой крест. А он его отдал его архимандриту Евдокиму — настоятелю монастыря Саввы Освященного в Иерусалиме. Совершенно неожиданно! И даже владыка этому не удивился, потому что для отца Иеронима это было обычное дело: если что-то у тебя есть, отдать другим братиям.

Но мог и пошутить. Однажды подарил мне очень старую машину, о которой знал, что много она не проедет. И всегда потом шутил, что подарил мне «мерседес». А это была совсем развалюха. И вот мы собрались в ту деревню, в которой когда-то вместе служили, в Никулино, за картошкой. 20 метров проехали на ней - и мотор заглох.

Я считаю, это было полезно. Чтобы не гордиться, чтобы человек ни от кого не ждал помощи, кроме как от Господа.

Духовник - проводник на духовном пути

- Люди до сих пор вспоминают отца Иеронима.

Многие люди, в судьбе которых принимал участие отец Иероним, теперь идут к владыке Варнаве за советом. У них теперь большие трудности. А владыка Варнава не может заниматься ими. Кого-то отец Иероним постригал, кому-то что-то обещал, у кого-то венчание, а у кого-то, напротив, развод. Житейские ситуации. Это не компетенция владыки. Тяжело… Владыка отправляет их ко мне.

Я когда-то предостерегал отца Иеронима не связывать себя с судьбами людей. Как он будет за них потом отвечать? Но он в какой-то степени был уверен, что это от Бога.

Вот и на днях приходили тоже двое к владыке, он отправил их ко мне. Ситуация очень сложная. А я этих людей и поругал: «Вы же использовали отца Иеронима как гадалку! “Что с нами будет? Какой дом купить? Какую машину купить? Куда деньги вкладывать?” Вам самим надо было решать. И если вы поступали по его советам, то это ваш выбор и вам отвечать за него». А эти люди мне в ответ: «Он нам сказал, что надо купить эту квартиру. Мы купили и теперь не можем ее продать». Спрашивают у меня, что им делать. К сожалению, я не могу ничего ответить. Отец Иероним мог отвечать, потому что закончил институт торговли и разбирался во всем этом. А я по образованию специалист в сельском хозяйстве, я могу сказать, как доить корову, как кормить корову. Но сколько стоит корова, я не знаю. Беда в том, что вы к отцу Иерониму с этим вопросом пришли, а не как спасаться.

Духовник должен отвечать на духовные вопросы, давать духовные ответы. Разберитесь в том, чего вы ищете

Духовник должен отвечать на духовные вопросы, давать духовные ответы. Разберитесь в том, чего вы ищете. Господь сказал: «Ищите прежде всего Царство Небесное», а не материальную добычу.

И даже не с семейными проблемами надо приходить к духовнику. Для решения семейных вопросов Господь нам дал разум. А духовный отец должен вас сопровождать на духовном пути. И вот получается, что духовного отца нет, и чада привязаны к материальному…

- И какой выход из этой ситуации?

Надо молиться, чтобы Господь показал, как быть.


30 августа 2013 года на 61 –ом году жизни отошел ко Господу наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь Чувашской Митрополии архимандрит Иероним (Шурыгин) .
1 сентября 2013 года в Алатыре состоялось отпевание наместника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь Чувашской Митрополии архимандрита Иеронима (Шурыгина), почившего 30 августа.
Проститься с наместником обители прибыли Глава Чувашской митрополии, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Йошкар-Олинский Иоанн, секретарь Чувашской митрополии протоиерей Николай Иванов, духовенство, прихожане и многочисленные духовные чада.
Заупокойное богослужение и Чин отпевания возглавил Преосвященный Феодор, епископ Алатырский в сослужении духовенства Чувашской митрополии.
Погребен отец Иероним у алтаря собора Живоначальной Троицы в обители, которую батюшка восстановил.

ОБИТЕЛЬ, ВОСКРЕСШАЯ ЗАНОВО
(из Диалогов Православных)
Об Алатыре раньше слыхал только то, что Самару основал алатырский воевода. Следовательно, этот город древнее Самары. Уже потом я узнал, что годом "рождения" Алатыря значится 1552-й. Именно в это время здесь был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Проходя мимо сих мест во время похода на Казань, царь Иван Грозный дал обет, что если победит татар, то, дабы возблагодарить Бога, обоснует здесь Святую обитель. Так оно и случилось.
Земля слухами полнится. Вот и об алатырском мужском Свято-Троицком монастыре впервые я узнал из разговора с тольяттинским священником Вячеславом Карауловым. "Как-то ко мне приехали мои друзья на машине, - поведал отец Вячеслав, - и предложили съездить с ними в Алатырь. Там, говорят, монастырь изумительный и старец прозорливый. Честно говоря, к молве о прозорливости того или иного священника я относился всегда скептически, потому что часто не в меру экзальтированные прихожане выдают желаемое за действительное. Но подумал: "отчего же не съездить?" - и поехал. И не пожалел. Старцем оказался наместник монастыря, отец Иероним, еще далеко не старый мужчина лет 60-ти. Знаешь, как зашел я к нему, так он все о моей жизни и высказал - то, о чем могли знать только я и моя супруга... Будет возможность - обязательно посети Алатырь. Дивная там обитель!"

Latyrfond.org/index.php?option=com_content&view=article&id=128:arkhimandrit-ieornim-shurygin&catid=78:alatyr-fond&Itemid=482

Батюшка Иероним
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно преданию, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны.
Алатырский монастырь за историю своего существования впитал в себя самые драгоценные и великие течения внутри русского Православия. В 1615 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, когда в ней был особенно силен дух преподобного Сергия Радонежского. Под управлением этой обители алатырский монастырь был почти 150 лет. Периодом расцвета стал для монастыря XIX век, что связано с деятельностью игумена Авраамия (Соловьева), на которого указал как на возможного наместника сам преподобный Серафим Саровский, предложив его вместо себя, так как сам он готовился к пустынническому житию. Начало XX века – вновь мощный духовный поток, на этот раз с Русского Севера, обусловливает очередной расцвет обители: один из самых замечательных игуменов за всю историю Валаамского монастыря отец Гавриил становится архимандритом Свято-Троицкой обители. И, наконец, наше время – отец Иероним, привнесший сюда традиции Святой Горы Афон.
Древняя история обители богата и своими собственными воспитанниками. И самый великий из алатырских святых – схимонах Вассиан, подвизавшийся здесь в XVII веке. Через пару сотен лет его мощи были обретены совершенно нетленными, от них происходило множество исцелений и чудес. И к монастырю отовсюду потянулись для поклонения жаждущие излечения паломники, тем и прославилась эта святая обитель. В 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. И по сей день в пещерном храме во имя Преподобного Серафима Саровского бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно: перед закрытием обители монахи, боясь осквернения мощей, сокрыли их. Но нынешняя братия усердно молится и верит, что со временем Господь откроет эту тайну.
С 1919 года начался самый трагический период в истории монастыря. Был арестован и отправлен на Соловки настоятель, тихий молитвенник Архимандрит Даниил и в 30-х годах расстрелян там. Многих монахов постигла участь быть убиенными. А в храмах и келиях святой обители расположились баянная фабрика и зона НКВД. Уже в наши дни на территории монастыря были обнаружены останки более трехсот невинно загубленных душ, среди которых – немало детских; все они сейчас бережно погребены. Вся территория монастыря устлана костьми Православных – это трагическое, святое место. В годы войны здесь разместились лыжное производство и табачно-махорочная фабрика, которая просуществовала до 1988 года.
В Алатырь отец Иероним, постриженник Псково-Печорского монастыря и духовный сын его старца отца Иоанна Крестьянкина, попал не случайно. Из Печор он в 1987 году по влечению сердца уехал на Афон, где пробыл 5 лет в русском Пантелеимоновом монастыре, а потом 2 года подвизался на Святой Земле. Вернувшись в Россию, он избрал бедный приход в Чувашии, чтобы служить в епархии Владыки Варнавы, тогда архиепископа Чебоксарского и Чувашского (ныне митрополит). И вот спустя год после службы отца Иеронима в Никулинском храме Порецкого района, Владыка предложил ему взять на себя восстановление монастыря в Алатыре. Когда в ноябре 1995 года отец Иероним принял обитель под свою опеку, здесь было полное запустение и разруха. От благолепия минувших времен остались лишь остовы полуразрушенных церквей и келий. Трудами наместника и братии монастырь постепенно восставал из руин. Появились благодетели.
Объем работ предстоял огромный. Но особый подвижнический дух зажигал сердца всех приехавших потрудиться во славу Божию. Самоотверженными трудами творились чудеса. В монастыре не оставалось ни одного здания, пригодного для жилья. В течение короткого времени были восстановлены первые братские кельи, и с весны 1996 года начался ремонт церкви, названной в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери, которая спасла город от эпидемии холеры в 1748 году. Освященный архиепископом Варнавой 25 июля 1996 года Казанский храм, по словам специалистов, не имеет аналогов во всем Поволжье. Потолок и стены его покрыты резной дубовой обшивкой очень тонкой и высокохудожественной работы, которую выполняли мастера совершенно бесплатно в течение полутора лет. После освещения в обители установилась ежедневная череда уставных богослужений.


Второй восстановленной церковью стала «пещерная», где находилась ранее гробница угодника Божия схимонаха Вассиана. Весной 1997 года было начато восстановление самого большого храма в честь покровителя русского монашества преподобного Сергия Радонежского. Работы продолжались более года. Интерьер храма был спроектирован заново, крыша разобрана, устроен купол. И, наконец, просторный, светлый, с изящными линиями снаружи, словно корабль, увенчанный византийским куполом с позолоченным крестом храм был освящен 3 октября 1998 года. За короткий срок были восстановлены и заново построены братские корпуса, трапезная, гостиница вне монастыря и трапезная для паломниц, склады, мастерские – швейная, иконописная, просфорня, пекарня. Монастырь преображался на глазах.
8 июля 2001 года святыни города Алатыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Визит Патриарха стал историческим событием в жизни города и своеобразным итогом самого важного начального периода возрождения святой обители. С первосвятительским словом обратился в этот день к верующим Святейший Патриарх: «Господь судил нам жить в то время, когда возрождаются порушенные святыни, когда люди вновь обретают дорогу к храму и к Богу. Я верю, что благодать Господня поможет возрождению этой святыни нашей земли, и множество монашествующих будут прославлять Господа, молиться за мир, за земное отечество и за нашу Святую Церковь – в этом залог будущего. После многих десятилетий богоборчества люди вновь осознают, что без веры невозможно жить. Я молитвенно желаю, чтобы благословение Божие пребывало с этой возрожденной обителью, чтобы Господь помог и далее восстанавливать ее былую славу и красоту». И пожелания Святейшего Патриарха сбылись.
Все вновь отстроенные храмы монастыря - собор Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, надвратный храм Вассиана Константинопольского (духовного наставника Вассиана Алатырского) необычайно красивы. Они созданы и расписаны благодаря великой любви к Богу и таланту мастеров. Великолепие храмов, слушание литургии, проповедей, исповедь и таинство причастия чудодейственно очищают душу любого человека. Уникальна колокольня Свято-Троицкого монастыря, которая как самое высокое храмовое монолитное сооружение высотой 83 метра внесена в книгу рекордов России. Прекрасен фонтан, расположенный на территории монастыря, а неподалеку в искусственно созданном водоеме обитают необычайной красоты рыбки. Единый силуэт белых стен, округлых тёмных куполов, собора цвета астры и роскошной колокольни с курантами господствует над городом.
Были в истории монастыря и пожары, и разрушения, но он вновь и вновь возрождался, отстраивался, преображался и наращивал духовную мощь. Неизменной оставалась жертвенная братская любовь ко всем страждущим и ищущим утешения в церковных стенах. Она и сегодня жива, эта любовь. Ее наблюдаешь каждый день среди монашествующих, видишь, как внимательны насельники к нуждам паломников, к каждому приехавшему за духовной поддержкой или обратившемуся с вопросом. И пример искренней, деятельной любви подает сам наместник монастыря Архимандрит Иероним (Шурыгин). Любовь, которую отец Иероним излучает к каждому приходящему к нему, передается братии монастыря. Чрезвычайно редкий в монастырской практике, случай: батюшка не только настоятельствует, занимаясь весьма хлопотной хозяйственной и финансовой деятельностью, не только служит многочасовые богослужения, но и принимает в своей келье как духовник десятки людей ежедневно - с утра до вечера. Сам отец Иероним так говорит о своем служении: «Мы – монашествующие, а это особое сословие в Церкви. Здесь больше думают об обители, потому что мы одна семья. Главное для монаха – молитва, стремление к достижению любви к Спасителю и ближним своим, людям, которые рядом с тобой находятся, нуждаются в твоей поддержке».
За многолетнюю плодотворную работу по формированию духовно-нравственных ценностей общества, весомый вклад в восстановление православной обители Архимандрит Иероним удостоен в 2006 году звания «Почетный гражданин г.Алатыря». Он также награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой», орденами и медалями различных общественных организаций.
Послушать БАТЮШКУ ИЕРОНИМА можно ЗДЕСЬ.

Один из наиболее известных старцев конца XX-начала XXI века. Будучи продолжателем духовных традиций таких старцев как отец Серафим (Тяпочкин) и отец Иоанн (Крестьянкин), оказал влияние на большое количество людей, которые под впечатлением от его проповедей приезжали в монастырь на поселение, а многие принимали монашество. По многочисленным свидетельствам, обладал даром прозорливости.

Виктор Фёдорович Шурыгин родился 17 ноября 1952 года в селе Белоречка Свердловской области. После окончания в 1973 году школы в Анапе учился до 1974 в новороссийском мореходном училище. В 1975 году закончил торговый техникум в Саратове.

По собственному признанию, "не собирался быть ни монахом, ни священником", хотел продолжать обучение, однако встреча с архимандритом Иларионом в Абхазии, сказавшего будущему старцу, что его "путь только монашеский" изменила решение Виктора.

В 1980 году пострижен в монашество с именем Иероним в честь преподобного , в этом же году был рукоположён в иеродиакона, в 1981 году в пресвитера.

В 1987 году уехал в Свято-Пантелеимонов монастыре на (Греция), где был келарем, ризничным, библиотекарем, благочинным, экономом, духовником и казначеем. В 1993 году уехал в Иерусалим.

В 1994 году вернулся в Россию, служил в Чебоксарской и Чувашской епархии.

С 1994 по 1995 год был настоятелем церкви в селе Никулино Порецкого района (Чувашия), с 1995 года наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в городе Алатырь (Чувашия).

В январе 2009 года участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви.

Интересные факты об Архимандрите Иерониме (Шурыгине)

  • Особым почитанием старец Иероним пользовался у военных. Многие генералы, адмиралы, представители среднего и младшего офицерства, рядовые солдаты, матросы, казаки считали отца Иеронима примером служения во благо Отечества.
  • Отец Серафим (Шурыгин) награжден орден святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, медалью ордена "За заслуги перед Чувашской Республикой", является Почетным гражданином города Алатырь орден «Знак Почёта Чувашской Республики»
В небольшом городке Алатыре, что в Чувашии, незримый свет Божественной любви разливается по всей округе от стен древнего Свято-Троицкого мужского монастыря. Неспешно ступаешь по уютным, ухоженным улочкам, а взгляд невольно задерживается на витой архитектуре старинных купеческих особняков, на строгости потемневших от времени фасадов частных жилых домов, овитых свежей весенней зеленью, раскидистыми ветвями цветущей черемухи, и ощущаешь особую благодать, спокойствие и тишину, которые поселяются вдруг в твоем мятущемся сердце.

И вот перед глазами величественный семиглавый Троицкий собор - средоточие духовной силы обители с почти полутысячелетней историей. Летописание ее связано с именем Преподобного Серафима Саровского. В начале XIX века настоятелем Свято-Троицкого монастыря стал Архимандрит Авраамий (Соловьев) вместо назначенного сюда поначалу Батюшки Серафима. Преосвященнейший Павел трижды просил отца Серафима принять обитель под свою опеку, но Батюшка уже готовился тогда к пустынническому житию. Архимандриту Авраамию удалось перенести в Алатырь ту изумительную атмосферу братолюбия, что всегда ощущалась в Саровской пустыни. Были в истории монастыря набеги чувашей, мордвы и татар, были пожары и разрушения, но он вновь и вновь возрождался, отстраивался, преображался и наращивал духовную мощь. Неизменной оставалась жертвенная братская любовь ко всем страждущим и ищущим утешения в церковных стенах. Она и сегодня жива, эта любовь. Ее наблюдаешь каждый день среди монашествующих, видишь, как внимательны насельники к нуждам паломников, к каждому приехавшему за духовной поддерж-кой или обратившемуся с вопросом. И пример искренней, деятельной любви подает сам наместник монастыря Архимандрит Иероним (Шурыгин). Каждое утро после Литургии и трапезы у дверей его келии выстраиваются богомольцы с кучей разновозрастной ребятни, чтобы начать день с благословения любимого батюшки. Отец Иероним радостно и энергично помазывает всех елеем, одаривает конфетками, а затем ведет душеспасительные беседы с духовными чадами. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ставрополь, Нефтеюганск, Самара, Сызрань, Ульяновск - вот неполный перечень городов, названия которых я случайно услышала, ожидая свой черед возле келии батюшки.

Трагическое, святое место

Свято-Троицкий монастырь - ровесник Алатыря. Город заложен в 1552 году по повелению Царя Иоанна Грозного на слиянии рек Суры и Алатыря. В 1748 году во время расчистки места под строительство главного каменного собора в честь Святой Живоначальной Троицы был обретен гроб с мощами подвизавшегося здесь полвека назад схимонаха Вассиана. Время не тронуло тлением ни тела подвижника, ни его гроба и облачения. От мощей начались исцеления, и к монастырю отовсюду потянулись для поклонения жаждущие излечения паломники, - тем и прославилась святая обитель. Слава ее возрастала вплоть до закрытия монастыря в 1929 году. А в 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. И по сей день в пещерном храме во имя Преподобного Серафима Саровского бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно: перед закрытием обители монахи сокрыли мощи. Но братия усердно молятся и верят, что со временем Господь откроет эту тайну.

С 1919 года начался самый трагический период в истории монастыря. Был арестован и отправлен на Соловки настоятель, тихий молитвенник Архимандрит Даниил и в 30-х годах расстрелян там. Монахов всех тоже убили. А в храмах и келиях святой обители расположились баянная фабрика и зона НКВД. Уже в наши дни на территории монастыря были обнаружены останки более трехсот невинно загубленных душ, среди которых - немало детских; все они сейчас бережно погребены. Вся территория монастыря устлана костьми Православных - это трагическое, святое место. В годы войны здесь разместились лыжное производство и табачно-махорочная фабрика, которая просуществовала до 1988 года. Когда в ноябре 1995 года отец Иероним принял обитель под свою опеку, здесь были полное запустение и разруха. От благолепия минувших времен остались лишь остовы полуразрушенных церквей и келий. Трудами наместника и братии монастырь постепенно восставал из руин. Появились благодетели, постоянно помогающие средствами и материалами. Так, в свое время директор одного из уральских заводов пожертвовал на нужды монастыря шестьдесят три вагона кирпича.

В монастыре немало старинных образов, сохранившихся до наших дней. Среди них особо почитаемые - пожалованная Царем Иоанном Грозным икона Спаса Нерукотворного и Четвертаковская Казанская икона Божией Матери, в середине XIX века спасшая Алатырь от эпидемии холеры. С 1998 года действует монастырский Рождественский скит, с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Братия скита обрабатывает 320 гектаров плодородной земли, занимается животноводческим, птицеводческим, рыбным хозяйством, пчеловодством. Сегодня в Свято-Троицком монастыре подвизаются более ста семидесяти насельников. Из них - сорок шесть монашествующих, пятьдесят восемь послушников, два схимника. Около семидесяти человек братии молится и трудится во славу Божию в Рождественском скиту.

Архимандрит Иероним родом из Новороссийска, был преуспевающим молодым человеком. На монашеский путь его направил Архимандрит Иларион, который умер в возрасте ста восемнадцати лет. Этот батюшка был известен в шестидесятых годах тем, что воскресил сына генерала ракетных войск. В Псково-Печерский монастырь, под духовное руководство Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), отца Иеронима благословил его духовник отец Серафим (Тяпочкин). Впоследствии отец Иероним долгие годы подвизался на Афоне, был отшельником в Иудейской пустыне, в Палестине, где питался одной пустынной травой. Со Святой Земли в Россию прибыл по благословению Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. С тех пор он здесь.

«Идите путем средним…»

Отец Иероним, ваш монастырь ежедневно принимает множество паломников. Что подвигает нынешнего человека на поездки по святым местам? Чего ищет он и находит ли?

Люди к нам едут самые разные: разных сословий, положений, жизненных установок.

Много прибывает любопытных. Но тех, кто по-настоящему желает спастись, совсем немного. Третья категория - блуждающие. Это люди, которые не знают, чего хотят от жизни, у них апатия ко всему, даже к самим себе.

Время сейчас, несомненно, тяжелое. Хотя, казалось бы, все возможно, все дозволено. Но эта вседозволенность и всевозможность завела нас в тупик. Ситуация в России после падения железного занавеса стала развиваться не в том направлении. Люди обратили свои взоры на Запад, а не на свою самобытность и культуру, не на возрождение своей души и укрепление семьи. И все же очень радует сегодня молодежь. Немало молодых людей приезжает в монастырь целенаправленно, чтобы посвятить себя монашеству. Родители их порой недоумевают, иногда негодуют, но со временем, поразмыслив и разобравшись, благословляют детей на монашеское служение.

Любой монастырь должен быть источником духовной целительности для каждого из нас. Нередко приезжают люди бесноватые, которые ищут и требуют того, до чего сами еще духовно не созрели, не доросли. И если бы они вот так, с ходу исцелялись, это не пошло бы им на пользу, не было бы спасительным для их души. Ведь духовную силу нам дает та мера молитвенности, стремления к святости, которая или есть в нашем сердце, или ее нет. И если она есть, то бес не только безсилен против нас, но даже и приблизиться к нам не посмеет. Лишь когда человек достигнет понимания того, что через все скорби, искушения и даже трагедии надо проходить безропотно, - тогда у него появляется надежда на спасение. Таким путем шли все святые, такой путь показал нам Сам Господь Иисус Христос, добровольно страдавший за нас на Кресте. Через смерть и ад Он открыл нам новый мир - Царствие Небесное, - который прежде был заключен грехом падшего нашего прародителя Адама.

Несмотря на все сложности современной жизни, мы не лишены надежды. Если разумно, с рассудительностью поливать самые слабые ростки веры, они со временем принесут хорошие плоды, которые будут радовать всех. Но, к сожалению, сейчас пошли какие-то новые течения. И виноваты в этом те люди, которые называют себя Православными, на самом же деле - весьма далеки от этого. Они делают такие выводы, которые не сопоставимы со здравомыслием. Взять хотя бы тех, кто зарылся в Пензенской области. «Подвизаются», считают себя мучениками, ждут конца света. Конец придет, он нас ждать не будет. Считаю, что их поступок - перебор, неправильное понимание сути духовной жизни. Многие изначально взваливают на себя слишком большие подвиги, а потом начинаются у них внутренние брожения. Это неправильно. Подвиги надо брать разумно, по силе духовной, душевной, физической, и нести их. Пусть немного, но постоянно. И при каждом столкновении со скорбями и искушениями всегда благодарить Бога и радоваться. Господь не налагает на нас чересчур обременительных уз, не требует от нас никаких особых подвигов. Напротив, Он призывает нас идти средним путем, и на этом среднем пути мы найдем сокровищницу - тот безценный бисер, о котором сказано в Евангелии. Если мы найдем его и правильно понесем - спасемся.

«Главное для монаха - молитва»

- Как хорошо здесь, в обители! Кто помогал и сейчас помогает вам ее восстанавливать и благоукрашать?

Непросто все это давалось. Господь посылал нам Свои блага соразмерно нашим скорбям, искушениям, которые мы переносили. Бывало, даже не без ропота внутри души своей. Ропот губит наши дела, но мы, конечно, в этом каялись, старались не допускать его более. И потихоньку, помаленьку Господь располагал и располагает души тех людей, которые желают обители возрождения и помогают своими средствами. Иногда люди приезжают и сокрушаются: вот, вкладывали сбережения в тот или иной храм или монастырь, а результата нет. Тогда я говорю, что они сами в этом виноваты. Надо было начинать с малого. Помогли немного - подождите. Если результат есть - еще помогите. А если никаких изменений не происходит - надо прекращать. Наши же благодетели видят, что все превращается в дело. Мы - монашествующие, а это особое сословие в Церкви. Здесь больше думают об обители, потому что мы одна семья. Главное для монаха - молитва, стремление к достижению любви к Спасителю и ближним своим, людям, которые рядом с тобой находятся, нуждаются в твоей поддержке.

Сейчас часто говорят о конце мира. Конец мира приближается, но и от нас многое зависит. Если обратимся к Богу, покаемся, будем жить благочестиво - конец мира отодвинется по времени. А если будем грешить и отходить от Истины Церковной - сами приблизим этот конец.

- Батюшка, у вас много духовных чад. С чем идут и едут сегодня люди к духовному отцу?

Я сам несовершенный, и когда даю советы - очень осторожно к этому подхожу. Люди очень разные и порой вложенный в слова смысл понимают весьма своеобразно, а в результате делают неправильные выводы. Поэтому я в конце беседы обычно задаю вопрос: «Как вы поняли?» Выслушиваю ответ, и если что-то не так, подправляю. Все мы ищущие, независимо от того, кто из нас священник, монах или мирянин. Все мы ищем в Церкви спасительного пути, боремся со страстями внутри нас, прилогами вражиими. И если не унываем и твердо стоим на этом пути, - Господь дает нам силу и ту степень духовности, в меру которой мы подвизаемся.

Прежде всего я даю понять, что надо быть строже к себе и снисходительнее к ближним. Если мы рассматриваем пороки других, а собой не занимаемся, тогда мы, считаю, прожигаем жизнь втуне и можем впасть в прелесть или другие искушения.

- Крепка ли сегодня в нас вера? Сопоставима ли с крепостью стен церковных?

Несмотря ни на что, наша Россия еще удивит весь мир. Когда придет время испытаний, сонм мучеников вновь выйдет вперед и докажет незыб-лемую Истинность Православия.

- Отец Иероним, о чем ваша молитва ко Господу в каждый день и в каждый час?

Моя молитва о том, чтобы Господь дал мне страх Божий, память смертную, чтобы даровал мне ту любовь, которая помогала бы окормлять ближних. Несмотря на невзгоды, болезни, искушения, принимать народ, наставлять осторожно. Чтобы каждый из нас нес по духовному разумению своему и силе своей тот самый жертвенный подвиг и спасался.

«Спасаться можно в любом месте»

- Проникают ли сегодня в церковную ограду какие-то негативные явления из мира?

Да. Мир пользуется несовершенством верующих. Несмотря на то, что тот или иной человек священник или монах, в нем тоже есть зачатки греха, с которыми он борется. Одни борются от чистого сердца, прилагая все свои силы, чтобы стать выше духовно. А некоторые, поборовшись, опускают руки и даже ниспадают ниже, чем жили до этого, в миру. Это соблазняет неверующих, безбожников и ищущих повода к соблазну, и такой повод они как раз здесь и находят. Как говорится, в семье не без урода. Конечно, Церковь старается такого брата поддержать, помочь ему. Но если он не хочет, если противится, то тогда Церковь отсекает его. Но не сразу.

Нынче исполняется девяносто лет убиения Помазанника Божия - Императора Николая II и Его Семьи. Печать этого греха лежит на каждом из нас…

Я считаю, мы уже покаялись перед Царем, Церковь прославила его в лике святых. И Церковь, и народ омылись за это убийство большой кровью. В лагерях тридцатых годов, в войне сорок первого - сорок пятого годов, и в наши дни тоже. Я юношей в Новороссийске знал великих отцов, которые жили при дворе последнего Императора. Они рассказали, как жили Император, Его Семья, - они умилялись! И все то вздорное, что читаем мы иногда в прессе об Императоре, - искусственно созданный негатив против Царской Семьи.

Глобализация наступает. Возможно, недалеко уже время, когда из-за биометрии в загранпаспортах некоторые верующие откажут себе в возможности помолиться на Гробе Господнем, посетить святые места за границей…

Глобализация уже наступила… А что касается поездок - скажу так. Не то важно, в каких стенах ты молишься. В свое время, когда я приехал из-за рубежа, предложил батюшке Иоанну (Крестьянкину) свозить его на Святую Землю, тем более что и возможность такая у меня была. Он улыбнулся и тихонько сказал в ответ: «Спасибо тебе за заботу. Но я когда захочу - помолюсь и там». Мне было очень стыдно за свое предложение, хотя и высказанное от чистого сердца.

Спасаться можно в любом месте, все зависит от того, как мы живем, по-православному ли. Как мы проповедуем свою веру, исполняем ли незыблемые догматы нашей Церкви. А незыблемость их утверждена семью Вселенскими Православными Соборами.

- Как вы относитесь к обращению Епископа Чукотского Диомида?

Лучше бы он этого не делал. Не надо было ему выступать. Во-первых, несвоевременно. Во-вторых, многие так и не поняли, что же хотел сказать Владыка Диомид. Лучше бы критику он начал с себя. А там, глядишь, понял бы, что не надо ему выходить за тот рубеж, к которому он еще не готов. Все произошедшее лишь дало подкормку тем людям, которые воспользовались ситуацией и начали прославлять его чуть ли не как мученика. Но до мученичества всем нам еще очень далеко, еще неизвестно, как жизнь свою окончим. А смута пошла страшная.

- Батюшка, расскажите о личном своем духовном пути.

Я не собирался быть ни монахом, ни священником. Много учился. Ради послушания пошел к одному старцу, Архимандриту Илариону. В Абхазии его многие знают. Этот духоносный старец сказал, что мой путь только монашеский. И я пошел по этому пути. Уже тридцать два года в монашестве.

- И по традиции, батюшка, духовный совет читателям нашей газеты.

Сейчас даже среди Православных много таких, которые мутят народ, пастырей, монахов. И когда меня спрашивают, как вы смотрите на переход на новый стиль Церковного Богослужения, на русский язык, на сокращение молитвенных служб, я отвечаю: отрицательно. Никогда на это не пойду, останусь на том рубеже, который принял от Купели Таинства Крещения, свято и незыблемо.

Из бесед Архимандрита Иеронима с братией:

«Кто научился любить людей, тот полюбит Бога всем сердцем. Кто старается любить Господа, но не любит ближних своих, тот ошибется: Бог не примет его любовь, потому что она не созиждется на тех, кто рядом с ним».

«Человек научился всей премудрости нашей земной жизни: космические корабли летают в космос, плавают по воздуху корабли в виде самолетов, плавают корабли, бороздя водное пространство; как саранча, ползают по земле автомобили, по железке тянутся тепловозы, электровозы с большими составами, управляет человек и компьютером, - а сердцем своим управить не может. Почему? Потому что сердце - это тот особый двигатель, та великая тайна, которую надо познать через самоукорение, через покаяние, через молитву и Богомыслие».

«Суета сует, по притче Соломона, осуетила нас. И порой мы творим дела внешние, а о внутреннем делании забываем. Мы помним о нем, но почему-то нашей современностью оно отодвинуто на задний план. Мне кажется, нужно пересмотреть каждому самого себя и духовное поставить на первое место, а остальное - на второе, то есть переместить. А чтобы переместить, нужна титаническая работа над самим собой, чтобы познать: кто я?»