Отношения

Резапкиной). Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В.Резапкиной) Тест на определение мышления онлайн

Тест системного мышления SRT (Systems Reasoning Test) был разработан для оценки способности к системному анализу и обработке информации, представленной в виде абстрактных схем и сложных структур. Этот тест позволяет понять, насколько эффективно кандидат или сотрудник справляется с концептуальными рабочими задачами, требующими глубокого системного подхода.

Необходимая подготовка

Для получения права на применение тестов способностей SHL и интерпретацию их результатов Вам необходимо прослушать семинар «Тестирование персонала в организации» (сертификат SHL Level A).

В чем преимущества теста системного мышления?

  • Оценка способности к системному мышлению в соответствии с требованиями современной психометрии
  • Проверенная методология теста гарантирует надежность и точность результатов
  • Быстрая и легкая интерпретация результатов для последующего принятия решений
  • Тест системного мышления дополняет другие тесты SHL (например, вербальные и числовые), что позволяет построить более полный и многомерный профиль способностей кандидата/сотрудника
  • Материалы теста доступны как в бумажно-буклетной версии, так и через систему онлайн-оценки SHLTOOLS 3.

Для кого предназначен тест SRT?

Тест системного мышления SRT предназначен для оценки опытных менеджеров и специалистов на любых позициях, выпускников университетов и бизнес-школ, а также при подборе на любые должности в таких сферах бизнеса, как стратегическое планирование и аналитика, исследования и разработки, маркетинг и IT. Также может применяться для решения задач обилизации талантов - в рамках аудита персонала, планирования развития и карьеры.

Основные характеристики

  • Современный, эффективный и надежный тест для оценки способности к системному мышлению
  • Дополняет вербальные, числовые и другие тесты SHL, что позволяет построить более полный профиль способностей
  • Оценивает различные составляющие системного мышления, необходимые в современном бизнесе в насыщенной информационной среде
  • Быстрая и легкая интерпретация результатов

Как он работает?

Тест SRT был разработан консультантами SHL с учетом особенностей работы с разнородными потоками концептуальной информации в современном бизнесе. В тест способностей к системному мышлению входят четыре группы задач, требующих системного подхода:

  • Выявление закономерностей в соответствии с заложенной логикой
  • Определение правил иерархического подчинения
  • Анализ взаимосвязи целого и его частей
  • Понимание и работа с циклическими схемами

Доступные виды отчетов

Отчет для HR предназначен для сертифицированных HR-специалистов или менеджеров и описывает общий результат по тесту SRT, а также результаты по отдельным компонентам способности к системному мышлению. Кроме того, в отчете указано, для решения каких именно задач требуется тот или иной компонент.

Отчет для кандидата дает краткую текстовую интерпретацию полученных результатов (в том числе и по компонентам) и рекомендации по их развитию.

Страна Россия Казахстан Украина Другая

Шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)

Назначение теста

Диагностика типа мышления респондента.

Инструкция к тесту

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет - минус.

Тест

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38
4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40

Обработка результатов теста

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

0-2 - низкий,
. 3-5 - средний,
. 6-8 - высокий.

Интерпретация результатов теста

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

Источники

Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный тест поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, то нажмите Да, если не согласны - Нет.


ВОПРОСЫ:

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

4. Мне нравиться живопись, скульптура, архитектура, музыка.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах и рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение словам.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которое не существует в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел бы подчинить свою жизнь строгой системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.

33. Я легко усваиваю незнакомы фразы и грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма

40. Я не могу успокоиться, пока не свою работу до совершенства.

ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

В каждой колонке указаны номера вопросов. Каждый ответ "Да" на вопрос считается за 1 балл, ответ нет - "0". Посчитайте количество баллов в каждой колонке.

Колонка 1

Колонка 2

Колонка 3

Колонка 4

Колонка 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

результат

П-Д

результат

А-С

результат

С-Л

результат

Н-О

результат

К


Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.

  1. П редметно-действенное мышление
  2. А бстрактно-с имволическое мышление
  3. С ловесно-л огическое мышление
  4. Н аглядно-о бразное мышление
  5. К реативность

Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления:

  • 0-2 – низкий,
  • 3-5 – средний,
  • 6-8 – высокий.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Предметно – действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Эти мышлением обладают и многие выдающиеся танцоры, спортсмены.

2. Абстрактно – символическим мышлением обладают многие люди науки - физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно – логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно – образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было и то, что будет и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.

5. Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Два следующих теста в картинках позволят лучше понять, как вы собираете информацию из окружающего мира и каким образом оперируете ею , другими словами определяют тип мышления.

Тест №1. Практик и Логик.

Тест №2 Сенсорик и Интуитивист (аналитик).

Как у практиков (сенсориков), так и логиков (аналитиков) есть свои сильные стороны, главное уметь ими пользоваться. И довольно часто встречаются личности с развитым как абстрактным, так и конкретным, практическим мышлением.

Тест №1. Практик и Логик.

Инструкция.

Перед вами цепочка овалов. На основе этой детали вам надо воссоздать всю картину, из одного фрагмента сотво­рить целое. Что вы нарисуете и чем дополните данный рисунок, зависит только от вас.

Стимульный материал.

Ключ к тесту, интерпретация.

Тест легко трактовать, что бы вы ни нарисовали. Принцип такой: если вы сделали цепочку овалов основой своего рисунка, то это говорит о том, что вы обладаете практическим мышлением, вам ближе все конкретное. Если же цепочка овалов является не основной деталью вашего рисунка, а дополнительной, то это говорит о наличии у вас логического мышления, вы любите мыслить абстрактно.

Признаком практического мышления являются такие рисунки: колос, гроздь винограда, ягод и т. д. - основной упор был сделан на овалы.

Признаком абстрактного мышления являются такие рисунки: идущий человек, за которым тянется цепочка следов; хвост птицы или зверя; коса девушки и все в том же духе. Иначе говоря, цепочка овалов в данном случае не более чем дополнение к рисунку.

Люди с практическим мышлением хорошо работают в коллективе, они ответственны и аккуратны. Они прекрасно справляются с огромным количеством работы, благодаря тому, что умеют четко организовать свой рабочий день и распределить все дела по мере их важности и срочности. У этих людей практически не бывает безвыходных ситуаций, так как они просчитывают заранее каждый свой шаг, чтобы застраховать себя от возможных сюрпризов. Им больше по душе планомерная работа, нежели неожиданно свалившаяся им на голову задание, даже если та сулит им немалые прибыли.

Люди с абстрактным мышлением не любят рутину, предпочитают работать по вдохновению, им нравится проявлять себя в творческом плане, у них всегда мно­жество разнообразных идей в голове, которыми они с удовольствием делятся со своим окружением. Они не привыкли планировать свои дела так, что­бы они распределялись равномерно; для них главнее активность в периоды, когда их посещает вдохновение.

Тест №2 Сенсорик и Интуитивист.

Инструкция.

Перед вами произвольный набор фигур, некая композиция. Используя одну, две или больше фигур (столько, сколько вам потребуется для выполнения задачи), нарисуйте человека.

Стимульный материал.

Ключ к тесту, интерпретация.

Если вы создали человека на основе одной, двух, трех или даже четырех фи­гур, то это значит, что вы сенсорик. Вы взялись за выполнение задачи, исходя из конкретных деталей, вы стали рассматривать каждую фигуру по отдельности.

Если же вы увидели в этой, на первый взгляд произвольной композиции лицо человека и дорисовали его, то это говорит о том, что вы являетесь интуитивистом. Вы склонны к анализу, вы обращаете внимание, прежде всего, не на конкретные детали, а на их совокупность.

Для сенсориков на первом месте стоят детали, конкретные события, мысли и слова. Они всегда четко выстраивают свою речь, потому что неизменно ис­ходят из конкретных фактов и не отвлекаются на обобще­ния и абстрактные понятия. Сенсорики наблюдательны, они замечают все, что окружает их. Они являются прекрас­ными рассказчиками, делают превосходные доклады и умело анализируют реальные события. Но разговоры на отвлеченные темы раздражают их, так как кажутся им не­существенными, ведь они не основаны на фактах.

Интуитивисты (аналитики) предпочитают не детали, а картину в целом, их прогнозы и предположения чаще всего сбываются. Дело в том, что там, где сенсорики продираются сквозь факты, постепенно вы­страивая их в цепочку, аналитики сходу схватывают общие черты и делают верный вывод. Интуитивисты - прирожденные теоретики, а сенсорики - практики. Или можно сказать, что сенсорики едут по дороге, а интуитивисты летят над ней.

В идеале сенсорики и аналитики прекрасно дополняют друг друга, многое могут дать друг другу, их мировосприятия и мироощущения настолько разные, что им никогда не бу­дет скучно вместе.

5 Rating 5.00 (2 Votes)