Планиметрия

Исполнение бюджетов: три направления контроля. Этап: анализ и контроль исполнения бюджета Контроль за исполнением бюджетов не предполагает

Бюджетирование

Бюджетирование представляет собой единую систему планирования, контроля и анализа денежных потоков, а также финансовых результатов. Важнейшим элементом бюджетирования является финансовое планирование - управление процессом создания, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия. А бюджет - это финансовый план, другими словами, план деятельности предприятия на определенный период, выраженный в денежной форме.

В результате бюджетирования составляется совокупность финансовых планов, согласованных между собой:

  • бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • бюджет доходов и расходов (БДР);
  • прогнозный баланс;
  • оборотные бюджеты для отдельных подразделений и для отдельных видов деятельности предприятия.

Бюджеты могут составляться как на ближайшие месяцы (текущее или уточненно планирование), так и на более длительные периоды времени (стратегическое или укрупненное планирование).

Бюджетирование выполняет следующие функции:

  • экономический прогноз;
  • контроль результатов деятельности предприятия;
  • средство координации деятельности подразделений предприятия;
  • основа для принятия решений по развитию предприятия.

Конфигурация "Управление производственным предприятием" содержит набор инструментов финансового планирования на предприятии, соответствующий универсальной бюджетной модели. С помощью конфигурации реализуются следующие функции:

  • планирование движения средств предприятия на любой период в разрезе временных интервалов, подразделений предприятия, проектов, контрагентов, номенклатуры и т.д.;
  • финансовое планирование по нескольким сценариям; формирование текущих бюджетов на основе стратегических бюджетов и с коррекцией по фактическому исполнению бюджета в завершенном периоде;
  • мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;
  • составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
  • контроль соответствия заявок на расходование денежных средств рабочему плану на период;
  • финансовый анализ;
  • анализ доступности денежных средств;
  • анализ отклонений плановых и фактических данных.

С механизмами бюджетирования активно взаимодействуют механизмы управления денежными средствами .



Планирование движения средств

Конфигурация предоставляет удобные средства для составления финансовых планов.

Движения денежных средств предприятия планируются путем ввода бюджетных операций .

Бюджетная операция похожа на проводку бухгалтерского учета. Главное различие между ними заключается в том, что бухгалтерская проводка довольно точно отражает уже свершившееся событие хозяйственной жизни предприятия, а бюджетная операция отражает будущее событие или несколько будущих событий и с меньшей точностью.

В бюджетной операции не указываются детали, которые не существенны для финансового планирования: конкретные расчетные банковские счета предприятия, с которых и на которые будут поступать денежные средства, конкретные подотчетные лица и т.д. Дату достаточно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата периода. В то же время в бюджетной операции фиксируются значения следующих аналитических разрезов:

  • сценарий планирования;
  • статья оборотов;
  • валюта операции;
  • центр финансовой ответственности (ЦФО);
  • проект;
  • контрагент;
  • номенклатура.

Сценарий планирования - это средство для разделения нескольких вариантов финансовых планов в системе. В разрезе сценариев ведется планирование продаж, производства, закупок. Это позволяет сопоставлять данные бюджетов с данными системы планирования.

В сценарии определяются следующие параметры:

  • детализация планирования (укрупненное планирование или планирование с точностью до элементов аналитического учета);
  • периодичность (временной интервал, который определяет детализацию планирования по календарным периодам: год, квартал, месяц, неделя, день);
  • способ планирования (циклическое планирование сразу на несколько последовательных периодов одинаковой продолжительности, скользящее планирование, когда очередной период планирования открывается по мере окончания предыдущего, планирование на определенный интервал времени);
  • валюта планирования;
  • признак использования отдельной линейки курсов валют для сценария (что позволяет подготовить несколько сценариев развития ситуации в зависимости от разных прогнозов динамики изменения курсов валют операций).

Статья оборотов - это средство классификации по видам оборотов денежных средств. Статьи оборотов характеризуются следующими параметрами:

  • признаки ведения учета по сумме и по количеству;
  • признаки ведения оборотов по номенклатуре и контрагентам;
  • источники получения фактических данных (указание связи между статьей оборотов и реквизитами управленческого и бухгалтерского учета, что необходимо для автоматическое сопоставления плановых и фактических показателей)

Статья оборота бюджетной операции; соответствует сочетанию счета дебета и счета кредита счетов бюджетирования или совокупности таких таких сочетаний, которые устанавливаются в свойствах статьи оборота.

Одному обороту соответствует одна или несколько бюджетных проводок, характеризующих перемещение денежных средств между счетами плана счетов бюджетирования. Причем в случае использования нескольких бюджетных проводок общая сумма оборота распределяется между ними пропорционально коэффициентам, указываемым в свойствах статьи оборота.

Счета бюджетирования - это средства хранения информации о планируемой структуре денежных средств и источниках финансирования. Совокупность этих счетов представлена планом счетов бюджетирования .

План счетов бюджетирования напоминает упрощенный план счетов бухгалтерского учета.

Счета бюджетирования служат для отражения планируемых остатки средств. Статьи оборотов служат для отражения планируемых оборотов средств. Но вы можете начинать работу по финансовому планированию, не разбираясь с соответствием статей оборотов бюджетов и счетов бюджетирования: конфигурация содержит необходимое количество счетов бюджетирования и статей оборотов с установленными связями между ними. Вы можете добавлять новые счета бюджетирования и новые статьи оборотов лишь по мере необходимости.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - это подразделение предприятия, которое является самостоятельными объектом бюджетного процесса. Конфигурация предусматривает несколько видов ЦФО: центр дохода, центр затрат и др. ЦФО является одним из реквизитов подразделения. Вы можете указать конфигурации, что определенное подразделение является центром финансовой ответственности, задав в соответствующем реквизите предприятия один из видов ЦФО.

Конфигурация предоставляет удобные средства для автоматизированного формирования бюджетных операций.

Новые бюджетные операции могут формироваться на основе ранее записанных бюджетных операций и на основе фактических данных управленческого и бухгалтерского учета.

Новые бюджетные операции можно формировать простым копированием имеющейся информации с переносом в другой период времени. Алгоритм формирования можно усложнить, в частности, суммы могут пересчитываться пропорционально повышающему или понижающему коэффициенту. На основании имеющихся укрупненных данных можно сформировать несколько новых бюджетных операций для сценария с более коротким периодом планирования. При этом возможно как равномерное распределение денежных сумм между бюджетными операциями, относящимися к разным периодам, так и распределение по так называемому профилю изменения планов по периодам . Указанный профиль представляет собой набор коэффициентов, пропорционально которым автоматически распределяется денежная сумма при ее детализации.

В конфигурации могут быть установлены зависимости между бюджетными операциями .

При записи новой бюджетной операции или изменении ранее записанной бюджетной операции с оборотом, установленным в качестве влияющего, автоматически формируются зависимые бюджетные операции.

Для выполнения сложных расчетов и формирования на их основе групп бюджетных проводок можно использовать документ "Расчет по модели бюджетирования".

Бюджеты

Планирование в подсистеме бюджетирования ведутся с помощью бюджетных операций. Результаты финансового планирования могут быть отображены с помощью различных бюджетов .

Бюджет представляет собой отчет по выбранным определенным способом бюджетным операциям. Например, в бюджет движения денежных средств (БДДС) включаются данные по операциям, изменяющим остаток денежных средств.

Данный бюджет используется для оценки достаточности денежных средств предприятия в предстоящем периоде.

А в бюджете доходов и расходов (БДР) отражаются те бюджетные операции, которые влияют на прибыль компании.

Инструмент создания новых бюджетов

Включенные в конфигурацию отчеты предназначены для планирования финансов предприятия в целом. Кроме того, конфигурация содержит простые инструменты для создания произвольного бюджета. Вы можете легко сконструировать целую систему бюджетов как по отдельным направлениям деятельности (бюджет покупок, бюджет продаж, бюджет производственных расходов и т.д.), так и для отдельных подразделений предприятия.

Каждый бюджет характеризуется следующими параметрами:

  • название бюджета;
  • заголовок (для вывода печатной формы);
  • тип бюджета (БДДС, БДР, прочие оборотные бюджеты);
  • набор строк бюджета.

Источники данных для формирования строк бюджетов могут быть следующих видов:

  • счета бюджета - здесь указываются счета бюджетирования, остатки по которым выводятся и контролируются при формировании бюджета;
  • статьи бюджета - указываются статьи оборотов, данные по которым включаются в строку бюджета.

Строки каждого вида можно объединять в группы, образуя тем самым иерархическую структуру бюджета. Для каждой строки указывается, будет ли указанная в ней сумма вычитаться или прибавляться при получении итоговой суммы по группе статей.

В общем случае в бюджете можно выделить три раздела с информацией:

  • остатки по счетам бюджетирования на начало периода;
  • обороты по статьям бюджетов за период;
  • остатки по счетам бюджетирования на конец периода.

Для строк первого и последнего раздела в качестве источника данных указываются счета бюджета, для строк второго раздела в качестве источника данных указываются обороты по статьям бюджетов.

Процесс финансового планирования

Процесс бюджетного планирования в рамках выбранного сценария включает последовательность повторяющихся стадий:

  • первоначальное формирование бюджетных операций, причем для автоматизации этой стадии могут использоваться данные другого, укрупненного сценария, а также фактические данные управленческого и бухгалтерского учета;
  • формирование бюджетов и просмотр получившихся результатов;
  • коррекция отдельных бюджетных операций и возврат к предыдущей стадии;

Конфигурация предоставляет удобные способы для перехода от просмотра бюджета к коррекции отдельных бюджетных операций. Последовательными щелчками мыши можно сделать следующее: из сформированного баланса открыть список оборотов по конкретной статье бюджета, а уже поверх этого списка открыть бюджетную операцию, ответственную за конкретный оборот.

Здесь можно откорректировать данные бюджетной операции и заново сформировать бюджет, чтобы увидеть результат коррекции

Контроль исполнения бюджета

Одной из задач бюджетирования является контроль показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Причем контролируемые показатели быть двух видов: целевые и ограничивающие.

Целевые показатели - это ориентиры для достижения. Главным целевым показателем финансово-хозяйственной деятельности можно считать общую сумму выручки, полученной от основной деятельности предприятия.

Ограничивающие показатели - это лимиты расходования ресурсов предприятия. Подобные ограничения могут устанавливаться для статей расхода денежных средств предприятия.

Контролируемые показатели используются двумя способами:

  • при планировании оборотов по статьям,
  • при фактическом расходовании средств по заявкам.

Первый способ - планирование оборотов по статьям - предусматривает контроль показателей в рамках подсистемы бюджетирования, в процессе составления нового сценария с целью ограничения оборотов некоторых статей. Обороты одного сценария являются контролируемыми значениями для оборотов другого сценария. Контролируемый и контролирующий сценарий в общем случае могут быть разной периодичности, поэтому при установке периода действия контроля выбирается наибольший период из периодичности этих сценариев.

Подобный контроль будет полезен при составлении уточненного бюджета на основе укрупненного бюджета.

Условия контроля можно смягчить несколькими способами: можно указать, что только несколько статей оборотов подлежат контролю; можно допустить некоторое превышение оборотов контролируемого бюджета над соответствующими показателями контролирующего бюджета. Можно ограничить действие контроля только частью планируемого временного интервала.

Второй способ использования контролируемых показателей - контроль фактического расходования средств по заявкам - предусматривает взаимодействие подсистемы бюджетирования с подсистемой управления денежными средствами .

В конфигурации есть возможность вводить заявки на расходование денежных средств на определенную дату.

Заявку на расходование денежных средств можно привязать к бюджету: указать сценарий, статью оборотов и другие реквизиты. В этом случае перед записью заявки в информационную базу будет автоматически проанализировано ее соответствие ограничениям, накладываемым подсистемой бюджетирования. И если будет установлено, что выполнение заявки приведет к превышению ограничений в соответствующем периоде времени, то такая заявка не будет записана в информационную базу.

Основные принципы построения системы контроля бюджетного процесса предприятия.

Основными элементами системы контроля являются:

- объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;

- предметы контроля - отдельные характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда оплаты труда, расходов сырья и материалов и т.д.);

- субъекты контроля - структурные подразделения предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением бюджетов;

- технология контроля бюджетов - осуществление процедур, необходимых для выявления отклонений фактических состояний бюджетов от плановых.

Для создания эффективно действующей системы контроля необходимо выявить те сферы деятельности, где будет оправдан особенно тщательный контроль; установить стандарты деятельности; создать систему сбора информации о деятельности; сравнить результаты деятельности со стандартами; принять меры по коррекции нежелательных отклонений. На основе такой системы контроля руководители должны:

Определить, какие из подразделений нуждаются в улучшении деятельности и отражать это в количественной мере на основе сравнения с имеющимися стандартами;

Обеспечить получение руководителями каждого подразделения информации о показателях деятельности;

Незамедлительно отреагировать на высокие достижения в виде поощрения руководителей этих подразделений;

Организовать помощь отстающим подразделениям;

Сделать эту процедуру систематической;

При неоднократном повторении высоких показателей у одних и тех же подразделений ввести систему сравнений за более продолжительный период времени;

Ввести отчет по всем сферам деятельности, чтобы они не были оставлены без внимания;

Обеспечить оперативное управление приоритетами, чтобы не было игнорируемых сфер деятельности.

Этапы контроля за исполнением бюджета:

- определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета или финансового плана;

- определение набора "контрольных показателей " для анализа исполнения бюджета;

- сбор информации о финансово - хозяйственной деятельности предприятия;

- представление информации в необходимой форме ;

- сравнение плановых и фактических показателей ;

- определение отклонений ;

- анализ отклонений и выявление их причин ;

- принятие решений о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.

В процессе построения бизнес-модели предприятия и формирования его бюджета обычно задействовано достаточно много специалистов. Использовать их всех для контроля за исполнением бюджета нецелесообразно. Для сравнения плановых и фактических показателей достаточно нескольких человек. При этом данные специалисты должны участвовать в разработке бюджета и иметь представление о цифрах и о том, откуда они берутся.


Бюджет предприятия включает в себя большое количество показателей, из которых складываются доходы и расходы, денежные потоки, активы и пассивы и т.д. При формировании бюджета для построения точной модели предприятия данные должны вводиться с максимальной степенью детализации. В то же время осуществлять контроль по каждой бюджетной строке (например, с точностью до расходов на потребление отдельного вида вспомогательных материалов в конкретном подразделении) нецелесообразно.

Необходимо определить основные контрольные показатели , по которым будет производиться анализ отклонений, а также пороговые значения отклонений, которые признаются допустимыми. Неэффективно тратить рабочее время специалистов для поиска отклонений на незначительные величины.

Трудоемкость сбора реальной информации о финансово-хозяйственной деятельности зависит от наличия системы управления предприятием, автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом. После получения фактических данных проводится их сравнение с плановыми. Расчет отклонений по каждой из статей бюджета является достаточно трудоемкой работой, которую лучше всего автоматизировать.

После выявления отклонений следует их анализ и выявление причин возникновения. Созданная бюджетная система должна быть полностью прозрачной и позволять четко видеть причинно-следственную связь между различными строками бюджета. Например, при наличии существенных отклонений в объеме полученных доходов (выручки), специалисты должны иметь возможность оперативно просмотреть плановые и фактические данные по цене каждого из видов реализуемого продукта, объему реализации, предоставленным скидкам, объему дебиторской задолженности и другим факторам, влияющим на размеры выручки.

Причины возможных отклонений можно разделить на две основные группы:

Первая группа выделяется в ходе формирования бюджета закладывается целый ряд предположений относительно состояния внешней среды предприятия, в частности поведения покупателей и конкурентов, которые могут не оправдаться на этапе реализации бюджета;

Вторая группа причин связана с "промахами" в хозяйственной деятельности предприятия. Например, не были соблюдены нормативы расхода сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции или слишком высокой оказалась доля брака. Подобные причины также должны выявляться в процессе контроля за исполнением бюджета и на их основе должны делаться соответствующие организационные выводы.

Структурные подразделения в течение бюджетного периода находятся в функциональном подчинении различных служб аппарата управления. Функциональное подчинение существенно отличается от полного (линейного) подчинения. Во-первых, каждая управленческая служба имеет свой профиль, что ограничивает пределы ее вмешательства в оперативную деятельность подразделения. Например, планово-экономическое управление, занимающееся вопросами планирования и контроля выпуска и производственных затрат, не может давать указания отделу сбыта в части корректив политики в сфере продаж - это прерогатива управления маркетинга и сбыта. Во-вторых, прямой контроль управленческих служб относится лишь к текущему выполнению централизованных показателей. В части же методов их достижения аппарат управления может лишь давать свои рекомендации руководителю центра ответственности.

Система контроля управленческих служб складывается из трех основных компонентов:

Распределение функций между управленческими службами по контролю исполнения бюджета;

Система внутреннего документооборота (движение информационных потоков «снизу вверх» от подразделений к службам аппарата управления - о текущем исполнении бюджетного задания; и «сверху вниз» - директивы и рекомендации по корректировке текущей деятельности);

Система внутренних нормативных актов (Положения о подразделениях, Положение о планировании, Положение о делопроизводстве, должностные инструкции руководителей и др.), регламентирующая функции управленческих служб и систему внутреннего документооборота. Важнейшим моментом данных внутренних положений должен являться для каждой службы перечень так называемых стандартных процедур (routines), описывающий их ежедневные функции в процессе сбора и анализа учетной информации, а также устанавливающий ответственность за ненадлежащее исполнение этих функций. Так, в частности для планово-экономического управления это могут быть функции по своевременному занесению в единую базу данных предприятия необходимой учетной информации по текущим затратам, для управления капитального строительства - проведение периодических внутренних ревизий фактического расходования сметных сумм по строительно-монтажным работам и пр.

Как правило, распределение функций контроля между службами аппарата управления имеет место следующим образом:

бухгалтерия предприятия выполняет чисто расчетные функции сбора и систематизации сводной плановой и фактической информации в течение бюджетного периода в рамках системы комплексного нормативного учета. При этом производственный отдел бухгалтерии занимается учетом производственных затрат и калькуляцией себестоимости выпуска и учетом движения основных средств и материальных ресурсов, а финансовый отдел - калькуляцией себестоимости реализации, учетом коммерческих расходов, движения денежных средств и расчетов. Директивных полномочий по отношению к структурным подразделениям бухгалтерия предприятия обычно не имеет. Обязанности руководителей центров ответственности ограничиваются своевременным представлением фактической информации об исполнении бюджета;

планово-экономический отдел (управление) (ПЭУ) - занимается вопросами контроля исполнения смет текущих расходов по центрам ответственности, калькуляцией фактической себестоимости в разрезе отдельных видов продукции (производственных линий), аналитического учета фактических затрат в разрезе отдельных подразделений и видов продукции. Основной контрольной функцией ПЭУ является мониторинг исполнения производственной программы (график объема и структуры выпуска и удельные производственные затраты по видам продукции в разрезе производственных подразделений/цехов), а также исполнения смет общехозяйственных расходов по подразделениям. Так, ПЭУ следит за тем, чтобы фактическое расходование материальных и трудовых ресурсов в расчете на единицу выпуска соответствовало утвержденным нормативам, чтобы административные расходы подразделений не превышали установленных сметных сумм и т.д.;

отдел (управление) закупок контролирует объемы, структуру и цены по заготовлению материальных ресурсов. При этом обычно собственно заготовительные и складские расходы относятся к компетенции «полевых» служб (отдела материально-технического снабжения и складского хозяйства). Как правило, управление закупок в качестве отдельной службы аппарата управления целесообразно выделять только на очень крупных предприятиях. Обычно контроль закупок находится в ведении ПЭУ;

управление маркетинга и сбыта (УМиС) занимается контролем объема и структуры сбыта, движения расчетов по реализованной продукции, уровнем коммерческих и сбытовых расходов. Основной контрольной функцией УМиС является отслеживание графиков выполнения бюджетных заданий службой сбыта по (а) валовому объему реализации (выручке), (б) физическому объему продаж по видам продукции, (в) денежным поступлениям за реализованную продукцию. На средних предприятиях функции контроля сбыта берет на себя обычно планово-аналитический отдел;

финансово-экономическое управление осуществляет контроль соблюдения финансовых нормативов предприятия и составляет промежуточные отчеты о движении денежных средств, а также ведет текущую деятельность по дополнительному привлечению средств (кредиты, эмиссия акций и пр.). Спецификой данной управленческой службы является то, что для нее центром ответственности является предприятие в целом, так как финансовые нормативы (ликвидность, финансовая маневренность, чистый оборотный капитал, собственные оборотные средства) и движение денежных средств относятся к предприятию как единой планово-учетной единице. Поэтому функции финансово-экономического управления большей частью сводятся к «пассивному» контролю статей поступлений и расходов денежных средств в разрезе центров ответственности и к составлению оперативных докладов высшему руководству компании;

управление капитального строительства (УКС) следит за графиком освоения утвержденных смет в разрезе отдельных проектов капитальных вложений, то есть за деятельностью службы главного инженера предприятия, занимающейся вопросами освоения капитальных вложений. Очень часто на российских предприятиях УКС является не службой аппарата управления, а «полевым» подразделением, непосредственно осуществляющим освоение капитальных вложений в соответствии с утвержденным инвестиционным бюджетом (сметой). В этом случае функции контроля инвестиций, как правило, находятся в ведении ПЭУ;

отдел труда и заработной платы контролирует соблюдение нормативной сетки и утвержденного штатного расписания в разрезе отдельных производственных подразделений и административных служб;

планово-аналитический отдел следит за ходом исполнения сводного бюджета предприятия в целом и, при отсутствии в составе аппарата управления управления маркетинга и сбыта, - за выполнением установленного бюджета продаж в натуральном и стоимостном выражении.

Для осуществления контрольных функций управленческие службы предприятия периодически в течение бюджетного периода (для квартального бюджета - раз в месяц) получают отчеты о текущем выполнении бюджетного задания по подразделениям предприятия, занимаются сводом данных (составление сводных оперативных отчетов), анализом данных отчетов и разработкой корректив графика исполнения бюджета в разрезе подразделений. Отметим, что структурные подразделения предоставляют исполнительские отчеты только по контролируемым ими показателям. Обычно при этом, сведением данных на «нижних» этажах управленческой иерархии занимаются сами подразделения. Так, первый вице-президент по производству предоставляет ПЭУ отчет о текущих производственных затратах, уже детализированный в разрезе линейно подчиненных ему производственных подразделений/цехов. В упрощенном виде движение информационных потоков «снизу вверх» и составление сводной промежуточной отчетности выглядит следующим образом (см. схему).

В современных условиях любая компания функционирует в жестких условиях конкурентной среды. Ее деятельность должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается в известной мере эффективной организацией си-стемы контроля в компании.

Система внутреннего контроля компании должна ориентиро-ваться на обеспечение следующих основных параметров эффек-тивности функционирования в современных условиях: на устой-чивое положение компании на рынках; на своевременную адап-тацию систем производства и управления организации к дина-мичной внешней среде (рыночной конъюнктуре).

В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопре-деленностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление предполагает значительный спектр объемов плано-вой и контрольной работы. Усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложне-ние бизнес-проектов и другие факторы обуславливают новые требования к системе внутреннего контроля компании. В совре-менных условиях внутренний контроль компании должен при-сутствовать на всех уровнях управления. Практически эффек-тивная система внутреннего контроля - это гарантия успешной деятельности компании.

Основой системы внутреннего контроля является инфор-мационное обеспечение контрольной деятельности, включа-ющее оперативную, плановую, нормативно-справочную ин-формацию, классификаторы технико-экономической инфор-мации, системы документации (унифицированные и специ-альные).

Ключевой для системы внутреннего контроля является ин-формация о степени управляемости объекта контроля, т.е. ин-формационная прозрачность данного объекта для возможности принятия эффективных управленческих решений (управления объектом). Качество информации в системе внутреннего конт-роля определяется по таким критериям, как достаточность, дос-товерность, своевременность, аналитичность.

Процедуры контроля - составной элемент технологических процедур управления, технологии управления в целом. Отсутст-вие единого описания процедур влечет несогласованность дейст-вий отдельных работников и целых подразделений. Процедуры контроля определяют также порядок и последовательность ра-бот в плановой ситуации и при возникновении отклонения или конфликта во взаимоотношениях работников.

Задача системы учета - обеспечить контроль за наличием и движением имущества (ресурсов) и его рациональным использо-ванием в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Эффективная система учета не должна допускать воз-никновения ошибок и возможности злоупотреблений (искаже-ний) работниками организации.

Условия работы механизма внутреннего контроля определя-ются:

· принятым компанией курсом действий (ее ориентиры), це-лями, стратегией;

· масштабом деятельности компании;

· определением и документальным закреплением процедур контроля;

· реакцией руководителей соответствующих уровней на вы-явленные в результате контроля отклонения, своевременностью принятия ими решений по данным отклонениям;

· налаженностью системы коммуникаций и системы инфор-мационного обеспечения управления;

· наличием систем бюджетного управления (бюджетирова-ния), бизнес-планирования, подготовки финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей;

· внешними влияниями - уровнем развития экономики, эко-номической и политической устойчивостью рынка, развитием законодательной базы рыночного типа, налоговой политикой го-сударства и т.д.;

· соблюдением действующего законодательства и работой с внешними системами контроля;

· договорной дисциплиной;

· неопределенностью и риском деятельности компании.

Система внутреннего контроля - это основа функционирова-ния управленческой информационной системы, т.е. системы об-работки и интеграции разнообразной внутренней и внешней ин-формации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления компаний.

Основные цели функционирования системы внутреннего контроля:

· сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов компании;

· своевременная адаптация к изменениям во внутренней и внешней среде;

· обеспечение эффективного функционирования компании и ее устойчивости и максимального развития в условиях многопла-новой конкуренции.

Функционирование системы внутреннего контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности ком-пании. Достижение целей системы внутреннего контроля обеспе-чивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимо-действия различных ее элементов требуется достичь конкретных показателей, по которым можно судить об эффективности упра-вления и развития компании.

Основные задачи системы внутреннего контроля заключа-ются в достижении следующих показателей эффективности уп-равления:

· соответствия деятельности компании принятому курсу дей-ствий и стратегии;

· устойчивости компании с финансово-экономической, ры-ночной и правовой точек зрения;

· сохранности ресурсов и потенциалов компании;

· уровня полноты и точности первичных документов и каче-ства первичной информации для успешного руководства и приня-тия эффективных управленческих решений;

· рационального и экономного использования всех видов ре-сурсов;

· соблюдения работниками компании установленных адми-нистрацией требований, правил и процедур;

· соблюдения требований федеральных законов и подза-конных актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправ-ления.

Эти и многие другие задачи обусловливают создание в компа-нии эффективной системы внутреннего контроля. Кроме того, организация внутреннего контроля позволяет снизить издержки на внешний аудит.

Организация системы внутреннего контроля находится под воздействием многих факторов, назовем основ-ные:

· отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. на-сколько правильно понимает руководство роль внутреннего кон-троля в управлении компанией);

· внешние условия функциониро-вания компании, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды де-ятельности;

· количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделе-ний или дочерних компаний;

· стратегические установки, цели и задачи;

· степень механизации и компьютеризации деятельности;

· ресурсное обеспечение;

· уровень компетентности кадрового со-става.

Организация эффективного функционирующей системы внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый про-цесс, включающий следующие этапы:

1. Анализ и сопоставление определенных для прежних ус-ловий хозяйствования целей функционирования компании, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возмож-ностями.

2. Анализ эффективности существующей структуры управ-ления, ее корректировка. Должны быть разработаны положе-ния об организационной структуре, в которых описаны все ор-ганизационные звенья с указанием административной, функци-ональной, методической подчиненности, направления их дея-тельности, функций, которые они выполняют, установлен рег-ламент их взаимоотношений, права и ответственность, показа-но распределение видов продуктов, ресурсов, функций управле-ния по этим звеньям. То же самое относится и к положениями о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, груп-пах и т.д.).

3. Разработка формальных типовых процедур контроля кон-кретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволяет упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, эффективно управ-лять ресурсами, оценивать уровень достоверности информации для принятия управленческих решений.

Важнейшее место в системе управления компанией занимает контроль стратегических решений. Имеется в виду выяснение того, в какой мере принятие решения приводит к достижению це-лей компании. Практически речь идет о формировании совре-менной контроллинг-системы управления.

Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Прин-ципом этой концепции, получившей название «управление по отклоне-ниям», является оперативное сравнение основных плановых (норма-тивных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факто-ры нормализации деятельности. Система контроллинга начинает внед-ряться и в нашу практику.

Контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.

Кроме того, как и любое явление, система или метод, контроллинг появляется в настоящее время в теории и практике управления предприятием не вдруг, а под влиянием многих причин и факторов, одни из которых, например усложнение ориентации предприятия на рынке вследствие роста конкуренции, социальная направленность современной рыночной экономики, неблагоприятная экологическая ситуация и т.п., явно действуют, они на лицо, а другие факторы предстоит в будущем еще выявлять, изучать и учитывать их влияние.

Концептуальная схема контроллинг-системы управления ориентирована на установление контроля за достижением как стратегических целей (стратегический контроллинг), так и такти-ческих целей (текущий, оперативный контроллинг) деятель-ности корпораций.

В рамках данной системы основными областями контроля за достижением целей являются:

· стратегические и оперативные качественные и количест-венные цели;

· «критические» условия внешней и внутренней среды, учи-тывающиеся при разработке антикризисных мер; для этого мо-жет быть использована система индикаторов экономической безопасности и их пороговые значения;

· «узкие» места на стратегически важных направлениях дея-тельности.

Применительно к данным областям необходимо определение (в соответствии со стратегическими целями) системы контроли-рующих параметров, при этом учитываются следующие требова-ния:

а) использование ограниченного объема показателей (це-лесообразно включение только целеориентированных параме-тров);

б) обеспечение многофункциональной оценки деятельности корпорации;

в) динамизм и перспективность индикаторов;

г) обеспечение возможности раннего предупреждения насту-пления событий;

д) сравнимость параметров (во временных интервалах, меж-отраслевых и других видах сравнений).

В общей конфигурации система управления подконтрольны-ми параметрами состоит из двух основных блоков.

1. Блок сравнительного анализа фактических значений пара-метров с плановыми с целью выявления отклонений, а также причин и последствий отклонений.

2. Блок выявления взаимосвязи и взаимозависимости меж-ду полученными отклонениями по контролируемым парамет-рам и конечным результирующим показателям деятельности корпорации.

По сравнению со стратегическим контроллингом оператив-ный имеет ряд существенных отличий:

а) на этапе управления достижениями тактических целей ис-пользуется более детализированная система параметров, ориен-тированная на контроль за «узкими» местами деятельности кор-порации;

б) система управления результатами и затратами, как пра-вило, реализуется на основе учета «сумм покрытия» (Direct-Costing-System), одной из разновидностей расчета себестои-мости.

Особенность данной системы заключается в планировании и учете только «ограниченной себестоимости», т.е. учитываются только расходы, непосредственно связанные с изготовлением продукции (как прямые, так и косвенные). Остальные затраты не входят в калькуляцию, а возмещаются общей суммой без рас-пределения по объектам затрат из выручки от реализации про-дукции.

В общей системе контроллинга, организуемого на предприятии, вы-деляется один из центральных его блоков -- финансовый контроллинг.

Финансовый контроллинг представляет собой контролирую-щую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных дей-ствий на наиболее приоритетных направлениях финансовой дея-тельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие опе-ративных управленческих решений, обеспечивающих ее нормали-зацию.

Основными функциями финансового контроллинга являются:

· наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;

· измерение степени отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных;

· диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития;

· разработка оперативных управленческих решений по норма-лизации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотренными целями и показателями;

· корректировка при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Как видно из этих функций, финансовый контроллинг не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлением финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анали-зом, финансовым планированием и внутренним финансовым контро-лем на предприятии.

Последовательность этапов построения системы финансового контроллинга на предприятии выглядит следующим образом:

1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации Объектом финансового контроллинга яв-ляется ход реализации управленческих решений по основным аспек-там финансовой деятельности предприятий.

2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, как уже отмечалось ранее, он подразделяется на следующие основные виды стратегический контроллинг, теку-щий контроллинг, оперативный контроллинг. Каждому из перечис-ленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций.

3. Формирование системы приоритетов контролируемых по-казателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей дан-ного вида контроллинга, затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня, аналогичным образом фор-мируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Та-кой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями

При формировании системы приоритетов следует учесть, что он могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности, для отдельных направлении финансовой деятельного предприятия, для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям финансовой деятельности.

4. Разработка системы количественных стандартов контроля.

После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты мо-гут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов, корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нор-мативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государ-ственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т. п.

5. Построение системы мониторинга показателей, включае-мых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят «следящая система») составляет основу финансово-го контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируе-мыми показателями финансовой деятельности, определения раз-меров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений.

Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы.

а) Построение системы информативных отчетных показа-телей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система пред-ставляет собой так называемую «первичную информационную базу наблюдения», необходимую для последующего расчета агрегирован-ных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относи-тельных финансовых показателей, характеризующих результаты фи-нансовой деятельности предприятия.

б) Разработка системы обобщающих (аналитических) пока-зателей, отражающих фактические результаты достижения пре-дусмотренных количественных стандартов контроля, осущест-вляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного вы-ражения установленных стандартов и контролируемых аналитичес-ких показателей. В процессе разработки такой системы строятся ал-горитмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа.

в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию:

· фактически достигнутое значение контролируемого показа-теля (в сопоставлении с предусмотренным);

· размер отклонения фактически достигнутого значения конт-ролируемого показателя от предусмотренного;

· факторное разложение размера отклонения (если контроли-руемый показатель поддается количественному разложению на от-дельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее;

· объяснение причин отрицательных отклонений по показате-лю в целом и отдельным его составляющим;

· указание лиц, виновных в отрицательном отклонении пока-зателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами дея-тельности подразделения;

· форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполните-ля дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана).

г) Определение контрольных периодов по каждому виду финан-сового контроллинга и каждой группе контролируемых показате-лей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и груп-пам показателей определяется «срочностью реагирования», необходи-мой для эффективного управления финансовой деятельностью на дан-ном предприятии. С учетом этого принципа выделяют:

· недельный (декадный) контрольный отчет;

· месячный контрольный отчет;

· квартальный контрольный отчет.

д) Установление размеров отклонений фактических резуль-татов контролируемых показателей от установленных стандар-тов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных пока-зателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприя-тия в целом. При этом по относительным показателям все отклоне-ния подразделяются на три группы:

· положительное отклонение;

· отрицательное «допустимое» отклонение;

· отрицательное «критическое» отклонение.

Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий «критических» отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве крите-рия «критического» отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольно-му периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду.

е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным «центрам ответственности». В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются критические отклонения от целевых нормативов, заданий текущих плане и бюджетов. По каждому «критическому» отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритете первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей.

Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов.

6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах:

а) «Ничего не предпринимать». Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного «критического» критерия.

б) «Устранить отклонение». Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспекта финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу «отсечения лишнего»), использования системы финансовых резервов и другие.

в) «Изменить систему плановых или нормативных показателей». Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении от дельных производственных, инвестиционных и финансовых операции и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций.

Внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью

Служба контроллинга на предприятии разрабатывает советы для его перспективного развития. По обыкновению руководители предприятий, которые концентрируют свое внимание на оперативных задачах, не замечают, что эти предприятия уже стратегически мертвы. Для менеджеров таких предприятий характерны высказывания типа: «У нас нет никакой потребности в капитале и никаких финансовых проблем». Это свидетельствует о стратегических ошибках того, кто будет принимать решения, и непонимании назначения службы контроллинга.

Когда «смотрящий назад» бухгалтерский учет преобразуется во «впередсмотрящий», а исчисление результатов деятельности предприятия перейдет из сферы фактических в область прогнозируемых, ожидаемых показателей, служба контроллинга становится необходимой. Синтез финансового и производственного учета, системы информации позволяет на первом уровне управления принимать решения, ориентируясь на перспективу, появляется возможность для активного управления реализацией и прибылью. Координация маркетинга, контроллинга, финансов и информационных служб позволяет создать единую службу менеджмента и информации с целью обеспечения долгосрочного существования предприятия.

Вместе с тем, необходимо признать, что несмотря на бесспорные достоинства контроллинга и сравнительно широкое его использование не только в промышленных фирмах, но и в торговых, сельскохозяйственных предприятиях, в страховом деле и других отраслях экономики западных стран, у нас он не получил большого распространения. Большинство руководителей считают, что им сейчас не до контроллинга.

Контроллинг необходим для прогнозирования цен на продукцию и услуги и определения выгодных условий их реализации, уровня скидок и наценок, для расчета ожидаемых затрат и финансовых результатов, налоговых платежей и создаваемых резервов. С помощью контроллинга проверяется эффективность многих вариантов инвестиций до их осуществления, оценивается их рациональность, моделируются различные условия реализации избранного проекта. Судя по зарубежному опыту, контроллинг эффективен в разных отраслях экономики: в страховом и банковском деле, в крупных торговых предприятиях, авиакомпаниях, в рекламном и издательском бизнесе. Для каждой из этих отраслей в экономической литературе описаны приемы и методы учета и контроля затрат, измерения и анализа результатов хозяйственной деятельности, выбора и обоснования управленческих решений.

Некоторые специалисты считают, что из-за явных и существенных различий в методологии исчисления затрат и результатов хозяйствования у нас и за рубежом, ожидать массового распространения контроллинга в России, по крайней мере, в ближайшее время не приходится.

С этим согласиться нельзя по двум причинам.

Во-первых, Российская Федерация приняла на себя обязательство перейти на международные стандарты учета и статистики, изданы соответствующие указы Президента и постановления правительства, сделаны первые шаги по их реализации. Слагаемые отчетности и многие показатели, используемые в бухгалтерском учете, в принципе соответствуют международным нормам уже сейчас. Разработан и практически осуществляется стандарт учетной политики, разрешающий различные варианты учета, в том числе исчисления затрат и результатов деятельности предприятий.

Во-вторых, основные варианты контроллинга базируются на директ-косте. У нас применение этого, метода для внутрифирменного управления затратами и результатами деятельности формально не запрещено. Более того, один из существенных элементов директ-коста, заключающийся в возможности отнесения постоянной части накладных расходов на себестоимость реализованной продукции, предусматривается действующим Планом счетов бухгалтерского учета и стандартом учетной политики.

Применение этого принципа в контроллинге позволяет исчислять учетные ставки и суммы покрытия различных уровней, оперировать показателями маржинальной прибыли, учитывать влияние степени использования производственных и сбытовых возможностей на величину оптимального объема производства и уровня затрат, на принятие управленческих решений при выборе ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Становится возможным определять нижние границы приемлемых цен и тарифов, обосновывать скидки и наценки, устанавливать предельный уровень постоянных расходов на определенный период времени и переменных затрат на единицу выпуска или продаж.

Предприятия сейчас могут вообще не составлять никаких калькуляций, использовать в качестве базы калькуляционных расчетов расчеты сокращенной себестоимости по методике директ-коста, выбирать наиболее приемлемые способы оценки незаконченной продукции, базы распределения косвенных расходов, варианты списания постоянной части накладных издержек. Здесь выбор за специалистами по учету и менеджменту на предприятии, а в конечном счете - за его собственникам. Наиболее эффективно это можно сделать не путем отдельных решений, а в единой комплексной системе.

Неоднократно высказывалось предложение о целесообразности разработки и внедрения на российских предприятиях системы использования планово-учетной информации в виде, так называемого, управленческого учета. Он должен в максимальной степени учитывать особенности каждой организации, специфику ее деятельности, ближайшие и перспективные цели. Здесь регламентация невозможна. Пусть каждое предприятие само определяет, какая ему нужна информация для управления, как ее получить, в каком аналитическом разрезе, с какой периодичностью представления отчетных данных. Все это вполне приемлемо для контроллинга, а его функционирование на базе управленческого учета повышает действенность того и другого. В конечном счете, контроллинг можно рассматривать как систему использования данных управленческого учета по его прямому назначению, т. е. как конечную проектно-аналитическую стадию учета для управления.

Оценивая зарубежную практику и опыт первых российских предприятий, приступивших к использованию элементов контроллинга, можно с уверенностью утверждать, что при сравнительно небольших затратах хозяйственные организации получают в свое распоряжение специализированную, системно-организованную информацию для оперативного и стратегического управления. Ценность этой информации в том, что все расчеты, основанные на ее использовании, исходят из принципов ограниченности ресурсов, разнообразия производственных и внепроизводственных факторов, влияющих на конечные результаты хозяйствования, из возможностей альтернативного выбора решений по управлению в условиях конкуренции и других особенностей свободной рыночной экономики.

Контроллинг существенно повышает эффективность работы бухгалтера-финансиста. Она становится непосредственно направленной на рост доходности организации. Данные расчетов на оптимизацию с использованием учетных показателей, контроль за их реализацией в учете, участие в анализе выявленных отклонений повышают интеллектуальный уровень и результативность функционирования бухгалтерии.

Бюджетирование не может существовать в компании само по себе. Процессом нужно управлять, организовывать, контролировать. Рассмотрим, какие направления контроля исполнения бюджетов существуют, как проводить анализ отклонений и корректировку бюджета. Вы также сможете скачать пример регламента контроля исполнения планов и бюджетов.

Для исполнения бюджета можно выделить три направления:

  • предварительный контроль исполнения бюджета
  • текущий (оперативный) контроль
  • заключительный контроль

Цель предварительного контроля за исполнением бюджета - профилактика потенциальных нарушений бюджета, иначе говоря, предупреждение необоснованных расходов. Он проводится до совершения хозяйственных операций. Наиболее распространенная форма такого контроля - согласование заявок (например, на оплату или отгрузку товаров со склада).

Текущий контроль исполнения бюджета подразумевает регулярный мониторинг деятельности центров ответственности для выявления отклонений фактических показателей их деятельности от запланированных. Проводится ежедневно или еженедельно по оперативной отчетности.

Заключительный контроль исполнения бюджета - не что иное, как анализ выполнения планов после закрытия периода, оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и по центрам ответственности.

Последние два вида контроля основаны на отчетности, сравнении плана с фактом. В общем виде процедуру их проведения можно разбить на три этапа:

  • сбор информации о фактическом исполнении плановых показателей и формирование отчетности;
  • выявление и анализ причин отклонений;
  • принятие решений о корректировке деятельности компании и ее структурных подразделений.

Схема 1.

Разрабатывая формы отчетов об исполнении бюджетов, убедитесь в том, что они полностью соответствуют исходным бюджетным формам. А именно – охватывают те же области управления, содержат те же показатели и с той же аналитикой. Иногда может понадобиться более глубокая детализация «фактической» отчетности. Например, не всегда возможно запланировать бюджет продаж в разрезе клиентов, однако для целей анализа отчет об исполнении его желательно формировать по покупателям.

В отчетах приводятся не только фактические данные за истекший период, но и плановые. Здесь же рассчитываются отклонения как в абсолютном, так и в относительном выражении. Дополнение отчета данными нарастающим итогом поможет сделать выводы о существующих тенденциях и спрогнозировать возможность выполнения бюджета по итогам года.

Все применяемые на предприятии отчетные формы нужно формализовать (аналогично бюджетным формам) – свести таблицы в «один альбом» и подготовить к ним инструкции по заполнению (наименование отчета, цель составления, входная информация, валюта и размерность, порядок заполнения).

Пример. Инструкция по заполнению отчета о выполнении плана продаж

Цель составления отчета – анализ динамики продаж продукции по рынкам сбыта.

Входная информация:

  • план продаж на отчетный период;
  • данные о фактических объемах продаж в натуральных и стоимостных показателях за месяц (квартал, год) текущего и прошлого годов.

Валюта и размерность - данные представляются в натуральном (в единицах измерения продукции) и стоимостном выражении – в миллионах рублей, а также в процентах с одним знаком после запятой.

Порядок заполнения отчета:

  1. Отчет о выполнении плана продаж составляется ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Фактические значения заполняются на основании данных регистров управленческого учета, плановые – по данным плана продаж за соответствующий период;
  2. Отчет состоит из двух разделов: доходы от продаж основной продукции и доходы от продаж прочей продукции. Доходы от продаж основной продукции детализируются на продажи на «внутренний рынок» и «внешний рынок». Дальнейшая детализация доходов от продаж основной продукции при подготовке отчетов за год проводится по региональным рынкам, при подготовке отчетов за квартал и месяц – по региональным рынкам, покупателям и договорам. Доходы от продаж прочей продукции детализируются по направлениям продаж – на внутренний рынок и на внешний рынок, а также по центрам ответственности, производящим данную продукцию;
  3. Для контрактов, расчеты по которым производятся в иностранной валюте, данные пересчитываются в рубли;
  4. Объем продаж за отчетный период – плановый и фактический объем продаж за отчетный период в стоимостном выражении;
  5. Отклонения фактических значений от плановых, а также процентное отношение суммы отклонений к плановому объему продаж. Выделяются отклонения по количеству продукции, цене, объемам скидок, а также вызванные структурным сдвигом. Под последним понимается различие номенклатуры фактически реализованной и запланированной к реализации продукции (продажа не учтенных в плане номенклатурных позиций или отказ от продаж запланированных). Величина отклонений объема продаж, вызванных структурным сдвигом (Δs), рассчитывается только по не учтенным в плане или запланированным, но не реализованным номенклатурным позициям. Расчет величины отклонений производится следующим способом:

(Δs) = (Vf Pf) – (Vp Pp),

где Vf – фактический объем продаж;

Vp – плановый объем продаж;

Pf – фактическая цена;

Pp – плановая цена, нарастающим итогом с начала периода. В этом разделе отчета отражаются фактический объем продаж за период с начала года, сумма накопленного отклонения от плана, а также процентное отношение отклонений к плановой сумме продаж.

На этом же этапе стоит продумать, какие отчеты и каким руководителям будут представляться. Например, генеральный директор контролирует итоговые показатели деятельности предприятия. Для него можно готовить специальный комплект сводных отчетов по функциональным направлениям и отдельно отчет об эффективности деятельности компании в целом.

Такой пакет отчетности может включать:

  • сводный отчет о продажах и поступлениях денежных средств;
  • отчет о закупках (как товарно-материальных ценностей, так и услуг) и расходовании денежных средств;
  • производственный отчет;
  • отчет об эффективности инвестиций;
  • отчеты верхнего уровня (отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, управленческий баланс).

Тогда как для главного энергетика и главного механика, отвечающих за уровень затрат на ремонт энерго- и механического оборудования соответственно, будет достаточно отчета о выполнении программы ремонтов.

Важно

Обеспечить систему бюджетирования фактическими данными. Проведите аудит учетной системы – содержит ли она все аналитические признаки, заложенные в бюджетах. Если нет, то сравнение плана с фактом может оказаться некорректным.

Выявлять отклонения на самых ранних этапах. Определите, какие методы предварительного и текущего контроля бюджета можно использовать в компании. Например, ввести процедуры согласования заявок на платеж или отпуск материалов со склада. Это позволит избежать неоправданных расходов, предупредить неисполнение бюджета и заранее принять меры.

Регламентировать процедуры контроля. Создайте отдельный регламент бюджетного контроля. Опишите в нем виды и этапы проверок, их периодичность, порядок пересмотра бюджетов, ключевые показатели и диапазоны их отклонений. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным, повысит исполнительскую дисциплину.

Читайте также :

Анализ отклонений при исполнении бюджета

Задача анализа отклонений (факторного анализа) - определить, чем именно были вызваны расхождения по той или иной статье бюджета, кто в них виноват – какие-то конкретные подразделения или внешняя экономическая ситуация.

Как правило, факторный анализ проводится планово-экономическим отделом компании (см. схему 2 ниже). Его результаты служат основанием для решения о премировании или депремировании сотрудников по итогам отчетного периода. Но на этом управляющая функция системы контроля не исчерпывается. Необходимо также разработать мероприятия по минимизации влияния негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа, и определиться с тем, можно ли исправить положение и добиться исполнения бюджета по итогам года, а также что потребуется для этого сделать.

Схема 2. Схема факторного анализа отклонения по прибыли

На практике отклонения чаще всего допустимы, когда план отличается от факта на величину в пределах от 0 до 10 процентов. Считаются сверхнормативными при расхождении до 30 процентов, аварийными – свыше 30 процентов. Но это общий подход. Для некоторых показателей цифры могут быть совершенно другими, все зависит от специфики деятельности компании. Например, в некоторых отраслях промышленности отклонение на 5 процентов по расходу нормируемых ТМЦ в производстве – аварийное, а в отношении административно-хозяйственных затрат – обычное дело. Определение пределов допустимости отклонений стоит поручить планово-экономическому отделу, а сделать это можно на основе анализа статистических данных за прошлые периоды.

В зависимости от того, за какой период времени обнаружено отклонение и на какую величину, принятие решения о корректирующих действиях можно поручить руководителям разных уровней. В частности, если речь идет о ежедневном контроле, основные решения принимаются руководителями структурных подразделений. Например, при незначительном отклонении от плана объемов производства сборочного цеха его начальник самостоятельно разбирается в причинах и принимает соответствующие меры. В случае сверхнормативных отклонений принятие решений передается выше – на уровень руководителя центра ответственности «Дирекция по производству», аварийных – вмешивается генеральный директор.

Когда анализируются данные накопленным итогом за два-три квартала (получится ли выйти на запланированные годовые показатели), независимо от величины отклонения все решения принимает непосредственно генеральный директор, поскольку они могут быть связаны с корректировкой деятельности предприятия в целом.

Корректировка бюджетов

оправдан только в случае существенных изменений внешней или внутренней среды предприятия, а также если отклонения по некоторым показателям превысили допустимые значения. В качестве примера внешних факторов можно привести изменение конкурентной ситуации на рынке, внезапный рост или падение цен на потребляемые ресурсы. Внутренними причинами могут быть нарушение технологического процесса, неполадки оборудования, смена руководства компании.

В российской практике нередко встречаются ситуации, когда бюджет предприятия на текущий период постоянно корректируется, чуть ли не до десяти раз в месяц. Но зачем тогда он вообще нужен? Ведь вместо того, чтобы приложить усилия и попытаться достичь поставленных целей, менеджмент просто их пересматривает.

Как руководителям компаний, так и их сотрудникам важно помнить, что – это вовсе не доказательство их вины. А план для того и нужен, чтобы пытаться его достичь, пусть и в усложнившихся условиях. Не нужно прибегать к корректировкам «по поводу и без», иначе бюджетирование превращается в пустую формальность.

Вряд ли стоит запускать процедуру корректировки бюджетов из-за сверхнормативного перерасхода средств в части административно-хозяйственных расходов. Другое дело, если объем продаж упал на 30 процентов. Следовательно, имеет смысл заранее определиться с ключевыми (контрольными) бюджетными показателями, существенные отклонения которых послужат сигналом для запуска процедуры пересмотра. Кроме объема продаж такими показателями могут быть переменные затраты на единицу продукции, поступления или чистый денежный поток от операционной деятельности и т. д.

Среди прочего решение о пересмотре бюджета зависит и от горизонта планирования. Например, на месяц он формируется в оперативном режиме исходя из сложившихся текущих условий деятельности. Его корректировка допустима только при аварийных отклонениях. Лучше завершить текущий месяц по старому плану, а следующий уже планировать исходя из новых условий.

Что касается квартальных планов, имеет смысл их пересматривать не чаще одного раза в квартал и только в двух случаях. Во-первых, если расхождение контрольных показателей с фактом превысило допустимый уровень. Во-вторых, когда есть уверенность в том, что внешняя среда изменится настолько, что отклонения от бюджета будут выше допустимых значений. Наконец, корректировка годового бюджета оправдана при существенных изменениях внешней среды и в случае чрезвычайных событий в самой компании. То есть когда становится понятно, что в силу сложившихся обстоятельств невозможно выполнить план по основным показателям деятельности компании.

Полезный материал? Добавьте страницу в закладки, сохраните, распечатайте или переадресуйте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Наиболее остро проблема внедрения эффективного механизма бюджетного планирования стоит перед промышленными предприятиями. В промышленности цикл оборота капитала является наиболее «представительным» по сравнению со всеми другими отраслями экономики: здесь присутствуют и стадии снабжения (закупка материальных ресурсов), и стадии производства, и стадии хранения и сбыта произведенной продукции, а также расчетов с контрагентами как по закупаемым сырью и материалам, так и по реализованной продукции.

Из схемы 1 видны стадии, бюджетного процесса, которые необходимы для правильного функционирования бюджета:

Схема 1. Стадии бюджетного процесса

1. Понятие системы контроля (мониторинга) исполнения бюджета

Система внутреннего контроля (или контроллинга) исполнения бюджета -- это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода (периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными стандартами и избежание чрезмерных расходов). Под этим понимается:

* текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями -- объектами планирования (или, как их еще называют, центрами ответственности предприятия);

* поступление от центров ответственности (объектов планирования) соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический отдел, соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

* анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности.

Таким образом, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно:

* самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания. В данном случае контроль текущих показателей необходим для самостоятельной корректировки оперативной деятельности подразделения с целью наилучшего исполнения бюджета;

* управленческими службами аппарата управления, ответственными за разработку тех или иных показателей сводного бюджета. Управленческие службы на основе анализа текущей информации разрабатывают рекомендации высшему должностному лицу компании, ответственному за бюджет (первому вице-президенту по экономике) для централизованной корректировки оперативной деятельности подразделений с целью наилучшего исполнения бюджетного задания. Контроль исполнения сводного бюджета осуществляется различными управленческими службами предприятия в течение всего бюджетного периода (для краткосрочного бюджета, как правило, в течение квартала помесячным подведением промежуточных итогов).

Очевидно, что для реализации установленного бюджетного задания необходимо установить персональную ответственность руководителей структурных подразделений за выполнение тех или иных бюджетных показателей. Распределение ответственности за выполнение различных подбюджетов определяется существующей на предприятии организационной структурой и системой управления, то есть:

* распределением функциональных обязанностей различных структурных подразделений по обеспечению хозяйственной деятельности компании в разрезе отдельных стадий финансового цикла, производственных линий (видов продукции) и т.п.;

* регламентом соподчиненности и координации различных подразделений предприятия, закрепленным в соответствующих внутренних нормативных актах (должностных инструкциях руководителей, положениях о подразделениях, положении о планировании и пр.).

Планирование, учет и контроль по центрам ответственности (responsibility accounting) -- это система, которая измеряет (оценивает) планы и действия по каждому центру ответственности.

Заметим, что различные центры ответственности на предприятии различаются по своей «степени свободы», то есть по полномочиям руководителей структурных подразделений в своей оперативной работе.

По критериям уровня полномочий руководителей подразделений в рамках существующей на предприятии организационной структуры, все центры ответственности можно классифицировать следующим образом:

а) Центр управленческих затрат (managed cost centre) -- это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответствен за обеспечение наилучшего уровня услуг. Этот вариант, как правило, наиболее приемлем для административных департаментов предприятия (функциональных служб), где трудно поддаются измерению как затраты (inputs), так и результаты (outputs). В этом случае используются нестандартные методы контроля и стимулирования, такие как «оценка работы» (work management), «составление бюджета с «нулевой» точки» (zero-base budgeting) и «целевое управление» (management by objectives).

б) Центр нормативных затрат (standard cost centre) -- это подразделение, в котором руководитель ответствен за достижение нормативного/планового уровня затрат по выпуску продукции/работ, услуг. в) Центр доходов (revenue centre) -- это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответствен за максимизацию дохода от продаж. При этом, как правило, руководители таких подразделений не имеют полномочий ни по дополнительному (сверх бюджета) расходованию средств для привлечения дополнительных ресурсов.

г) Центр прибыли (profit centre) -- этот центр ответственности отличается от предыдущего расширением полномочий руководителя: он имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций. Однако здесь в полномочия менеджера еще не включаются решения в области капитальных затрат (инвестиций).

д) Центр инвестиций (investment centre) -- здесь в добавление к предыдущему пункту при оценке эффективности деятельности включается процент на задействованный капитал. Таким образом, целевой функцией, по которой оценивается эффективность деятельности «центра ответственности», здесь является либо отдача на инвестированный капитал, либо прибыль за вычетом процента на задействованный капитал.

Этот показатель наиболее приемлем для подразделений предприятия с большой степенью автономности.

Все бюджетные показатели в разрезе центров ответственности делятся на:

* централизованно устанавливаемые аппаратом управления;

* устанавливаемые самими структурными подразделениями.

«Двойной» контроль исполнения бюджета (управленческими службами и самими структурными подразделениями) осуществляется в соответствии со статусом подразделения как центра ответственности в рамках организационной структуры предприятия:

* структурные подразделения контролируют и принимают оперативные решения в рамках бюджетного задания по тем показателям, которые входят в их полномочия. Изменение централизованных бюджетных показателей подразделениями не допускается;

* в промежуточные отчеты подразделений контролирующей управленческой службе входят только контролируемые центром ответственности показатели (как централизованные, так и находящиеся в сфере полномочий подразделения);

* аппарат управления предприятием имеет право корректировки политики подразделений только по централизованным показателям, входящим в бюджетное задание. Выбор же методов выполнения бюджетного задания относится к компетенции самого подразделения.

Два направления контроля исполнения бюджета (управленческими службами и структурными подразделениями) являются составными частями единой системы «сквозного» внутреннего контроля

2. Контроль исполнения бюджета службами аппарата управления

Структурные подразделения в течение бюджетного периода находятся в функциональном подчинении различных служб аппарата управления. Функциональное подчинение существенно отличается от полного (линейного) подчинения.

Система контроля управленческих служб складывается из трех основных компонентов:

-- распределение функций между управленческими службами по контролю исполнения бюджета;

-- система внутреннего документооборота

-- система внутренних нормативных актов

Как правило, распределение функций контроля между службами аппарата управления имеет место следующим образом:

* бухгалтерия предприятия выполняет чисто расчетные функции сбора и систематизации сводной плановой и фактической информации в течение бюджетного периода в рамках системы комплексного нормативного учета.

* планово-экономический отдел (управление) (ПЭУ)

* отдел (управление) закупок контролирует объемы, структуру и цены по заготовлению материальных ресурсов.

* управление маркетинга и сбыта (УМиС). Основной контрольной функцией УМиС является отслеживание графиков выполнения бюджетных заданий службой сбыта по (а) валовому объему реализации (выручке), (б) физическому объему продаж по видам продукции, (в) денежным поступлениям за реализованную продукцию. На средних предприятиях функции контроля сбыта берет на себя обычно планово-аналитический отдел;

* финансово-экономическое управление

* управление капитального строительства (УКС)

* отдел труда и заработной платы

* планово-аналитический отдел

Для осуществления контрольных функций управленческие службы предприятия периодически в течение бюджетного периода (для квартального бюджета -- раз в месяц) получают отчеты о текущем выполнении бюджетного задания по подразделениям предприятия, занимаются сводом данных (составление сводных оперативных отчетов), анализом данных отчетов и разработкой корректив графика исполнения бюджета в разрезе подразделений. Отметим, что структурные подразделения предоставляют исполнительские отчеты только по контролируемым ими показателям. Обычно при этом, сведением данных на «нижних» этажах управленческой иерархии занимаются сами подразделения. Так, первый вице-президент по производству предоставляет ПЭУ отчет о текущих производственных затратах, уже детализированный в разрезе линейно подчиненных ему производственных подразделений/цехов.

На 3-м уровне помимо сводных данных по статьям затрат подразделения руководитель подразделения (начальник цеха) представляет руководителю службы (вице-президенту) расшифровки по каждой существенной статье затрат (так называемые disclosures).

Третьим краеугольным камнем системы контроля исполнения бюджета со стороны управленческих служб является регламент контрольно-учетной деятельности, закрепленный в ряде внутренних нормативных актов. Главным в регламенте работы управленческих служб являются так называемые стандартные процедуры деятельности.

Стандартные процедуры контроля исполнения бюджета:

* каждое управленческое решение или действие того или иного должностного лица, связанное с движением товарно-материальных и финансовых ценностей, должно быть соответствующим образом зарегистрировано или задокументировано;

* четкая спецификация внутреннего документооборота подразделений компании (бизнес-процессы), включая ответственность должностных лиц за перемещение документов внутри и передачу их в другие организации;

* формальное определение и документальное закрепление (на основе должностных инструкций) порядка деятельности (действий) и взаимоотношений определенного круга работников организации по поводу планирования, организации, регулирования, контроля, учета и анализа деятельности компании.

мониторинг бюджет контроль управленческий

3. Контроль исполнения бюджета структурными подразделениями

Контроль исполнения бюджета со стороны самих структурных подразделений производится для двух основных целей.

Во-первых, руководителю структурного подразделения и вышестоящей службы необходимо самому располагать количественной информацией о выполнении бюджетного задания для того, чтобы эффективно осуществлять текущее (оперативное) управление. Бюджетное задание устанавливает только результирующие (конечные) результаты деятельности центра ответственности. Методы же достижения данных показателей находятся в ведении самих подразделений.

Фактически на основе самоконтроля подразделение регулярно проводит экспресс-анализ собственной деятельности с целью выявления внутренних резервов повышения эффективности на основе анализа «входящих» в хозяйственную деятельность ресурсов (inputs) и «выходных» результатов их использования (outputs)

Показатели измерения эффективности:

* фактический «выход»/фактический «вход»;

* фактический выход/фактический «вход» и плановый «выхода/плановый «вход»;

* фактический «выход»/ плановый «выход».

Во-вторых, при взаимодействии подразделений в процессе хозяйственной деятельности компании ежедневно возникает масса ситуаций, по которым необходимо принимать согласованные управленческие решения. Оперативные управленческие решения влияют на фактические результаты деятельности обоих взаимодействующих подразделений. Возникает проблема внутреннего арбитража. Каждое из подразделений подсчитывает, насколько эффективно принятие данного решения с точки зрения выполнения собственного бюджетного задания.

В случае, когда принятие решения эффективно для одного подразделения и неэффективно для другого, составляется внутренний протокол, относящий дополнительные издержки на результаты деятельности первого подразделения, что важно для результатов конечной оценки исполнения бюджета по центрам ответственности и, на этой основе, расчета показателей материального стимулирования (премиального фонда подразделений). Оперативное принятие управленческих решений возможно лишь на основе ежедневного мониторинга собственных бюджетных показателей.

Вывод

Организационная структура компании напоминает пирамиду, где менеджеры «основания» отчитываются перед вышестоящими руководителями. Каждый менеджер закреплен за центром ответственности (responsibility center). Последний является сегментом организации, менеджер (руководитель) которого отчитывается за определенный участок работ. Планирование, учет и контроль по центрам ответственности (responsibility accounting) -- это система, которая измеряет (оценивает) планы и действия по каждому центру ответственности.

Механизм учета ответственности является неотъемлемой и обязательной составляющей внутрифирменного бюджетирования на всех трех стадиях (составление сводного бюджета, контроль исполнения, план-факт анализ исполнения). Без жесткого закрепления ответственности утвержденный проект сводного бюджета останется не более чем «благим пожеланием».

Полной самостоятельности в сфере инвестиций у отдельных структур компании не бывает практически никогда. Это означает абсолютную неподотчетность структуры руководству компании, поэтому можно говорить о том, что центры инвестиций наделены широкими полномочиями имеют право определять политику в сфере капитальных и долгосрочных финансовых вложений, то есть капитализации своей чистой прибыли.

Механизм стандартных процедур позволяет своевременно выявлять возможные отклонения фактических показателей деятельности от бюджетных цифр и своевременно предотвращать несанкционированное бюджетным заданием расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия. Так, если для проведения платежей по административным расходам структурное подразделение должно представить в бухгалтерию визу планово-экономического отдела, то это простое правило, закрепленное в соответствующем внутреннем нормативном акте, предотвращает расходование средств подразделениями свыше лимита, установленного сметой административных расходов.

Список литературы

1. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. -- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 544 с.

2. Ковтун С. Бюджетування на сучасному підприємстві, або Як ефективно управляти фінансами.-Х:Фактор,2005-340с.

3. Карпов А.Е. «100% практического бюджетирования» Книга 1 «Бюджетирование, как инструмент управления» - М.: Результат и качество, 2006г. - 400с.: илл

4. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. -- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 544 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие принципы формирования бюджета предприятия, этапы его разработки. Составляющие системы бюджетирования предприятия. Процедуры исполнения бюджета предприятия. Создание центров финансовой ответственности. Учет рисков при принятии управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Теоретические основы бюджетирования: сущность, функции, задачи и цели; виды бюджетов. Классификация затрат для целей контроля; центры ответственности; прогнозный отчет о прибылях и убытках. Контроль выполнения бюджета предприятия, анализ отклонений.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Изучение экономической сущности и содержания бюджета. Бюджетная классификация, ее значение и основные особенности. Проведение экономико-статистического анализа исполнения территориального бюджета Вологодской области. Прогнозирование доходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Особенности и стадии бюджетного процесса в РФ. Факторы, влияющие на формирование бюджетного процесса на местном уровне. Анализ исполнения бюджета муниципального образования на примере Администрации Ахтубинского сельского поселения Волгоградской области.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2013

    Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ. Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ, доходы и расходы. Межбюджетные отношения. Характеристика распределения расходов бюджета Липецкой области. Казначейская система исполнения бюджета.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2009

    Основные функции и принципы формирования государственного бюджета - главного финансового плана страны. Выделение проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Ознакомление с содержанием федерального бюджета на 2008-2010 гг., оценка его исполнения.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    Понятия, функции и принципы бюджетирования, основные этапы бюджетного процесса. Классификация бюджетов, управление и контроль за их выполнением. Организация системы бюджетирования на предприятии ООО "Радуга", координирование финансовой ответственности.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2016

    Принципы построения государственного бюджета, структура расходов и доходов. Сущность и содержание бюджетного федерализма. Проблемы формирования и исполнения, сбалансированности структуры государственного бюджета Российской Федерации, меры по их решению.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Понятие и функции семейного бюджета. Баланс доходов и расходов семьи. Дефицит семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Семейные доходы и их виды. Учет семейных расходов и доходов. Семейная книга учета. Планирование семейного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2003

    Расчет показателей бюджета продаж и графика поступлений денежных средств. План коммерческих расходов и показателей бюджета производства. Показатели бюджета прямых затрат на материалы и оплату труда. Прогноз прибылей, убытков и движений кассовых средств.