Компьютер и ПО

Псалом 22 от чего помогает. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях


Жизнеутверждающий Псалом о ЛЮБВИ и защите Божией праведного человека во все дни ЖИЗНИ его! Любимый более всех других псалмов в Ветхом Завете. Бичер о нем сказал следующее: "Псалом этот, подобно птице, которая облетает весь мир, воспевая сладчайшую песнь, когда либо петую. Он успокоил больше сердец, чем все другие философии мира. Он будет петься вашими и моими детьми и их детьми бесконечно, опустит свои крылья и будет воспеваться во веки в счастливом общении тех, которые способствовали ему быть на земле". Этот Псалом очень успокаивает душу...


= ПСАЛОМ 22. =

1 Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

3 Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем многие дни.

ТОЛКОВАНИЕ ПСАЛМА = 22

Царь Давид размышляет о благодеяниях, которыми Господь наделил его в жизни. Он представляет Господа в образе Пастыря (доброго и щедрого пастуха).

Пс. 22:1 Эта метафора естественна для Давида, потому что он сам был пастухом до того, как стал царем. Вообще, образ пастуха довольно часто используется в Библии. Пророк Исаия уподобляет Пастырю грядущего Мессию (Исаии 40:11), и Сам Иисус отождествляет Себя с "добрым Пастырем" в Иоанна 10:14. В послании к Евреям Христос назван "Пастырем великим" (Евр. 13:20), а в Первом послании Петра - "Пастыреначальником" (1-Петра 5:4).

Псалмопевец осознает, что, имея такого Пастыря, он ни в чем не будет нуждаться.

Пс. 22:2 Господь во всей полноте удовлетворяет земные нужды Давида ("злачные пажити" - это луга, покрытые сочной травой; стада, пасущиеся на них, ухожены и сыты). Первая фраза стиха 2 подразумевает собой, однако, и духовное питание. Не случайно в Библии так часто подчеркивается, что назначение земных пастырей, поставленных Богом в церкви, в том, чтобы кормить вверенные им "стада" (Деяния 20:28; 1-Петра 5:2; Иез. 34:1-10; Иоан. 21:15-17). "Пищей" для них должно быть Слово Божие (Евр. 5:12-14; 1-Петра 2:2). "Тихие воды" - образ Божьего успокоения и мира, который мы получаем от Него, когда Он прощает нас.

Пс. 22:3 Посредством жизненных обстоятельств и откровений свыше Господь направляет Своих "овец" на праведный путь. Он делает это ради Своего имени, т. е. будучи свят, Он ведет путем святости тех, кто доверил Ему свою судьбу.

Пс. 22:4 Даже в самых тяжелых обстоятельствах, в "долине смертной тени", такой человек не должен бояться, потому что Господь находится рядом с ним, хотя он и не видит Его. Жезл и посох (оба эти слова означают пастушеский посох) - это символ власти пастыря, его способности защитить своих овец от любой опасности. Иногда образы этого стиха понимают буквально, т. е. в том смысле, что когда для верующего человека наступает время перехода в мир иной, то и в эти минуты Господь находится рядом с ним. И осознание этого приносит человеку успокоение и радость.

Пс. 22:5 Вероятная символика этого стиха в том, что Господь открыто свидетельствует врагам Давида о его избранности. Поскольку здесь присутствует образ богатой трапезы, то естественно упоминание и о "елее", которым гостеприимные хозяева смазывали голову своим гостям. Все это изображает радостное настроение вызванное полнотой жизни верующего человека ("чаша моя преисполнена").

Пс. 22:6 Здесь выражена просьба и надежда о том, чтобы благость и милость Господа сопутствовали псалмопевцу во все дни его жизни. Фраза "и я пребуду" в еврейском оригинале выражает идею возвращения. В связи с этим высказывается предположение, что во время написания этого псалма Давид был вдали от святилища ("дома Господнего"), и он выражает горячее желание возвратиться к нему, чтобы затем многие дни наслаждаться общением с Господом во всей его полноте.

22 ПСАЛОМ ДАВИДА. =
(На церковно-славянском)

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне,
тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати,
настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и
пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною
еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси
предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси
елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.
И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже
вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Псалом 22 относительно небольшой по объему, но дает очень сильный молитвенный покров. Когда читаешь этот псалом, особенно чувствуешь Божье заступничество.

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Псалом 22, 1) Какие дивные слова!
Это же прекрасно, когда ничто не сможет нас лишить истинной христианской
жизни во Иисусе Христе. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39)

Данная строка 22 псалма также так напоминает нам слова Евангелия, когда мы слышим, что какие бы напасти к нам не пришли, как бы дьявол не восстал на нас через людей, они все равно не могут погубить души нашей, если мы будет твердо стоять во истине, находясь под особым Божественным покровом: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне
(Мф. 10, 28)

22 псалом в самом начале говорит нам об особом Божественном покрове и это так чудесно!!! Даже если самая лютая смерть будет над нами нависать по напущению вражескому мы с Божей помощи устоим! Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко ты со мною еси: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста (Псалом 22, 4). Хорошо бы было в само деле иметь такое состояние, когда самая коварнейшая кознь вражья не помешало бы нам во спасении и не заставила бы нас поколебаться. Ведь так важно не сойти с узкого пути спасения!

Далее. Как мы мечтаем соблюсти волю Божью! И мы стараемся это просить также в молитве "Отче наш" - "Да будет воля Твоя". Какое дивное прошение! Но и псалом 22 также включает прошение соблюсти заповеди, исполнить волю Божью.
Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего (Псалом 22, 3).
И мы не просто просим это, но еще добавляем "имене ради Своего".
Это придает особую силу данному прошению и это поистине прекрасно.

Более того, 22 псалом говорит об Иисусовой молитве и крестном знамении, хотя это не лежит на поверхности. И об этом говорил прп. Амвросий Оптинский: "Жезл означает Крест Христов, а палица - призывание Имени Христова с знамением крестным"
22 псалом - не единственный псалом, в котором говорится в подтексте об Иисусовой молитве и крестном знамении. Но чудесным является тот факт, что данный псалом такой, казалось бы, небольшой по размеру, а сколько глубинной, бездонной мудрости сокрыто!

Читая 22 псалом мы утверждаемся в молитвенном делании и особенно наставляемся использовать чаще Крестное Знамение. Для некоторых - это безумие, а для нас спасение! Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия (1 Кор. 1, 18). И более того, мы понимаем, как важна милость Божья!
Часто даже даем такие пожелания - милости Божьей! И просим этого в молитвах!
А псалом 22 включает также такое прошение. Но прошение это словами самого Священного Писания!!! Это прекрасно!

И милость твоя поженет мя вся дни живота моего (Псалом 22, 6).
А милость Божья заключается не сколько во временном, сколько в наследовании
вечной жизни. Мы часто это недооцениваем. Но это поистине великое благодеяния Божье ко всему роду человеческому. И об этом также говорит псалом 22, напоминает нам о даровании вечной жизни и помогает нам утвердиться на пути спасения:
И еже вселитимися в дом Господень в долготу дний (Псалом 22, 6)

В ПЕРЕВОДЕ С. АВЕРИНЦЕВА. =

Господь – мой Пастырь, и нет мне нужды:
на пажитях щедрых пасет Он меня,
к водопоям покоя ведет Он меня, обновляет душу мою,
пути правды открывает Он мне, – ради имени Своего.
Если в низине, где смерти тень, ляжет мой путь, не убоюся зла!
Ты – со мною, жезл Твой и посох Твой защитят меня.
Ты устроил мне пир у гонителей моих на виду,
умастил елеем главу мою, и полна чаша моя.
Так! благость и милость провожают меня во все дни жизни моей,
и несчетные дни мне пребывать в Господнем дому!

НА ПСАЛОМ ДАВИДА 22 =

1. Господь - мой Пастырь; больше не узнаю
Ни в чём нужды я, хоть того не стою:

2. Меня на злачных пажитях покоит
И к водам тихим водит, утоляя.

3. Мою всё время душу подкрепляет
Великим ярким светом и любовью
И, ради имени Его Святого,
Меня стезями правды направляет.

4. И, если я пойду и смертной тени
Долиною, я зла не убоюсь:
Со мною Ты, Великий царь Вселенной;

Когда пред горем я не устою,
Меня Твой жезл и посох успокоят
И радостью наполнят жизнь мою.

5. Ты ужин приготовил предо мною
Ввиду врагов отчаянных моих,
Простёр Ты милость над моей судьбою,
Главу мою елеем умастив;
Мою наполнил чашу Ты до края.

6. Так благости и милости Твои
Да пусть меня во все сопровождают
Дни моей жизни, и да пребываю
В Господнем доме многие я дни.
(Сергей Альперович)

НА ПСАЛОМ ДАВИДА 22 =

Если я пойду долиной смертной тени,
Господи, пойдёшь ли ты со мной?
И когда я встану на колени
Слабый вздох услышишь ли Ты мой?

Я хочу в Тебе не сомневаться,
Ощущать и радость и покой,
Крепко за руку Твою держаться,
Рядом слышать нежный голос Твой.

Хочется мне быть Тебе послушной,
Чуткою, доверчивою быть,
А когда я буду ошибаться-
Научи прощение просить

Научи любить людей без меры,
Так как возлюбил весь мир Великий Бог,
Ведь плевали на лицо, смеялись, били-
Всё стерпел Ты, всё Ты превозмог.

Хочется мне быть Тебе подобной,
Проходя долиной суеты
И, когда пойду по бездорожью
Отличать Твои, Господь, следы.

И когда спущусь в долину тени смертной-
Ночь, темно, ни звёздочки вокруг,
Не смущаюсь, не боюсь, но верю
Впереди пойдёт мой Лучший Друг,

Мой Господь, Он звёздочкой сияет
Среди мрака горя и невзгод
И в пути меня оберегает
В трудный час мне руку подаёт.

Только с Ним не убоюсь я злого,
Трудного, опасного пути.
Мой Господь, звездою путеводной
Освещай мой путь, вперёд веди.

(2006 г…Курганская Надежда)

Многие псалмы Давида изобилуют жалобами, а этот наполнен утешениями и выражает восхищение великой милостью Бога и зависимостью от Него. Этот псалом с огромным удовольствием и удовлетворением пели и будут петь многие благочестивые христиане, пока этот мир существует.

(I) В этом псалме Давид говорит, что относится к Богу как к своему пастырю (ст. 1).

(II) Он рассказывает обо всем хорошем, что Бог, как его пастырь, сделал для него (ст. 2,3,5).

(III) Отсюда псалмопевец делает вывод, что не будет нуждаться ни в каких благах (ст. 1), что ему не нужно бояться зла (ст. 4), что Бог никогда не оставит его и не лишит милости; и поэтому Давид решает никогда не оставлять Его и не отходить от верного пути (ст. 6). Здесь, конечно, он имеет в виду не только благословения Божьего провидения, которые сделали видимым его процветание, но и посещения Божьей благодати, принятые живой верой, которая возвращалась к Богу в виде теплой молитвы, насыщающей его душу неизреченной радостью. И так же, как в предыдущем псалме он представлял Христа умирающим за Своих овец, так и здесь он представляет христиан, принимающих преимущества от заботы и нежности этого великого и доброго пастыря.

Псалом Давида.

Стихи 1-6 . В этом псалме Давид из трех утешительных предпосылок выводит три утешительных заключения и учит нас поступать так же. Мы спасаемся надеждой, и эта надежда не постыдит нас, потому что имеет под собой хорошее основание. Обязанность каждого христианина – ободрять себя в Господе, Боге нашем; и этот псалом указывает нам, что мы должны черпать ободрение и из того, кем Он нам приходится, и от осознания тех благ, которые мы получаем от Него благодаря этому отношению.

I. Из предпосылки, что Бог – его пастырь, Давид делает вывод, что он ни в чем не будет нуждаться, и это благо для него (ст. 1). Здесь обратите внимание (1) на великую заботу Бога о верующих. Он – их пастырь, и они так могут называть Его. Было время, когда сам Давид был пастырем; он был взят от дворов овчих, когда был еще молодым (Пс 77:70,71), и поэтому по собственному опыту знал, какую заботу и нежные чувства питает к своему стаду добрый пастырь. Он вспоминал, что они нуждались в пастыре, что верный и искусный пастырь - великая милость для них. Однажды Давид рисковал своей жизнью, спасая ягненка. Поэтому подобными примерами он иллюстрирует заботу Бога о Своем народе; и, похоже, на это же ссылается Спаситель, когда говорит: «Я есмь пастырь добрый» (Иоан 10:11). Он, который является пастырем Израиля и всей Церкви в целом (Пс 79:2), является Пастырем каждого верующего в отдельности; самый ничтожный удостоится Его внимания (Ис 40:11). Он берет их в свою овчарню, заботится о них, защищает и обеспечивает всем необходимым с большей заботой и постоянством, чем любой пастырь, чья основная задача – сохранить стадо. Если Бог относится к нам как пастырь, то мы должны быть как овцы - необидчивые, кроткие, тихие, молчаливые перед стригущими, более того, даже перед мясником, полезными и общительными; мы должны знать голос пастыря и следовать за Ним.

(2) На великую уверенность верующих в Боге: «Если Бог – мой пастырь, мой кормилец, то я могу сделать вывод, что не буду нуждаться ни в чем, что действительно необходимо для меня». Если Давид написал этот псалом до того, как занял престол, хотя и был предназначен для этого, тогда у него, как и у каждого обычного человека, был повод опасаться нужды. Однажды он послал своих воинов попросить еды у Навала, в другой раз он сам пошел с просьбой к Ахимелеху; но в то же время, когда он задумался над тем, что Бог – его пастырь, то смог смело сказать: «Я ни в чем не буду нуждаться». Пусть же каждый, кто нашел Бога и считает Его своим кормильцем, не боится умереть с голоду. В этих словах больше подразумевается, чем выражается. Давид не только говорит: «Я ни в чем не буду нуждаться», но и «Я буду иметь все необходимое; а если не буду иметь все желаемое, то сделаю вывод, что либо это не нужно мне, либо это не полезно мне, либо я буду иметь это в нужное время».

II. Исходя из того, что Бог совершает по отношению к нему служение доброго пастыря, Давид делает вывод: ему не нужно бояться никаких великих опасностей или трудностей (ст. 2-4). Он сейчас имеет привилегии от Божьего присутствия и заботы, поэтому ожидает пользы от них и тогда, когда будет больше всего нуждаться. Здесь обратите внимание на 1. Утешения живущего святого. Бог – его пастырь, и его Бог – Бог вседостаточный для всех намерений и целей. Давид увидел, что Он таков, а также - и мы. Отметьте блаженство святых – овец на пажитях Божьих.

(1) Они приведены на хорошее место и хорошо расположились там: «Он покоит меня на злачных пажитях». Мы получаем поддержку и утешения в этой жизни из доброй руки Бога; будучи нашим Отцом, Он дает нам хлеб насущный. Величайшее изобилие является высохшим пастбищем для нечестивца, который наслаждается лишь тем, что доставляет чувственные удовольствия; а для благочестивого, который вкушает благость Бога во всех своих удовольствиях и верой наслаждается этим, - это злачная пажить, хотя он имеет мало от этого мира. (Пс 36:16; Прит 15:16). Божьи постановления – это злачные пажити, где всем верующим предоставлена пища; слово жизни – это питание для нового человека. Это молоко для младенцев, пажить для овец, которая не бывает бесплодной, которую никогда не выедают дочиста и которая никогда не высыхает. Эта пажить всегда зеленая и готова напитать веру. Бог побуждает Своих святых прилечь; Он дарует им покой и удовлетворенность в разуме, каким бы ни был их жребий; в Нем их души будут жить беззаботно, и это делает каждую пажить зеленой. Благословлены ли мы зеленой пажитью постановлений? Давайте не будем думать, что достаточно пройти через них, а возляжем в них и будем пребывать в них - это мой покой во веки. Только благодаря постоянству средств благодати душа питается.

(2) Их хорошо ведут. Пастырь Израиля водил Иосифа, как стадо, и каждый верующий находится под одним и тем же водительством: «Он водит меня к водам тихим». Тот, кто питается Божьей благостью, должен идти в указанном Им направлении; Господь ведет их Своим провидением, Своим словом, Своим Духом, устраивает их дела наилучшим образом в соответствии с собственным мнением, располагает их чувства и действия в соответствии со Своим повелением, направляет их глаз, их путь и их сердца к Своей любви. Тихие воды, к которым Господь ведет их, покоряются им; на них не только приятно смотреть - они несут с собой прохладу и придают сил, когда люди устали и жаждут. Бог обеспечивает Свой народ не только пищей и отдыхом, но освежает и доставляет удовольствие. Утешения Бога и радость Святого Духа являются теми тихими водами, у которых возлежат святые и делают веселым город нашего Господа. Всевышний ведет Свой народ не к стоячим водам, где собирается грязь и отбросы, не к беспокойному морю, не к быстрым, заворачивающимся потокам, а к тихим, журчащим водам, ибо тихие, но движущиеся воды лучше всего согласуются с теми духами, которые текут к Богу, но делают это тихо. О божественном водительстве, под которым они находятся, мы делаем вывод, исходя из следующей метафоры (ст. 3): «Направляет меня на стези правды; на путь моих обязанностей, где Он наставляет меня Своим словом и направляет совестью и провидением. Все верующие желают, чтобы их водили и хранили на этих путях и чтобы они никогда не сошли с них. И только тех водят к тихим водам утешения, которые ходят путями правды. Путь долга – это воистину приятный путь. Мир – это труд праведности. Но мы не можем идти этими путями, если только Бог не приведет нас к ним и не будет вести по ним.

(3) Они получают хорошую помощь, если что-то беспокоит их: «Он подкрепляет душу мою».

«Он возвращает меня, когда я блуждаю». Ни одно творение не может потеряться быстрее, чем овца, поэтому она склонна к блужданию и неспособна найти путь обратно. Наилучшие святые знают о своей склонности уходить прочь и блуждать, как овца потерянная (Пс 118:176);

они теряют свой путь и сворачивают в сторону, на боковые тропинки. Но когда Бог показывает им их ошибку, дает им покаяние и возвращает опять к своим обязанностям, тогда Он восстанавливает душу; и если бы Господь не поступал так, они бесконечно блуждали бы и погибли. Когда после первого согрешения сердце Давида бичевало его, а после другого был послан Нафан, чтобы сказать ему: «Ты - тот человек», тогда Бог подкрепил его душу. Хотя Господь может допустить, чтобы Его народ согрешил, но Он никогда не позволит ему оставаться во грехе.

«Он исцеляет меня, когда я болен, и подкрепляет, когда я ослаб - и таким образом Он восстанавливает душу, готовую уйти». Он – Господь, наш Бог, который исцеляет (Исх 15:26). Много раз мы уже ослабели бы, если бы не верили; и именно добрый пастырь удержал нас от падения.

2. Здесь обратите внимание на смелость умирающего святого (ст. 4): «Имея такое особое ощущение Божьей милости, проявленной ко мне во все дни жизни моей - в шести бедах и в семи, я никогда не разуверюсь в Нем, даже в самой крайней нужде; ибо все, что Он совершил для меня до сего момента, скорее всего, было сделано не за мои заслуги или достоинства, а ради имени Его, во исполнение Его слова, для совершения Его обетования, для славы Его собственных черт характера и отношения к Своему народу. Поэтому это имя будет моей крепкой башней и оно убедит меня в том, что Тот, Кто вел и питал меня всю мою жизнь, не оставит меня в конце пути». Эти слова подразумевают:

(1) Нависшую опасность: «Если я пойду и долиною смертной тени, то есть если даже я окажусь в смертельной опасности, если проблемы, глубокие, как долина, темные, как тень, и ужасные, как сама смерть, окружат меня», или «хотя я нахожусь во власти смерти, мне вынесен смертельный приговор и на всех мирских основаниях я могу смотреть на себя как на умирающего человека, в то же время я спокоен». Тот, кто находится в болезни, кто стар, имеет повод смотреть на себя как на человека, находящегося в долине смертной тени. Одно слово в этой фразе звучит пугающе: это слово – «смертной», которое мы должны принимать во внимание. Это означает, что на этой войне нет демобилизации. Но даже если мы находимся в отчаянии, есть четыре слова, которые приуменьшают ужас. Безусловно, мы оказываемся перед лицом смерти, но это лишь тень смерти, в ней нет никакого существенного зла; тень змеи не ужалит, а тень меча не убьет.

Это место – долина смерти; конечно, она глубокая, темная и грязная, но долины плодоносны, поэтому и смерть сама по себе приносит много плодов утешения народу Божьему.

Это лишь прогулка по этой долине, легкая, приятная прогулка. Нечестивцы изгоняются из этого мира, и их души востребуются, а святые совершают переход в другой мир так же радостно, как и живут в этом.

Это переход через какое-то место; они не потеряются в этой долине, а благополучно доберутся до гор пряностей, по другую сторону от нее.

(2) Что на полном основании эта опасность станет незначительной, и мы восторжествуем над ней. Смерть – царица ужасов, но не для овец Христа; они трепещут перед ней не больше, чем овца, предназначенная для заклания. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла. Ни один из этих ужасов не потревожит меня». Обратите внимание: чадо Божье может встретиться с посланниками смерти и принять ее повестку со святой уверенностью и спокойствием разума. Младенец может играть над норой, в которой живут гадюки; дитя, отнятое от груди матери, которое благодатью отучено от этого мира, может вложить свою руку в нору василисков, имея святое пренебрежение к смерти, как Павел, воскликнувший: «Смерть! Где твое жало?» И для этой уверенности есть достаточное основание:

Для чада Божьего нет зла в смерти; она не может отлучить нас от любви Божьей и поэтому не может причинить нам реальное зло. Она убивает тело, но не может коснуться души. Что же может быть в ней пугающего, если нет ничего вредоносного?

Святые в момент смерти имеют рядом присутствие Бога, Он находится одесную их, так зачем им беспокоиться? Добрый пастырь будет не только вести, но и сопровождать Своих овец через долину, где они подвергаются опасности стать добычей ненасытных волков. Он не только поведет их, но и утешит, когда они больше всего будут нуждаться в утешении. Его присутствие утешит их: «Ты со мною». Его Слово и Дух утешат их: Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Здесь автор ссылается на посох чабана, через который проходят овцы, когда их пересчитывают (Лев 27:32), или жезл, которым пастухи отгоняют собак, если те разгоняют или тревожат овец. Великое утешение святых заключается в том, что, когда приходит время им умирать, Бог знает о них (Он знает, кто принадлежит Ему), Он накажет врага, поведет их Своим жезлом и поддержит Своим посохом. Евангелие называется жезлом силы Христа (Пс 109:2), и оно содержит достаточно утешений для святых, когда придет время им умирать, а под ними будет находиться вечная мышца.

III. Исходя из добрых даров Божьей щедрости к нему, теперь псалмопевец делает вывод о постоянстве и бесконечности Его милости (ст. 5,6).

Здесь мы можем увидеть,

1. Как высоко он превозносит милостивое соизволение Бога к нему (ст. 5): «Ты приготовил предо мною трапезу; Ты обеспечил меня всем, что способствует жизни и благочестию, всем, что требуется для тела и для души, - для этого времени и для вечности». Таким щедрым Даятелем является Бог для Своего народа; и это побуждает верующих обильно превозносить великую милость Бога, как Давид, который признает, (1) что имеет подходящую пищу, что его стол накрыт, чаша наполнена, есть мясо, чтобы утолить голод, и питье, чтобы утолить жажду.

(2) Что Бог своевременно и заботливо обеспечил его. Его стол не был накрыт тем, что было под рукой, а был приготовлен пред ним.

(3) Что Бог не скупился и не ограничивал себя, а был щедр: «Чаша моя преисполнена, я имею достаточно для себя и для моих друзей»;

(4) что он имел необходимое не только для своих нужд, но и для наслаждения: «Он умастил елеем голову мою». Самуил помазал его на царство, что было залогом дальнейшего благоволения. Но это скорее является примером щедрости, которой Бог благословил его, или является ссылкой на необычные поступки близких друзей, которые помазали его маслом (Лук 7:46). Более того, некоторые думают, что он все еще смотрит на себя как на овцу, а именно на такую овечку, которая была единственной у бедного человека (2Цар 12:3), которая ела от хлеба его, из его чаши пила и на груди у него спала. Не только так превосходно, но и так нежно Бог присматривает за Своими детьми. Он щедро обеспечивает их тела, их души и в этой жизни, и в той, которая придет. Если провидение не награждает таким щедрым образом нашу естественную жизнь, то наша собственная ошибка состоит в том, что духовные благословения для нас не пополняются.

2. С какой уверенностью Давид рассчитывает на Божье благоволение (ст. 6). Он сказал (ст. 1): «Я не буду нуждаться», но здесь он говорит более уверенно и всеобъемлюще: «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей». Его надежда возрастает, а его вера, будучи испытанной, усиливается. Обратите внимание, (1) что он обещает себе: благость и милость; все потоки милости текут от источника прощающей, защищающей, поддерживающей и обеспечивающей милости.

(2) Каким образом она будет передаваться: она будет сопровождать меня, как вода, высеченная из скалы, следовала за израильским лагерем через пустыню; она будет следовать за ним всюду, при всех обстоятельствах, она всегда будет под рукой.

(3) Продолжительность милости: она будет сопровождать меня во все дни жизни моей, до самого последнего дня, ибо кого Бог любит, того будет любить до конца.

(4) Ее постоянство: во все дни жизни моей; это так же верно, как то, что настанет следующий день; она будет обновляться каждое утро (Плач 3:22.23), подобно манне, которую Израиль получал каждый день.

(5) Уверенность в этом: «безусловно»16 . Это так же верно, как и Божье обетование истины, а мы знаем, в кого мы веруем.

(6) Здесь представлена перспектива блаженства в будущем состоянии. Именно так некоторые понимают последнюю фразу: «Благость и милость сопровождали меня во все дни моей земной жизни, а когда она закончится, я переберусь в лучший мир и пребуду в доме Господнем многие дни, в доме своего Отца на небесах, где у Него много обителей. Я доволен тем, что имею, но еще больше доволен тем, что надеюсь иметь». Всем этим и небесами! Тогда мы увидим, что служим доброму Господину.

3. С какой твердостью он принимает решение прилепиться к Богу и своим обязанностям. Мы читаем последнюю фразу как завет Давида с Богом: «…я пребуду в доме Господнем многие дни (пока буду жить), и я буду славить Его, пока буду существовать». Мы должны обитать в Его доме как слуги, желающие, чтобы их уши привели их к дверному косяку, где они могли бы служить Ему во веки. Если милость Бога к нам подобна утренней заре, которая сияет ярче и ярче, пока не настанет день, то пусть наша милость не будет похожа на утреннее облако и росу, которые исчезают. Тот, кто хочет быть насыщен тучностью в доме Божьем, должен тщательно исполнять свои обязанности в нем.

В одной из предыдущих статей я писала о. Уверена, многие из моих дорогих читателей оценили её действие на себе и своей жизни. Сегодня поговорим о доброй надежде и уверенности в своём будущем. Эти бесценные блага дарует нам Псалом 22 .

В любой непонятной ситуации положитесь на высшие силы. В матрице вселенной помимо вариантов, рождённых нашими страхами и неуверенностью, существует плоскость, где у нас всегда все хорошо и всегда все получается наилучшим для нас образом. Чтобы перенестись в эту плоскость из своей, где вам тревожно, непонятно и неуютно, где скользко и страшно, используйте ключ Псалма 22. долина смертной тени

Просто прочитайте вслух или про себя, с листа или по памяти — и вам откроются любые благие двери.

Запомните — в любой ситуации вы находитесь всего в шаге от успеха или неуспеха. Псалом 22 откроет перед вами дверь к благим событиям.

Итак, когда читаем Псалом 22:

#перед любым важным для вас решением, событием, встречей или в любой тревожащей вас ситуации

##перед выходом из дома позволит событиям в вашей жизни разворачиваться наиболее благоприятно для вас и всех окружающих не убоюсь я зла

###когда вы в смятении, депрессии и других минусовых эмоциях

Читать псалом 22 можно как один раз, так и циклами для привнесения в жизнь стабильных долгосрочных изменений. В таком случае выберите для себя срок в 8, 21, 40 или 60 дней и читайте не пропуская ни дня от 7 до 33 раз в день. Желательно совместить с легким постом (исключить мясо). Перед первым прочтением посвятите заслуги своей цели, желанию или, если таковых нет, то здоровью и счастью близких или всех, кто в этом нуждается. смертная тень

Псалом Давида: текст на русском языке

1. Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться
2. на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня,
3. душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего.
4. Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною: жезл Твой и посох Твой – они меня ободрили.
5. Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая.
6. И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!

И желания, и действия наши подвластны Всевышнему, но в то же время – мы свободны в своем выборе. Человек обращается к Священному Писанию, читает Псалом 22, когда созревает для восприятия Бога. Давид по наитию Святого Духа излил на бумагу переживания души, обнажил ее содержание. Мы, водимые тем же Духом, стараемся постичь святое мышление. Примерить на себя одежды, блистающие чистотой.

Рекомендация: Начинающим лучше постигать Писание, переведенное на современный русский. Текст будет понятнее, читать интереснее и проще. Если решите какой-то Псалом учить наизусть (обычно 90 и 26), используйте славянский перевод. Эта форма изложения мелодичнее, живее, точнее, легче запоминается .

Зачем нужны толкования на Псалмы

В зависимости от «объема» благодати, присутствующей в нас, слова 22 Псалма (и любого другого) либо коснутся души, либо не найдут в ней свободного чистого уголка. Читая древние молитвы, нельзя полагаться на собственный ум, измышления сердца, если оно не очищено от страстей. Для этого даны толкования святых отцов, которые обладали единым мнением о предмете. Видели истинную суть слов, заложенную пророком Божьим.

Но даже не зная их, благодать, исходящая от молитвословий, научает, незримо наставляет, исцеляет душу человека. Поэтому читать рекомендуют даже тогда, когда смысл не совсем понятен. Со временем появится желание изучить тему глубже.

Важно: Псалом 22 входит в Последование ко Причащению Крови и Тела Христова. К Таинству готовятся не только физически, но и духовно. Слова песни настраивают человека на нужную «волну». Очищается место для Благодати, подаваемой Богом. Желательно понимать молитву, ведь она способствует обожению причастника .

Как понимать Псалом 22

В Православной церкви принято считать 22 песнь Давида пророчеством о Христе, Который часто сравнивается с Пастырем (пастухом), заботливо оберегающим Свое стадо. Такой образ близок царю, он и сам пас овец в доме своего отца. Псалмопевец восхищается Господом, предложившим Великую Трапезу – Кровь и Тело, которые, как огонь опаляют страсти человеческие, и соединяют нашу природу с Божественной.

Поэтому молитва включена в Последование ко Причащению. Читая 22 Псалом, учимся, как язычники, оценивать благостное отношение к нам Христа, который положил жизнь, за Своих овец. О чем же поведал Давиду Дух пророчества о Сыне Божьем? Что увидит за словами стиха благодарное сердце.


Краткое объяснение:

  • Верующий, принимающий Христа, вверяет себя в Его руки, отдается на Его попечение. Когда так, то человек ни в чем не нуждается, у него все есть, ибо Пастырь знает, что потребно Его овцам.
  • Злачное место – обилие зерна (колосьев), пищи. На таком –голодным не останешься. В Духовном плане – учение Господа, Его церковь, где подается хлеб жизни вечной.
  • Вода покойная – чистая, отстоянная, прозрачная, без примеси мусора. Это образ Крещения, когда посредством Воды и Святого Духа, очищается, исцеляется душа человека от прародительского греха.
  • Не имея Пастыря, стадо не знает куда идет. Он поворачивает их на путь безопасный, чтобы все были целы. Господь – Истина. Идущий Его стезями приближается к Правде, не собьется с дороги, не упадет в пропасть.
  • «Имени ради Своего…» –Давид просит просвещения, так как, христианин своей неправдой или праведностью либо порочит, либо прославляет Христа. Господи, воспитай так, дабы во мне святилось Твое Имя.
  • Сень смертная – кромешная тьма, когда идешь не зная куда, опасаясь нападения врагов. В Духовном понимании: «жезл» Пастуха – это Крест; «палица» – молитва Иисусова. Кто ими пользуется, пройдет безопасно в «темноте» как по этой жизни, так и по смерти. Минует мытарства, имея оружие против бесовских притязаний.
  • «Уготовал еси…» – это проречение Давида о Таинстве Евхаристии. Если с покаянием, верой, смирением, оставив обиды, приступим к Причастию, то враг (бесы) не сможет приблизиться к нам. Также упоминается: «елеом» (елей) – Таинство Миропомазания и Елеосвящения; «главу мою» – перемена мыслей, изменение, ведущее к Небесным обителям. Обоживаемся, становясь способными разуметь тайны Вечной жизни.
  • «И милость…» – Человеколюбец, спасает овец Своих, присматривает, сохраняет, чтобы привести всех в дом Свой, где пребудут вечно.

Примечание: По Арсению Каппадокийскому – наставник Афонского старца Паисия, 22 Псалом читается родителями, которых обижают собственные дети. Господь вразумляет чад, и те меняют отношение к близким, находят взаимопонимание .

Зачем мирянам читать псалмы?

Изложить суть Псалмов простыми словами трудно. Каждая строка содержит в себе множество образов, доступных для понимания людьми, разного уровня знаний. Монахи учат Псалтырь наизусть, пользуются молитвами постоянно, и знают какая Великая Сила в них содержится. Мирянам советуют читать регулярно, так как, всякий день чем-то обогащает душу. Древние стихи:

  • умного сделают мудрым;
  • верного – блаженным (счастливым);
  • плачущего – возвеселят;
  • скорбящего – исцелят от печали;
  • немощного – укрепят;
  • мятежных – успокоят;
  • гневливых – смягчат;
  • враждующих – примирят.

Заключение: Человек находится в стадии совершенствования, развивается, и Псалмы – это некие ступеньки, которые помогают идти в Гору. Каждый раз, читая одни и те же строки, мы поймаем себя на том, что знакомый текст явил новую грань, неведомого до этого знания. У стихов Давида нет дна. Как бы глубоко не проникли в суть словес, всей тайны не постигнем. Таково свойство Святого Духа – Он не имеет границ .

Другое толкования Псалма 22

1. Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Псалом 22 на церковнославянском

1. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит.
2. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.
3. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего.
4. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси, жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.
5. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне, умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.
6. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Псалом 22: Великий Пастырь

Двадцать второй псалом является, возможно, самым любимым из всей существующей поэзии. Поется ли он на величественную мелодию Краймонда или декламируется на занятиях воскресной школы, он сохраняет непреходящее очарование и выражает бессмертные истины. "Благословен тот день", написал один старинный богослов, "когда рожден был 22-й псалом!"

Вряд ли нам удастся улучшить описание Дж. Р. Литлпрауда:

"Секрет счастливой жизни – каждая потребность восполнена. "Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться". Секрет счастливой смерти – всякий страх изжит. "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной". Секрет счастливой вечности – все желания сбылись. "Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни"".

22:1 Несмотря на свою всемирную известность, этот псалом подходит не каждому. Он относится только к тем, кто имеет право сказать: "Господь – Пастырь мой". Верно, что Пастырь добрый умер за всех, но только те, кто действительно и со всей определенностью принял Его верою, являются Его паствой. Его спасительное свершение действительно для всех, но действенно только для тех, кто истинно верует в Него. Поэтому все сводится к притяжательному местоимению мой. Если Он – не мой Пастырь, то этот псалом не имеет ко мне никакого отношения. С другой стороны, если

Он – действительно мой, а я – действительно Его, то Он – все для меня!

22:2 У меня не будет недостатка в пище для души или тела, потому что Он покоит меня на злачных пажитях. Я не буду страдать от жажды или засухи, ведь Он водит меня к водам тихим.

22:3 Я не почувствую упадка сил, потому что Он подкрепляет душу мою.

Я не останусь и без нравственного наставления, так как Он направляет меня на стези правды ради имени Своего.

У нас вызывает улыбку рассказ о юном ученике, который разволновался и сразил публику, когда, декламируя этот псалом, изобрел новую версию слов: "Господь – Пастырь мой; я ни о чем не буду волноваться". Однако он не так уж сильно ошибся. Пусть он неточно запомнил слова, зато передал точный смысл. Если Господь – наш Пастырь, нам действительно не нужно ни о чем беспокоиться!

22:4 И нам не нужно бояться смерти. Даже в долине смертной тени бояться нечего, потому что Пастырь с нами. Жало смерти – это грех, грех неисповеданный и непрощенный. Но Христос лишил смерть ее жала для верующих. Он единожды и навсегда уничтожил наши грехи. Теперь худшее, что может сделать с нами смерть, оказывается лучшим из всего, что может с нами произойти. Таким образом, мы можем провозгласить:

Нет, смерть с могилой, не боюсь я вас,
Долг уничтожен.
На Иисуса был в голгофский скорбный час
Наш грех возложен.
Маргарет Л. Карсон.

Верно то, что у христиан могут быть какие-то опасения относительно тех страданий, которые так часто предшествуют смерти. Как, по рассказам, воскликнул один святой прежних дней, "Я не против, чтобы Господь разрушил мою земную хижину, но я надеюсь, что Он разрушит ее мягко и нежно!"

Верно также то, что время для дарования благодати умирающему обычно приходит не раньше, чем это необходимо в жизни данного человека. И факт остается фактом – для нас смерть лишилась своего ужаса, так как мы знаем, что умереть – означает быть с Христом, что несравненно лучше. "Смерть – приобретение".

Жезл и посох Пастыря успокаивают верующего, защищают и направляют его. При необходимости Он может употребить жезл и для вразумления. Вольшинству овец такое наставление время от времени необходимо.

22:5 Тем временем Пастырь приготовил трапезу для нас в присутствии наших врагов. В эту трапезу входят все духовные благословения, которые Он приобрел для нас Своей драгоценной кровью. Эта трапеза символизирует собой все, что есть нашего во Христе. Несмотря на окружающих нас врагов, мы мирно и покойно вкушаем эти благословения.

Дж. Г. Джоуэтт приводит пример: "Восточное гостеприимство гарантирует безопасность гостя. "Все священные законы гостеприимства ограждают его от причинения вреда. Его вводят в дом, ставят перед ним еду, а его нерасторопные преследователи тем временем хмуро стоят у двери"".

Пастырь также умащает нам голову елеем. Пастухи, заботясь об овцах, смазывают у них на голове елеем колтуны и ссадины. Для священника помазание елеем означает освящение его на служение. Для царя помазание происходит при коронации. Каждый верующий получает помазание Святым Духом в тот момент, когда принимает Спасителя. Этим помазанием обеспечивается для него учительное служение Бога Духа Святого.

Когда мы задумываемся обо всем изобилии благодати, которую мы обретаем в Иисусе Христе, нас пронзает благодарное понимание: "Чаша моя преисполнена!"

Любовь Его безмерна,
Бесконечна благодать,
Пределов Его власти
Никогда нам не узнать
И благодати во Христе
Вовек не исчерпать.
Анни Джонсон Флинт.

22:6 И наконец, нас ждет секрет счастья в вечности. Божии благость и милость сопровождают нас во все дни жизни нашей, и в конце концов мы оказываемся в доме Отца, нашей вечной обители. Думая обо всем этом, мы не можем не согласиться с Гаем Кингом, который сказал: "какие же мы счастливые нищие!"