Красота

Гласные буквы в русском языке. Гласные и согласные буквы и звуки одушевлённые сущ

Петрова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шолоховская гимназия, станица Вёшенская"
Населённый пункт: Станица Вёшенская Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?
Дата публикации: 21.11.2016
Раздел: начальное образование

1 Методическая разработка урока литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Урок литературного чтения. (обучение грамоте) 1 класс Тема урока: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы? ТЦУ: знакомство с буквой Ёё, развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на письме; развитие фонематического слуха, устной речи, интереса к чтению, орфографической зоркости, расширение активного, пассивного, потенциального словаря детей, используя правильные начертания букв, воспитание любви к родному краю, к родной природе. Оборудование:  компьютер, доска starBoard;  музыкальное оформление (песенка про Мамонтенка)  мультфильм « Мама для мамонтёнка»  карточки с буквами Ее,Ёё  рисунки детей  Р.Н.Бунеев.Азбука Программное обеспечение: Презентация: «Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?» Ход урока Слайд 1. Организационный момент. Слайд 2. Создание ситуации успеха -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с Ёжиком и познакомимся с удивительным миром букв. Слайд 3. Девиз урока: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Слайд 4. Актуализация знаний. -Какие гласные буквы служат для обозначения твердости согласных?(а, о, у, ы) -Какие гласные буквы из изученных служат для обозначения мягкости согласных? (и, е.) -В чем хитрость буквы е? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. Слайд 5. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. 1
2 Отгадайте загадку: Ну и платье: Сплошь иголки Его носят вечно… ……………….ёлки. -Какой звук мы слышим вначале слова елки? [й’ о] -Звуки [й’ о] на письме обозначаются буквой Ёё. Слайд 6. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. -Что больше всего на свете любит медведь? Мёд -Какие звуки мы слышим в этом слове? [м’ о т] -Дайте характеристику каждому звуку. Звук [м’] - согласный, звонкий, мягкий. Звук [о] - гласный? ударный. Звук [т] - согласный, глухой, твердый. Слайд 7. Знакомство с буквой Ё. -Объясни наряд буквы Ё. Звук [о] на письме обозначается буквой ё и показывает мягкость предшествующего согласного. Нарядите букву-человечка и объясните. Работа с учебником (стр.105) 1.-Как вы думаете, почему гласные е и ё дружат и стоят вместе, взявшись за руки? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’ э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. 2. Чтение слов и слогов с буквой ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё. - Сравните первые звуки (нос - нес [н] - [н’]) - Какие звуки вы слышите после этих согласных звуков? [о] - Почему разные гласные буквы в этих словах? (Буква ё обозначает после согласных звук [о] и показывает, что этот согласный мягкий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный твердый) - Прочитайте слова следующего столбика про себя, поставьте в словах ударение. - На что обратили внимание? (На букву ё падает ударение) - Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где есть эта буква, мы не будем ставить. 3. Сейчас я прочитаю вам сказку « Почему Ё всегда ударная» 2
3 Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву- букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. - Так почему же буква Ё всегда ударная? Слайд 8. Игра. Моя вообразилия. На что похожи буквы е и ё? Е и Ё –родные сестры, Различать сестер не просто, Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. Слайд 9. Работа со скороговорками. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, так как скороговорки развивают органы речи, развивают активную артикуляцию и четкую дикцию. -Какие скороговорки вы знаете? Три сороки – тараторки тараторили на горке. Страшна пушка у опушки. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешен. Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке. Расскажите про покупки, про какие про покупки, Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Собирала Маргарита маргаритки на горе. -Мы познакомимся с новой скороговоркой. Проворонила ворона воронёнка. Прочитайте. -Как вы понимаете эту скороговорку? -Что вы заметили? (Все эти три слова в скороговорке – однокоренные слова.) -Давайте произнесем ее сначала медленно, затем умеренно быстро, а потом быстро. Работа в парах. - Кто хочет выступить перед классом? Слайд 10. Игра. Что вы знаете об этих буквах? ё ш р Составьте слово. (ёрш) - Что обозначает это слово? (Это рыба) Слайд 11. Ёрш.(текст) Река Дон богата рыбой. В Дону водятся и ерши. Ерш- это последняя рыба, о которой мечтает рыбак, отправляясь на рыбалку. И напрасно. Ерш придает ухе и пикантный вкус и нежный аромат (ерша для приготовления от чешуи и слизи не очищают, так как именно в ней кроется секрет ароматности этой рыбы). --Как ласково назвать эту рыбу?(Ёршик). Какое другое лексическое значение имеет это слово? 3
4 Слайд 12. Ёршик.Растение. Ёршик– это растение, которое можно встретить на побережье Черного моря. Слайд 13. Ёршик. Ёршик- это предмет, которым моют бутылки и посуду. Слайд 14. Многозначность слов. Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. Слайд 15. Корень слова. ёрш ёршик ершистый -Прочитайте, что вы заметили? (Корень) ёрш ёршик ёршистый -А что такое корень?(Одинаковая часть родственных слов.) -А какие орфограммы вы заметили в этих словах? (ШИ пиши с буквой и.) Работа с учебником. (стр.106) -Прочитайте слова и объясните, а эти слова считаются родственными? -Как вы понимаете слово детеныш? Слайд 16. ИГРА: «Угадай детеныша» -Я называю взрослое животное, а вы называете его детеныша. слон- слонёнок корова-телёнок кит-китёнок кот-котёнок мамонт-мамонтёнок -Прочитайте слова, обозначающие детенышей животных. Слайд 17. Суффикс. -Что придает этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-) -Кто такой мамонтенок? (Мамонтёнок- детёныш мамонта) Слайд 18. Физминутка (музыкальная) -На какого современного животного похож мамонт? -Чем отличается? -Представьте себе, что мы сейчас перенеслись на северный полюс, холодно, зябко. Давайте потрём наши ручки, носик, щечки, ушки, попрыгаем на одной ножке, потом на другой. Согрелись? -А теперь давайте присядем на снежок и посмотрим и споем песенку про мамонтенка и посмотрим отрывок из мультфильма. -Понравился вам герой этого мультфильма? -А чем он вам понравился? Так полюбился этот герой детям, они стали его рисовать и посылать в Интернет свои рисунки. 4
5 Слайд 19. Выставка детских рисунков. Слайд 20. 1.Словарная работа Кайнозойская эра-эра в геологической истории Земли протяженностью в 65,5 миллионов лет. Первобытные люди-люди, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Огромное грациозное животное- большое, красивое животное. Каменные пещеры- первые жилища первобытных людей. Наскальные рисунки- рисунки на стенах каменных пещер. Интернет-международная (всемирная) компьютерная сеть. Якутия-Дальневосточный федеральный округ (один из самых больших регионов страны). 2.Прогнозирование содержания текста. -Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, о ком этот текст? Слайд 21.Текст. С.Самсонова. Мамонты. Мамонты жили в кайнозойскую эру, когда появился первобытный человек. Первобытным людям нравилось это огромное грациозное животное и они рисовали его на стенах в каменных пещерах. Вот один из наскальных рисунков, взятых из Интернета. Слайд 22. Работа над текстом. С.Самсонова «Мамонты» 1. Прочитайте текст про себя. 2. Подумайте, о ком этот текст? 3. Что вы узнали нового о мамонтах? 4. Прочитайте текст вслух. 5. Найдите слова с буквами е и ё. Слайд 23.Итог урока. Мы путешествовали вместе с Мышонком, как вы думаете чему он научился. -С какой буквой мы познакомились? -Почему эта буква хитрая? -Приведите примеры. Слайд 24. Спасибо за урок. 5

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Один из наиболее сложных для школьников и студентов разделов в русском языке - фонетика. Довольно часто учащиеся допускают ошибки при слов, характеристике тех или иных звуков, фонем. Но во многом знание фонетики - залог грамотной и культурной речи. Поэтому немало внимания следует уделить такому вопросу, как звуки. Сегодня нас интересуют Буквы, которые они обозначают, также будут рассмотрены в нашей статье. Не обойдем мы вниманием и общие характеристики звуковой системы нашего языка.

Звуки или буквы?

Для начала разберемся с тем, что же именно мы будет описывать в данной статье. Стоит отметить, что многие люди считают, что в русском языке существуют согласные и гласные буквы. Многие готовы даже поспорить и будут с пеной у рта отстаивать свою правоту. Но так ли это?

На самом деле, в русском языке такой классификации поддаются лишь звуки. Буквы же служат лишь графическим обозначением той или иной фонемы или даже сочетания фонем, а также указывают на особенность произношения того или иного звука. Поэтому нельзя говорить, что буквы бывают гласными или согласными, ударными или безударными.

Общие сведения

Перейдем непосредственно к характеристике гласных фонем. В русском языке насчитывается шесть гласных звуков, которые в свою очередь обозначаются десятью «гласными буквами». При образовании данных звуков из полости рта вырывается струя воздуха, которая не встречает при этом препятствий на своем пути. Таким образом, гласные звуки состоят только из голоса. В отличие от согласных, их можно протянуть или пропеть. К этим звукам относятся: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные имеют следующие основные характеристики: ряд, поднятие, ударная или безударная позиция. Кроме того, можно выделить такую специфическую характеристику, как лабиализация.

Стоит также отметить, что именно гласные звуки служат слогообразующими. Вспомните, как в начальной школе детей учат определять слоги в слове, подсчитывая гласные «буквы».

Звук - это наименьшая части речи, которая служит не только материалом для образования слов, но и помогает различать слова со схожим звуковым составом (например, «лис» и «лес» отличаются лишь одним гласным). Изучает гласные и такая наука, как фонетика.

Давайте теперь разберем каждую из упомянутых характеристик.

Ударность и безударность

Также стоит отметить, что безударные гласные звучат менее четко и могут выступать в качестве другой фонемы при транскрибировании. Так, безударная гласная «о» может звучать как «а», а «и» звучать в речевом потоке как «е», кроме того, иногда гласный звук может и вовсе пропадать. При этом транскрипция будет отличаться от обычной записи слова.

К примеру, слово "молоко" в может выглядеть так:

1. [малак`о] - транскрипция в рамках школьной программы.

2. [мълак`о] - такая транскрипция зачастую используется в высших учебных заведениях на филологических факультетах. Знак «ъ» означает, что звук «а» произносит очень коротко, практически выпадает из слова при произношении.

Отметим, что одной из сложностей русского языка выступают именно безударные гласные. Буквы, обозначающие их на письме, не всегда сходны со слышимым звуком, что порождает массу ошибок. Если вы сомневаетесь в правильности написания того или иного слова, воспользуйтесь орфографическим словарем или проверьте написание слова при помощи известных вам правил.

Лабиализация

В русском языке есть так называемые лабиализованные звуки - «о» и «у». В некоторых пособиях их могут называть также огубленными. Их особенность заключается в том, что при их произношении участвуют губы, вытягиваясь вперед. Остальные гласные звуки русского языка этой особенностью не обладают.

Буквы, обозначающие гласные звуки, которые имеют данный признак, в транскрипции записываются точно так же, как и обычные звуки.

Ряд

В русском языке по положению языка во рту при произношении звука выделяют три ряда: передний, средний и задний.

Если основная часть языка при произнесении звука находится в задней части ротовой полости - то он (звук) относится к заднему ряду. Передний ряд характеризуется тем, что при произношении гласных, относящихся к нему, основная часть языка находится в передней части. В том случае, если при произношении язык занимает промежуточное положение, звук относится к гласным среднего ряда.

К какому же ряду относятся те или иные звуки в русском языке?

[о], [у] - задний ряд;

[а], [ы] - средний;

[и], [е] - передний.

Как видите, эти характеристики довольно простые, главное - запомнить их. Учитывая, что в русском языке не так много гласных звуков, заучить данную классификацию не составит особого труда.

Поднятие

Также есть еще одна характеристика гласных звуков по положению языка во время произношения. Тут, так же, как и при классификации по ряду, выделяют три вида звуков: низкого, среднего и высокого поднятия.

Данная характеристика учитывает положение языка по отношению к нёбу. Если при произношении язык находится в максимальной близости к нему, то звук относится к гласным верхнего поднятия, если же находится в максимально удаленной позиции от нёба, то нижнего. В случае если язык находится в промежуточном положении, он относится к гласным звукам среднего поднятия.

Определим, к какому поднятию относятся гласные русского языка:

[а] - нижнее;

[э], [о] - среднее;

[и], [ы], [у] - верхнее.

Эту характеристику и классификацию также можно довольно легко запомнить.

Соответствие звуков и букв

Как уже говорилось, гласных звуков всего шесть, но на письме они обозначаются десятью буквами. Давайте обсудим, какие буквы гласных звуков существуют в русском языке.

Звук [а] могут передавать следующие литеры: «а», «я» (фонетически [йа]). Касательно фонемы [о], то на письме она обозначается как «о» и «ё» (фонетически [йо]) . Лабиализованный [у] также могут передавать две буквы «у» и «ю» (фонетически [йу]). То же самое можно сказать и о звуке [э]: он может обозначаться буквами «э» и «е» (фонетически [йэ]).

Остальные два звука [и] и [ы] обозначаются всего одной литерой - «и» и «ы» соответственно. Вот и все так называемые гласные буквы: а, о, у, я, ё, ю, э, е, и, ы.

Порядок транскрибирования

Многим школьникам, да и студентам университетов тоже, приходится сталкиваться с таким заданием, как транскрибирование слов. Рассмотрим алгоритм, сделав упор на характеристику гласных звуков.

Порядок выполнения заданий данного типа таков:

1. Записываем слово том виде, в котором оно вам дано.

3. Делим слово на слоги. В этом нам могут все те же гласные звуки.

4. Записываем фонетическую транскрипцию слова, учитывая при этом позицию как гласных, так и согласных звуков в слове, их варианты (к примеру, в безударной позиции [о] может звучать как [а]).

5. Записываем в столбик все буквы.

6. Определяем, какой звук или счетание звуков обозначает та или иная буква, и записываем эти данные в столбик напротив.

7. Описываем характеристики звука. Тут мы не будем останавливаться на характеристике согласных звуков, отановимся лишь на гласных. В школьной традиции указывается лишь позиция звука относительно ударения (ударная или безударная). В университетах на филологических факультетах дополнительно указывается ряд и поднятие, а также наличие лабиализации звука.

8. Последний шаг - подсчет количества букв и звуков в анализированном слове.

Как видите, ничего сложного. Если вы сомневаетесь в транскрипции, ее всегда можно проверить с помощью орфоэпического словаря.

Выводы

В русском языке насчитывается шесть звуков, которым на письме соответствуют десять букв алфавита. Данные звуки, как и другие фонемы, являются теми кирпичиками, из которых строятся лексические единицы. Именно благодаря звукам мы различаем слова, ведь изменение даже одного звука может полностью изменить их смысл и превратить в совершенно другие лексемы.

Итак, мы узнали, какие «буквы» гласные: ударные и безударные, лабиализованные. Выяснили, что каждый гласный имеет такие характеристики, как ряд и поднятие, научились делать фонетическую транскрипцию. Кроме того, выяснили, какая наука изучает гласные звуки.

Надеемся, данный материал будет полезен не только школьникам, но и студентам филологических факультетов.

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.

Картинка 9 из презентации «Ударные и безударные гласные» к урокам русского языка на тему «Безударные гласные»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Ударные и безударные гласные.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 63 КБ.

Скачать презентацию

Безударные гласные

«Гласные и согласные» - Этимология. Программа Н.Ф.Виноградовой «21 век». Как назвать одним словом? Словарная работа. А, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. Поставьте вопрос к слову ПОРТФЕЛЬ. Назовите согласные звуки. Что такое портфель? Назовите в слове гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете? Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

5. «Правила ослика». 1. Чередование гласных корне. Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И». 2. Чередование гласных в корне. 4. 3. мер/мирА.

«Гласные звуки» - Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? У а л г у а е т м н ё ы з в з д. Опыт №1. Фонема – звук. Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Ход урока. Работа с теоретическим материалом учебника. Демонстрация опытов - Давайте проверим, как рождаются звуки. 2. На доске записано в два столбика.

«Ударные и безударные гласные» - Спишите, изменяя слова по образцу. Ударные и безударные гласные звуки. С Е торопят, если знают, Что недолго уж до срока. Выполнила Горбунова Р.Г. учитель начальных классов. Цели. Подберите проверочные слова. Правило. Что? Припишите проверочные слова. Какой? Килограмм яблок. Шарады. Спишите четыре нужных слова.

«Гласные и согласные буквы» - Т.В. Черепанова, учитель МОУ ООШ № 21, г. Оленегорск. Гласные и согласные буквы. Р. Дорогие ребята! А. Ю. Ф. Ш. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Урок Безударные гласные» - Тема повторения: Правописание безударных гласных в корне слова. Тема: Беглые гласные в корне слова. Наблюдение, выводы; Сопоставление своих выводов с выводами в учебнике. Объяснение пропущенных орфограмм (упр. № 85). Какое задание было самым трудным, интересным? Пень - пни. Работа с правилом на стр. 123.

Всего в теме 16 презентаций

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы