Отпуск

Идеал женской красоты на картинах известных художников. Идеал женской красоты в разные эпохи Женщина в эпоху возрождения

Так как эпоха Возрождения основывалась на развитии мировой торговли и послужила началом Великих географических открытий, то она вырвала человека из потустороннего мира, которому он до сих пор принадлежал, и сделала его господином самого себя. В качестве покупателя или продавца каждый сделался для нее ценным предметом интереса.

Эпоха Возрождения и провозгласила в конечном счете идеальным типом человека чувственного, того, кто лучше всякого другого в состоянии вызвать у другого пола любовь, притом в строго животном смысле, следовательно, сильное половое чувство.

В этом смысле целесообразная красота и восторжествовала, и притом чрезвычайно ярко, в эпоху Возрождения, так как она была эпохой революционной. После падения античного мира теперь красота праздновала свои высочайшие триумфы. Мужчина считается совершенным, т. е. красивым, если в нем развиты признаки, которые характеризуют его половую активность: сила и энергия. Женщина объявляется красивой, если ее тело обладает всеми данными, необходимыми для выполнения предназначенного ей материнства. Прежде всего грудью, питательным источником жизни. Грудь получает все больше значения, чем дальше развивается Ренессанс. В противоположность Средним векам, предпочитавшим женщин с узкими бедрами и стройным станом, предпочтение теперь отдавалось широким бедрам, крепкой талии, толстым ягодицам.

Женские моды. XVI в.

В женщине любили пышные формы, что не вязалось с миловидностью и грациозностью. Женщина должна была быть в одном лице Юноной и Венерой. Женщина, корсаж которой предвещает роскошную плоть, ценится выше всего. Вот почему уже девушка щеголяет своей пышной грудью. Величественно сложенная женщина заслуживает глубочайшего преклонения. Она должна быть высокого импозантного роста, должна обладать пышной, прекрасной грудью, широкими бедрами, крепкими ягодицами, полными ногами и руками, «способными задушить гиганта». Таковы женщины Рубенса, созданные им для бессмертной жизни в лице трех Граций. Созерцание таких женщин доставляет высочайшую радость, ибо обладание ими сулит мужчине глубочайшее наслаждение.

Женской красоте посвящены самые обстоятельные, детальные и многочисленные описания. И это понятно. Не только потому, что творческая тенденция есть результат мужской активности, чаще встречаются конструкции женской красоты, созданные мужчиной, чем идеалы мужской красоты, созданные женщиной, а главным образом потому, что мужчина в принципе агрессивное, а женщина - пассивное начало. Правда, женщина тоже добивается любви мужчины, и даже в еще более сосредоточенной форме, чем мужчина добивается женской любви, но она никогда не делает этого ясно и отчетливо, как мужчина. Мужчина облекает поэтому свои требования относительно физической красоты женщины в самые ясные и точные описания. Тридцатью шестью достоинствами - по другим оценкам только восемнадцатью, двадцатью тремя или двадцатью семью - «должна обладать женщина, если хочет прослыть красавицей и быть желанной». Эти отдельные красоты обозначаются или формой, или цветом и т. д. Чтобы придать этому идеалу еще более осязательные, конкретные очертания, указывали обыкновенно на женщин определенных стран и городов. Уроженки Кёльна славятся своими красивыми руками, уроженки Брабанта - красивыми спинами, француженки - красиво выпуклыми животами, венки - пышной грудью, уроженки Швабии - красивыми ягодицами, баварки - красотою самых интимных частей женского тела. Люди Ренессанса ничего не хотели забыть и отличались большей точностью, а восходящие классы к тому же никогда не отличаются лицемерной стыдливостью. Порой не ограничивались даже этими данными, вдаваясь в еще более интимное описание. Женщина, желающая прослыть красавицей, должна обладать не одним каким-нибудь из этих достоинств, а всеми вместе.

Костюм голландской проститутки. XVII в.

Этот кодекс красоты был повсюду облечен в форму стихотворных афоризмов и дошел до нас в целом ряде вариантов, притом иногда с иллюстрациями. Достаточно привести один пример.

Очень распространенная свадебная песня перечисляет «тридцать пять достоинств красивой девушки» следующим образом: «Три должны быть белыми, три - черными, три - красными, три - длинными, три - короткими, три - толстыми, три - большими, три - маленькими, три - узкими, а в общем женщина должна быть высокого роста и полного сложения, должна иметь голову, как уроженка Праги, ноги - как уроженка Рейна, грудь - как венка, живот - как француженка, спину - как уроженка Брабанта, руки - как жительница Кёльна».

Никогда в живописи не изображали с таким горячим упоением красоту груди, как в эпоху Ренессанса. Ее идеализированное изображение - один из неисчерпаемых артистических мотивов эпохи. Для нее женская грудь - самое удивительное чудо красоты, и потому художники рисуют и рисуют ее изо дня в день, чтобы увековечить. Какой бы эпизод из жизни женщины ни изоб­ражал художник, он всегда найдет случай вплести но­вую строфу в гимн, раздающийся в честь ее груди.

Так как в мужчине и женщине видели всегда толь­ко пол, то в связи с презрением к старости мы замечаем у обоих полов страстное желание «снова помолодеть», особенно у женщины, так как ее расцвет менее продол­жителен, а следы старости выступают наружу быстрее и виднее. Этим страшно затруднялась ее социальная позиция в борьбе за мужчину, так как других средств борьбы, кроме красивого тела, у нее в большинстве слу­чаев не было. Оно ее главный капитал, ее ставка. Отсю­да ее страстное желание остаться как можно дольше молодой. Из этой понятной тоски выросла в значительной степени идея об источнике молодости, представляющая в XV и XVI вв. такой распространенный мотив.

Похищение сабинянок. Идеал мужской и женской красоты. Итальянская гравюра. XVII в.

Утренний туалет молодой женщины. XVI в.

Само собой понятно, что и «наука» спешила предлагать десятки средств тем, кто хотел помолодеть. Шарлатаны, цыгане, старухи продают их легковерным людям на улицах и ярмарках, отчасти тайно, отчасти открыто. Эта тема также часто затронута в масленичных пьесах.

Не менее яркое доказательство в пользу основной чувственной тенденции Ренессанса - его отношение к наготе.

Известно, что тогда во всех странах к наготе относились довольно просто. Даже еще в XVI в. на сон грядущий совершенно раздевались, спали голыми. И притом оба пола всех возрастов; обыкновенно муж, жена, дети и слуги спали в общей комнате, не разделенные даже перегородками. Таков был обычай не только в крестьянстве и в низах, но и среди высшего бюргерства и аристократии. Даже перед гостем не стеснялись, и он спал обыкновенно в общей спальне с семьей. Жена ложится спать без платья в присутствии гостя, которого видела первый раз в жизни. Требования стыдливости считались исполненными, если она делала это «целомудренно». Если гость отказывался раздеться, то его отказ возбуждал недоумение. Как долго продолжался этот обычай, видно из одного документа, относящегося к 1587 г., в котором обычай этот порицается, следовательно, еще существовал.

Красивое тело выставлялось, однако, напоказ не только путем идеализирующего и преувеличивающего искусства, возносящего предметы над миром действительности, нет, в этом отношении шли гораздо дальше, смело щеголяя наготой перед всем миром - на улице, где ее окружали и ощупывали глазами десятки тысяч любопытных. Существовал обычай встречи перед городскими стенами навещавшего город князя совершенно обнаженными прекрасными женщинами. История зарегистрировала целый ряд таких встреч: например, въезд Людовика XI в Париж в 1461 г., Карла Смелого в Лилль в 1468 г., Карла V в Антверпен в 1520 г. О последнем событии мы имеем более подробные сведения благодаря Дюреру, который присутствовал при нем и признавался, что он с особенным интересом разглядывал обнаженных красавиц.

О въезде Людовика XI в Париж сообщается следующее. У фонтана дю Пансо стояли дикие мужчины и женщины, сражавшиеся друг с другом, а возле них три обнаженные прекрасные девушки, изображавшие сирен, обладавшие такой чудной грудью и такими прекрасными формами, что невозможно было наглядеться.

Необходимо коснуться еще одной особенности частной жизни, служащей не менее классическим доказательством свойственного Ренессансу культа физической красоты и относящейся к затронутому до сих пор кругу идей. Мы имеем в виду описание и прославление интимной телесной красоты возлюбленной или жены мужем или любовником в беседе с друзьями, их готовность дать другу даже случай воочию убедиться в этой хваленой красоте. Это одна из излюбленных разговорных тем эпохи.

Сеньор Брантом сообщает: «Я знал нескольких сеньоров, которые хвалили своих жен перед своими друзьями и подробнейшим образом описывали им все их прелести».

Один расхваливает цвет кожи жены, похожей на слоновую кость, с розовым налетом, как у персика, на ощупь мягкую, как шелк или бархат, другой - пышность ее форм, упругость ее грудей, похожих на «большие яблоки с грациозными остриями» или на «хорошенькие шарики с розовыми ягодами», твердые, как мрамор, тогда как ее бедра - «полушария, сулящие высшее блаженство». Другие хвастают «словно выточенными белыми ногами» жен, подобными «горделивым колоннам, увенчанным красивым фронтоном». Не забывают при этом даже и самых интимных подробностей...

О духовных качествах супруги или женщины говорят разве под самый конец. Главную роль играет красивое тело, которое описывается с ног до головы и обратно. Описание нередко подкрепляется доказательством. Другу предоставляется возможность подглядеть жену во время купанья или туалета, или еще охотнее его приводят в спальню, где спящая жена, не подозревая, что она имеет посторонних свидетелей, предоставляет его взорам всю свою наготу. Порой даже сам муж откидывает скрывающие ее покровы, так что все ее прелести обнажаются перед взором любопытных. Телесная красота жены демонстративно выставляется напоказ, как клад или сокровище, которые должны возбудить зависть, и сомнению здесь не должно быть места. Вместе с тем обладатель этих сокровищ хвастает ими, чтобы подчеркнуть, что он их собственник. Он делает это не тайно, и жена должна то и дело мириться с тем, что муж подведет к ее ложу своих друзей, даже в том случае, когда она спит, и что он сорвет с нее одеяло, отчасти скрывающее ее тело от взоров.

Эпоха Ренессанса отличалась не только чувственностью. Так как речь идет о победе восходящего класса, то она не знала ни лицемерной стыдливости, ни страха, а смело и безбоязненно доводила все свои намерения до крайнего предела. Эта прямолинейность, в свою очередь, приводила к тем особенностям, благодаря которым моды Ренессанса кажутся нам подчас такими чудовищными, причем эти особенности характеризуют одинаково как мужские, так и женские моды. «Я превосходнейшим образом создан для любви», - говорил мужчина женщине при помощи своего костюма. «Я достойный предмет твоей силы», - отвечала она ему не менее ясно при помощи своей одежды. А как предложение, так и ответ отличались в эпоху Ренессанса одинаковой смелостью. Начнем с женской моды.

Проблема эротического воздействия разрешалась здесь, как уже сказано, смелым обнажением груди. Ренессанс придерживался того взгляда, что «обнаженная женщина красивее одетой в пурпур». Так как нельзя было всегда быть обнаженной, то показывали по крайней мере как можно больше ту часть, которая всегда считалась высшей красотой женщины и всегда поэтому обнаруживалась при помощи моды, а именно грудь. Обнажение груди не только не считалось пороком, а, напротив, было частью всеобщего культа красоты, так как служило выражением чувственных порывов эпохи. Все женщины, одаренные красивой грудью, более или менее декольтировали ее. Даже немолодые уже дамы стремились как можно дольше вызывать иллюзии полной и пышной груди. Чем более одарена была женщина от природы в этом отношении, тем более расточительной была она. В отличие от других эпох, в период Ренессанса женщины декольтировались не только в бальной зале, но и дома, на улице и даже в церкви. Особенно щедры в этом отношении были они в праздничные дни. Эпоха Ренессанса ясно показывает, что не климат, а общественное бытие определяет моды, что климат создает во всяком случае только количественные, а не качественные отличия, в том смысле, что, например, более жаркие страны предпочитают более легкие ткани. Так как на севере действовали те же экономические причины, как и на юге, то северянки декольтировались так же сильно, как и южанки. Фламандка и швейцарка обнажали свою грудь не менее, чем француженка, венецианка и римлянка.

Чтобы лучше обратить внимание на красоту груди, на ее наиболее ценные достоинства - упругость и пышность, - женщины порой украшали ореолы алмазными кольцами и шапочками и обе груди соединялись золотыми цепочками, отягченными крестами и драгоценностями. Екатерина Медичи придумала для своих придворных дам моду, обращавшую на грудь внимание тем, что в верхней части платья справа и слева были сделаны два круглых выреза, обнаруживавших обнаженные груди, или тем, что груди искусственно воспроизводились внешним образом. Аналогичная мода, в силу которой обнаруживались только грудь и лицо, царила и в других местах. Там, где обычай требовал, чтобы благородные дамы переходили улицу только под шалью или в маске, как в Венеции, они, правда, скрывали лицо, но зато тем щедрее выставляли напоказ грудь.

Какой бы откровенности и смелости ни достигала женская мода в обнажении груди, ей ни в чем не уступала в этом та особенность мужской моды, которая отличает Ренессанс от всяких других эпох. Здесь речь идет о том, что немцы называют Latz, а французы braquette. Эта подробность придает мужской моде Возрождения в наших глазах поистине чудовищный характер...

Чувственному характеру эпохи Ренессанса как нельзя более отвечала та черта, что как женщина, так и мужчина открыто обнаруживали то, чему их век придавал наибольшую ценность. Никто не находил странным, что мужчина и женщина такими грубоватыми средствами действовали один на чувства другого. Мужчины и женщины вовсе не оставались равнодушными к этим возбудителям, а приводились ими в постоянное волнение. Литература Ренессанса богата доказательствами того, что чувства мужчины воспламенялись глубоко обнаженной грудью женщины, что эта часть тела всегда прежде всего увлекает и соблазняет его.

Женская красота на протяжении всей человеческой истории была чуть ли не одним из самых сильных источников вдохновения для людей искусства. Однако, даже общепризнанные и растиражированные эталоны красоты при непредвзятом подходе вряд ли восхитят многих наших современников. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы - чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды...

Так какими же были каноны красоты в разные периоды развития нашего общества?

Собственно, первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их "палеолитическим Венерами" . Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти "Венеры" по нашим меркам крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато первобытный художник богато наделил фигурки гипертрофированными женскими признаками - обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Однако, вряд ли эти фигурки были канонами красоты. При изготовлении "Венер" художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому "сосуду" для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие "плодородные" женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене.

Исходя из более поздних наскальных изображений, первобытные женщины были стройны, мускулисты и мало чем отличались от мужчин.

Красавицы Египта и Крита

Разглядывая древнеегипетские изображения, нетрудно заметить, что нагота в те времена не воспринималась в Египте как нечто предосудительное. Одежды египтянок - тонкие и полупрозрачные, практически не скрывающие линий тела, а танцовщицы обычно вообще выступали "топлесс".

Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Чтобы придать глазам блеск и расширить зрачки, в них капали сок беладонны, так называемую "сонную одурь".

Идеальной формой глаз считалась миндалевидная - ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры "О лекарствах для лица".

Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу один парик нередко одевался на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть "поскромнее").

Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали "модный" светло-желтый оттенок.

Одежды были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась.

Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде. В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.

Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили "Парижанкой").

Античный образец

Вот, например, "модельные" параметры Афродиты Книдской, исполненной знаменитым Праксителем: рост -164 см, грудь - 86, талия - 69, бедра - 93.

По статуям можно составить представление об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

Греческие каноны красоты перешли к римлянам с некоторыми поправками. Идеальной римлянке предписывалось быть статной, дородной, уж ни в коем случае не худой. Однако полнота требовалась отнюдь не рыхлая, фигура должна была сохранять грациозность и стройность. Для римлянок, скелет которых был генетически тоньше, чем у гречанок, выполнить это условие было нелегко. Они активно занимались физическими упражнениями, а также туго бинтовали грудь и бедра.

Желание стать блондинками перешло от греков к римлянам вместе с остальными канонами красоты. Именно светлые, русые, рыжие волосы особенно ценились в Древнем Риме. Проститутки же были просто обязаны иметь желтый или белый цвет волос.

Кожу римлянки тоже отбеливали, и тоже довольно опасным способом - свинцовыми белилами, что нередко приводило к отравлению. Были и другие, менее опасные "рецепты": например, крем из хлебного мякиша и молока, мыло из козьего жира и пепла букового дерева. А римскую императрицу Поппею во всех поездках сопровождал караван из пятисот ослиц, в молоке которых она ежедневно купалась.

Женщины Китая и Японии

Кажется, нигде красота не была столь искусственной, как в странах Дальнего Востока. Недаром один китайский мудрец писал: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит свое лицо".

И действительно, лица китайских и японских женщин обильно гримировались: на лицо накладывался такой большой слой белил, что оно напоминало маску из фарфора. По канону лицо красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее. Лоб должен быть как можно выше, для чего волосы на лбу сбривались, а сам лоб по краю волос обводился тушью. В результате получался желанный удлиненный овал. Японки сбривали даже брови, а вместо них как можно выше рисовали короткие толстые черточки.

Рот должен выглядеть маленьким (губы "бантиком"). Показывать зубы всегда считалось дурным тоном, поэтому китаянки до сих пор смеясь прикрывают рот ладошкой. Японки же многие века с 12-14 лет чернили зубы.

Кстати, кимоно было настолько хитро завязано, что раздевание женщины-"куколки" само по себе становилось искусством. Японец испытывал от этого ритуала не меньшее удовольствие, чем от самого сексуального контакта. Кстати, к наготе японцы относились совершенно спокойно и не придавали ей особого эротического контекста.

Знойная женщина Востока

Представление о женской красоте у европеоидных народов Азии (будь-то арабы, или индийцы) весьма схожи. Это должна быть "жгучая" восточная красота Шахерезады из "1000 и одной ночи": большие черные глаза с влажной поволокой ("как у газели"), зубы "как жемчуг", волосы и брови - густые и черные "как смоль", груди - подобные "двум холмам, увенчанным алыми вишнями, полные бедра и при этом тонкие пальцы и щиколотки.

Полнота вообще весьма ценилась азиатскими народами. Достаточно вспомнить сомнительные для наших женщин комплименты индийцев: "красива как корова" и "грациозна как слониха".

Живот красавицы обычно сравнивается со множеством свитков, уложенных друг на друга. В идеале он должен иметь три глубоких складки и "красиво выступать".

По этому поводу хотелось бы отметить, что рецепты широко разрекламированного на Западе древнеиндийского любовного трактата "Камасутра" не всегда подходят стройным европейкам. Например, любовные укусы, доставляющие удовольствие полной индианке, на коже европейского "идеала" могут оставить болезненные синяки.

Прекрасная Дама Средневековья.

На смену пресыщенной античности пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Нагота и вообще все телесное отрицалось, как "земное" и "греховное". Тела женщин скрываются под просторными бесформенными одеждами, голова покрывается накидкой. В моде - бледность, полное отсутствие косметики, чистота и невинность.

Однако, когда в Высокое Средневековье (XII-XIII вв.) жизнь людей улучшилась, а нравы стали мягче, европейский мир опять вспомнил о женской красоте. Пришла она из мира искусства. Именно в среде провансальских трубадуров родился культ Прекрасной Дамы, являющийся земным продолжением культа Мадонны. Рыцарь должен был верно служить своей избранной Госпоже, "не ведающей снисхожденья". Идя в бой, воины часто брали с собой какую-либо часть одежды своей Возлюбленной, иногда даже надевали поверх лат ее рубашку. Проявления преданности Госпоже порой доходили до маразма: один кавалер гордо заявлял, что постоянно пьет воду, в которой его Дама моет руки, другой - переодевался в шкуру и скакал перед "объектом желания", подобно верному псу.

Внешность же "Прекрасной Дамы" должна была иметь следующие достоинства. Во-первых, тонкий и гибкий стан, желательно S-образного силуэта. Бедра должны быть узкими, грудь - аккуратной и небольшой. Это подчеркивали и длинные узкие одежды. Ценились также высокая талия и слегка выступающий живот (как символ беременности).

Худоба и бледность продолжали оставаться "модными", однако на щеках идеальной Дамы обязательно должен гореть румянец, а взгляд быть "ясным и веселым". Несмотря на то, что архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием, волосы в Средние века ценились опять-таки белокурые и, желательно, вьющиеся. Правда, распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку. В связи с этим особую ценность приобретает высокий лоб.

Возрождение тела

Постепенно церковь утрачивала свою всеобъемлющую власть в Европе. Светская жизнь приобретает все больший вес и все активнее вторгается в искусство. Итальянские гуманисты заново открывают для Европы каноны античной красоты. Искусство Древней Греции становится образцом для художников и скульпторов. Вместе с ним возвращается и внимание к человеческому телу как таковому. Нагота все чаще появляется на картинах светского содержания.

Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: "Венера" Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами. Однако с появлением так называемых "титанов Возрождения" - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, - идеальная женская фигура преображается. Теперь - это статная, полнокровная, "телесная" женщина высокого роста с широкими плечами, пышной грудью, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. То же мы наблюдаем и на картинах да Винчи, Тициана и других мастеров. Воспевание телесной полноты достигает апогея в картинах Рубенса.

Тесное платье готики также сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово "grandezza", означающее величественную, благородную наружность.

От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же "выпускаются" на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны - длинные, вьющиеся, золотистые.

Женщины барокко и рококо

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского "короля-солнце" Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе (так называемый "версальский диктат"). Знать перенимала ее у любовниц короля и распространяла дальше.

Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть "богатым" с "лебединой" шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. К тому же, корсет выполняет еще одну функцию - он зрительно поднимает грудь, обычно почти открытую смелым декольте.

Ноги же продолжают скрываться под юбкой, держащейся на обручах и достигающей значительной ширины. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков, просуществовавших среди знати без малого три века. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты и ювелирные украшения.

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят - напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик.

Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, юбка также несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

При всем при этом платье почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент.

На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен. А так как пудра в те времена изготавливалась из муки, чрезмерные запросы модниц порой вызывали в стране даже временный дефицит этого пищевого продукта.

Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы.

В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри - "мушки". Они служили своеобразной любовной символикой, акцентирующей внимание кавалеров на определенных частях женского тела. В связи с такой спецификой, "мушки" нередко клеились не только на открытые части тела, но и под одежду. Некоторые считают, что появление "мушек" было вызвано эпидемией оспы, и сперва они скрывали рубцы, вызванные этой страшной болезнью.

Классицизм и ампир

Когда в 1734 г. французская балерина Сале выступила в легкой прозрачной юбке, присборенной по античному образцу, парижская публика ее освистала. А вот в Англии ее одеяние было оценено по достоинству. Дело в том, что пока во Франции буйствовало рококо, в "Туманном Альбионе" вновь занялись переоткрытием "греческого вкуса и римского духа", как декларировало Лондонское Общество любителей античности. В моде начинался классицизм.

На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Подражание античной одежде (в основном хитону и пеплосу) изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз - полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Поэтому, благодаря египетскому походу Наполеона, как "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора - Жозефина.

В XIX веке мода менялась стремглав, кринолины сменили античный идеал, на смену им самим пришли тюрнюры, в свою очередь претерпевшие немало изменений и к конце века практически полностью сдавшие свои позиции...

Верхом красоты являлась «аристократическая красота»: осиная талия, бледное аристократическое лицо, чрезмерная изящность тела.

Дамы изводили себя диетами, очистительными клизмами, которые личные врачеватели рекомендовали славить накануне бала - "для пущего блеска в глазах". Темные круги под глазами были признаком духовности. Дюма-сын писал в то время, что в парижских гостиных туберкулез считался болезнью интеллектуальной элиты. Самые модные дамы не употребляли румян, а на шее носили большие банты. Все хотели быть похожими на Виолетту Валери из "Дамы с камелиями".

В конце XIX века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе; в корсет затягивались даже будущие матери, стремясь достигнуть желанной отметки на сантиметровой ленте - 55. Именно такой размер талии предписывала мода тех времен. В 1859 году после бала скончалась одна модница 23 лет от роду. Вскрытие показало, что из-за чрезмерно затянутого корсета три ребра вонзились ей в печень.

Гораздо позже женщины открыли для себя, что в пышных формах Нана - героини Золя - гораздо больше привлекательности, чем у "Дамы с камелиями". Самые высокопоставленные особы начали румяниться и краситься, подобно женщинам с панели, ужасаясь от одной мысли, что могут заболеть туберкулезом. Стало гораздо популярнее умирать от апоплексии.

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает "демоническую женщину" этого периода Н.А. Тэффи в одноименном рассказе:

"Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник".

На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему.

Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но, судя по манекенщицам, в моде дамы стройные (не ниже 170 см) с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами.

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки - мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты.

Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

Грета Гарбо (Greta Garbo) в 20-х годах также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез - тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций!

Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля.

Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности - моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи.

В 40-е годы Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем - женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам.

Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки.

С концом войны в моду закономерно возвращается женственность. Переломным рубежом в мире "высокой моды" принято считать 1947 г., когда Кристиан Диор представил коллекцию "New Look" ("Новый взгляд"). Силуэт нового идеала красоты отныне стал таков: круглые покатые плечи, прилегающий лиф, подчеркивающий грудь, тонкая талия, маленькая головка и ноги в легких туфельках на высоких каблуках. Платье удлинилось до середины икр и расклешилось. Чтобы усилить впечатление от округлых линий груди и талии, большое количество ткани наверчивалось ниже талии, расширяя бедра. Для создания "воздушности" платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка. Вновь стали применяться корсеты (но преимущественно не жесткие).

Открытые еще в 1938 году нейлоновые чулки становятся общедоступны, избавляются от продольных швов и надолго завоевывают женские сердца.

Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерелин Монро -пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, "зовущими" губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила два нижних ребра.

Впрочем, теперь кутюрье поступили разумно. Вместо того, чтобы пропагандировать один тип красоты, они впервые стали вводить в моду несколько силуэтов платья. В 1958 г. Диор представил публике "трапециевидную" линию одежды, которая расширялась от плеч, а также широкую "мешкообразную", в которой полностью "пропадала" талия. Мода становится, как говорится, на любой вкус…

Мини и sexy, хиппи и Твигги (1960-70-е)

1960-е годы ознаменовались молодежной и сексуальной революцией. Юные и дерзкие, наверное, впервые в истории заявили о создании своего мировоззрения, своей музыки и своей моды.

Одним из самых ярких достижений моды стало окончательное "освобождение" женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Квант. Именно она изобрела мини-юбку, за что ей даже вручили в 1966 г. орден Британской империи (правда, трактовка вручения звучала так: "за заслуги в английском экспорте"). Чулки теперь становятся излишне рискованными, в моду входят колготы, особенно непрозачные.

Для рекламы "мини" нужна была и соответствующая модель. Если раньше слава "кумиров красоты" принадлежала "сформировавшимся" женщинам, преимущественно актрисам, то теперь ее снискала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). Прозвище было дано недаром: при росте 1м 65 см она весила всего 45 кг! В кинофильмах сохранился образ и других "идеалов красоты" 60-х: сексапильной и роскошной ББ - Бриджит Бардо и элегантной и утонченной Одри Хепберн.

В конце 1960-х молодежную моду начинают диктовать хиппи, так называемые "дети-цветы". Рваные джинсы, украшения из бисера, длинные волосы, яркие платья в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели тогда экстремально и революционно. Хиппи нарочито противопоставляли себя "отцам" и воплощали собой "антимоду".

Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы , "поглаженное и расчесанное", становится "мейнстримом". В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, вязаные вещи - шарфы, свитера, водолазки. Юбки вновь удлиняются.В одежде преобладают практичность и простота. Женщины перестают носить бюстгальтеры. В моду входят синтетические немнущиеся ткани.
Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и тонкими бровями. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска из к/ф "С легким паром!".

В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и окончательно превратился в "общество потребления". Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица - вот два основных женских образа 80-х.
Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч - олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо "бананы" - зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнесс и аэробика, а значит - стройное спортивное тело. Для ленивых, опять-таки, существует силикон и пластическая хирургия.
Обтягивающие платья, эластичные "боди", лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря поп-певице Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически - растрепанными и разноцветными, украшения - массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной "антимоды" панков).

Именно в 1980-е годы начинается эра "супермоделей", теперь они примеры для подражания.
В 1990-х маятник моды вновь качнулся в противоположную сторону. Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность - унисекс, а пышнотелых моделей - худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие украшений. Основатель моды "унисекс" - Кельвин Кляйн - выдвигает лозунг "Просто будьте!". Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот - мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково - майки, мешковатые штаны, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются.

Но уже в конце 1990-х "унисекс" и "героиновый шик" сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Так же головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.

Что ждет наш дальше? Поживем - увидим:) Но если честно, мне не хотелось бы, чтобы мода зацикливалось на каком-то одном "каноне", мы все такие разные, непростительно было бы лишать нас индивидуальности, полагаясь на прихоть дизайнеров.

Невероятные факты

Мода и красота - понятия относительные.

То, что казалось привлекательным ещё в начале века, сегодня кажется обычным или неуместным.

Время бежит, а с ним стремительно меняются и эталоны красоты женского тела.

В статье представлена подборка эталонов женской красоты , начиная с прошлых веков и до нашего времени. Видео и фотографии доказывают, что идеал – понятие, всё же, весьма относительное и крайне изменчивое.

Эталоны красоты в разные эпохи


Женщины в Древнем Египте наслаждались свободой во всем. Они пользовались огромными привилегиями, наравне с мужчинами. Прошло много веков, прежде чем в общество вернулось такое равноправие полов.

Египетское общество было сексуально раскрепощенным. Например, добрачные связи не считались постыдными, более того, они были нормой того времени.

Женщины могли владеть собственностью независимо от своих мужей и имели право инициировать развод, не стыдясь осуждения общества. Представительницы слабого пола также могли наследовать титул фараона.


© dimabl / Getty Images

Важным аспектом женской красоты этой эпохи в Древнем Египте считались длинные плетеные волосы, обрамляющие симметричное лицо. Вокруг глаз женщины наносили специальную черную краску, делающую их взгляд более выразительным.


Эталоном красоты женского тела считались следующие показатели:

- Стройное тело

- Высокая талия

- Узкие плечи

Идеалы красоты Древней Греции


Аристотель называл женские формы того времени "деформируемыми мужскими". Действительно, Древняя Греция была очень ориентированной на всё мужское.

Древние греки были более сосредоточены на идеальном мужском телосложении, нежели женском, это означает, что в этот период времени именно представители сильного пола должны были достигать высоких стандартов физического совершенства.

По этой причине женщины стыдились своих форм, так как они были непохожи на мужские. К женскому телу относились, как к "неудачной копии мужчины".

Нагота была неотъемлемой частью древнегреческого общества. Несмотря на эту тенденцию, скульптуры и картины обнаженных женщин были часто покрыты. Первой важной женской обнаженной скульптурой в классической Греции стала Афродита Книдская, которая показала, что красота в Древней Греции означает следующее:


- Аппетитные формы

- Склонность к полноте

- Светлая кожа

Женская красота в разные эпохи


Китайское общество было патриархальным с древних времен. Патриархальный строй правления сводил к минимуму роль и права женщин в обществе.

Во время династии Хань эталоном красоты считалась женщина, во внешности которой сочетались следующие параметры:


- Тонкое, стройное тело, излучающее внутреннее свечение

- Бледная кожа

- Длинные черные волосы

- Красные губы

- Белые зубы

- Плавная походка

- Маленькая стопа

Маленький размер ноги считается главным показателем красоты китайской женщины на протяжении сотен лет.

Красота в эпоху Возрождения


Италия эпохи Возрождения был католическим, патриархальным обществом. Женщины должны были воплощать в себе все добродетели и часто были отделены от мужского пола, как в обществе, так и дома.

Значение и ценность женщины была связана с ее служением мужчине, Богу, отцу или мужу.

Считалось, что поведение и внешний вид женщины отражали статус мужа. Красота в Италии эпохи Возрождения означала, что женщина должна обладать следующими критериями внешности:


- Бледная кожа

- Пышные формы, включая полные бедра и большую грудь

- Светлые волосы

- Высокий лоб


Викторианская эпоха в Англии длилась во времена правления королевы Виктории. Она была самой влиятельной фигурой эпохи. Молодая королева также была молодой женой и матерью.

В викторианском обществе высоко ценились хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели нашли воплощение в самой королеве Виктории.

Направление того времени отражалось во внешности слабого пола. Женщина носила корсеты, как можно плотнее затягивая их, благодаря чему талия становилась тоньше.


Эталоном женственности считалась фигура, похожая на песочные часы. Критериями красоты, несмотря на наличие тонкой талии, считались округлые формы и склонность к полноте.

Красота в разные эпохи


В 1920 году женщины в Соединенных Штатах получили право голоса, и это задало тон на целое десятилетие. Наконец-то представительницы слабого пола почувствовали равноправие и свободу.

Женщины, которые получили рабочие места во время Второй мировой войны, изъявили желание продолжать работу и после окончания войны.

В моду вошла так называемая андрогинная внешность, женщины старались визуально сделать талию ниже и носили бюстгальтеры, которые сплющивали грудь.


В 20-е годы прошлого века красивой считалась женщина с мальчишеской фигурой, полным отсутствием пышных форм, с маленькой грудью. Также в моде была стрижка боб-каре.

Эталон красоты в разные эпохи


Золотой век Голливуда длился с 1930-х по 1950-е года. Так называемый Кодекс Хейса, этический кодекс, принятый в Голливуде Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, создавал нравственные параметры относительно того, что может или не может быть сказано и показано в кино.

Кодекс накладывал ограничения на роли в кино, доступные женщинам. Красивыми считались девушки, обладающие следующими параметрами:



- Аппетитные формы

- Тип фигуры “песочные часы”

- Пышная грудь

- Тонкая талия

Воплощением красоты и женственности того времени стала актриса Мэрилин Монро.


Женщины в 60-х годах извлекли выгоду от освободительных движений, прокатившихся по многим странам мира.

На рабочих местах можно было наблюдать всё большее количество представительниц слабого пола. Им был открыт доступ к противозачаточным средствам. Все эти факторы привели к подъёму феминистических настроений в обществе.

I. Каменный век - Хорошего человека должно быть много

Летом 1908 года в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, расположенного в Австрии, археолог Йозеф Сомбати обнаружил небольшую статуэтку женской фигуры. Выглядела она именно так. По оценке 1990 года, фигурка изготовлена примерно в 24-22 тысячелетии до нашей эры, и по мнению некоторых исследователей возможно была идолом плодородия, которому поклонялись наши предки. Так или иначе, но из этого следует полагать, что именно так выглядел идеал женщины в эпоху каменного века: большая грудь, широкие бёдра и избыточная (по нашем меркам) масса тела, но тем не менее именно такое сложение, как считалось в ту эпоху, свидетельствовало о том, что женщина хорошо питается и может выносить, родить и воспитать ребёнка. От этого и идол плодородия. А позже появились такие скульпторы-эстеты, которых дамы с чересчур пышными формами не вдохновляли, и они в своих фигурках "воспевали" более стройных женщин, однако с теми же неизменными широкими бёдрами.

II. Древний Египет - красота царицы Нефертити

И полное имя известной египетской царицы подтверждает её красоту - Нефер-Неферу-Атон Нефертити, что в переводе означает "Прекраснейшая из прекрасных Атона, Прекрасная Пришла". Атона египтяне считали верховным богом.

В отличии от пышнотелых идеалов эпохи каменного века, египтяне наоборот ценили в женщинах стройность (но не худобу), а также длинноногость. У настоящей египтянке должны были быть широкие плечи, развитые мускулы, плоская грудь, узкие бёдра, тонкие черты лица. В те далёкие времена у египтян была настоящая "страсть" к зелёному цвету: глаза (обязательно большие и миндалевидной формы) обводили зелёной краской из углекислой меди; из растёртого малахита получали зелёную краску и красили ей ступни ног. Пользовались египтянки также и косметикой, рисовали себе привлекательные губы. Что касается волос, то особой значимости египетские женщины им не придавали, не отращивали, а брились налысо, после чего на голову надевали парики из овечьей шерсти.

А вот последняя египетская царица Клеопатра VII отнюдь не была красавицей, а прославилась благодаря своему обаянию, привлекательности, образованности, смелости и дерзости. Она была невысокого роста, коренастой, имела выдающийся подбородок и узкие губы. Как и многие египтянки того времени, Клеопатра использовала различные благовония, принимала ванны из молока ослиц. Свои длинные ноготки царица окрашивала в терракотовый цвет обыкновенной хной. Не зря считают, что маникюр впервые возник в Древнем Египте.

III. Древний Китай - Красота требует больших жертв

Идеалом красоты в Древнем Китае считалась маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами, поэтому по китайским обычаям, которые вошли в традицию во II тысячелетии, китаянка должна была иметь маленькие дугообразные ножки, напоминающую форму молодого месяца или лилию. Иначе шансы выйти замуж равнялись нулю. Поэтому уже вскоре после рождения девочкам начинали туго бинтовать стопу, добиваясь прекращения её роста. Самостоятельно ходить при этом женщина не могла и её буквально носили на руках. В итоге таким методом можно было добиться того, что длина стопы ограничивалась размером в 10 см.

Кроме маленьких ножек, в китайских женщинах ценили изящество, сдержанность движений, жестов и походки. Смеяться на людях женщине было запрещено, дабы не обнажать свои зубы. Очень высоко китаянки ценили белизну и румянец лица, а чтобы скрыть свою природную смуглость, щедро пользовались косметикой, в том числе белилами.

IV. Древняя Греция - Эстетические идеалы

А вот в Древней Греции, где были популярны Олимпийские игры и спартанское воспитание, идеалом считалась подтянутая женщина спортивного телосложения. Гречанки отнюдь не воспринимались обществом, как только жёны и матери, они занимали важное место в социальной жизни. Эстетические идеалы того времени основывались скорее не на чистой гармонии, а на физическом совершенстве всего тела.

Древнегреческая легенда гласит, что Геракл однажды долго притворялся девушкой, скрываясь среди иониек, что в те времена можно было сделать весьма просто, ибо прекрасный пол был под стать Гераклу. Однако всё-таки классическим примером женской античной красоты считается статуя Венеры Милосской, параметры которой 86-69-93, а рост - 164 см. Ценили среди гречанок также большой лоб с широко расставленными глазами, греческий профиль, широкие плечи, маленький бюст, развитые мускулы, крепкие руки и бёдра.

V. Средние века - Мрачные идеалы

И настали мрачные и грозные Средние века. Пришли времена аскетизма, подчинения христианству и отрешённости от радостей, когда нагота и вообще всё телесное отрицалось, как "греховное", а стремление к красоте попало в список смертных грехов. Идеалом женщины считали Деву Марию и представительницы женского пола, которые жили в ту эпоху, старались полностью соответствовать этому идеалу. Овал лица должен был быть удлинённым, лоб - высоким, глаза - огромными, кожа - бледной, грудь - маленькой. Хотя некоторым женщинам всё же разрешалось иметь большую грудь, но только простолюдинкам, дабы подчеркнуть их безвкусицу и невежество. Благородные же дамы с детства носили железные пластины, чтобы грудь не развивалась, а также брили себе волосы на висках, на лбу и бровях, чтобы придать своему лицо более одухотворённый вид и отсутствующее, кроткое выражение. Рост должен был быть маленьким, как и рот, кисти рук, а также ступни. Ценилась худоба, скрытая под просторными и бесформенными одеждами, но в эпоху готики приобрёл ценность и округлый животик, для чего под платье на живот накладывали специальные простёганные подушечки, которые назывались - босы.

Волосы тщательно скрывались под чепчиками или же накидками, а блондирование волос архиепископ Кентерберийский Ансельм публично провозгласил нечестивым занятием. Столь популярная ранее косметика также оказалась под запретом, в моде только бледность, худоба и полная отрешённость от мира сего.

VI. Эпоха Возрождения - Воскрешение "земной" красоты

В эпоху Возрождения строгие идеалы Средних веков отступили и воскресла "земная" красота, которую прежде считали греховной. В моде светлые и рыжие вьющиеся волосы, длинные и стройные шеи и ноги, широкие и округлые плечи, среднее (а иногда и упитанное) телосложение, накладные бёдра и животы. Идеалом женской красоты считаются красавицы с портретов Боттичелли или же знаменитая Венера Урбинская с картины Тициана.

Одежда становится всё более откровенной, обзаводится смелыми декольте, а представительницам прекрасного пола не запрещается позировать для картин обнажёнными, и красавицы той эпохи всё чаще появляются на полотнах известных мастеров того времени. О строгих идеалах Средних веков уже ничего не напоминает, кроме разве что белого цвета кожи, который со временем также выходит из моды, а кожа по канонам того времени должна была быть слегка красноватой от кровообращения.

VII. Барокко - Величие и пышность форм

Конец XVII века ознаменовался эпохой барокко, которая стала настоящим триумфом для полных дам с весьма округлыми формами. В моде широкие плечи, длинные шеи, большая грудь, пышные бёдра и как не странно это звучит, целлюлит. Канонам эпохи барокко старалась следовать фаворитка французского короля Людовика XIV мадам де Монтеспан. Законодателем моды на пышные формы стал Рубенс, который вывел тот идеал округлой и пышущей здоровьем женщины. В моде всё то же смелое декольте, а также пышная и вычурная одежда - залог женской неотразимости.

VIII. Рококо - Лёгкость и грациозность во всём


На смену барокко в начале XVIII века приходит лёгкое, грациозное и игривое рококо. Женским идеалом перестаёт быть полная женщина, дама той эпохи напоминала хрупкую фарфоровую статуэтку, а законодательницей мод стала знаменитая королевская фаворитка маркиза де Помпадур. В женщинах ценятся округлые лица с приятными щёчками, чуть вздёрнутый носик, гладкие румяные щёчки, маленький пухлый ротик. Однако в моде не худоба, а небольшая упитанность, при которой у дамы и без корсета наличествовала талия. В почёте всё те же светлые волосы, обладательницей которых и была маркиза де Помпадур, именем которой называют не только эпоху, но и обстановку в квартирах, постройки, костюмы, причёску. Именно она задавала всей Европе моду своим умением выглядеть роскошно и вместе с тем как бы непринуждённо.

Что касается причёсок, то в эпоху рококо главный акцент был как раз на них. Торжествовали чудеса парикмахерского искусства, женские причёски становились всё причудливее, сложнее и выше. Так некоторые сооружения были высотой в пол метра. Во время сооружения этого восьмого чуда света, использовали проволоку, яичный белок и множество других вещей, незаменимых для эпохи рококо, которые позволяли возводить на дамских головах "вавилонские башни".

Приобрели большую популярность корсеты, а вслед за этим появился негласный закон, согласно которому обхват талии не должен был превышать обхват шеи любовника её обладательницы, то есть примерно 30-40 см. Носить корсет могли лишь дамы благородного происхождения, а на то чтобы его надеть, затянуть, а потом снять (что было очень проблематично) уходила уйма времени.

IX. Классицизм - естественность и возвращение к античности

За эпохой игривого рококо, когда женщина представляла собой весёлое и грациозное создание, украшенное рюшами и кружевами, и заключённое в "объятия" корсета, настала Великая французская революцию, а вместе с ней и эпоха классицизма. Конец XVIII века ознаменовался снова входившими в моду естественными очертаниями фигуры, возвращением к эпохи Ренессанса, а скорее к античности. Дамы отказываются от ношения корсетов, но меж тем в моде стройная фигура с плавными линиями и естественные пропорции тела, без телесных излишеств и без чрезмерной худобы. Лицо должно было быть симметричным, с ровным носом. Налицо было возвращение Ренессанса, только в более строгой форме.

X. Ампир - эпоха Наполеона

Основной законодательницей мод той эпохи стала Жозефина Богарне, которая была в то время первой модницей Империи. Главным отличием ампира от классицизма является больший блеск и пышность. Если в 1790-х годах в моде был шмиз - полотняная рубашка с глубоким декольте и короткими рукавами, то уже в начале 1800-х в "приложение" к шмизу в моду вошли кашемировые шали. В моде ампира подражание не греческому, а римскому искусству. Дамы перестают пользоваться декоративной косметикой и используют только естественные тона; ценится белизна и нежность рук, поэтому Жозефина перед сном надевала перчатки. Женщины отказываются от париков и сложных причесок, в моде натуральные волосы. Платья эпохи ампир лёгкие, но из-за сурового климата Европы, с длинными рукавами и небольшим вырезом на груди. Для их пошива используют шёлк и бархат и украшают богатой вышивкой в греческом и египетском стилях. Торжествует эпоха античного Рима, эпоха блеска и помпезности.

XI. Романтизм - Глубина сердечных чувств

Бледность считалась глубиной сердечных чувств, а тёмные круги под глазами - признаком духовности. Что касается моды, то греческие платья эпохи классицизма и платья эпохи античного Рима, так популярные при Жозефине Богарне, ушли в прошлое. Юбки стали длиннее, талия ниже, а рукава более присборенными, чтобы усилить визуальный эффект осиной талии. Неотъемлемой частью женского гардероба также стал кринолин и жёсткий корсет, который позволял затягивать талию до 40 см.

XII. Позитивизм - Яркость на смену утончённости

В конце XIX века в моде на смену утончённости романтизма приходит яркость и блеск позитивизма, а буржуазия становится законодательницей моды. В это время существуют два противоположных типа красоты: так в средней Европе, Германии и Америке отдают предпочтение пышным женским формам эпохи барокко, а во Франции и Англии в моде силуэт стройной женщины.

В женском костюме исчезает кринолин, зато появляется тюрнюр - специальное приспособление в виде подушечки, которое подкладывалось дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Платья сузились, как и рукава, а в моду вошло жабо.

Зарождается интерес к этническим костюмам, в дамском гардеробе того времени можно было увидеть костюмы с индийскими мотивами, что объясняется тягой ко всему восточному, распространённой в конце века.

XIII. Модерн - Прекрасная эпоха

Конец XIX и начало XX ознаменовалось так называемой Прекрасной эпохой, символами роскоши и безмятежности которой стали помпезный бразильский театр "Амазонас" и шикарный лайнер "Титаник". Начинался золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, рождения кино и новейших технологий, а также начала суфражистского движения.

Одним из новшеств того периода стало появление S-образного силуэта, который подчёркивал талию путём формирования большого бюста и пышной задней части платья. Дамы всё больше напоминали собой волнообразную линию, а талию утягивали до 42 см. Таким образом в начале ХХ века полностью изменилась структура женского платья. Дам ценили, преимущественно невысоких и желательно пухленьких, тонущих в роскошном декоре различных жабо, воланов и бантов. В моде были пышные шляпы с огромным количеством завитых страусиных перьев и высокие причёски.

Известная французская танцовщица и балерина Клео де Мерод стала создательницей гладкой, на прямой пробор, причёски, совсем закрывающей уши, которой отдали дань все дамские головки Европы. Поговаривали, что балерина вынуждена была прибегнуть к ней из-за того, что у неё была отрезана мочка левого уха, а газетчики уверяли, что мочку отстрелил один из ревнивых любовников Клео - целился в сердце, а попал в ухо. Также благодаря де Мерод, распространилась мода на распущенные волосы, так как когда она танцевала, то распускала свои великолепные волосы, что было непривычно для балета.

Идеалом считалась утонченная и загадочная дама, с лицом, покрытым вуалью, и томным взглядом. Для создания последнего, женщины использовали вместо туши для ресниц толчёный уголь. Приходит мода на нервных, страстных и демонических дам, а также на брюнеток. А любовь к брюнеткам - любовь к экзотике. В начале XX века всем была известна история исполнительницы экзотических танцев и куртизанки голландского происхождения Мата Хари, чьё настоящее имя было Маргарета Гертруда Зелле. Она выдавала себя за экзотическую принцессу или индийскую княжну, и привлекала публику откровенностью и экзотичностью своих танцев.

В моде также были чёрные глаза, и представительницы прекрасного пола, закапывали себе в глаза раствор белладонны, чтобы расширить зрачки и создать "взгляд ведьмы". Но о последствиях никто не задумывался.

XIV. ХХ век - Женская эмансипация

После окончания Первой мировой войны ничего не остаётся от изнеженной леди довоенной эпохи. Грядёт женская эмансипация, идеалом становится самостоятельная девушка-шатенка, которая ни в чём не уступает мужчинам, курит сигары и обожает танцы. В моде коротко стриженные волосы, тонкие выщипанные брови, длинные шеи и ноги, затянутая грудь, короткие юбки, худая фигура мальчишеского типа.

Однако после окончания Второй мировой войны худоба стало порядочно раздражать мужчин, и в моду опять вошли женщины в теле. В 50-х годах на смену холодным дивам с мальчишеской фигурой пришли дамы с покатыми плечами, большой грудью, осиной талией и пышными юбками. Бюстгальтеры были не особо популярны, так как модницы, помешанные на своей красоте, не давали покоя феминисткам. Последние были настолько возмущены этой манией столько времени уделять своему внешнему виду, что бюстгальтеры, которые попались под горячую руку были названы "предметом порабощения", превращающим женщину в куклу. В ходе массовых протестов бюстгальтеры даже сжигали, а их продажа по всему миру сократилась вдвое. Зато в моду вошли эластичные корсеты, которые не стесняли движений и позволяли достигнуть 25 см окружности талии. Что касается причёсок, то в моде были различные конские хвосты, завивки и причёски с начёсом.

А вот после 60-х, когда народ уже отошёл от военных страхов, в моду опять вошли худышки, которые процветают и до сих пор. А вот какая мода будет ещё через пятьдесят лет, остаётся только догадываться.

Идеал красоты - это самая пиковая точка превосходства, но существуют ил вообще такие женщины или мы придумываем их сами?!

Идеал красоты в различные эпохи был совершенно многообразным. Если в наше время девушка с фигурой 90-60-90 считается идеальной, то в эпоху кустодиевских барышень ее посчитали бы больной и уродливой.

Что касается лица, то здесь тоже были свои каноны красоты:

  • прямой нос;
  • большие выпуклые глаза;
  • дугообразные брови;
  • невысокий лоб;
  • прямой подбородок.

Не мало важным для Греческого идеала были волосы. Их запрещено было обрезать. Если женщина стремилась к эталону, она должна была носить длинные волосы, собранные в узел или перевязанные лентой.

Идеальная женская красота обозначалась естественными голубыми глазами, золотыми вьющимися волосами и блестящей кожей.

Женщины и разных слоев общества хотели быть красивыми, поэтому, как и египтянки прибегали к небольшим хитростям.

Привилегированные греческие девушки пользовались белилами, а вместо румян использовали кармин. Подводкой для век у них была копоть от сгорания.

Более простые женщины тоже стремились к идеалу красоты и чтобы и придать блеск коже использовали ячменную маску из теста с приправами и яйцами.

Идеал женской красоты в Средневековье

В эту эпоху красота являлась грехом и блондинки, по словам архиепископа, были нечестивыми.

Церковь запрещала пользоваться косметическими средствами, потому как она скрывала истинное лицо, которое создал Бог.

Не смотря на это, в Средневековье существовал идеал красоты, к которому стремились женщины, а именно:

  • очень бледная кожа;
  • удлиненный овал лица;
  • маленький ротик;
  • худенькое тело;
  • длинная шея.

Сейчас идеалом красоты считаются:

  • женщины с пухлыми губками;
  • фигурой в 90-60-90 (при этом не природной, а накаченной в спортзале);
  • выраженными бровями домиком (как правило, брови-татуаж);
  • грудью 3 размера;
  • ямочками на щеках.

Это очень нравится современным мужчинам, но при всем при этом, они хотят, чтобы вышеперечисленное было натуральным от природы.

Женщины, помните, именно мужчины задают темп моды и создают идеалы красоты, а мы, чтобы понравиться им готовы на все! Может не стоит травмировать себя и свою, созданную природой , потому как через считанные дни все может кардинально измениться.

Чтобы не пришлось сдувать губы и грудь, следует быть собой. Ведь настоящий мужчина любит не за внешние данные, а за ум, жизнерадостность и умение быть собой.