Планиметрия

12 ти страстных евангелий. Молитвы на каждый день

  • Утреня с чтением 12-ти Евангелий Страстей Христовых:
    *
  • (синодальный перевод)
  • (церковнославянский перевод)
  • свящ. Геннадий Орлов

Служба “Двена́дцати Ева́нгелий ” – великопостное , совершаемое вечером Страстного Четверга.

Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти , выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании , подобно , сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.

О чтении Страстных Евангелий в этот день упоминает уже .

Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи! » После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] –уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную

После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

Страстные Евангелия:

1) (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) . (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) . (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) . (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) . (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) . (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) . (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

19 марта / 1 апреля. Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.

На этом богослужении читаются: 1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2.


А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.


Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: "Слава долготерпению Твоему, Господи!" После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа "смущаясь и дивясь". Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.

Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!

Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения - сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом...

Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. "Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился."


"Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную."

А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата - его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им - они не знают, что творят...


И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами, чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.

Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.

И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.


Весь храм начинает сиять светом множества свечей. И весь храм освещается, окна все горят: издалека смотришь – окна пылают. Почему? Слово Божие звучит. Слово Божие, Господь говорит.

И кончается чтение Евангелия, и все задувают свои свечи, и храм снова в полном мраке. В полной темноте. И тут справа и слева, и на двух клиросах, и псаломщики, они рассказывают и поясняют, делятся и обдумывают: о чем же было сказано в Евангелии, как поступили ученики, а как беззаконный Иуда «не восхот е разум е ти?»

И потом снова: «И о сподобитися нам…» – и снова весь храм зажигается


Я ничего вам не могу передать, если вы сами не почувствуете, если вы сами не постоите, если сами не отложите всякое житейское попечение и послушаете, поучаствуете. Такое благодатное дело происходит в церкви с людьми: когда читается Евангелие, то Господь дает слушающим реальное участие в этих великих святых событиях.

Я вот только хочу прочесть отпуст, то есть, последние слова священника, когда он кланяется своим прихожанам, такие замечательные слова

СЛУЖБА С ЧТЕНИЕМ 12 ЕВАНГЕЛИЙ
(Страстные Евангелия)

Служба «12-ти Евангелий» - великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга с чтением 12-ти Страстных Евангелий, посвященных страданиям Иисуса Христа.

Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

Страстные Евангелия:

1) Ин. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Ин.18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф.26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Ин.18:28-40, Ин.19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Мф.27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) Мк.15:16-32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Мф.27:34-54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лк.23:32-49 (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Ин.19:25-37 (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).

10) Мк.15:43-47 (Снятие тела Господа с Креста).

11) Ин.19:38-42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).

12) Мф.27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).

Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.

***

Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великой Пятницы, или служба 12-ти Евангелий , как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? - говорится здесь. - От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну - желчь, за воду [в пустыне] - уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики под верхней перекладиной каждой двери дома (ср. Исх. 12:22). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

С. В. Булгаков, Настольная книга для священнослужителей

Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12 Евангелий, как обычно называют это богослужение: все оно посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Иисуса Христа.

Митрополит Антоний Сурожский

Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти…

Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.

Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет - Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать - да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша - пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…

Мы должны в это вдуматься: нам всегда - или часто - кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им - они не знают, что творят…
Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид - перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости, Алексей Михеев. В четверг Страстной недели во всех православных храмах вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, когда Иисус Христос установил таинство причастия (евхаристии, что в переводе с греческого означает "благодарение"). Это ключевой день церковного года, в который всех верующих призывают утром прийти в храм и "причаститься Крови и Тела Христовых", а вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о последних часах земной жизни Христа. Нужно ли в этот день красить пасхальные яйца, печь куличи и зачем патриархи моют ноги простым священникам — в материале РИА Новости.

С огоньком и чистыми ногами

Евангелие от Матфея описывает, как во время трапезы Иисус взял хлеб, благословил его и, преломив, раздал ученикам со словами: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". А затем подал апостолам чашу с вином и сказал: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Прошло почти две тысячи лет, но каждый год даже не очень церковные люди в Великий четверг идут в храм, чтобы исполнить этот завет Христа.

После утренней литургии в церкви вспоминают еще один момент Тайной вечери: перед праздничной трапезой Христос, уподобившись слуге, вымыл ноги сначала апостолу Петру, а затем и всем остальным своим ученикам. В некоторых протестантских общинах вплоть до XX века считалось, что, не повторив Его поступок перед евхаристией, человек теряет спасение.

В Иерусалиме на площади перед храмом Гроба Господня патриарх Феофил по традиции омоет ноги 12 монахам. А патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит этот удивительный чин в храме Христа Спасителя в Москве.

Вечером вспоминают уже события Страстной пятницы — самого скорбного дня церковного года. В храмах совершается служба "двенадцати Евангелий" — на ней читают 12 отрывков из четырех новозаветных текстов, описывающих последние часы земной жизни Христа: как Его схватили, судили, били и распяли. Вспоминают и Его последнюю беседу с учениками в Гефсиманском саду, и "моление о чаше", когда Он просил Отца Небесного избавить Его от "этой чаши" страданий, и казнь на Голгофе, и погребение. Всю эту длинную службу священники и прихожане стоят в храме с зажженными свечами. Потом их не гасят, а, по традиции, стараются принести домой и сохранить их огонь в лампадах до Пасхи.

В ожидании главного

Однако, несмотря на весь драматизм последних дней Страстной недели, все в вечернем богослужении четверга указывает на то, что распятие — это еще не конец истории, что торжества смерти не будет и жизнь все равно победит.

"Когда мне было 18 лет и я служил в армии, Великий четверг выпал на 1 мая. Центр Москвы должны были перекрыть на весь день из-за парада и демонстраций. Прекращался доступ и в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, куда я ходил с детства и где прислуживал с 15 лет. И тогда владыка Питирим (митрополит Питирим (Нечаев). — Прим. ред.) решил ночью служить литургию Великого четверга, а потом, после небольшого перерыва, утреню с чтением 12 Евангелий", — вспоминает глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Он ночью приехал в храм. Она "была тихая и теплая, и храм, наполненный светом, сиял среди ночи, как какой-то сказочный дворец. А то, что происходило внутри храма, передать словами невозможно: это было "небо на земле". Это было, вероятно, то, что испытали посланцы князя Владимира в десятом веке, когда присутствовали за богослужением в храме Святой Софии в Константинополе. Вернувшись на Русь, они так описали пережитое: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми".

По словам митрополита, заменить подобный опыт нельзя никакими рассуждениями о "Боге в душе" и "высшем разуме".

Куличи подождут

Что касается куличей, творожных пасх, крашеных яиц, подарков к празднику, предпраздничной уборки, даже в храме, то все эти хлопоты лучше всего закончить заранее, чтобы на Страстной только ходить на службы, убежден настоятель подмосковного храма в честь иконы Божией Матери "Державная" священник Николай Булгаков.

Он помнит, как однажды в Москве архиепископ Киприан (Зернов) сказал своим прихожанам: "Если вы хоть одну службу Страстной седмицы пропустите, Господь ваших куличей не примет".

А службы в эти дни совершают дважды в день — утром и вечером, в Страстную пятницу — даже три раза. И за первые три дня Страстной единственный раз в году полностью прочитывают все четыре Евангелия.

"Излишние мысли в сторону того, что поесть и попить, колбасные и творожные "выверты" сознания свидетельствуют: мы мало понимаем, что такое пост, Евангелие и Кто такой Христос. Страстная неделя требует отнятия внимания от второстепенного. Если и возрождать что-то в церковной традиции, то делать это нужно не с точки зрения "священного" быта, а надо начинать с глубоких переживаний христианской общиной всех событий Страстей Христовых. Ну а быт — так или иначе — будет добавлен, оформлен и украшен: окна будут чистыми, занавески свежими, яйца сваренными и выкрашенными", — рассуждает известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев.

Ужас апостолов

Весь смысл богослужений Страстной, по глубокому убеждению священника, заключается даже не в воспоминаниях о страданиях Христа, а в непосредственном и личном переживании всех событий Его жизни в последнюю неделю перед казнью.

"В воскресенье (Вербное, когда Он въезжал в Иерусалим за неделю до Пасхи. — Прим. ред.) народ кричал ему: "Осанна Сыну Давидову!", в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил таинство евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой субботы и утро первого дня Воскресения. А потом все распрямилось, как пружина, — и вот весь мир живет уже две тысячи лет благодаря тем событиям, зная или даже не зная об этом", — продолжает Ткачев.

Если бы Страсти Господни продолжились хоть на один день, никто бы не выжил, считает священник. Апостол Петр был на грани безумия от скорби и собственного предательства, Иуда повесился, не дотерпел до Воскресения. Все были перепуганы, растеряны, находились в ужасной скорби. Если бы Господь воскрес на пятый день, Он не нашел бы ни одного апостола, уверен отец Андрей. "Это для нас сегодня покой Великой субботы разбавлен знанием о грядущем Воскресении, а ужас распятия скрашен пониманием того, что Христос на самом деле жив. Но апостолы же этого не знали наверняка!" — заключает он.

На самом деле апостолы все знали. Но, наверное, так и не смогли поверить до конца. "Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" — так записал слова Христа его любимый ученик Иоанн.