Обучение

Понятие, структура и функции политических систем. Основная функция политической системы общества Структура и функции политической системы таблица

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Структура политической системы - это совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность. Указанная структура состоит из четырех основных групп элементов: 1) политические институты; 2) политико-правовые нормы; 3) политические отношения; 4) политическая культура. Наличие каждой из них необходима для существования и функционирования политической системы общества и достижение ее целей.

Согласно этих элементов подметят и четыре взаимодействующие подсистемы, а именно:

1) институциональная (или организационно-институциональная) подсистема состоит из политических институтов, к которым относятся государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, органы местного самоуправления. Институциональная подсистема является источником всех важнейших связей, которые возникают в пределах политической системы и поэтому, она выступает основополагающей как в отношении политической системы общества в целом, так и ее отдельных составляющих.

Ведущим институтом политической системы общества, в котором сосредотачивается максимально политическая власть, ее ядром является государство и ее структурные элементы: глава государства, парламент, органы исполнительной власти, судебные органы и т.д. Именно государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и культурную сферы, обеспечивает политическую организованность общества, ориентируя его на достижение определенных целей и направлений общественного развития.

Значительную роль в политической системе общества играют политические партии, которые представляют определенные социальные интересы класса, этнических групп, всех слоев населения или его отдельных групп, а также ее лидеров. Они выступают тем звеном, которое соединяет гражданское общество с государством и представляют его в политической системы. Каждая политическая партия стремится занять такое положение в политической системе, которое предоставит ей возможность определять политику государства или влиять на нее.

В отличие от политических партий общественные организации не стремятся к власти, а ограничиваются лишь воздействием на нее в интересах тех слоев населения, которых они представляют. Одни общественные организации являются составляющей политической системы общества, они постоянно осуществляют взаимодействие с государством и политическими партиями. К ним относятся: профессиональные и творческие союзы, объединения предприятий, молодежные, женские, ветеранские и другие добровольные объединения. Другие общественные организации, как правило, не принимают участия в осуществлении политической власти, но при определенных условиях они могут выступать как группы интересов и тем самым быть субъектами политики. К ним относятся: разнообразные любительские объединения (рыбаков, охотников, филателистов и т.п.), спортивные и научно-технические общества.

Заметное, а в некоторых странах определяющее место в политической жизни общества принадлежит религиозным организациям, церкви.

Активным и самостоятельным элементом политической системы общества выступают средства массовой информации (пресса, радио, телевидение, интернет-издания и т.п.), которые в демократических странах фактически играют роль "четвертой власти". Они существенно влияют на деятельность всех звеньев управления, способствующих подготовке и реализации целей политики. Необходимо отметить, что интересы определенных социальных сил всегда доминируют в изложении массовой информации.

Постоянной составляющей политической системы общества являются представительные и исполнительные органы, которые избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Эти органы в зависимости от особенностей его политико-территориального и административно-территориального устройства, формы государственного правления и политического режима, исторических, национальных, географических и других особенностей имеют название органов местного самоуправления или муниципального управления. Местное самоуправление является непосредственно органами публичной власти, формой самоорганизации населения в виде территориальной громады для решения вопросов местного значения;

2) нормативно-регулятивная подсистема. Ее образует совокупность социальных норм, с помощью которых осуществляется регулирование общественных, в том числе и политических отношений.

По способу образования различают следующие основные виды социальных норм:

а) нормы права - это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством и направленные на регулирование важнейших общественных отношений путем предоставления их участникам юридических прав и возложении на них юридических обязанностей. Другими словами - это правила, содержащие разрешение, ограничение, запрет или определяет, каким образом следует действовать при определенных обстоятельствах;

б) корпоративные нормы (нормы политических партий, общественных организаций, других объединений граждан) - это правила поведения, устанавливающие для своих членов объединения граждан, которые государство признает или даже предоставляет им обязательного характера. Особенность корпоративных норм заключается в том, что они регулируют деятельность, обусловленную заданием определенных объединений граждан и направленная на достижение определенной цели, ради которой эти объединения созданы. Эти нормы находят свое выражение и закрепление в правовых актах (уставы, положения, программы), которые выдаются соответствующими объединениями. Однако программные установки, сформулированные политической партией, могут существенно влиять на политику государства, политическую систему в целом, особенно тогда, когда эта партия становится правящей;

в) нормы морали - это правила поведения людей, которые сложились в обществе на основании их представлений о честь, достоинство, совесть, добро и зло, справедливое и несправедливое, гуманное и негуманное, и обеспечиваются их внутренними убеждениями и средствами общественного воздействия. Они документально незафиксированные и существуют как моральные ориентиры в сознании людей. Наибольшее влияние на политическое поведение граждан оказывают нормы политической этики, которые касаются именно политического общения;

г) обычаи и традиции. Обычаи - это неписаные правила поведения людей, социальных групп, исторически сложившихся в обществе в результате многократного повторения и использования в течение длительного времени в аналогичных ситуациях, которые закрепились в их сознании и поведении, стали внутренней потребностью их психической деятельности.

Традиции - это общие правила поведения людей, социальных групп, которые закрепились в общественной практике в результате многократного повторения в течение длительного времени и передаются из поколения в поколение.

Традиции является разновидностью обычаев, они охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, состоят не из одного действия, а по стилю поведения. Обычаи и традиции отличаются друг от друга степенью всеобщности правила поведения. Традиции считаются более общим правилам чем обычаи.

Политические обычаи и традиции хотя и не имеют юридического значения, но они могут существенно влиять на реальные действия политических институтов. По сфере действия различают следующие основные виды социальных норм:

а) экономические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения в экономической сфере жизнедеятельности общества, то есть связанные с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных и иных социальных благ;

б) политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между социальными группами людей, нациями, народностями, их участие в организации и осуществлении государственной власти, отношения с другими субъектами политической системы общества;

в) религиозные нормы - это правила поведения верующих людей, которые сложились на вере в существование Бога, установленные различными вероисповеданиями и содержатся в религиозных источниках. Эти нормы регулируют отношения верующих в церкви или иной религиозной организации и порядок отправления ими религиозных культов.

Выполнение большинства социальных норм обеспечивается негосударственными средствами: общественным порицанием, санкциями со стороны объединений граждан, церкви. Государство обеспечивает только нормы права;

3) коммуникативная подсистема охватывает политические отношения, т.е. те взаимосвязи социальных субъектов, которые складываются в процессе осуществления политической власти или по ее поводу. Субъектами политических отношений являются граждане и их различные политизированные объединения, социальные общности, политические институты. Существуют межклассовые, внутрікласові, межнациональные и межгосударственные отношения, которые составляют социальную основу политической системы общества и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Можно выделить некоторые разновидности политических отношений.

Во-первых, это отношения, которые возникают внутри политических организаций - между государством и его гражданами, между политическими партиями и политизированными объединениями граждан и ее членами.

Во-вторых, это отношения, которые возникают между различными политическими партиями и политизированными объединениями.

в-третьих, это отношения между политическими партиями и политизированными объединениями граждан с одной стороны, и государством - с другой.

Коммуникативная подсистема охватывает также другие взаимодействия, которые складываются между политической системой и другими системами, прежде всего экономической, социальной, экологической, социокультурной и т.п.;

4) духовно-идеологическая подсистема отражает идеологические, духовные и психологические характеристики политической системы общества и раскрываются прежде всего в политическом сознании и политической культуре населения.

Политическое сознание это одна из форм общественного сознания, совокупность политических идей, взглядов, представлений, оценок, установок, которые отражают осознание отдельного человека, социальных групп или общества в целом реальных событий политической жизни сквозь призму их интересов и ценностных ориентаций.

Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов формируется под влиянием социальных, экономических, исторических, национальных, культурных, идеологических и других факторов. При этом политическое сознание обязательно является атрибутом политического действия, ее непременным элементом, от нее в значительной степени зависит характер политического процесса.

Политическое сознание выполняет следующие функции: познавательную, прогностическую, мобилизующую, интегративную, регулятивную, функцию оценки. Она имеет сложную структуру. За субъектом (носителем) выделяют такие виды политического сознания: индивидуальная (отдельного человека) сознание; групповая (различных социальных групп населения) сознание; общественная (населения страны, отдельного региона, определенного этноса) сознание. Указанные виды политического сознания взаимосвязаны, групповое и общественное сознание состоят из политического сознания отдельных людей. В то же время индивидуальное политическое сознание формируется под влиянием группового и общественного политического сознания.

За социальными функциями политическое сознание может быть консервативной, реформистской, революционной. По признаку отношения к власти сознание может быть демократическим и недемократическим. В гносеологическом плане выделяют следующие уровни политического сознания: эмпирический, обыденный, теоретический. Кроме того, политическое сознание может быть деформированной, "раздвоенной", особенно тогда, когда существует разрыв между словом и делом, сознанием и поведением, когда официальная пропаганда не отражает реального состояния дел. Неотъемлемым элементом политического сознания является стереотипы. Хотя они являются упрощенным отражением действительности, однако необходимы, поскольку дают возможность человеку ориентироваться в политической жизни, играют роль определенных эталонов при оценке событий, фактов и т.д. Вместе с тем политическое сознание не является суммой стереотипов. Изменение стереотипов - достаточно сложный процесс. Как правило, она происходит путем вытеснения одних сложных типов другими. Достаточно интенсивной является изменение стереотипов в переходные периоды, когда происходят преобразования в социально-экономической и политической сферах.

Одной из форм проявления политического сознания является политическая культура, которая представляет собой особый вид общей культуры народа. Формирование политической культуры не является обособленным процессом от развития других видов культуры.

Политическая культура - это совокупность политических знаний, взглядов, убеждений, духовных ценностей и образцов поведения отдельных граждан, социальных слоев населения, которые касаются их взаимодействия с политической властью.

К политической культуре относят: базисные знания о политике; оценку политических явлений, мысли о том, как должна осуществляться власть; эмоциональную сторону политических позиций; признанные в обществе образцы и нормы политического поведения. Ученые выделяют следующие типы политической культуры:

1) патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса населения к политической жизни. Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы, тем более не проявляют собственной инициативы, чтобы эти изменения имели место. Аполитичность, замкнутость на местной или этнической солидарности характерны для этого типа политической культуры;

2) підданський, где присутствует сильная ориентация на политические институты, соединенная с низкой индивидуальной активностью людей, которыми руководит опасения наказания или ожидание благ;

3) активістський (партиціпаторний), для которой характерна заинтересованность населения в политическом участии и проявление на практике такой активности.

Указанные типы на практике взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Для стран со стабильным демократическим режимом характерен гражданский тип политической культуры, что является производным от трех перечисленных основных типов культур.

Некоторые политологи проводят типологизацию по уровню общественного развития и выделяют четыре типа: архаичную, элитарную, представительскую и политическую культуру высокой гражданственности, другие - в зависимости от типа политического режима определяют три типа: тоталитарную, авторитарную и демократическую.

Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры в легитимности существующей системы и действующего политического режима. В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, главное место принадлежит элементам, которые способствуют формированию и сохранению политической системы. Вместе с тем, было бы неправомерно рассматривать политическую культуру как систему распространенных в обществе ценностей, убеждений и символов и ограничивать ее только позитивными установками в отношении существующей политической системы. Социальные группы, что выступают за изменение системы, также имеют свои ценности и убеждения.

Итак, политическая культура играет чрезвычайно важную роль в функционировании политической системы, она способствует формированию отношения человека к окружающей среде, основных целей и содержания политики государства, предусматривает содействие единению всех слоев населения, создание широкой социальной базы для поддержки системы власти и политической системы в целом.

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Формы политических систем:

· Демократия

· Теократия

Выделяют следующие компоненты политической системы, определяющие каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны:

· организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурныйкомпонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороныполитической власти

И политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).


8.Политические режимы, их классификация.

Политические режимы – совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Характер пол. режима определяется:

интересами политических групп, на которых опирается режим демократичностью средств и методов властвования ролью насилия и принуждения в гос. Управлении соблюдением правителем законов отношением власти к правам и свободам человека уровнем пол. Участия и пол. Культуры граждан возможностями свободного соперничества правящей и оппозиционной элит

Признаки демократического режима:

Источник власти – народ; наличие «среднего класса» - соц. Основа демократии; гос. Устройство по принципу «разделения властей»; разрешено все, что не запрещено законом; пол. Плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества

Признаки тоталитарного режима:

Всеобъемлющий контроль гос-ва над обществом; доминирование адм.-командных методов управления обществом; глава гос-ва и правительства – лидер, не подотчетный гражданам; принцип «запрещено все, что не разрешено законом»; власть манипулирует общественным сознанием и поведением

Неограниченная власть одного лица или гос. Органа; методы принуждения, стремление к тотальному контролю над обществом; закрытые методы подбора и выдвижения гос. Лиц; система запретов; структуры гос-ва манипулируют сознанием и поведением граждан

Олигархия – власть немногих, форма гос. Управления, при кот. Управляет обществом небольшая группа представителей финансового капитала.

Полития – гос. Правление, сочетающее принципы монархии, аристократии и народовластия.

Контрольная работа

Выполнила:

студентка гр. М-61

Грицук О. А.

Гомель 2013 г.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Понятие, структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе . Понятие “политическая система” является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

Политическая система представляет собой многофункционую структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

- институииональный , состоящий из различных социально- политических институтов и учреждений (государство, политические общественные движения, организации, объединения, разные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

- функциональный , складывающийся из совокупности тех лей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

- регулятивный , выступающий как совокупность политике - правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

- коммуникативный , представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

- идеологический , включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное сияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. о собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально0классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим модели американского ученого Г. Алмонда.

Г. Алмонд предложил свой вариант политической системы в своих работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). При исследовании способов сохранения и регулирования политической системы он использует функциональный метод.

С точки зрения Алмонда, политическая система – это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Модель Алмонда (схема 11) учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. Важной особенностью политической системы является ее многофункциональность и смешанность в культурном смысле.

Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегирования интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтоб обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности общенациональное измерение в интересах стабильности системы.

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятель правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). К исходящим функциям относится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий истолкование законов сечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний.

В модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Подфункцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода к политике они подразделяются на политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); мобилизацию ресурсов; интеграцию общества; регулирование режима социально-политической деятельности; распределение ценностей; легитимацию. Ряд авторов различают внесистемные (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные) функции. Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. исходят из того, что политическая система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной.

В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

Схема 11. Политическая система: модель Г. Алмонда

Первый уровень - это возможности системы. Причем, под возможностью он понимал власть правительства над общественными мессами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и др. Это мобилизационная, регулирующая, распределительная, реагирующая и символизирующая возможности. На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, характер активности политической системы по отношению к другим системам.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи.

Третий уровень - функции поддержания модели и адаптации, к которым Алмонд относит процессы политического рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержки.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянно изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечил общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.

Типы политических систем

Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации политических систем.

Основным в типологии политических систем выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития Важным при решении вопросов типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан" плюрализм и наличие (или отсутствие) гражданского общества" уровень политической культуры и другие факторы.

В начале XX в. в типологизации политических систем проявилось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалось в абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, от характера социально-экономической структуры и типа формации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

Основанием типологизации может явиться форма и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Жесткая привязанность к экономической структуре общества не всегда может объяснить, почему на однотипном базисе возникают разные виды политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемый социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития представляется М. Веберу как переход от традиционных, харизматических систем к легальным, рациональным.

Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолог Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержании формам правления на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные или коммунистические (характеризуются равенством социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения); традиционные (поддерживается неравномерное распределение материальных и социальных благ, управляется олигархией, управлению присущ метод консерватизма); популистские (стремление к равенству авторитарными методами и средствами управления); авторитарно-консервативные (сохраняют сложившееся неравенство “жесткими” средствами).

Системный подход позволяет классифицировать политические системы по разным основаниям в зависимости от направленности исследования.

Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное - это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.

Англо-американская система характеризуется гомогенной и плюралистической политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса. Ролевые структуры - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации - пользуются значительной долей свободы.

Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно множеству взаимно пересекающихся групп. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределение власти между различными ее элементами, бюрократизированность. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме

Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате - под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (на пример, политические системы стран Центральной Европы).

Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. Различают демократические и авторитарные политические системы.

Демократической политической системе свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе все общих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; построение и Функционирование государственного аппарата по принципу “раз- Деления властей”, причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Более того, при характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, политический курс, формы правления и т.д.

Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организаций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, но и схожие политические системы могут приводить к различным результатам.

Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержание традиционных структур, сложившихся в политической, экономической и культурных сферах и особенно форму и способы реализации политической власти. Трансформирующиеся политические системы ориентированы на проведение реформ, они динамичны, свою очередь, трансформирующиеся системы подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориентиров общественного развития.

Весьма распространена классификация политических систем и традиционные и модернизированные, с точки зрения процесса политического развития. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.

Существуют и другие варианты классификации" политических систем.


Похожая информация.


Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтамотносятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

· институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

· функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

· регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

· коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

· идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.


Согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

Определение общих целей, задач и путей развития общества;

Разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

Распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

Политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

Контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

В зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

В зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

Формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

Цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

По степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

По характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.