Отношения

Традиционная русская одежда на Урале. Презентация "народный костюм челябинской области" Народные костюмы южного урала для детей

Особенности национального костюма Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями. Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины. Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека. Говоря о национальных костюмах народов Южного Урала и Башкортостана, следует подчеркнуть, что речь пойдет об одежде, распространенной на рубеже XIX-XX вв., образцы которой сохраняются ныне не только музеях страны, но и в отдельных национальных селениях уральской зоны.


Башкирский национальный костюм Башкирский национальный южноуральский костюм формировался на протяжении более десяти веков и впитал в себя особенности покроя верхней одежды кочевых народов южной Сибири и Центральной Азии. \ Национальный башкирский костюм не однороден и не закончил свое формирование и в наши дни. Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого Музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым Узором и вышивкой. Они имеют целый стаи, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины.


Полная замена покупными тканями домашнего холста внесла новые коррективы в покрой. Линия шва, соединяющая юбку и верхнюю часть платья, перемещается на талию, а оборка сохраняется и развивается лишь как декор. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка. Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом. На более поздних образцах появляются "эполеты". Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток.


Головной убор женщин прежде всего подчеркивал её социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки: шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили: высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором: молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами-каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы-дабы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.


Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой: служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун). Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь - расшитые. Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) - трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.


Довольно разнообразной была обувь. Сапоги (сарык) носили и женщины и мужчины. Голенища таких сапог выполнялись из кошмы и пришивались к кожаному башмаку. Пяточки женских и детских сарык расшивались узором, мужские обычно имели кожаную накладку. Сарык для девочек богато украшался аппликацией. Летом на шерстяные онучи одевали лыковые лапти (сабата) или кожаные башмаки (ката). Наиболее состоятельные люди имели мягкие кожаные сапожки, ичиги (ситек), одеваемые с калошами и башмаками. Валяная обувь у башкир появляется только с середины XIX в. в процессе перехода к оседлой жизни. Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные красные, коричневые, желтые, зеленые. Синий, розовый, лиловый цвета тканей - ввозимые, а потому и менее распространенные.



Татарский национальный костюм В конце XIX-начале XX вв. основным материалом для изготовления традиционной одежды татар служили фабричные ткани. Лишь у некоторых групп мишарей и особенно кряшен одновременно с фабричными тканями широко использовались домотканные. Верхняя одежда как мужчин, так и женщин представляла собой широкую рубаху (кулмэк), штаны с широким тагом тюркского покроя, приталенный камзол и бишмет из темной ткани. Мужской костюм татар близок башкирскому, киргизскому и костюмам других тюркских народов. Был также распространен прямоспинный чекмень, один из древнейших видов одежды - шуба и тулуп. Постоянным головным убором мужчин являлась тюбетейка (тубэтэй, кэлэпуш), поверх которой надевали полусферическую или цилиндрическую шапку бурек, а летом шляпу из войлока.Развивалась и женская одежда. Вначале, на рубеже XIX в., появляется кокетка и воротник- стойка, а к концу столетия - оборка по подолу. Платье с отрезной талией и манжетами оформляется значительно позднее, в XX в. Поверх платья надевался фартук с грудкой. Первые фартуки украшались вышивкой и тесьмой. Использование пестряди для их изготовления постепенно вытеснило древний тип, а новые передники стали богато декорироваться оборками.


Интересны женские головные уборы: вышитая бархатная шапочка калфак, кашмау цилиндрической формы, обшитая серебряными монетами, поверх которых набрасывалось вышитое покрывало. До сих пор среди пожилых женщин сохраняется своеобразный способ повязывания платка: соединяются два соседних угла под подбородком, полотнище распускается по спине. Женские украшения изготовлялись ажурными из серебра со вставками из полудрагоценных камней. По-особому красива шейная застежка с подвесками "яка чылбыры". От нашейной повязки, выполненной из ткани или кожи, украшенной серебряными пластинками и скрепленной ажурной пряжкой, отходит несколько лучей ажурных подвесок, оканчивающихся более крупным звеном с камнем. Реже в качестве украшений использовались и серебряные монеты. Традиционной обувью татар являлись кожаные ичиги и туфли с мягкой и жесткой подошвой, часто сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью служили лапти так называемого татарского образца, надевающиеся с суконными чулками. Уже в конце XIX в. распространяются сапоги с твердыми голенищами и жесткой подошвой. Удовлетворение потребностей в одежде за счет фабричных изделий, особенно среди горожан, способствовало стиранию местных различий в костюме. Но по сей день сохраняются некоторые традиционные покрои и способы ношения одежды.



Русский национальный костюм Основные виды русского костюма, появившегося на Урале, связаны с культовой одеждой старообрядческих общин. У женщин - это прямой сарафан темных расцветок, телогрея чуть выше колен, длинная рубаха и два платка: светлый, поверх которого одевался темный шерстяной или сатиновый. Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков. Женский приталенный сарафан сильно расклешен к подолу, рубаха имеет широкий рукав, оканчивающийся манжетом, и воротник- стойку. Домашнее полотно практически не используется с середины XIX столетия. Активное развитие заводского производства способствует распространению удобного типа городской одежды: косоворотки с нешироким рукавом и умеренно широкими штанами у мужчин, блузы с баской, рукавом на буфе и юбки, открывающей ступни у женщин. Самым распространенным видом обуви в XVIII в. являлись лапти. К середине XIX в. сапоги или кошмяная обувь типа бурок, где нижняя часть обшивалась кожей, становится популярной в среде обеспеченных работных людей.


На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы. Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов. Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.


Праздничную одежду хранили в сундуках. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.


Зимой надевали приталенные овчинные шубы и прямо-спинные тулупы. Головными уборами служили с XIX в. для мужчин картузы, а зимой - распространенный тип меховой шапки-треухи. Вплоть до конца XIX столетия среди женских головных уборов были популярны невысокие кокошник и каруна. Под влиянием восточных видов украшений, наряду с обычными стеклянными, жемчужными, коралловыми бусами в русском женском костюме появляются монисты и серьги из серебряных монет. Однако русский уральский костюм сохранил скорее чисто символические элементы кроя и быстрее, чем одежда коренных народов, претерпел изменения, связанные с социально-экономическими переменами в государстве, оказав при этом значительное влияние на костюм многих народов Урала.



Казахский народный костюм Прост в композиции, целесообразен, удобен для верховой езды, поскольку в прошлом не обойтись было без коня, приспособлен к защите тела от холода, жары, знойных ветров, отличается нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации, широкому использованию всевозможных украшений. При этом следует учесть, что последние могли возникнуть не только из-за стремления к красоте, ибо в степных условиях у людей, вечно кочующих вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ, времени было не так уж много, чтобы заниматься украшательством. Обогащение одежды золотыми нашивками с люрексом, вышивкой, по всей вероятности, возникло позже, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения. Оно могло жить в дальнейшем в силу укоренившихся традиций, развиваясь и совершенствуясь в соответствии с эстетическими идеалами и представлениями людей о красоте и гармонии.


Распашной характер верхней одежды, запахивание ее на левую сторону, приталенность, наличие шапок, украшаемых перьями, обогащение женского платья оборками делают казахский народным костюм своеобразным. В нем отражены те этнические компоненты, из которых сложился казахский народ, уровень его производительных сил в прошлом, характер занятий степного населения, суровые климатические условия просторов Сары-Арки - казахского мелкосопочника, и наконец, исторические традиции, элементы заимствований у соседей. А ношение тона - тулупа, шаровар со вставками-клиньями из окрашенной в естественные цвета овчины, сапог - саптама на высоких каблуках с войлочным чулком - байпаком связано с характером занятий казахов в прошлом - подвижным скотоводством, а также с климатическими условиями. Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади. В покроях мужского бешмета с перехватом у талии, женского расклешенного платья кулиш койлек, женского широкого платья жаз койлек - с густыми сборками на кокетке и отложным воротником нетрудно заметить влияние русской, татарской, среднеазиатской одежды, то есть соседей казахов.


Нарядность казахскому народному костюму, создававшемуся на протяжении столетий искусством и талантом, помноженными на труд многих умельцев, придавали не только отделка дорогим мехом, вышивка или, скажем, узорчатое тканье, нашивки с люрексом, но и пояса, украшенные золотыми и серебряными бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов, прикрепляемых к женскому комплекту одежды и др.


Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески черного цвета, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, а зимой ещё бурки и папахи. Сам перечень наименований одежды говорил о её «происхождении». Например, черкеска. Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Такая черкеска была очень удобна для верховой езды, а застежка на крючках более надежна при выполнении джигитовки на полном скаку. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожанный с серебрянными накладками наборный пояс. Казацкий народный костюм


Традиционно красота и богатство казачьего костюма зависели от «количества» серебра. Поэтому верхушки газырей тоже украшали серебрянной накладкой. Под черкеску одевался бешмет рубашка с высоким воротником-стойкой и длинным узким рукавом. Он также застегивался на крючки. В зимнее время бешмет носили теплый, стеганый на вате, а поверх черкески набрасывали бурку мохнатый войлочный плащ без рукавов черный или «как праздничный» белый. В известной казачьей песне бурке посвящены такие слова: «…Только бурка казаку во степи станица, только бурка казаку во степи постель…». Действительно, теплая, широкая бурка в непогоду для казака была и одеждой, и одеялом и чем-то вроде небольшой палатки, не продуваемой никаким ветром. Главное, она надежно маскировала казака в зарослях камыша, ведь казаки были, прежде всего, пограничниками. Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде Клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находится в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.


Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык. Это слово произошло от тюркского «баш» голова, и на самом беле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Видимо, к башлыку относится выражение «менять баш на баш» «голову на голову», которое первоначально применялось при обмене пленными. Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди следует по делу, концы заброшены за спину свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали как сумку, завязав его концы, и перебросив через плечо. Башлык был настолько универсален и удобен, что специальным указом военного министерства был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии. Надо сказать, что и в годы Великой Отечественной войны этот головной убор входил в обмундирование казачьих Кубанских частей. Если в период подготовки к сабельной атаке казаки снимали с себя черкеску, складывали в обоз бурку и даже подсумки для патронов, чтобы облегчить ход коня, то башлык всегда оставляли, как символ казачьей лавы (атаки). На полном скаку коня он развевался за плечами казака, как крылья. Праздничный башлык шился из красного сукна, а повседневный был черный или темных оттенков.



25




Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно проследить и на примере костюмов народов Урала.

Традиционная русская одежда на Урале*

Женский костюм

Основным типом женской одежды на Урале являлся комплекс с сарафаном. В комплекс одежды с сарафаном входила рубаха, пояс, иногда запон (фартук) или душегрея, головной убор - шамшура, кокошник или сорока. Сарафаны, одинаковые по крою, могли шить из различных тканей: ситник (из ситца), кашемирник, гарусник, китайник, кумачник, выбойчатник (из бухарской бумажной ткани). Разные типы сарафанов последовательно сменяли друг друга или существовали одновременно у разных групп населения. По признаку кроя различают сарафаны четырёх типов: туникообразного, косоклинного, прямого покроя и сарафан на кокетке.

Глухой туникообразный сарафан шили из перегнутого по линии плеч полотнища, в котором делали вырез для головы и боковых клиньев. Этот тип сарафана считался наиболее древним. Длительное время туникообразный сарафан сохранялся в качестве ритуальной одежды у некоторых групп старообрядцев.

Косоклинный сарафан распашной с застежкой или швом, проходящим спереди, состоял из двух передних полотнищ, одного заднего полотнища и боковых косых клиньев. Сарафан такого типа изготавливали из холщовой, шерстяной, бумажной или шёлковой ткани. С таким сарафаном надевали белую или цветную (розовую, жёлтую) шёлковую или кисейную рубаху. В большинстве случаев это бесполиковые рубахи, у которых отсутствовали плечевые вставки и рукава пришивались непосредственно к вороту.

Прямой сарафан начинал входить в употребление в Пермской области в начале XIX в. В середине XIX в. пожилые женщины ещё продолжали носить косоклинные сарафаны, в то время как молодёжь предпочитала более модные прямые сарафаны. Прямые будничные сарафаны шили из домотканого окрашенного холста, а праздничные - из покупных шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных тканей фабричного изготовления. В отличие от косоклинного, прямой сарафан делали из нескольких полотнищ, собранных вверху складками или сборками, на узких лямках. Способы декорирования прямых сарафанов были разнообразны. Сарафаны могли отделывать по верхнему краю и краям лямок узкой обшивкой из ткани контрастного цвета. Старожилы Свердловской области сообщают об украшении грудки сарафана вышивкой и бисером.

До конца XIX века наиболее употребимой нательной одеждой, надеваемой с сарафаном, была поликовая рубаха , которая кроилась с приставными деталями - поликами, - располагавшимися в области плеча. Она могла быть сшита целиком из одного материала (одностанка) или состояла из верхней и нижней частей (полустанье). Верхняя часть составной рубахи (рукава, приставка) шилась из более тонкого холста, пестряди, ситца, а нижняя часть (становина, станушка, станок) - из более грубого холста. Ворот большинства поликовых рубах плотно охватывает горло, ткань вокруг горловины собрана в мелкие сборки. Рукав мог быть широким по всей длине, тогда по краю его собирали в складки и обшивали, или зауженным, тогда край рукава могли украшать кружевом. Интересной особенностью уральского женского костюма является бытование комплекса, в котором тёмная поликовая рубаха сочетается со светлым сарафаном.

Рубаха поликовая

В конце XIX века под влиянием моды в традиционном женском костюме появляется новый тип рубахи - рубаха на кокетке (пелерине). Рубаха имела отрезную деталь - кокетку, по периметру которой пришивались переднее и заднее полотнище и рукава. Такие рубахи шили из белого холста, пестряди, ситца. Рукав мог быть зауженным или широким, с оборкой или манжетой, воротник - стойка, разрез на груди оформлялся планкой (нахлобушкой) и застёгивался на пуговицы. Рубаху на кокетке одевали с прямым сарафаном или юбкой.

Сарафан с отрезной деталью - кокеткой (лифом, перелинкой) - наиболее поздний, его появление связано с влиянием на народный костюм городской моды. Сарафан на кокетке шили из фабричной тёмной хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Верхняя часть сарафана - кокетка - имела застёжку на пуговицы, нижняя часть - юбка, состоящая из 3-7 полос ткани, - закладывалась мелкими складками или собиралась в сборку. Сарафан на кокетке носили с белой или цветной рубахой В комплекс одежды с сарафаном могла входить душегрея - короткая распашная одежда на лямках. Душегрея изготовлялась из покупной хлопчатобумажной, шёлковой или парчовой ткани. Часто душегреи шили стёгаными на вате, кудели, иногда расшивали золотом.

Предметом традиционной одежды также был шугай. По свидетельствам старожилов и исследователей народной одежды Урала шугаем (шугайкой) могла называться как верхняя одежда, так и одежда комнатная, надеваемая с сарафаном или юбкой.

Фартук - запон - был принадлежностью как женского, так и мужского костюма. Мужские фартуки обычно шили с нагрудкой, женские - без нагрудки.

Примерно в середине XIX века появляется термин пара, парочка. Первоначально парой называли рубаху и сарафан, сшитые из одного материала или подобранные по тону тканей. В Сибири, например, хорошим приданным считалось 22 пары, дополненные поясами и шалями. Долгое время парочки были праздничным костюмом молодых женщин и девушек. Позднее они превратились в одежду просватанных девушек. Парочку обязательно должна была надевать невеста, когда по обычаю причитала на девичнике. Таким образом, пара - это праздничная одежда. Это объясняется еще и тем, что по традиции к нарядной одежде относились очень бережно, носили долго, надевали нечасто, чаще по праздникам, старались передать по наследству. У православных очень быстро парочки становятся венчальной одеждой. "Невеста одевала розовую парочку…" (Свердловская область, Алапаевский район). "Берегли подвенечную парочку для похорон…" (Свердловская область, Камышловский район, с. Б. Пульниково). Крой таких парочек из рубахи и сарафана наследовал традиционные формы (косоклинный сарафан, прямой сарафан, рубахи с поликами, туникообразные и т.д.). Позднее традиционный сарафанный комплекс уступает место юбочному комплексу. Парочки такого типа (юбка - кофта) появились в русской деревне в последней трети XIX в., получив широкое распространение к началу ХХ века по всей России. Они бытовали во многих деревнях вплоть до 20-х годов ХХ века. На Урале парочки, получив большое распространение, очень быстро из разряда праздничной одежды становятся одеждой будничной. "К каждому сарафану отдельная кофта была - парочкой это называлось; и бывали юбки с кофтой - тоже парочкой назывались…" (Неелова Валентина Григорьевна 1938 г.р., Свердловская область, Тавдинский район, с. Кошуки).

Парочка - юбка с кофтой

Несмотря на то, что комплекс парочки является очень поздним вариантом традиционного русского костюма, сохранность его именно как комплекса представляет определенную трудность. Сохранившиеся экспонаты чаще всего представляют только кофты от парочек, т.е. половину комплекса. Юбки в силу большой эксплуатации изнашивались быстрее, либо подвергались перешиванию более поздними поколениями.


Кофта от парочки - из личных вещей Безродных Натальи Павловны - жительницы селаКвашнинское Камышловского района. (Фото автора, 2009 год)

История костюма - это история изменения его форм на протяжении всего времени существования одежды. Разнообразие форм кофт - парочек позволяет сделать заключение о существовании определенной моды в истории этого костюма. Однако, несмотря на все инновации в результате влияния городской культуры, в деревнях вплоть до 30-х годов ХХ века бытовал сарафанный комплекс, строго соответствуя традиции. Парочки оставались одеждой праздничной, выходной, свадебной. Новые "модные" виды одежды получали свое распространение в первую очередь в среде зажиточного крестьянства. В сохранении архаичных форм одежды большую роль играла религиозная принадлежность крестьян. Так, православные всегда были склонны к заимствованию новых видов одежды, а старообрядцы - к сохранению старых видов. Поэтому у старообрядцев архаичные формы (дубасы, пояса и т.д.) сохранились до наших дней.

  • С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
  • НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
  • ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  • к мероприятию
  • "КРАЙ - В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ"
  • МБСЛШ им.Ю.А.Гагарина
На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей. Башкирский национальный костюм
  • Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.
  • Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчато-бумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса).
  • В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин - приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.
Башкирский национальный орнамент Татарский национальный костюм.
  • Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары.
  • Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана.
  • Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.
Татарские головные уборы(тюбетейка, фески, калфак) Татарская национальная обувь – ичиг(читек) Татарский национальный орнамент Украинский национальный костюм
  • Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка ). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка ).
  • Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской.
  • На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды.
  • Штаны (укр. шаровари, портки ) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.
Женский костюм
  • Самым известным украинским головным убором является девичий венок . Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты.
  • По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили запаску, дергу и плахту , одежду соответствующую юбке, очень похожую на русскую панёву. Плахта, так же как и панёва, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок, как и у панёвы - крупная клетка.
Украинский национальный орнамент Русский национальный костюм
  • Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.
Женский русский костюм
  • . Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.
Мужской русский костюм.
  • Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.
  • Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .
  • Поверх рубашки мужчины надевали зипун
  • Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
  • Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь- старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.
  • Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук.
  • Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата или кафтана из сукна или грубой шерстяной материи
Русский национальный орнамент Казахский женский костюм
  • Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани
  • Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом.
  • Женские халаты «шапан » - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели.
  • «Саукеле » - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили «такия » - маленькую шапочку из ткани
Казахский мужской костюм
  • Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.
  • Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат
  • Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля
Казахский национальный орнамент Немецкий национальный костюм
  • Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов - ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука (нем. Loden ), шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве.
  • У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук.
  • Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)
Немецкий орнамент Мужской белорусский костюм
  • Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда).
  • Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали
Женский белорусский костюм
  • Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой.
  • Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок.
  • Шею украшали бусы и ленты.
Белорусский орнамент
  • История Урала уходит корнями в седую древность. Еще историки античности писали об Уральских горах, по которым пролегала граница двух миров: цивилизованного европейского и далекого, таинственного азиатского. Здесь, на границе двух континентов, скрестились судьбы разных мировых цивилизаций, которые оставили неизгладимый след в истории и культуре нашего края.
  • Если дружбой дорожить,
  • можно спорить и дружить,
  • и не выйдет ссора
  • из любого спора.

Два человека погибли и еще трое пострадали в результате дорожно-транспортного происшествия на 15 км автодороги поселок Пышма - Талица.

Как рассказал глава пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых, водитель 1999 года рождения, находившийся за рулем Opel Astra, в ночное время суток не справился с управлением и наехал на металлический мост. В результате этого автомобиль опрокинулся и загорелся.

В результате происшествия две пассажирки 1996 и 2001 годов рождения погибли до приезда скорой помощи. Еще трое - молодые люди 1993 и 1995 годов рождения и девушка 2001 года рождения были доставлены в Пышминскую районную больницу с травмами различной степени тяжести.

Водитель в аварии не пострадал. В отношении него было организовано мед освидетельствование, взят забор крови на химико-токсикологическое исследование.

Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области

При отсутствии возможности трудоустройства россияне предпенсионного возраста могут выйти на пенсию досрочно.

Как сообщает «Российская газета, для того чтобы выйти на пенсию за два года до положенного возраста с учетом переходного периода, необходимо получить соответствующее подтверждение в центре занятости.

По данным на 1 июля 2019 года, выплаты получали 23,5 тыс. россиян, которые не смогли найти работу.

В ПФР отметили, что на следующий год на эти цели заложено 4,4 млрд. рублей. В 2021 году планируется потратить 5,6 млрд., а в 2022-м - 6,4 млрд.

По данным Минтруда РФ, число безработных среди пенсионеров в январе-июне нынешнего года составляло 92 тыс. человек, на конец июня - 122,6 тыс. человек.

Пассажирский самолет Boeing 787-9 австралийской авиакомпании Qantas установил рекорд самого долгого в истории беспосадочного перелета. Впервые был совершен прямой перелет по маршруту Нью-Йорк - Сидней.

Как сообщает ТАСС, общее время экспериментального тренировочного полета составило 19 часов 14 минут, в нем приняли участие 49 пассажиров и члены экипажа. Воздушное судно преодолело 16 тыс. 309 километров и приземлилось с опозданием в 37 минут.

Во время полета был проведен ряд экспериментов для оценки самочувствия людей, находящихся на борту - у пилотов была измерена мозговая активность и скорость реакции, а пассажиры должны были выполнить ряд физических упражнений.

Отмечается, что в дальнейшем это поможет составить список кандидатов в члены экипажа и разработать нормативы обслуживания клиентов на сверхдальних рейсах.

Планируется, что к декабрю авиакомпания сможет точно рассчитать экономическую целесообразность маршрутов и принять окончательное решение о запуске сверхдальних рейсов в австралийские города.

Добавим, что ранее самым долгим беспосадочным авиарейсом считался перелет из Ньюарка в Сингапур, продолжительность которого составила 18 часов 50 минут, а преодоленное расстояние - 15 тыс. 345 километров.

Фото: Иван Костин, ИА «Повестка Дня»

Правительство РФ подготовило законопроект об идентификации банковских клиентов по номеру телефона.

Как «Известия» со ссылкой на главу комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова , кабмин хочет обязать банки проверять номера телефонов клиентов для верификации паспортных данных. Для этого будет создана единая информационная система проверки сведений об абоненте (ЕИС), которая станет связующим звеном между кредитными организациям и операторами связи.

Изначально расходы хотели возложить на операторов связи, но в итоге планируется, что создание ЕИС профинансируют кредитные организации.

«Некоторые предложения требуют дискуссии. Банки, неактивно работающие с гражданами, не видят смысла для участия в такой проверке. Не все кредитные организации готовы тратиться на эту систему», - цитирует издание слова Аксакова.

Ожидается, что инициатива избавит россиян от звонков коллекторов и поможет предотвратить кражу денег, когда злоумышленник звонит в банк под видом клиента и называет его паспортные данные. В таком случае, даже если мошенник подменит номер, в ЕИС отобразится его настоящий телефон.

Отмечается, что законопроект будет рассмотрен во втором чтении в ноябре.

На территории Курагинского района Красноярского края, где прорвало дамбу и погибли 15 человек, был введен режим ЧС.

В результате в рабочем поселке затопило два рабочих общежития временного типа. Погибли 15 человек, еще 13 пропали без вести.

На ликвидацию ЧС и поиск пропавших привлечено порядка 300 человек, 6 вертолетов МИ-8 МЧС РФ и несколько маломерных судов ГИМС

Фото: пресс-служба губернатора Красноярского края

В первом полугодии текущего года поток туристов в Свердловскую область увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как сообщили в департаменте информполитики со ссылкой на министра инвестиций и развития региона Викторию Казакову , за отчетный период поездки на Средней Урал совершили 785,7 тыс. туристов (в том числе зарубежных).

В Национальном туристическом рейтинге регион сейчас занимает место в топ-10 среди субъектов РФ. По словам Казаковой, для развития туриндустрии в регионе формируются туристско-рекреационные кластеры, предоставляются субсидии из областного бюджета администрациям муниципалитетов на благоустройство и ремонт туристских объектов.

Кроме того, осуществляется финансовая поддержка событийных мероприятий и социально ориентированных проектов в сфере туризма.

В Нижнем Тагиле в рамках празднования 75-летия музея изобразительных искусств состоялось открытие парка скульптур советского периода. В торжественном открытии приняли участие министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова , глава города Владислав Пинаев и директор музея ИЗО Марина Агеева .

Новая точка притяжения была создана в рамках госпрограммы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года». На первом этапе прошло благоустройство и озеленении территории в районе музея, а на втором - обустройство парка, подготовка постаментов для скульптур, установка освещения и ограждений. Общая стоимость контракта составила 4,37 млн. рублей.

Парк скульптур советского периода станет частью городской исторической зоны - арт-квартала и войдет в историко-туристический кластер «Старый город». Объекты для него были собраны по всему Среднему Уралу - это скульптуры учительницы и ученика, горняка, пионера и пионерки, а также бюсты советских вождей.

По словам Виктории Казаковой, парк станет точкой притяжения не только для тагильчан, но и для гостей города.

Фото: пресс-служба администрации Нижнего Тагила

Культурологи и общественные деятели, входящие в «Экспертный клуб Екатеринбурга», рассказали о том, какие темы, персоналии и объекты уральского культурного наследия заслуживают собственных музеев. Как подчеркивают специалисты, музеи могут не только хранить экспонаты и экспозиции, но и быть точкой притяжения туристов и горожан, а следовательно, нуждаются в активном развитии.

Одним из уникальных объектов исторического и культурного наследия Урала является Шигирский идол, артефакт, насчитывающий 11 тысяч лет и известный как самая древняя деревянная скульптура мира. Эксперт Фонда развития гражданского общества, культуролог и публицист Сергей Новопашин уверен, что этот экспонат заслуживает своего музея, где также будут представлены другие артефакты этой эпохи.

«Если учитывать уникальность Шигирского идола, ему нужен отдельный музей. Есть же практика таких музеев, которые создаются ради одного экспоната. Здесь ключевым элементом музея может стать именно Шигирский идол и его окружение в виде экспозиции сопутствующих артефактов уровня поменьше. То, что они есть, это безусловно. Нужно необходимым образом прописать это в концепции и позиционировать», - считает эксперт.

С ним согласен культуролог, кандидат философских наук Георгий Цеплаков , который подчеркнул, что первобытный пласт уральской культуры мало известен широким массам, несмотря на наличие многочисленных памятников из этого периода: дольмены, наскальные рисунки и, разумеется, Шигирский идол.

«Это поле, о котором говорят специалисты, но широкие массы знают гораздо меньше. Этот пласт был бы очень интересен, тем более, что тут нам есть чем похвастать. У нас есть уникальные памятники, которых нет больше нигде, это не «Европа - Азия», которая есть в десятках городов только на территории Российской Федерации», - считает Георгий Цеплаков.

Этой же позиции придерживается руководитель «Экспертного клуба Екатеринбурга» , доктор философских наук Анатолий Гагарин , отметивший необходимость «ввести в культурный оборот историческое наследие Древнего Урала», что позволит закрепить Екатеринбург как центр интеллектуальной и духовно-культурной деятельности.

Культурное наследие Екатеринбурга, тем не менее, не ограничивается древними памятниками. Поэт и литературный критик Константин Комаров , в частности, выступил с идеей создания музеев Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева .

«Нам нужны музеи Бориса Рыжего и Ильи Кормильцева, потому что это ключевые фигуры для города и они во многом репрезентируют наш город в общероссийской культуре. Я думаю, что это должен быть не просто музей, где будут какие-то вещи (хотя это тоже должно быть), но должна быть живая, действующая площадка, где будут собираться поэты, музыканты, проходить какие-то вечера», - предложил поэт.

Своих музеев заслуживают и другие современные уральские писатели, заметил он: «мэтр» уральской поэтической школы Майя Никулина , поэты Алексей Решетов , Юрий Казарин , Евгений Касимов и Аркадий Застырец .

Увековечить современников-екатеринбуржцев посредством создания музеев предложил и Анатолий Гагарин. Как считает политолог, писатель Владислав Крапивин , недавно отметивший свое 80-летие, заслуживает своего музея, который мог бы способствовать дальнейшей популяризации его творчества.

На протяжении последних десятилетий время от времени возникают дискуссии о том, может ли и, если может, то каким образом, Екатеринбург использовать тему границы Европы и Азии для своего продвижения. Сергей Новопашин отметил, что позиционировать «евразийство» Екатеринбурга нужно с опорой на теорию Хэлфорда Маккиндера о Хартленде.

«Позиционировать регион, используя бренд «Европа - Азия», нужно очень грамотно и умело. То есть указывать на соединяющую функцию и на концепцию Маккиндера. Свердловская область, по Маккиндеру, находится в центре Хартленда, географического центра истории. Соответственно, нам нужно держать эту ось и позиционировать себя именно таким образом - не просто «граница Европы и Азии», которая длится на 3 000 км. Нужно учитывать не только геополитический, но и геокультурный аспект», - указывает эксперт.

Своими мнениями о возможных музейных площадках поделились руководители действующих культурных учреждений: директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский и директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев . Последний озвучил идею создания отдельного здания для театра современной хореографии «Провинциальные танцы» , а также предложил создать полноценный музей современного искусства на основе Государственного центра современного искусства.

«Музеи современного искусства существуют во многих городах, у них есть своя публика. Бывая в разных городах и странах, я отмечаю, что это востребованные площадки, и они могут быть центрами притяжения. Еще лет восемь назад появлялись мысли, чтобы на месте сегодняшнего ГЦСИ с использованием федеральных вложений сделать действительно полноценный музей. Даже были планы строительства сверхнового моста через Исеть», - напомнил Алексей Бадаев.

Сергей Каменский, в свою очередь, особенно отметил необходимость вовлекать людей в культурную жизнь и изучение истории Екатеринбурга. Истории и воспоминания самих жителей могут « оживить» историческое наследие столицы Урала.

«Главный капитал Екатеринбурга – это люди и их истории, связанные с конкретным местом, школой, улицей, районом, предприятием. Это сеть уникальных музеев, которые создаются самими жителями. Это важно в контексте внутренней репутации города, для лучшего понимания, где мы живем. У нас дома есть путеводители по Парижу, а по Екатеринбургу нет. И мы имеем негативные последствия – люди уезжают. Нужно работать в этом направлении, у всех есть друзья по всему миру – это мощное сарафанное радио. И в это процесс можно также вовлекать людей, уехавших из Екатеринбурга», - уверен руководитель Музея истории Екатеринбурга.

Вторая идея, озвученная экспертом, связана с репрезентацией Екатеринбурга в глобальном контексте.

«Мы, например, к Универсиаде предлагаем создать парк «E-World», в котором мы могли бы через истории реальных людей показать, что за 300 лет Екатеринбург дал миру, и что мир дал городу, - рассказал он. - Нужно создавать объекты, которые будут проявлять Екатеринбург в глобальном, мировом контексте».

В минувшее воскресенье, 13 октября, горожане решили судьбу кафедрального собора святой Екатерины, развязав тем самым гордиев узел, почти 10 лет не дававший покоя как сторонникам, так и «противникам» храма. За площадку на месте бывшего Приборостроительного завода (Горького, 17) отдано 57,66% голосов, территорию за Макаровским мостом выбрали 39,49% горожан, 2,85% бюллетеней признаны испорченными. Ведущие социологи и политологи Екатеринбурга уверены, что на сегодняшний день конфликт совершенно исчерпал себя и как благодатный информационный повод, и как инструмент политического продвижения.

« Опрос по месту строительства храма поставил точку в дискуссиях на тему строительства собора святой Екатерины, - заявил депутат городской думы Екатеринбурга Александр Колесников . - И это особенно отрадно, если вспомнить, что он возник не вчера. Вот уже несколько лет периодически предлагались места для его размещения, потом от этих идей отказывались» .

По удачному выражению Александра Гавриленко , православного активиста, принявшего непосредственное участие в организации опроса, проигравших в нем не было (и не могло быть, поскольку хлопоты и затраты, связанные с покупкой участка у « Брусники» в случае его победы, с трудом можно было бы назвать проигрышем). Показательный акт демократии свершился, его результаты признали как « прохрамовые» , так и оппозиционные наблюдатели.

Вернемся к формулировке « показательный акт демократии» , которую мы нашли нужным употребить выше. Она вовсе не дискредитирует опрос, его результаты или организаторов. Напротив, она подчеркивает необходимость этой процедуры, максимально публичной и открытой. Даже ограниченность альтернатив (всего две) в этом опросе была кстати: она гарантировала, что то или иное решение горожан будет иметь под собой достаточно большой процент голосов и, следовательно, исключит возможность спекуляций на этой почве.

Показателен же опрос потому, что он продемонстрировал умение хоть и не совершенного, но достаточно зрелого и дипломатичного гражданского общества Екатеринбурга решать казусные конфликтные ситуации. Хотя именно президент РФ Владимир Путин подтолкнул власти уральской столицы провести опрос, его формат и организация стали результатом общих усилий православной общественности, администрации Екатеринбурга и активистов, выступавших против строительства собора. Это говорит о нашем умении вести конструктивный диалог и идти на компромиссы.

« Пройдя «через тернии» взаимных обвинений, общество понимает, что оно, хоть и состоит из людей разных убеждений, но при этом объединяется таким емким словом как горожане. Дальше будет проще, и мы научимся понимать друг друга – свою позицию, позицию другого, позицию власти, может быть, и без всяких опросов» , - считает политолог, директор Центра евразийских исследований Андрей Русаков .

С последним пунктом на заседании « Экспертного клуба Екатеринбурга» , где политологи и социологи обсудили итоги опроса, не совсем согласился Анатолий Гагарин , директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов. По его мнению, опросы должны стать неотъемлемой частью жизни города и необходимым условием при принятии решений, касающихся большинства его жителей.

« Мы не всегда можем ощутить внутренние процессы, происходящие в обществе, которые могут взорваться. Нам необходима последовательность опросов самого разного калибра, которые помогут превентивно понимать общественное мнение, как оно настроено. К сожалению, мы сейчас утратили практику социологических опросов, которые позволяют понять, а что вообще хочет народ» , - констатировал политолог.

Его поддержал Александр Белоусов , старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН. Как заметил политолог, город нуждается в проекте открытой социологии, предельно прозрачной и позволяющей любому горожанину, в случае интереса, проверить анкеты. Его коллега, эксперт Фонда развития гражданского общества Сергей Новопашин добавил, что подобные опросы - часть повседневной жизни в странах Западной Европы, в то время как в России этот механизм находится на стадии внедрения.

«Для нас это новый опыт. И это замечательно. В этой связи я бы поблагодарил тех наших граждан, которые выросли в рамках «Белой ленты», а потом и протестов в сквере, тех, которые были против. Они подтолкнули именно к такому решению этого затянувшегося конфликта», - заявил политолог.

Время покажет, какой формат опроса наиболее подходит для выявления общественного мнения: вариант « выборов» , проходящих под строгим общественным контролем и с использованием избирательных участков, или формат онлайн-опросов, наподобие исследований ВЦИОМ. Однако ключевой момент остается неизменным: процедура общественных слушаний по особо острым вопросам нуждается в доработке или переработке. За это говорит не только необходимость учета всех мнений, но и вопрос доверия горожан результатам слушаний.

Фото: скриншот видео. Текст: Максим Начинов.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Цели и задачи Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре. Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;

Cлайд 4

На территории Челябинской области в настоящее время проживают представители более чем 132 национальностей. Большинство населения является русским - 82.31%, остальные-17.69% образуют следующие этнические группы: татары- 5.69%, башкиры - 4.62%, украинцы - 2.14%, казахи-1.01%, немцы - 0.79%, белорусы - 0.56%, мордва - 0.50% , 2.88% - представители других национальностей.

Cлайд 5

Башкирский национальный костюм Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи. Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян - костюм с рукавами на подкладке. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам - треугольными нашивками (яурынса). В качестве верхней одежды у башкир был распространен казакин- приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах.

Cлайд 6

Cлайд 7

Татарский национальный костюм. Основу женского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары. Мужчины носили чекмень суконная верхняя одежда халатообразного покроя, реже в виде кафтана или полукафтана. Также была и чоба - легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чекмень - приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда. У девушек украшением костюма являлась жилетка или фартук.

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Украинский национальный костюм Основой для женского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной Женские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской. На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды. Штаны (укр. шаровари, портки) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.

Cлайд 12

Украинский женский костюм Самым известным украинским головным убором является девичий венок. Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты. По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили плахту -юбку, Плахта, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок- крупная клетка.

Cлайд 13

Cлайд 14

Русский национальный костюм Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Сарафан после рубахи являлся главной составной частью женского костюма. “Сарафан” - термин восточного происхождения, он первоначально обозначал “одетый с головы до ног. Головной убор – кокошник из шелка, ситцевой подкладки, ваты, позументы, бусы, исключительно жемчуг, шитье бирюза, цветного стекла в гнездах.

Cлайд 15

Женский русский костюм. Девичий костюм состоял из юбки с кофтой. Кофты носили приталенные, юбки из ситца или шерсти, реже из шелка или атласа. Чепец из атласа или шелка с кружевами, ярких цветов.

Cлайд 16

Мужской русский костюм. Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Cлайд 17

Верхняя мужская одежда Поверх рубашки мужчины надевали зипун Зипун - верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь- старинная русская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без перехвата.

Cлайд 18

Верхняя мужская одежда Летом поверх кафтана надевали однорядку. Однорядка - русская верхняя широкая, долгополая до щиколотки, женская и мужская одежда, без воротника, с длинными рукавами, под которыми делались прорехи для рук. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк. АРМЯК это верхняя долгополая крестьянская одежда в виде халата из сукна или грубой шерстяной материи.

Cлайд 19

Cлайд 20

Казахский женский костюм Женщины носили нераспашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Женские халаты «шапан» - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. «Саукеле» - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 70 см Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани

Cлайд 21

Казахский мужской костюм Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля

Cлайд 22

Cлайд 23

Немецкий национальный костюм Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов -ледерхозен, в-три-четверти длины, рубашки, жилета, сюртука шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров и ботинок на толстой подошве. У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук. Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.)

Cлайд 24

Cлайд 25

Мужской белорусский костюм Мужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, ноговиц (поясная одежда). Ноговицами (портками) в Беларуси назывались штаны. Их шили из однотонного или пестрядевого льняного полотна, из посконной или полусуконной ткани, зимние - из тёмного сукна (суконники). Ноговицы были воротниковые на поясе, который застегивался на колодочку или пуговицу, и безворотниковые на веревочке. Штанины внизу спадали свободно или обертывались онучами и оборами лаптей. Рубаху носили поверх ноговиц и подпоясывали

Cлайд 26

Женский белорусский костюм Основу женского народного костюма составляли длинная белая льняная рубашка, украшенная вышивкой. Суконная юбка - андарап, которая заменила старинную поневу, фартук, иногда безрукавка и пояс. Оплечье, ворот, рукава, иногда воротничок и подол рубахи вышивали геометрическими узорами из звездочек, ромбов, квадратов, треугольников. Ансамбль завершал головной убор - венок, «скиндачок» (рушничок), капор или платок. Шею украшали бусы и ленты.