Психология

Католическая церковь в 11 веке. Католическая церковь в XI - XIII в.в

Урок в 6 классе по учебнику Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Глава: «Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы»

Тип урока: обобщение материала.

Технологии урока: интерактивные, деятельностные, сотрудничества.

Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы, работа с текстом, работа с картинками, историческими понятиями, выполнение творческого задания)

Цель: проверить, обобщить и закрепить знания по этой главе; способствовать расширению кругозора.

Обучающая задача:

Систематизировать полученные знания по изменениям в христианской церкви в 11-13 веках и крестовым походам. Показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе. Дать определения;

Воспитательная задача:

Пробудить интерес к самостоятельному решению задач

Способствовать воспитанию культуры делового общения

Способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Развивающая задача:

Развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;

Развивать умение делать самостоятельные выводы;

Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;

Развивать умение анализировать;

Развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Ход урока: Ребята в командах по 4 человека. Работаем с карточками. Работаем плечом к плечу, лицом к лицу. Результат зачитывает 1 человек.

Учитель: Вспомним историю средних веков

Расцвет и упадок, и рост городов,

Крестовых походов печальный закат,

Истории книги листаем назад.

Вспомните 1 команда, какие сословия появились в этот период времени в Западной Европе

Ответ:

1. Духовенство - те кто молится.

2. Дворянство - те кто воюет.

3. Третье сословие - крестьяне и все остальное население- те кто трудится.

Вспомните 2 команда источники богатства католической церкви.

Ответ:

1 . Плата за обряды.

2. Церковная десятина.

3. Продажа индульгенции.

4. Продажа церковных должностей.

5. Плата за прикосновение к церковным реликвиям.

Вспомните 3 команда о разделении церкви (обратите внимание на документ в учебнике стр. 130 император Генрих IV вынужден был умолять о прощении Григория 7 ).

Ответ:

Разделение христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году. Римский папа и константинопольский патриарх ругались из-за господства над христианской церковью. Молитва в западной церкви читалась на латинском.

Вспомните 4 команда определения словам и выражениям:

Ответ:

- конклав (совет кардиналов, избирающих папу римского);

- христианская мораль (правила поведения, которые предписывала соблюдать верующим церковь);

- догма (положение, принимаемое слепо, на веру, не подлежащее критике);

- «пойти в Каноссу...» («идти с повинной к своему врагу, подвергнуться страшному унижению»).

Учитель: О, люди! Церковь погрязла в пороках, она испорчена, духовенство должно отказаться от земных владений и богатств. Римский папа наместник дьявола, а не Бога: единственный источник веры – евангелие, а не учение официальной церкви, церковь извратила слова Христа и апостолов и не следует их учению: земное богатство мешает спастись, для спасения нужна бедность. Ребята, кто же это мог написать? (еретики).

1 команда расскажите - Кто такие еретики?

Ответ:

Еретик - противник господствующего вероучения церкви. Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Назовите методы борьбы церкви с еретиками 2 команда .

Ответ:

1. Отлучение от церкви. Отлученный был полностью бесправен.

2. Наложение запрета на богослужение, на страну, область, город. В таких местах не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не хоронили умерших.

3. Военные походы в те области, где было особенно много еретиков.

4. Инквизиция.

3 команда - расскажите о инквизиции? (поможет иллюстрации по теме "Инквизиция")

Ответ:

Инквизиция - трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков - тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерархии. Под этот акт ещё не было подведено никакой "правовой" основы. Она стала складываться в конце XII - первой трети XIII вв. Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, наконец, сожжение на костре - церковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе - торжественным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомерна, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

4 команда – рассказать о нищенствующих орденах монахов.

Ответ:

Папству удалось перетянуть на свою сторону многих людей, колебавшихся между ересью и католицизмом. С еретиками их сближало стремление найти свой путь к Богу. Но они не критиковали церковь и потому не вызывали у неё ненависти. Двух таких людей сумел оценить Иннокентий III. Он утвердил уставы новых монашеских орденов - францисканцев и доминиканцев. Ордены получили название по именам своих основателей - Франциска Ассизского и Доминика де Гусмана.

Франциск страстно молился, и в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь. Когда Франциск начал проповедовать, его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки у учёных богословов. Но смирение Франциска обезоруживало даже врагов, а в его проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, что вскоре вокруг Франциска стали собираться последователи. Тогда Франциск отправился в Рим, где папа утвердил устав для его братства. Францисканцы отличались от других монашеских орденов. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей, а странствовали с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь звучала убедительно. Они стремились помогать мирянам, ухаживали за больными и увечными.

Испанец Доминик де Гусман, известный как святой Доминик (1170-1221), долго проповедовал против альбигойцев, а затем решил создать орден для борьбы с ересями. В 1216 году устав доминиканцев был утверждён папой. Доминиканцы усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками. Они преподавали в университетах и играли главную роль в инквизиции. Доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия.

Учитель:

Как много фактов и имен.

Хранит истории обитель

Одно из них звучит «Клермон»

С тех пор прошло годов не мало,

Но в то 11 век

Огромная толпа стояла

Здесь в 40 тысяч человек.

И перед нами римский папа

Урбан второй здесь выступал.

Он призывал покинуть Запад

Он на Восток всех призывал.

Вот так возникли крестоносцы

Солдаты армии Христа.

Всего походов было восемь

И все под знаменем креста.

В походы шли по доброй воле,

Стремясь богатство захватить

И все хотели лучшей доли

В Европе нечего ловить.

Здесь много нищих и голодных,

И бедных рыцарей не счесть.

И даже дети шли в походы

Там всем хотелось вкусно есть.

Там всем хотелось жечь и грабить,

Там всем хотелось убивать.

Неверных на тот свет отправить

Иерусалим завоевать.

И запылали государства

Мечети, храмы, города.

И снова, покидая запад

Шли на восток они тогда.

Там были Фридрих Барбаросса

Немецкий старенький правитель.

Король французский Филипп Август,

И король Англии сэр Ричард.

В огне пожаров погибали,

Но шли все на Восток тогда.

Так в Сирии и Палестине

Возникли крестоносцев государства

Главным считалось Иерусалимское

Настали времена трагедии и рабства.

Какие же подходов тех последствия,

Что шли без малого три сотни лет.

Несли они народам только бедствия

Восток и Запад, разницы здесь нет.

И все же не прошли они бесследно

Наука и торговля оживились.

В Европе новые товары и услуги

Рис, гречка, даже бани появились.

В далеком прошлом те крестовые походы,

Но из истории их вычеркнуть нельзя.

И вечно будут в памяти народа

Урбан II, кресты, Клермон и Франция!

1 команда - Назовите цели участников крестовых походов.

Ответ:

1. Освобождение главной христианской святыни из рук мусульман.

2. Распространение власти римских пап и получение новых доходов с восточных стран.

3. Захват новых земель.

4. Обогащение за счет грабежа других стран и народов.

5. Освобождение от долгов, избавление от голода и нищеты,

б. Уход крестьян от крепостной зависимости.

2 команда - Объясните, чем занимались члены духовно-рыцарских орденов, перечислите их?

Ответ:

1. Францисканцы. 2. Доминиканцы. 3. Тамплиеры. 4. Госпитальеры. 5. Тевтонский орден

1. С оружием в руках боролись с «врагами христианской веры».

2. Расширяли владения крестоносцев и обороняли их.

3. Заботились о паломниках.

4. Лечили больных и раненых.

5. Занимались торговлей.

6. Владели морскими кораблями и тортами

3 команда - Перечислите основные причины прекращения крестовых походов к концу XIII века .

Ответ:

1. Войны на Востоке уносили многие жизни, владения крестоносцев сокращались, а улучшения в сельском хозяйстве приносили феодалам постоянные доходы.

2. Укрепляя свою власть, короли нанимали рыцарей в свое войско для решения государственных дел в Европе.

3. Хорошие урожаи спасали крестьян от голода, и они уже не искали счастья на чужбине.

4 команда - Перечислите последствия крестовых походов для Западной Европы.

Ответ:

1 . В крестовых походах Западная Европа понесла огромные людские потери.

2. Венеция и Генуя получили первенство в торговле на Средиземном море.

3. Расширились представления европейцев о жизни восточных соседей.

4. Европейцы стали выращивать полезные и новые для них растения: арбузы, лимоны, абрикосы, рис, гречиху.

5. Стали употреблять в пищу сахар и пряности.

6. Возникло множество ветряных мельниц, заимствованных на Востоке.

7. Жители Западной Европы стали изготавливать ткани из шелка, зеркала из стекла, улучшили обработку металлов.

8. Феодалы стали соблюдать правила личной гигиены: мыться в банях и мыть руки перед едой, сменять белье и верхнюю одежду.

9. Роскошь Востока полюбилась европейцам, и они стремились к дорогой одежде, изысканным кушаньям, коврам, высококачественному оружию. Это способствовало развитию торговли.

Давайте вместе сделаем выводы - я начинаю предложение, а вы заканчиваете -

Итак христианство разделилась на (православную и католическую)

католическая церковь стремилась расширить свое влияние. Она враждует с (королями), борется (с еретиками)

организует что? (крестовые походы).

в этот период католическая церковь стала очень влиятельной силой, так как (границы христианского мира в результате крестовых походов расширилась).

Задание на дом:

Актуализация домашнего задания:

Создать кроссворд по теме используя понятия

Сочините рассказ о том что вы крестоносец или еретик.

Нарисовать картинку о крестоносцах

История Средних веков 6 класс

(«Те, кто молятся» - духовенство)

Цель: формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся

Образовательные задачи:

    продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;

    определить причины процесса усиления церкви;

Развивающие:

    развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

    развивать умение делать самостоятельные выводы;

    развивать общеучебные навыки и умения: работать по карте, с учебником;

    развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание

    развитие интереса к предмету;

Воспитательные:

    воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

    способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения:

    проблемный;

    частично-поисковый;

    иллюстративный;

    словесный;

    элементы дифференцированного обучения.

Термины и понятия: сословия, индульгенция

Оборудование: SmartNotebook, карта «Раздел Римской империи»

План.

    Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

    Источники богатства церкви.

    Раскол христианской церкви.

    Организация католической церкви.

    Д.з.: §13 (учебник + р.т.); NBна способы борьбы церкви с еретиками; сообщение об Инквизиции, Римский папа ГригорийVII.

Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире.

Римский папа Иннокентий III

Приветствие детей.

1.Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

Вступительная беседа: скажите, какой период истории Средних веков мы изучаем? Какие изменения происходят в Европе вXI-XIIIвв.?(Изменения в хозяйстве: развитие торговли и ремесла, возрождение старых и появление новых городов, изменение структуры общества). В этот период христианская церковь достигает своего могущества. Сегодня мы поговорим о «тех, кто молятся», о духовенстве – священниках и монахах. Что нам нужно о них узнать? (Этап целеполагания - положение и роль в обществе в сравнении с другими сословиями, с жизнью которых мы уже познакомились)

ЭПИГРАФ (слайд 1 )

В чём актуальность, важность темы урока? Обратить внимание учащихся, что христианство в наше время является 1-й из 3-х мировых религий наряду с буддизмом и исламом (более 2 млрд. чел.).

Вспомнить, что такое сословие? Сколько сословий существовало в средневековой Европе? (слайд 2 ) Роль каждого из этих сословий считалась важной, значительной? Почему?(Ответы учащихся)

Жизнь средневекового человека была тесно связана с церковью и религией. Для населения главным ориентиром суток тогда был звон церковных колоколов, 3 раза в день колокола отмечали час молитвы. Часы – солнечные, песочные, водяные, а с конца 13 века и механические – были большой редкостью, предметом роскоши. Колокола придавали жизни каждого города и села размеренность, возвещали время бодрствовать и время спать, время молитвам и житейской суете, время трудиться и время отдыхать.

Главной целью человеческой жизни, согласно христианскому вероучению, являлось спасение души. И церковь помогала людям в этом. Каждый верующий должен был думать не о том, как разбогатеть или приобрести власть над другими людьми, а о том, как оказаться после смерти в раю. Чтобы избежать адских мук, необходимо посещать храм, участвовать в церковной службе, подавать милостыню бедным (их считали заступниками перед Богом), творить другие добрые дела. Грешникам уготован Ад, а праведники попадут в Царствие Небесное и будут испытывать вечно райское блаженство (слайд 3 ).

Вывод: церковь – влиятельная организация, играла важную роль в жизни людей. Чем объяснить большую роль и авторитет церкви и духовенства в обществе?(Религиозность людей и низкий уровень научных знаний!)

Монашеские движения X — первой половины XI в. Идея церковной реформы. В X в. на фоне глубокого кризиса церковной жизни предпринимаются первые попытки возрождения аскетических ценностей. Инициатором обновления выступило монашество, в недрах которого оформились движения за реформу монастырей, подготовившие к середине XI в. и общецерковную реформу. Свою силу монашество черпало в широко распространившихся среди мирян ожиданиях конца света — сначала в тысячелетнюю годов-щину рождества, а затем и воскресения Христа. Именно реформи-рованное монашество становится во второй половине X—XI в. наи-более авторитетной силой христианского мира.

Наибольшее влияние среди разнообразных монашеских движе-ний уже к середине X в. приобрели клюнийцы. Монастырь Клюни в Бургундии был основан в 910 г. В отличие от других аббатств, Клюни с самого начала оказался вне сферы действия «права част-ной церкви». Его основатель, герцог Аквитании, на вечные вре-мена отказался от своих прав на монастырь, передав его под по-кровительство римского папы, что обеспечивало и независимость от епископа диоцеза. Освобождение монашества от влияния изв-не, будь то со стороны епископа или светского сеньора, стало основой клюнийской программы реформы. Это не означало, что клюнийцы добивались отмены «права частной церкви». Напро-тив, они сами пользовались этим правом для осуществления ре-формы монастырей, получая их в дар во спасение души, покупая или вступая с сеньором в совместное владение. Клюнийцы на-правляли свои усилия прежде всего на устранение тех очевидных нарушений бенедиктинского устава, которые были вызваны об-мирщением монастырей в конце IX—X в. Неслучайно для своих одеяний клюнийцы избрали черный цвет, символизировавший отказ от всего мирского. Основной задачей монашества представ-лялась молитва за мирян перед Богом, соединение с ним в мо-литвенном созерцании. Месса в Клюни в течение дня не прекра-щалась ни на секунду и отличалась особенной торжественностью.

Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей, главой которого являлся непосредственно аббат Клю-ни, а основой монашеской жизни — клюншский обычай, дополняв-ший устав св. Бенедикта. Клюни подчинялись сотни монастырей по всей Европе. Особую роль сыграли клюнийцы в христианских государствах Испании, где они содействовали вытеснению мосарабских богослужебных традиций римскими и утверждению ав-торитета папы. Клюнийское объединение не ограничивалось сфе-рой политических интересов того или иного сеньора, как, ска-жем, объединение монастырей Каролингской империи вокруг правящей династии (см. гл. 7). Клюнийские монастыри были вы-ведены из под власти местных епископов. Аббат Клюни, позднее получивший из Рима знаки епископского сана, являлся как бы епископом подчиненной ему «клюнийской церкви». Свободные от власти сеньоров и епископов клюнийские монастыри образо-вывали своего рода суверенное монашеское государство, главу которого современники нередко называли «королем».

В X — начале XI в. попытки реформировать монашество предпринимаются и в германской империи. Но если клюнийское движение развивалось снизу, по инициативе отдельных подвиж-ников из числа самих монахов, то в Германии главным поборни-ком реформы выступал император. Так, например, Генриха III (1039—1056), а не какого-либо аббата, современники называли «правителем монахов». Реформаторские устремления германских императоров были направлены на укрепление системы имперской церкви. Продолжая традиции Каролингов и рассматривая свою власть как сакральную, императоры претендовали на роль защит-ников церкви и истинного благочестия. Бороться со всевозмож-ными церковными нестроениями, по их мнению, входило в обя-занности помазанника Божьего.

Именно эти соображения побудили Генриха III и его окруже-ние выступить с идеей церковной реформы, выходящей за преде-лы одного лишь монашества. Оздоровление церкви Генрих III ре-шил начать с Рима, положив конец власти римской аристократии над Апостольским Престолом. В 1046 г. он низложил сразу трех пап, избранных различными группировками римского духовенст-ва и нобилей. После чего сам назначил папой немецкого еписко-па, сторонника реформы. Период с 1046 по 1058 г. называют эпо-хой немецкого папства. В эти годы римскую церковь возглавляли папы немецкого происхождения, опиравшиеся в деле реформы церкви на императора. Целью реформы было в первую очередь запрещение симонии и браков среди клириков, объявленных ере-сью. Именно в середине XI в. в западной церкви в целом утверждается обет безбрачия (целибат) для клира. Целибат обес-печивал неотчуждаемость церковного имущества и способствовал росту экономического могущества церкви в последующие столетия.

Контакты папства с епископствами и монастырями Западной Европы упрочились и стали более интенсивными. Началось со-здание и особых механизмов осуществления папской власти над церковью. Эти усилия связаны в первую очередь с понтификатом Льва IX (1049—1054). Лев IX провел реорганизацию папской кан-целярии, которая вскоре получила название римской курии. Наря-ду со значительным штатом писцов и нотариев, позволявшим пап-ству вести обширную переписку, в нее вошли ближайшие совет-ники Льва IX из числа реформаторов церкви. Эти советники образовали коллегию кардиналов. Кардиналами ранее называли римских клириков, а также епископов семи ближайших к Риму кафедр; в их обязанности входило главным образом участие в пап-ском богослужении. Однако теперь Лев IX рассматривал карди-налов как опору папства в управлении церковью и проведении реформы. В коллегию кардиналов вошли клирики из разных стран, олицетворяя, таким образом, универсальный (вселенский) харак-тер папской власти.

Раскол церкви. В 1054 г. произошел разрыв между папством и восточной церковью, положивший начало раздельному сущест-вованию двух церквей — римско-католической (греч.: вселенской) и православной. В действительности, церкви на латинском Западе и греческом Востоке уже давно развивались обособленно, а за-тяжные схизмы, то есть расколы единой церкви, случались и ра-нее. Во многом противостояние восточной и западной церквей определялось как различными представлениями о взаимоотноше-ниях светской и духовной власти, так и соперничеством римско-го папы и константинопольского патриарха. Существенную роль в обострении взаимоотношений Рима и Константинополя играли политические факторы — такие, как возрождение Римской импе-рии на Западе и борьба империи и папства против Византии на юге Италии в первой половине XI в. Вместе с тем, между латин-ской и греческой церквями к середине XI в. накопились и значи-тельные различия в толковании христианского вероучения.

По-видимому, еще в борьбе с варварами-арианами, отстаивая полное равенство Христа Богу Отцу, на западе к никейскому сим-волу веры стали добавлять filioque (лат.: «и от Сына»), утверждая, таким образом, исхождение Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Сына. В конце VIII в. по инициативе Карла Великого это добавление было принято во франкской империи, а в начале XI в. утверждено папством.

В первой половине XI в. на Западе окончательно оформилось учение о пресуществлении, то есть о способе пребывания тела и крови Христа в хлебе и вине, используемом в таинстве евхарис-тии. Если на Востоке полагали, что тело и кровь присутствуют в хлебе и вине лишь духовно, то на Западе укрепилось мнение, со-гласно которому при отправлении таинства хлеб и вино превра-щаются в подлинные кровь и плоть Спасителя, которые верую-щие, по словам одного из теологов, буквально «пережевывают зубами». На основании учения о пресуществлении в XIII в. было обосновано и различие между причастием мирян и духовенства, также углубившее догматические противоречия, разделявшие ка-толическую и православную церковь. Если в хлебе и вине при-сутствует подлинная кровь и плоть Христа, иными словами сам Христос, то и в хлебе отдельно и в вине отдельно наличествует весь Спаситель сразу. Католические теологи сочли поэтому воз-можным причащать мирян одним хлебом, священников же — по-прежнему хлебом и вином.

К этим противоречиям добавилось впоследствии и расхождение в представлениях о загробном мире. Основываясь на Священном Писании, греческие богословы продолжали представлять потус-торонний мир двухчастным, состоящим из Рая и Ада. Однако еще в раннем средневековье у некоторых латинских авторов упомина-лось об «очистительном огне», временном испытании, очищаю-щем душу, не завершившую при жизни покаяния, перед вступле-нием ее в Рай. В начале XIII в. папство утвердило догмат о чис-тилище как особом, третьем «отсеке» загробного мира. Принимая догмат, папство старалось усилить влияние католического клира в обществе, утвердить идею о спасительной роли церкви, способ-ной молитвами избавлять души усопших от страданий в чистилище.

Несмотря на углубление теологических расхождений, современ-ники не воспринимали раскол 1054 г. как окончательный. Схиз-ма стала реальностью лишь после разгрома крестоносцами Кон-стантинополя в 1204 г. Папа Иннокентий III (1198—1216) при-знавал, что после бесчинств в константинопольских церквях греки видят в латинянах лишь «творения порока и тьмы» и «справедли-во сторонятся их будто псов». Вместе с тем, попытки заключения унии между католической и православной церквями предприни-мались и позднее. Такие унии, фактически подчинявшие папе церковь ослабевшей Византийской империи, были подписаны на II Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском соборах (1439). Однако в целом они были впоследствии отвергнуты православ-ной церковью, получив признание лишь в ряде так называемых униатских церквей Восточной Европы.

Грегорианская реформа. В конце 50-х гг. XI в. в кругах римских реформаторов зарождается идея более глубокого обновления цер-кви и прежде всего освобождения ее от власти светских правите-лей. Этому предшествовал анализ неудач реформаторов в борьбе с симонией. Подлинные корни симонии виделись теперь в нару-шении канонической, то есть утвержденной соборами, процеду-ры избрания священнослужителей. Согласно каноническому праву, кандидатуру на вакантную духовную должность предлагает выше-стоящий иерарх церкви (епископ или архиепископ), затем пре-тендента избирает «клир и народ». Однако вовлечение церкви в вассально-ленные отношения привело к тому, что духовные долж-ности стали распределяться государями и сеньорами. В глазах мирян они были не более чем доходными местами, поэтому и торговля ими приняла столь крупные масштабы. Главное бедст-вие для церкви, по мнению реформаторов, заключалось в узурпи-рованном мирянами праве инвеституры, то есть введения духов-ного лица в должность, а также в «праве частной церкви». Сто-ронники реформы стремились оградить церковь от всякого подчинения мирянам, восстановить каноническую процедуру вы-боров. Это требование было воплощено в декрете, подписанном папой Николаем II в 1059 г. Согласно этому декрету, выборы папы стали исключительной прерогативой коллегии кардиналов. Затем новый папа формально утверждался римским клиром и народом. Императора при этом причисляли к «народу», отрицая за ним какие-либо особые права.

Непримиримая борьба против светской инвеституры началась в 1076 г. в понтификат Григория VII (1073—1085). Характеризуя упорство и ярость Григория, проявленные в борьбе с церковны-ми нестроениями, один из современников назвал его «святым са-таной». Григорий VII принял комплекс мер, направленных на пол-ное освобождение церкви от власти мирян, подчинение ее папе и восстановление действия канонического права, получивший в ис-ториографии название «грегорианской реформы». Ее принципы отстаивали и преемники Григория в конце XI — начале XII в. Именно тогда было запрещено «право частной церкви».

Однако полностью исключить церковь из системы вассально-ленных отношений папству не удалось. Компромиссное решение было найдено в конце XI в. известным теологом Иво Шартрским, обозначившим различие между духовным и светским компонен-том во власти прелата. Светские сеньоры сохраняли право инвес-титуры лишь применительно к светским прерогативам епископа, то есть вводили его во владение пожалованными землями, тогда как непосредственно духовный сан переходил в акте церковной инвеституры. В начале XII в. это компромиссное решение было утверждено французским королем, затем английским и, наконец, в 1122 г. германским императором. В XII в. компромисс был най-ден и в отношении «права частной церкви». Сеньору дозволялось осуществлять патронат (покровительство) над основанным им приходом или монастырем, контролировать его имущество и вы-боры предстоятеля. Однако в Скандинавских странах право свет-ской инвеституры и «частной церкви» почти в полном объеме сохранялось и позднее, вплоть до XIII в.

Итогом «грегорианской реформы» стало существенное ослабле-ние зависимости церкви от светских сеньоров и ее консолидация в вертикальную иерархическую структуру во главе с римским па-пой, назначавшим архиепископов. Вскоре папство запретило мо-нархам взимать и какие-либо налоги с церкви, рассматриваемой теперь как государство в государствах и обязанной отныне лишь вносить ежегодный налог папе — аннату и другие отчисления.

Установление папской теократии. Григорий VII и его преемни-ки в ходе борьбы за инвеституру выработали концепцию папско-го универсализма, или папской теократии, противостоящую идее универсальной светской империи. Наиболее полно основные ее положения изложены в так называемом «Dictatus рарае» (продик-тованное папой), документе, приписываемом Григорию VII. В нем утверждается, что папство обладает по праву как высшей духов-ной, так и высшей светской властью. Новая доктрина папства основывалась на «Константиновом даре», а также на обширном комплексе фальшивок — «Лжеисидоровых декреталиях», который возник еще в IX в. во Франкском королевстве и приписывался св. Исидору Севильскому (ум. в 636).

Папы эпохи «грегорианской реформы» являлись выходцами из реформированного монащества. Поэтому в концепции папской теократии отразилось прежде всего монашеское миросозерцание, согласно которому мир является лишь царством порока и алчнос-ти; только святая церковь, которая также представлялась мона-шеской, способна спасти его от погибели. Все светские государи должны быть слугами наместника Бога на земле — римского папы, в то же время получившего от Константина Великого и высшую светскую власть на Западе. В противном случае они превращают-ся в слуг Антихриста и долг папы отлучить их от церкви, а вве-ренный им народ призвать к восстанию. Во второй половине XII—XIII в. к руководству римской курии пришли юристы, не-редко занимавшие и папский престол. Они в целом закрепили и развили теоретические рассуждения пап-монахов в каноническом праве. Вершиной папской теократии считается понтификат Иннокентия III (1198-1216). Именно он официально утвердил за папой титул викария Христа.

В XII—XIII вв. папство находилось в зените своего могущества. Оно сумело организовать крестоносное движение, добилось от многих европейских монархов принесения вассальной присяги, уплаты регулярной подати Апостольскому Престолу («денарий св. Петра»), активно вмешивалось во внутренние дела всех хрис-тианских государств. Мощным оружием в руках папства стали от-лучение от церкви и интердикт (запрет отправления таинств и других церковных обрядов), широко применявшиеся в отноше-нии непокорных государей. Если же эти средства не действовали, то папа, используя противоречия между европейскими государст-вами, мог провозгласить крестовый поход против ослушника. Наградой же за эту услугу являлась корона завоеванного королев-ства. Постоянно действовал институт папских легатов на местах, которые контролировали не только церковь, но во многом и свет-ские власти.

Канонисты, опираясь на закрепленные в церковном праве пре-цеденты, разработали теорию о непогрешимости пап, о том, что именно папы выносят окончательные решения по вопросам дог-матики и церковной дисциплины. Такие решения оформлялись в виде декреталий (указов) папы, не требовавших одобрения цер-кви. Декреталии составили важнейший раздел канонического права и во многом обладали большим авторитетом, чем постановления Вселенских соборов или Священное Писание.

Во многом усиление власти папы с конца XI в. основывалось на вере, что именно римский епископ, имеющий ключи от царства небесного, в состоянии обеспечить спасение, открыть дорогу в рай. Это, в частности, давало возможность папству предоставлять пол-ное отпущение грехов — индульгенцию — сначала всем участникам крестовых походов, а с конца XII в. и тем, кто хотя бы пожертво-вал деньги на их организацию. Место в раю, таким образом, мож-но было купить за деньги, перечисленные римской курии. В XIII в. теологи разработали учение о «сокровищнице церкви» — неиссяка-емом запасе благодати, накопленном благодаря усилиям святых и мучеников. Папа и иерархи церкви, принимающие от него свою власть, могут распоряжаться этой благодатью и выдавать индуль-генцию за деньги или различные услуги всем мирянам вообще и даже умершим, находящимся в чистилище. На практике эта тео-рия вела к обожествлению папы и церковной иерархии.

Цистерцианский орден. Движение регулярных каноников в XII в. К концу XI в. реформированные монастыри, прежде всего клюнийские, уже были далеки от тех идеалов, за которые некогда боролись теоретики монашеской реформы. Но именно высокий моральный авторитет монашества эпохи реформ привел к неве-роятному обогащению монастырей.- В разросшихся монастырях все труднее было обрести уединение, особенно учитывая то, что громкая слава некоторых обителей нередко привлекала туда лю-дей, пытавшихся продвинуться по социальной лестнице. Роскошь, изнеженность многочисленной братии порождала теперь тоску по первоначальной простоте бенедиктинского уклада жизни. Неслу-чайно поэтому параллельно с усилением реформированных мо-настырей развиваются и те или иные формы отшельничества. По-началу, в первой половине X в., к бегству от мира побуждали прежде всего пороки клира и епископата. Позднее отшельниче-ство все больше становится реакцией на обозначившиеся изъяны в образе жизни большинства бенедиктинских аббатств, приняв-ших реформу.

Так, в конце XI в. группа аскетически настроенных монахов покинула свой монастырь и удалилась в уединенное место Сито (лат. Цистерций) в Бургундии. Эта обитель и дала позднее назва-ние ордену цистерцианцев. Орден являлся новой формой орга-низации монашества. Цистерцианцы не реформировали старые монастыри, но закладывали новые, тем самым резко противопо-ставляя себя прежнему монашеству. Это противопоставление зримо отражали белые, «ангелические», одеяния цистерцианцев, кон-трастировавшие с черными одеждами, введенными в бенедиктин-ском монашестве клюнийцами. Новые монастыри образовывали замкнутую централизованную организацию — орден. В отличие от клюнийского объединения, главой которого являлся аббат Клюни, верховной властью в ордене цистерцианцев обладал не насто-ятель Сито, а генеральный капитул — ежегодное собрание всех аббатов цистерцианских монастырей. Их уклад полностью регу-лировали статуты ордена, утвержденные генеральным капиту-лом, тогда как клюнийский «обычай» был обычаем прежде всего самого Клюни и в других монастырях объединения наслаивался на местные монашеские традиции. Впоследствии по образцу цис-терцианцев все монашество, включая и клюнийское, организует-ся в различные ордена, каждый из которых предписывал своим членам особый уклад жизни, те или иные виды деятельности, определенный цвет одежд и т.д. Орденские статуты при этом до-полняли и комментировали монашеский устав.

Цистерцианцы, хотя и отталкивались от устава св. Бенедикта, во многом отошли от традиций, сложившихся в реформирован-ных бенедиктинских монастырях. Они выбирали для основания своих обителей еще не обжитые человеком места. В задачи монахов входили, таким образом, расчистка лесов, осушение бо-лот, обустройство монастырского хозяйства. Физический труд цис-терцианцы считали основой монашеского служения. В отличие от прежнего бенедиктинского монашества, цистерцианцам не дозво-лялось жить чужим трудом, владеть деревнями, иметь зависимых крестьян, вассалов из числа мирян. В результате цистерцианцы больше времени проводили в поле, на скотном дворе или в винограднике, чем в скриптории, школе или в храме за богослужением.

Орден цистерцианцев приобрел огромное влияние в Западной Европе в первой половине XII в., чему немало способствовали деятельность выдающегося идеолога цистерцианства св. Бернар-да Клервосского (1090—1153). Благодаря проповедям св. Бернар да, благословившего создание духовно-рыцарских орденов, цистерцианцы нередко выступали проводниками насильственной христианизации, как было в языческой Прибалтике или арабской Испании. Идеалы уединения, бедности, физического труда не спасли и цистерцианские монастыри от постепенного обмирщения Рачительные монахи, отводившие много времени интенсивному сельскохозяйственному труду, охотно внедрявшие различные тех-нические новшества, активно включались в торговлю, обогаща-лись. Очень скоро цистерцианцы переложили занятия физичес-ким трудом на так называемых конверсов (обращенных), рекрута ровавшихся из сельской бедноты. Конверсы, или «бородатые братья» (в отличие от монахов, которым надлежало бриться) принимали монашеский обет, но жили отдельно от основной братии. Обет послушания обязывал конверсов работать столь долго, скол I. это было необходимо аббату. При этом за свой труд они как члены цистерцианского ордена получали одно лишь скудное пропитание,

XII век стал переломным в истории монашества. Все существо-вавшие к этому времени формы бенедиктинского монашества, включая и цистерцианцев, были укоренены в аграрной, негород ской, части христианского мира. Город издавна представлялся монахам вертепом порока. К тому же города, во главе которых, как правило, стояли епископы, таили в себе угрозу подчинении монастырей епископату. Однако с ростом городов в Западной Европе в XI—XII вв., усилением их экономического, политичег кого и духовного влияния, все сильнее стала ощущаться потреб-ность в укреплении пастырского служения в городских общинах, сохранении монополии церкви в духовной жизни общества. Бе-недиктинское монашество, исповедовавшее идеал ухода от мира, вряд ли могло стать надежной опорой церкви в новых условиях. В 20-е гг. XII в. папство отказывается от поддержки монастырей в их борьбе за автономию внутри церкви. Монастыри вновь переходят в подчинение епископов диоцеза, правда, сохраняя не-которую самостоятельность. Духовенство же, живущее в миру и занятое пастырским служением, возвращает себе ведущие пози-ции в церкви и во многом определяет политику папства.

В XII в. большого размаха достигло движение регулярных кано-ников — служителей по преимуществу соборных и приходских церквей городов, живших особыми общинами — каноникатами, н соответствии с определенным уставом (лат.regula). В начале XII в. происходит размежевание регулярных каноников с мо-нашеством. В качестве устава каноники избрали не правило св. Бенедикта, а устав, приписываемый знаменитому отцу церкви св.Августину. Поэтому их и стали называть августинцами. Устав св. Августина принимали практически все новые духовные орде-на, включая монашеские, возникшие в XII—XIII вв. В основу этого устава легла особая мистическая категория христианского веро-учения — любовь. Высшая любовь к Богу требовала жертвенной любви к ближнему, которая прежде всего выражалась в активной проповеднической деятельности в миру. Августинцы и другие ордена, принявшие устав св. Августина, чувствовали свою ответ-ственность за спасение всех христианских душ и потому им был чужд идеал монашеского уединения во имя личного спасения, характерный для бенедиктинства.

Ереси второй половины XII XIII в. Учреждение инквизиции. Исследователи выделяют XII в. в истории Западной Европы в связи с глубокими переменами в массовом религиозном сознании. Иног-да говорят даже о внутренней христианизации Европы в XII в., противопоставляя ее внешнему, формальному утверждению хрис-тианства в предшествующие столетия. Ранее христианство воспри-нималось по преимуществу как религия сильного Бога, способ-ного, по выполнении верующим определенного набора сакраль-ных действий, защитить от сил зла, обеспечить земное и загробное благополучие. Элементы этого понимания христианства сохраня-лись и позднее, но в XII в. представители самых широких слоев населения обращаются к поискам интимного, индивидуального нуги к Богу, часто отвергая привычные формы общения с потус-торонним миром, предлагаемые церковью. Пробуждается инте-рес к Священному Писанию, миряне стремятся познакомиться с ним не через посредство клира, знающего латынь, а самостоя-тельно. Библия начинает переводиться на народные языки, а ее положения своеобразно переплавляются в сознании мирян. Мас-совый религиозный подъем породил и беспрецедентное множе-ство различных еретических учений во второй половине XII—XIII в. Удобную почву они находили в городах, население которых в силу сравнительно высокого уровня грамотности было наиболее вос-приимчиво ко всякого рода духовным исканиям.

Крупнейшими еретическими движениями, оформившимися во второй половине XII—XIII вв., явились ереси вальденсов и ката-ров. Первоначально они возникли в городах Юга Франции и от-туда распространились по всей Европе. В них нашли отражение также и острые социальные конфликты эпохи, вызванные интен-сивным развитием товарно-денежных отношений и растущей по-ляризацией городского общества. Определенное влияние на про-грамму еретиков оказало коммунальное движение, направленное против городских сеньоров, которыми нередко являлись еписко-пы. Наконец, антиепископская и в целом антицерковная направ-ленность учения и деятельности вальденсов и катаров была реак-цией на рост светской власти и финансового могущества церкви в эпоху папской теократии. Знакомство с Евангелием, переведен-ным на народное наречие, приводило к выводу, что богатая като-лическая церковь давно забыла заветы святой бедности и служит не Христу, но маммоне (т.е. земным благам).

Основатель ереси вальденсов, давший ей имя, преуспевающий лионский купец Пьер Вальдо, отказался от принадлежавшего ему имущества, чтобы жить в бедности и подобно апостолам бродить по дорогам, проповедуя Евангелие и призывая народ к покая-нию. Позднее вальденсы сформулировали тезис о том, что раз-вращенная богатством римская церковь потеряла святость и от-правляемые ею таинства не имеют силы. Поэтому вальденсы счи-тали, что право совершать таинства имеет не тот, кто получил священнический сан, а любой мирянин, который, согласно запо-ведям Христа, ведет нищенский образ жизни, лишен постоянно-го пристанища и порою даже крыши над головой.

Значительно дальше в осуждении католической церкви пошли катары. На их учение определенное воздействие оказала дуалис-тическая ересь богомилов, возникшая в X в. в Болгарии. Богатую и могущественную католическую церковь катары объявляли тво-рением сатаны. А крест, которому поклоняются католики, они считали символом материального злого мира, его страданий и пороков. Этой «грязной» церкви катары противопоставляли свою «чистую» церковь (катары — от греч. «чистый»), основанную на принципах суровой аскезы и нестяжательства и служащую истин-ному Богу. Особенного успеха церковь катаров достигла в районе между Тулузой и Альби, где к ней примкнули не только широкие слои горожан, но и представители среднего и высшего, титуло-ванного, дворянства. По названию одного из центров катаров — города Альби — их стали именовать альбигойцами.

Распространение еретических движений во многих странах За-падной Европы, их массовый характер, более или менее четкие организационные формы заставили католическую церковь прибег-нуть к чрезвычайным мерам, например, таким, как провозглашение крестового похода против альбигойцев в начале XIII в. (см. гл. 10) и учреждение системы папской инквизиции в 30-е гг. XIII в. Пре-следование еретиков велось и ранее, но оно оказалось мало эффек-тивным. Теперь же во всех епископствах вводилась особая долж-ность папского инквизитора, которому надлежало единолично вести следствие (лат.inquisito) по всем делам, относящимся к ереси, вплоть до, вынесения окончательного приговора. Решение пап-ского инквизитора обязаны были неукоснительно выполнять как местные епископы, так и светские власти, которым еретик и пере-давался для исполнения приговора. Обычным наказанием по об-винению инквизиции стало сожжение на костре (исп., порт, ауто-дафе — акт веры), якобы очищающее еретиков от их заблуждений.

Нищенствующие ордена. Папство в борьбе с ересями не ограни-чилось одними лишь карательными мерами, понимая, что ерети-ческие движения выражали тягу широких слоев населения к об-новленной, бедной, церкви и во многом были обусловлены неэф-фективностью проповеднической деятельности католического клира. Так, папа Иннокентий III исходил из необходимости под-чинить движение за святую бедность, «приручить» его и исполь-зовать затем для укрепления авторитета всего духовенства в гла-зах паствы. Он и его преемники утвердили создание нищенству-ющих орденов, первыми и важнейшими из которых явились доминиканцы и францисканцы, появившиеся в начале XIII в.

Нищенствующие ордена воплощали новые воззрения на мона-шескую аскезу, отчасти восходящие к идеалам регулярных кано-ников, отчасти сформировавшиеся под влиянием еретических и иных массовых религиозных движений второй половины XII — начала XIII в. В основе организации нищенствующих орденов лежало представление об апостольской жизни, т.е. стремление во всем следовать примеру апостолов Христа, несших его учение в мир. Бенедиктинскому идеалу аскета-отшельника, затворившего-ся в монастыре, они противопоставляли идеал странствующего по миру аскета-проповедника. Нищенствующие монахи с самого начала сосредоточились на проповеднической деятельности в го-родах, «заботе о душах», а также миссионерстве. Чрезвычайно быстро распространившись во всех странах Западной Европы, они уже в XIII—XIV вв. устремились за ее пределы — в Палестину, Египет, Закавказье, Крым, державу монголов в Центральной Азии, достигнув даже Китая.

Однако организация проповеди в нищенствующих орденах су-щественно отличалась от практиковавшейся в церкви, в том числе и регулярными канониками. Она базировалась на опыте катаров и вальденсов. Проповедник не ждал, когда к нему, в церковь, соберется паства, но сам искал ее, шел к людям, «пешком без золота и серебра, словом, во всем подражая апостолам». Нищен-ствующие монахи проповедовали тщету всего мирского уже са-мим своим обликом: они скорее напоминали нищих странников, чем монахов и священников. Бедность, таким образом, являлась наряду с проповедью другой важной стороной представления об апостольской жизни. Некогда уже цистерцианцы стремились во-плотить идеал бедности, однако нищенствующие монахи пошли еще дальше. Им поначалу не только запрещалось владеть каким-либо имуществом, но и предписывалось жить исключительно за счет милостыни, нищенства. Несмотря на ряд общих черт важ-нейшие из нищенствующих орденов — доминиканский и фран-цисканский имели свою ярко выраженную специфику, обуслов-ленную обстоятельствами их возникновения. На всей последую-щей истории этих орденов лежал глубокий отпечаток личности их создателей — св. Доминика и св. Франциска.

Св. Доминик (ум. в 1221), испанский каноник-августинец, в начале XIII в. оказался на юге Франции, охваченном ересью аль-бигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь в организации эффективной проповеди во имя сохранения целостности католи-ческой церкви. Официальное название доминиканцев, выражаю-щее специфику ордена, — братья проповедники. Но чтобы пропо-ведовать верное учение, следовало подготовить грамотных пасты-рей, во всех тонкостях постигших ортодоксальную католическую теологию. Поэтому с самого начала другим важнейшим направ-лением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии. Неслучайно центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города средневековой Европы. Доминиканцы создали разветвленную сеть теологического пре-подавания, включавшего также изучение различных языков, не-обходимых теологу и проповеднику. Вскоре именно доминикан-цы во многом определяли, что есть истинное христианское уче-ние. Св. Фома Аквинский (ум. в 1274) — крупнейший авторитет католического богословия, принадлежал к ордену св. Доминика. Неслучайно также, что большинство инквизиторов назначалось из числа доминиканцев, хотя в ряде регионов Европы инквизи-ция была передана и ордену францисканцев.

Св. Франциск (ум. в 1226) был сыном богатого купца из италь-янского города Ассизи, но еще в юности отказался от семьи, наследства и всех вообще земных благ с тем, чтобы принадлежать одному Богу. Но так же как Христос, который «умер за всех», Франциск отверг монашеское уединение, «зная, что послан Бо-гом для того, чтобы приобрести Ему души». Франциска в отличие от Доминика, заботившегося о борьбе с ересями и целостности церкви, побуждала к проповеди прежде всего любовь и сострада-ние к ближнему. Франциск обращался со словами Евангелия не только к людям, но и к птицам, змеям, волкам, видя во всякой природе Бога. Краеугольным камнем учения Франциска была «гос-пожа бедность», понимаемая как высшая степень смирения. Сми-рение, самоуничижение характерны и для его последователей, официально именовавшихся по латыни миноритами, т.е. мень-шими братьями. Франциск не только запрещал искать даже ми-нимальных удобств для себя, предписывал носить рубище, пре-поясанное веревкой, но и книги разрешал иметь только грамот-ным братьям, да и то исключительно богослужебные. Франциск вообще неохотно дозволял занятия теологией, опасаясь, как бы чрезмерное мудрствование «не погасило дух молитвы и благочестия». Со временем, однако, и францисканцы создали свою систе-му теологического образования. Но уже в XIII в. от доминикан-ской теологии учение францисканских богословов отличала боль-шая чувственность, эмоциональность.

С развитием нищенствующих орденов и превращением их в многочисленные и разветвленные монашеские организации все острее вставала проблема сохранения первоначального идеала бед-ности. Доминиканцы, которым с самого начала для занятий тео-логией необходимы были отдельные кельи, обширные библиоте-ки, значительные финансовые ресурсы, быстро согласились со смягчением требований нестяжательства. А первые постоянные обители были созданы еще св. Домиником. Напротив, у францис-канцев попытки корректировать учение о «госпоже бедности» вы-звали во второй половине XIII в. раскол ордена на сторонников строгого соблюдения заветов Франциска — спиритуалов и тех, кто осуждал чрезмерное увлечение бедностью, выступал за развитие больших монастырских общин (конвентов) — конвентуалов. Одна-ко эти конвенты, как и прочее имущество ордена, находились лишь в пользовании миноритов, тогда как правом собственности обла-дал Апостольский престол. Важным отличием конвентов как до-миниканцев, так и францисканцев от существовавших ранее мо-настырей была их открытость городу и церкви. Эти конвенты час-то служили временным пристанищем братьев, которые охотно шли проповедовать Евангелие на людных перекрестках, базарных пло-щадях, постоялых дворах или отправлялись в отдаленные страны.

«Авиньонское пленение» пап. К концу XIII в. папство, ранее успешно противостоявшее универсалистским притязаниям импера-торов, столкнулось с новой мощной силой — нарождающимися централизованными монархиями. Конфликт разгорелся с фран-цузским королем Филиппом IV, который без разрешения папы обложил налогом французское духовенство. Тем самым Филипп IV продемонстрировал, что французская церковь является неотъем-лемой частью его королевства и впредь королю решать, в какой степени она будет подчиняться папе (см. гл. 10). Папа Бонифа-ций VIII уже готов был отлучить Филиппа ГУ от церкви, когда в его резиденцию в Ананьи ворвались люди французского короля. Один из них, согласно легенде, нанес пощечину папе железной рукавицей. Не перенеся унижения, Бонифаций вскоре скончался. С пощечины в Ананьи в 1303 г. началась эпоха ослабления папст-ва, оказавшегося под контролем Франции. Избранный на пап-ский престол французский епископ, опасаясь оппозиции итальян-ского духовенства, предпочел остаться во Франции. В 1309—1377 гг. резиденция пап находилась на юге Франции, в Авиньоне.

Авиньон имел некоторые неоспоримые преимущества перед Римом. Здесь отсутствовали влиятельные кланы знати, которые могли бы воздействовать на выборы и политику пап. Начиная с периода борьбы за инвеституру, папы нередко в целях безопас-ности покидали Рим, что затрудняло создание постоянного аппа-рата управления. Да и материальные возможности курии были не всегда достаточными для проведения самостоятельной международной политики. В Авиньоне папы впервые смогли создать постояннодействующее и эффективное финансовое ведомство. Папы использовали всякую возможность для получения с церкви и от-дельных прелатов различных отчислений, открыто торговали до-ходными церковными должностями, использовали на личные нуж-ды деньги, собранные для очередного крестового похода. Впе-рвые именно авиньонские папы перешли к широкой торговле индульгенциями.

Откровенно фискальная политика авиньонских пап порождала недовольство как в церкви, так и среди мирян. Неслучайно в эти годы особенно радикальные формы принимает движение францисканцев-спиритуалов, мечтавших об «ангелическом», не вовле-ченном в мирские дела, папстве. Их настойчивая проповедь свя-той бедности вызвала уже в конце XIII в. кровавые репрессии со стороны Рима. Теперь же папа Иоанн XXII (1316—1334) отлучил спиритуалов от церкви и объявил ересью учение о том, что Хрис-тос и его апостолы не обладали имуществом.

Кроме того, профранцузские настроения папства вызвали в дру-гих странах, особенно с началом Столетней войны, сильное дви-жение за независимость национальных церквей. С началом XIV в. впервые зарождается и теория о необходимости отделения цер-кви от государства. Ее выразителями стали сторонники империи, Уильям Оккам, Марсилий Падуанский, Данте, в трактатах кото-рых разворачивалась критика теократической доктрины папства. В Англии большой популярностью пользовались воззрения Джо-на Виклифа, считавшего, что католическая церковь и папа лишь отдаляют человека от подлинного христианства, заключенного в Евангелии. Сочинения Виклифа распространились по всей Евро-пе. Его активным последователем стал магистр Пражского уни-верситета Ян Гус, также выступавший за реформу церкви.

Великая схизма и соборное движение. Дальнейшему падению авторитета папства способствовала великая схизма — раскол цер-кви в 1378—1417 гг. Воспользовавшись ослаблением Франции в Столетней войне, папа Григорий XI в 1377 г. вернул свою рези-денцию из Авиньона в Рим. Однако после его смерти в 1378 г. коллегия кардиналов, состоявшая из французов и итальянцев, раскололась: итальянские кардиналы выбрали папу — итальянца, а французские кардиналы, утверждая, что эти выборы проведены с нарушением правил, — француза. Последний вскоре перебрал-ся в Авиньон. Каждый из двух пап, доказывая, что именно он является законным, а другой — узурпатором, стал рассылать письма епископам, аббатам, монархам, князьям, университетам с требо-ванием поддержки. Вскоре вся Европа разделилась на враждую-щие партии. Чтобы положить конец схизме было решено созвать собор с участием прелатов из всех стран Европы, профессоров университетов, теологов, юристов, представителей монархов. Та-кой собор состоялся в. 1409 г. в Пизе. Он низложил обоих пап и избрал нового. Но низложенные папы не признали решения со-бора. В результате раскол только углубился: в Европе было теперь три папы.

Неудача Пизанского собора способствовала оформлению в За-падной Европе соборного движения. Его сторонники утвержда-ли, что папа не является абсолютным главой христианского мира, не может он являться и непогрешимым. «То, что касается всех, должно быть одобрено всеми», и лишь вся церковь в целом, пред-ставляемая Вселенским собором, непогрешима. Соборное движе-ние, однако, было неоднородным как по составу, так и по харак-теру выдвигаемых требований. Европейские монархи, от поддерж-ки которых в основном и зависело признание того или иного папы законным, стремились прежде всего ограничить власть папства над национальными церквями. Для кардиналов и римской курии падение авторитета папства предоставляло удобную возможность укрепить собственное положение в управлении церковью. Более широкие круги духовенства и мирян возлагали на Вселенский собор надежду на осуществление глубоких реформ церкви, на которые папство, казалось, уже не было способно. В 1414—1418 гг., нако-нец, удалось созвать такой собор в Констанце, который в 1417 г. избрал папу, получившего всеобщее признание. Констанцский собор принял решения о подчинении папы власти соборов и о регулярном их созыве.

Однако уже следующий собор в Базеле в 1431—1449 гг. факти-чески привел к новой схизме: законному папе Евгению IV (1431—1447), недовольному дальнейшим наступлением на преро-гативы Рима, был противопоставлен «соборный» папа. Евгений IV в свою очередь созвал свой собор, известный под именем Ферраро-Флорентийского (1438—1445). Перспектива возобновления схиз-мы не устраивала как многих иерархов церкви, так и светских государей. Последних вполне удовлетворили базельские постанов-ления об ограничении власти папы над национальными церквя-ми, в целом санкционированные Евгением IV. Эти постановле-ния открывали путь к законодательному оформлению националь-ных церквей в ряде государств Западной Европы. Вместе с тем, важной дипломатической победой Евгения IV стало заключение на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 г. унии с греческой церковью. В Византии надеялись посредством унии получить по-мощь в борьбе с турками. Признание же православной церковью верховенства папы упрочило позиции Рима в самой Западной Европе. В результате Базельский собор потерял поддержку как большинства в церкви, так и многих светских монархов.

Соборное движение, таким образом, потерпело поражение, а единовластие папы в церкви было восстановлено. Вместе с тем, Риму так и не удалось вернуть себе прежнюю власть над церквя-ми в Англии, Франции, Испании, ряде немецких княжеств. Обо-собленный статус приобрела церковь в Чехии. Констанцский со-бор признал еретическими учения Виклифа и его последователя Яна Гуса. Вызванного на собор Яна Гуса осудили и сожгли (1415). Однако его имя стало знаменем мощного социального и нацио-нального движения, охватившего с 1419 г. Чешское королевство. Все попытки императора, папы и князей разгромить гусизм по-терпели поражение. Только в 1433 г. на Базельском соборе цер-ковь вынуждена была пойти на компромисс с умеренным крылом гуситов — «чашниками». Кризис завершился с разгромом чашни-ками радикальных последователей Гуса — «таборитов» в 1434 г. Базельскими соглашениями санкционировалось появление в цент-ре Европы национальной чешской церкви, в которой в отличие от римской разрешалось «причащение под обоими видами» (т.е. хлебом и вином) .

Папство второй половины XV в. все более сосредотачивается на укреплении своей власти в Риме и патримонии св. Петра, факти-чески отказываясь от прежних притязаний на универсальное гос-подство. По своему образу жизни и миросозерцанию папы этой эпохи более соответствовали типу ренессансного итальянского князя, лишь номинально сохранив титул викэрия Христа. Они привлекали в Рим многих прославленных художников и гуманис-тов, инициировали пышное строительство церквей и обществен-ных зданий, собирали древности. Вместе с тем, отказ папства от проведения реформ церкви, светский образ жизни и сомнитель-ные нравственные принципы многих наместников Христа вы-звали растущее недовольство в странах Западной Европы, что создало благоприятные условия для распространения идей Ре-формации, в XVI в. приведшей к отпадению от Рима части Гер-мании, отдельных кантонов Швейцарской конфедерации, Анг-лии и Скандинавии.


Подробно о гусизме см. в курсе истории южных и западных славян.

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы другу Те, кто молится Те, кто воюет Те, кто трудится Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Первое сословие: К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом. Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Первое сословие: «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные» .

Богатства церкви q Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Распределение земель в Средневековой Европе Церковь Остальные земли

Богатства церкви Священные реликвии: волосы Христа, обломки креста, гвозди и т. п. Мощи – останки тел святых мучеников

Богатства церкви То, что однажды было дано Церкви, навсегда принадлежит Христу и никоим образом не может быть отчуждено из владения Церкви… То, что дается Церкви, как всем известно, дарится ей для того, чтобы… служащие Богу имели средства к существованию и, будучи постоянно заняты созерцанием Божественного и непрестанным его восхвалением, могли бы всегда, вне тревоги мира сего преданнейше служить Господу» . ИЗ КНИГИ «О ЧЕСТИ ЦЕРКВИ» МОНАХА ПЛАЦИДИЯ НОНАНТОЛАНСКОГО (ХI в.)

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов.

1054 г. - Раскол христианской церкви СХИЗМА Западная (католическая) Причины раскола: борьба римского папы и патриарха за господство над христианской церковью Восточная (православная) ВСЕМИРНАЯ Римский папа Лев IX Константинопольский патриарх Михаил

Найдите отличия между церквями Католическая церковь Православная церковь -Глава – Папа Римский -Богослужение велось на латинском языке -Запрещено вступать в брак всему духовенству -Священники брили бороды, выстригали волосы на темени -Глава - Патриарх -Богослужение велось на греческом языке -Запрещено вступать в брак только монахам -Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

С середины 9 века власть пап ослабела, церковь теряла влияние на верующих, падал ее авторитет. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились Григорий VII Иннокентий III ставленники германских императоров. Усиливается борьба за укрепление папской власти, которая достигла своего апогея при римских папах Григории VII и Иннокентии III.

Путь в Каноссу Папа Римский Григорий VII (1073 -1085) решил, что глава церкви имеет право судить и смещать не только епископов, но и светских королей, как своих вассалов. Возмущенный император Священной Римской империи Генрих IV(1056 -1106) объявил Папе: «Ты дерзнул восстать против самой королевской власти, дарованной нам от Бога. . . Поэтому покинь апостольский престол… Сойди с него, сойди!» Генрих IV

Путь в Каноссу В ответ Папа Григорий VII заявил: « Я запрещаю королю Генриху, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. Я… отлучаю его от церкви, чтобы народы знали. . . врата ада не имеют над церковью силы» . Генрих IV

Путь в Каноссу Недовольные Генрихом немецкие князья пообещали низвергнуть императора, если он в течение года не получит прощения у Римского Папы. В январе 1077 г. с горсткой приближенных он перешел через Альпы. Униженный император и торжествующий Папа встретились в небольшом замке Каносса в Северной Италии. Григорий VII смилостивился, пригласил его к себё и освободил от проклятия. Генрих IV у ворот Каносского замка

Путь в Каноссу «И вот король явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, Без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день» Ламберт Герсфельдский о встрече Генриха IV Генрих IV и Григорий VII и Григория VII в замке Каносса в Каноссе в 1077

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет Реформы Григория VII: запретил браки для священнослужителей; запретил покупать церковный должности; ввел новый порядок выбора пап Римский папа Григорий VII

«Диктат папы» – программа верховенства духовной власти над светской, разработанная Григорием VII 1. Римская церковь создана единым Богом. 2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским. 3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их… 8. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. 9. Одному папе все князья лобызают ноги. 10. Только его имя поминается в церквах. 11. Он один в мире именуется папой. 12. Он может низлагать императоров… 18. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. 19. Никто ему не судья… 27. Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам

Наместник Бога на Земле Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198 -1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами» . На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III.

Наместник Бога на Земле Иннокентий III вмешивался в политику европейских государств, в годы его правления некоторые страны признали вассальную зависимость от папы: (Англия, Арагон, Португалия). Иннокентий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким и должен был быть глава католической церкви времен ее наивысшего могущества и расцвета. Папа и кардиналы

Еретики – (от греч. «противник»)люди, критикующие церковь, выступающие против её учения Осуждали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; Требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.

Как церковь боролась с еретиками Церковь начала борьбу против ересей « Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической. . . Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. » Из постановления IV Латеранского собора о Латеранский собор борьбе с ересями (1215 г)

Как церковь боролась с еретиками Отлучение от церкви Интердикт – отлучение от церкви отдельных областей или стран

Как церковь боролась с еретиками Военные походы против еретиков (альбигойские войны) В начале XIII века Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. Против еретиков были совершены военные походы.

Как церковь боролась с еретиками Расправа над еретиками. Миниатюра XIII в. В течении 20 лет были убиты несколько десятков тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков» , он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

Как церковь боролась с еретиками Инквизиция – церковный суд, трибунал католической церкви, который осуществлял судебные, сыскные, карательные функции

Как церковь боролась с еретиками Еретиков подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в том, что они служат Дьяволу. Аутодафе в Испании Инквизиторы говорили: «Не беда, если мы сожжём сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный» Пытки инквизиции

У обвиняемых было два пути: Признание своей вины -Примирение с церковью, отпущение грехов -Пожизненное заключение или безболезненное убийство Отрицание своей вины - Сожжение на костре «без пролития крови»

Создание нищенствующих орденов Орден францисканцев Основатель: Франциск Ассизский Проповедовали: любовь ко всему живому предлагали отказ от собственности; покаяние в грехах; призывали жить в добродетельной нищете за счет милостыни. Орден доминиканцев Главная цель: Борьба с еретиками. Доминиканцы были судьями и служителями инквизиции. Функции: Розыск и преследование еретиков. Основатель: Доминик Гусман Когда Франциск видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и ви ноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер. . . Даже к червям Франциск питал любовь. . . И он их собирал с дороги и относил в безопасное! место, чтобы путники не раздавили их.

Католическая церковь в XII-XIII веках

Процесс становления и развития городов в X-XIII вв. завершил формирование основных структур феодального строя. На период зрелого (классического) Средневековья приходится время расцвета феодализма. К XIII в. католическая церковь, принимавшая самое активное участие в складывании феодальных порядков, была не только мощной иерархически организованной структурой, обладавшей своими финансовыми ресурсами, собственным административно-судебным аппаратом, канцелярией, но и являлась важным составным элементом хозяйственной и социально- политической системы, владевшей третью обрабатываемых земель Западной Европы. Церковь была главным наставником не только в религии и связанной с ней культуре, но и во всех сферах жизни как для общества в целом, так и для отдельного человека.

В церковной проповеди находили отражение и важнейшие события христианства, и смена времен года, и циклы трудовой деятельности; определялись ключевые моменты в жизни верующих; уделялось внимание крещению младенцев, воспитанию и социализации детей; освещались вопросы брака, семейной жизни, другие насущные проблемы (рис. 12.5).

Рис. 12.5.

Фреска из монастыря Санти-Куаттро-Коронати. XIII в. Рим

Сюжет иллюстрирует текст поддельного документа - так называемого Константинова дара (изготовлен в VIII-IX вв.), который, с точки зрения папства, обосновывал верховные права Святого престола над светскими властями

Выработанная в христианстве шкала добродетелей и грехов во многом отразила общечеловеческие нормы морали и оказала плодотворное влияние на поколения людей. Церковь в Средние века определяла ценностные ориентиры и этические нормы поведения людей, создавала образ мира, иерархию космоса, где Земля была центром Вселенной, рассказывала о происхождении рода людского и предсказывала его будущее. Церковь накопила колоссальный опыт не только сохранения мощных консервативных традиций, но и лавирования, приспособления к новым условиям жизни, умения найти в них пути для приобретения выгоды.

Реформы клюнийцев, борьба за инвеституру, конфликт папства с Фридрихом Барбароссой, как и многое другое в церковной политике, к началу XIII в. дали результат. Понтификат Иннокентия III (1198-1216) не случайно стал вершиной теократических достижений эпохи (рис. 12.6). Иннокентий сумел превратить в своих вассалов королей Англии, Арагона, Португалии, царя Болгарии, властителя Сербии; налагал интердикты на целые страны - Англию и Францию; смог добиться поражения еретиков-альбигой- цев на юге Франции, организовав для этого специальный крестовый поход.


Рис. 12.6.

Церковь Сакро Спеко в монастыре Субиако. Италия

Папа Иннокентий занимался подготовкой Четвертого крестового похода, который привел к разгрому Византии и созданию Латинской империи; поощрял экспансию немецкого рыцарства в земли прибалтийских племен; основал два новых нищенствующих монашеских ордена - францисканцев и доминиканцев, ставших вскоре одним из главных инструментов церкви и папства в борьбе с еретиками. Понтифик способствовал деятельности университетов в Париже и Оксфорде, видя в них ученую опору теологии и права, особенно церковного; провел крупнейший в Средние века IV Лате- ранский собор 1215 г., обновив церковное законодательство, а с ним и ряд церковных порядков, направленных на борьбу с ересями и инаковерием.

Учение католической церкви стало основой, пусть еще четко не осознаваемой, для образования культурной общности различных этносов и территорий Западной Европы. Несмотря на разницу условий жизни, языков, психологических, эмоциональных, поведенческих и иных особенностей, каждого человека, подлежавшего духовному окормлению во имя заботы о его спасении, ожидал от рождения до могилы одинаковый в разных странах культовый порядок. Всюду церковь опиралась на внушаемое религией чувство вины, восходящей к догматам о первородном грехе и его последствиях, и страх верующего перед всезнающим и всемогущим Богом, перед грядущей ответственностью за каждый свой помысел, желание, слово, поступок. Однако эти основы были неотделимы от другого мощного комплекса представлений, связанных с понятиями смертной жертвы Христа во имя спасения людей, милосердия Божьей матери, любви к ближнему, заботы о бедных, угнетенных и страждущих, о помощи святых. Двойственность проявлялась и в сочетании проповеди равенства всех верующих перед Богом и фактического оправдания социального неравенства как неизбежных явлений земной жизни.

Католическая церковь отличалась категорическим неприятием веротерпимости, считала себя единственной истинной церковью, воспитывала в своих верующих чувство заведомого превосходства над всем, что несло на себе печать язычества и ииоверчества. В ней была исключительно велика ориентация на признаваемые церковные авторитеты, что приводило к бесконечным ссылкам на них, повторам всего канонического, опасениям новизны, что порождало замедленный темп развития культуры. Важную роль играл запрет на самостоятельное чтение и трактовку Библии. Проповедование своего понимания текстов запрещалось всем, кроме духовенства, чему помимо запрета препятствовало и то, что в ходу был лишь канонизированный латинский перевод Священного Писания - Вульгата.

Несмотря на всеобъемлющий контроль церкви над моралью общества и отдельного человека (в последнем случае особенно важным были обязательность и восиитующая роль исповеди и покаяния), повседневная практика постоянно показывала примеры нарушения в среде духовенства и монашества их же собственных правил жизненного поведения. Результатом этого была не только критика со стороны общества, но и внутрицер- ковная самокритика.