Разное

Как Борис Пиотровский стал хранителем Эрмитажа. Жизнь в музее

В музейном мире династии не редкость: вполне естественным образом интерес к предмету передается от поколения к поколению. Но о династии "директоров Эрмитажа" поначалу никто и не думал. Михаил Пиотровский занял кресло своего отца в кризисную пору, в 1992 году. Причем унаследовал "престол" не напрямую, а по извилистой линии. При отце он вообще не работал в Эрмитаже, хотя и вырос за его "кулисами". И печально наблюдал со стороны, как выходит музейный коллектив из повиновения директору, еще недавно всесильному. Последние годы правления ББ, как иногда называли старшего Пиотровского в Эрмитаже, оказались драматичными. Веяния перестройки приводили к раздраю; рушился микроклимат, да и весь порядок вещей, создававшийся Борисом Борисовичем долгое время. Теперь, пожалуй, правоту сторон конфликта можно оценить как фифти-фифти. Музей неизбежно должен был меняться, чему Пиотровский противился. Но едва ли именно так, как настаивали его оппоненты. Довольно типичная история конца 80-х. И все же на капитанском мостике ББ оставался до конца дней.

Оказался же он у руля при обстоятельствах тоже драматичных. В 1964 году тогдашнего директора Михаила Артамонова сняли с должности после открытия в стенах Эрмитажа выставки неофициальных художников (сегодня из них на слуху остался только Михаил Шемякин). Пост занял Пиотровский. Разумеется, роптать против новых назначенцев в те времена было не принято, но Артамонова любили и ценили как ученого. Тем более повод для его увольнения выглядел уж очень вопиющим. Однако ББ скоро поставил дело так, будто именно он всегда и руководил заведением. Старые традиции чтил, реформы производил мягко и постепенно, авторитаризм сочетал с выраженной человечностью. До сих пор в Эрмитаже вспоминают такую быличку. Один из сотрудников угодил в вытрезвитель, откуда на него в музей пришла соответствующая бумага. Виновный был вызван на ковер и ждал самых катастрофических последствий, вплоть до увольнения. Вместо этого Пиотровский на глазах у подчиненного порвал милицейский протокол со словами: "Приятно осознавать, что в нашем музее работает хотя бы один настоящий мужчина". У него не было приемных часов, посетители могли приходить в любое время. Амплуа "доброго барина", который сам может и побранить, но чужим в обиду не даст, выгодно выделяло ББ на фоне серого советского директората.

Он не желал быть только чиновником, периодически публикуя ученые труды - и все же времени на науку почти не оставалось. Отсиживая на бесконечных совещаниях, рисовал на полях документов и на случайных листочках (эти рисунки потом украсили книгу его воспоминаний). Сам Борис Пиотровский значения своим почеркушкам не придавал, что следует из его стихотворного пояснения: "На длинных заседаниях, на никчемных собраниях, в объятиях скуки рисовал эти штуки. Это - озорство, а не мастерство". Нередко "героями" рисунков становились жуки-скарабеи и прочие символы древнего мира. Наука звала обратно в свое лоно: ведь когда-то он был практикующим археологом - более того, первооткрывателем древнего царства Урарту. Результаты его раскопок на территории Армении стали сенсацией во всем мире. Он даже успел реализовать свою юношескую мечту о работе в Египте. Перед затоплением территории вокруг будущей Асуанской плотины туда направили из СССР археологическую экспедицию во главе с Борисом Пиотровским. Впоследствии он ездил по свету очень много - но уже в качестве официального лица, а не "полевого" ученого.

Древний мир был его страстью с самого детства. Когда-то школьником он попал на экскурсию в Эрмитаж и вовлек экскурсовода в долгую дискуссию об исчезнувших культурах. С этого момента он из музея практически и не уходил. А юридически поступил туда на работу в 1931 году. Конечно, и сегодня среди музейщиков попадаются энтузиасты, но у того поколения энтузиазм переходил в самоотверженность. По рассказам, дежурства на эрмитажной крыше в начале блокады часто превращались в научные симпозиумы. Тогдашнему директору Иосифу Орбели даже пришлось делать подчиненным специальное внушение: ни в коем случае не изымать противогазы из сумок и не впихивать вместо них фолианты. Сам Пиотровский вспоминал: "Нас очень беспокоило, что в случае нашей гибели все то, что нам удалось узнать, но еще не удалось опубликовать, сделать достоянием науки, общим знанием, уйдет вместе с нами, пропадет навсегда, и кому-нибудь надо будет впоследствии все начинать сначала. Мы приходили к решению: надо писать, писать, писать немедленно, не откладывая".

И все-таки главную свою славу он снискал на административном поприще. Действовал разумно, без подвигов, нередко шел на компромиссы - особенно когда речь шла о вышестоящих инстанциях. Много шума в свое время наделала история со свадьбой дочери Григория Романова, первого секретаря Ленинградского обкома. Действительно, Пиотровский тогда впустил веселую компанию в Зимний дворец, хотя слухи о выдаче императорского фарфора для сервировки столов все-таки преувеличены. Что ж, кто считает себя вправе бросить в ББ камень, тот бросал и бросает. Но оборотной стороной этой "сервильности" стала возможность сохранить класс музея, его роль в мировой культуре. В "столичном городе с областной судьбой" финансирование добывалось трудно, а в весомости мнений здешние музейщики априори уступали московским. Борис Пиотровский был одним из редких исключений. Нынешний директор Эрмитажа уверяет, что по сию пору находится в постоянном мысленном контакте с отцом (тем более что и кабинет тот же). Трудно сказать, советовался ли Михаил Борисович с отцовской тенью, как ему поступить после скандальной истории с кражей из музея. Однако параллель налицо: в сходной ситуации, которая возникла в Эрмитаже много лет назад, старший Пиотровский в отставку не подал. Тоже преемственность.

Дополните информацию о персоне

Пиотровский, Борис Борисович
Boris Piotrovskiy
На английском: Boris Piotrovskiy
На армянском: Պիոտրովսկի Բորիս Բորիսի
Дата рождения: 14.02.1908
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 1990
Краткая информация:
Выдающийся ученый-археолог, в течение многих лет возглавлял Государственный Эрмитаж

Биография

В 1929 году, будучи студентом историко-лингвистического факультета ЛГУ, поступил на работу в Академию истории материальной культуры (Институт археологии РАН). В 1930 году окончил университет и спустя год стал параллельно работать в Эрмитаже научным сотрудником.

С 1931 года Пиотровский начал возглавлять научные экспедиции в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В результате раскопок древнего города Тейшебаини были получены ценные сведения о культуре и искусстве Урарту.

Деятельность на посту директора Эрмитажа

С 1930 года Борис Пиотровский работал в Эрмитаже в качестве научного сотрудника.

С 1964 по 1990 год Пиотровский возглавлял Эрмитаж.

Зал в Эрмитаже, где представлена экспозиция "Искусство Урарту", посвящен памяти академика Бориса Борисовича Пиотровского, о чем свидетельствует мемориальная доска, увековечивающая его имя.

Сочинения

Результаты экспедиций подробно описаны Б. Б. Пиотровским в его книгах:

  • «История и культура Урарту» (1944 год)
  • «Ванское царство (Урарту)» (1959 год)
  • «Искусство Урарту VIII-VI вв. до н. э.» (1962 год)
  • Пиотровский Б.Б. Страницы моей жизни. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 287 с. - ISBN 5-02-028205-7
  • Склад:Библиография работ Бориса Борисовича Пиотровского
  • Ourartou / auteur(s) : Boris Borisovitch PIOTROVSKY - Traduit de l"anglais par Anne Metzger. Editeur: nagel. Année:1970

Достижения

  • академик АН СССР (1970)
  • академик АН Армянской ССР (1968)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Член-корреспондент Баварской АН
  • Член-корреспондент Британской АН
  • Член-корреспондент Академии надписей и изящной словесности во Франции

Награды

  • Герой Социалистического Труда и орден Ленина (1983)
  • Орден Ленина (1968)
  • Орден Ленина (1975)
  • Орден Октябрьской революции (1988)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1954)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961)
  • Орден искусств и литературы степени командора (1981, Франция)
  • Орден Кирилла и Мефодия I степени (1981, НРБ)
  • Орден «Pour le merite fur Wissenchaften und Kunste» (1984, ФРГ)
  • Юбилейные медали СССР

Разное

  • В 1997 году в честь отца и сына - Бориса Борисовича и Михаила Борисовича Пиотровских - Международный Астрономический Союз присвоил одной из открытых малых планет имя "Пиотровский".

Изображения

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук

Родился 9 декабря 1944 года в Ереване (Армения). Отец - Пиотровский Борис Борисович (1908-1990). Мать - Джанполанян Рипсимэ Микаэловна (1918г.рожд.). Супруга - Пиотровская Ирина Леонидовна (1944г.рожд.), окончила Московский финансово-экономический институт, по специальности - экономист, кандидат экономических наук. Дочь - Пиотровская Мария Михайловна (1970г.рожд.). Сын - Пиотровский Борис Михайлович (1982г.рожд.).

Пиотровские - русский дворянский род с польскими корнями. Традиционно старшие поколения Пиотровских были военными. Отец Михаила Пиотровского - Борис Борисович - всемирно известный археолог, автор сенсационных раскопок древней урартской крепости Тейшебаини около Еревана, действительный член Российской академии наук и многих других академий. Он всю свою жизнь проработал в Государственном Эрмитаже и был его директором в течение 26 лет (1964-1990).

После окончания 210-й средней школы города Ленинграда в 1961 году Михаил Пиотровский поступил на Отделение арабской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета, которое окончил с отличием в 1967 году, пройдя годичную стажировку в Каирском университете (Египет).

В 1967 году поступил на работу в Ленинградское отделение Института востоковедения Академии наук СССР, где проработал более 20 лет, пройдя все должности от лаборанта до ведущего научного сотрудника. Он окончил аспирантуру, защитил диссертации на соискание ученой степени кандидата (1973) и доктора (1985) исторических наук. В 1973-1976 годах работал переводчиком и преподавателем йеменской истории в Высшей школы общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен.

Сфера научных интересов М.Б.Пиотровского - древняя и средневековая история Ближнего Востока, история Аравийского полуострова, Коран и ранняя история ислама, древнеаравийские надписи, эпические предания арабов, арабская рукописная книга, мусульманское искусство. С 1983 года он работал в Советско-йеменской комплексной исторической экспедиции, сначала начальником отряда, а в 1989-1990 годах - начальником экспедиции. Он провел полевые исследования древних торговых путей, участвовал в раскопках древних городов и храмов, в этнологических исследованиях. Им опубликована серия работ по йеменской археологии и эпиграфике. Его работы по истории арабов регулярно переводились на арабский язык. Он читал лекции во многих университетах арабского мира, приобрел мировую известность как арабист.

Б.Б.Пиотровский скончался в 1990 году на посту директора Государственного Эрмитажа в самый разгар экономического и морального кризиса, наряду со всей страной затронувшего и Эрмитаж. Он очень тяжело переживал положение, в котором оказалась российская культура, и это ускорило его кончину.

Через несколько месяцев после смерти отца его преемник пригласил М.Б.Пиотровского занять должность заместителя директора по научной работе, а в 1992 году постановлением Правительства Российской Федерации он был назначен директором Государственного Эрмитажа.

В основу работы и вывода музея из кризиса были поставлены уважение к традициям, активная открытость миру, обеспечение широкого доступа к коллекциям, тактичная модернизация.

Для восполнения резкого сокращения государственных субсидий музеем была развернута серия проектов для поиска внебюджетных средств. Проект "Эрмитаж - Юнеско" обеспечил привлечение серии грантов различных государств на реставрационные проекты. Общества друзей Эрмитажа в США, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии и Международный клуб друзей Эрмитажа значительно расширили мир любителей и помощников музея, которые помогали осуществлять реставрацию многих залов и инженерных систем Эрмитажа. Была разработана схема привлечения российских спонсоров и инвесторов. В настоящее время музей сам формирует половину своего годового бюджета. Для активизации общения музея со зрителями созданы службы развития, гостеприимства, связей с общественностью.

Задачи генеральной реконструкции Эрмитажа были сконцентрированы в проекте "Большой Эрмитаж". Закончена реконструкция Эрмитажного театра, который стал базой для деятельности Камерного оркестра Государственного Эрмитажа и Эрмитажной академии музыки - новой стороны синтетической активности музея. Близко к завершению строительство Открытого фондохранилища в Старой Деревне. Проект "Большой Эрмитаж" предполагает активное вовлечение в музейную жизнь Дворцовой площади и повышение градообразующей роли всего эрмитажного комплекса. В восточном крыле здания Главного штаба уже открылись постоянная экспозиция декоративного искусства стиля ампир и начало галереи памяти Морозова и Шукина. Там же разместятся галереи фарфора и искусства XX века, в сочетании с музейными магазинами, историческими кафе и мультимедийными центрами. Идут работы по созданию нового входа в Эрмитаж - со стороны Дворцовой площади. Развернуты большие работы по реставрации инженерных сетей, гидроизоляции, фасадов и исторических интерьеров, введению новых систем освещения.

Эрмитаж поддерживает свою роль символа как российской культуры, так и славы российской государственности. Многочисленные выставки в музее и за рубежом были посвящены переосмыслению отечественной истории и имели большой общественный резонанс - "Петр Великий и Нидерланды", "Петр Великий и Карл XII", "Екатерина Великая", "Екатерина и Густав III", "История Российского герба", "Николай и Александра". Государственный Эрмитаж вошел в государственный список особо ценных памятников культурного наследия России. Специальным Указом, как памятник культуры и государственности, он взят под покровительство Президента России.

Политика открытости выразилась в создании Международного консультативного совета при Государственном Эрмитаже. Музей первым в России стал публиковать отчеты о своей деятельности, включая и финансовую. Ежегодно Эрмитаж проводит за рубежом несколько выставок, рассказывающих о музейных коллекциях и русской культуре. Система ротационных выставок позволяет регулярно показывать экспонаты из эрмитажных хранилищ. Продолжением этого стали проекты создания выставочных центров Эрмитажа за рубежом. Их создание планируется в Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке. Заключено долгосрочное соглашение с музеем Гугенхайма о совместной работе по созданию выставок, в частности - серии выставок искусства XX века в Эрмитаже. Разработана также схема реставрации эрмитажных вещей руками эрмитажных реставраторов в других музеях мира. Такие проекты уже осуществлены в Нидерландах и Канаде. После долгой реставрации в экспозицию была возвращена "Даная" Рембрандта, искалеченная безумцем.

Важным шагом обеспечения доступности коллекций стало создание, совместно с фирмой IBM, системы электронной информации Эрмитажа. В нее входят "Навигационные киоски", размещенные не только в Эрмитаже, но и еще почти в 20 музеях мира, детская компьютерная галерея, цифровая библиотека изображений и Эрмитажная страница в Интернете, признанная лучшей инернет-страницей России 1999 года и лучшей музейной страницей мира 2000 года. Эрмитаж также ввел бесплатное посещение музея для детей и студентов и большую шкалу скидок.

Многочисленные выставки Эрмитажа практически всегда сопровождаются красочными каталогами (почти каждый содержит статью М.Б.Пиотровского) и становятся важными общественными явлениями, выходящими за рамки чисто музейных событий. Среди них выставки: "Синай, Византия, Русь", "Сокровища Армянской церкви", "Искусство ислама", "Сокровища Золотой Орды". Эрмитаж возобновил собирательскую деятельность, пополнив свое собрание картинами Утрилло, Дюфи, Руо, Сутина, древнекитайскими бронзами.

М.Б.Пиотровский - автор более 200 научных работ, среди которых - каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей, работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии. Среди них - серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии "Мифы народов мира", серия статей о пророке Мухаммаде и монографии: "Предание о химиаритском царе Асаде ал-Камиле" (М., 1977, арабские переводы - Сана, Дамаск, Аден, 1978, 1979), "Южная Аравия в раннее средневековье" (М., 1985), "Йемен до ислама и в первые века хиджры" (Бейрут, 1987), "Коранические сказания" (М., 1991), "Ислам: Энциклопедический справочник" (М., 1991, в соавторстве), "Эрмитаж: Собрания и собиратели" (Спб., 1997, в соавторстве), "Земное искусство - небесная красота: Искусство ислама" (Спб., 2000).

М.Б.Пиотровский - член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, член Академии гуманитарных наук, член Международной академии экологии, член Академии "Атенеум Венето". Он - член президиума Комитета по Государственным премиям при Президенте РФ, член Совета по культуре при Президенте РФ, член Экспертного совета по выставкам Совета Европы, член выставочного комитета Федерального выставочного центра Германии, член Консультативного совета Музея Современного искусства (Нью-Йорк). Является президентом Ассоциации музейных работников Петербурга, президентом Всемирного клуба петербуржцев, президентом "Альянс Франсез" Петербурга и председателем Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге.

М.Б.Пиотровский награжден орденом Почета (1997), медалью Пушкина (1999) и серией зарубежных наград: - орден Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996), орден Почетного легиона (Франция, 1998), орден Полярной звезды (Швеция, 1999), Командорским крестом ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2000), орден Святого Месропа (Армянская апостольская церковь, 2000). Международный астрономический союз присвоил одной из малых планет имя "Пиотровский" в честь Бориса и Михаила Пиотровских.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/

Директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук Родился 9 декабря 1944 г

Борис Борисович Пиотровский родился 1 (14) февраля 1908 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. После того как глава отец получил назначение инспектором классов Неплюевского кадетского корпуса, семья Пиотровских переехала в Оренбург, где и провела первые годы революции и гражданской войны. В Оренбурге Борис проходил обучение в гимназии. К этому же периоду его жизни относится и первое увлечение историей, которое было связано с местным музеем археологии и этнографии. Спустя много лет Пиотровский вспоминал:

К началу 1921 года семья Пиотровских вернулась в Петроград. В 1922 году на экскурсии в Эрмитаже юный Борис познакомился с сотрудницей Отделения древностей, египтологом Н. Д. Флиттнер, которая пригласила мальчика к себе на занятия по египетской иероглифике. Три года спустя Борис Пиотровский поступил на факультет языковедения и материальной культуры (потом - историко-лингвистический факультет) ЛГУ. За пять лет обучения он прослушал лекции и работал в семинарах крупнейших учёных того времени: академиков С. Ф. Платонова, Н. Я. Марра, С. А. Жебелёва и Е. В. Тарле. В числе его учителей были И. Г. Франк-Каменецкий, Б. М. Эйхенбаум, В. В. Струве, С. Я. Лурье, Б. В. Фармаковский, Н. Н. Томасов и А. А. Спицын. В университетские годы главный интерес Бориса Пиотровского стал фокусироваться на занятиях археологией, чему способствовало сильное влияние его главного учителя тех лет - заведующего археологическим отделением профессором А. А. Миллером (1875-1935). В 1929 году Пиотровский поступил на работу в Академию истории материальной культуры как младший научный сотрудник, причём в Сектор языка как фактора истории материальной культуры, руководителем которой был академик Н. Я. Марр. После окончания университета в 1930 году по совету Марра Пиотровский изменил направление своих исследований: вместо древнеегипетской он стал заниматься урартской письменностью. И уже в том же 1930 году состоялась первая экспедиция молодого учёного в Закавказье.

Спустя год при поддержке Марра Пиотровский без прохождения аспирантуры стал работать в Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника. С 1930 года Пиотровский принимал участие в научных экспедициях в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В 1938 года без написания кандидатской работы (лишь по положительному отзыву Флиттнер, подтвердившему его соискательство) ему была присуждена степень кандидата исторических наук.

Начало Великой Отечественной войны застало Пиотровского в экспедиции. Вернувшись в Ленинград, он пережил блокадную зиму 1941-1942 гг., а затем с группой сотрудников Эрмитажа, возглавляемой И. А. Орбели, эвакуировался в Ереван. В годы войны Пиотровский не прекращал научную работу, результатом которой стала его первая книга «История и культура Урарту» (1943), которая принесла автору славу как одному из крупнейших специалистов по истории Закавказья.

30 января 1944 года в Академии наук Армянской ССР состоялась защита докторской диссертации Бориса Борисовича. В том же году Пиотровский женился - на Рипсимэ Джанполадян и в скором времени стал отцом. Тогда же молодой учёный получил свою первую правительственную награду - Медаль «За оборону Ленинграда». В следующем году череда признаний продолжилась - Пиотровского избрали членом-корреспондентом АН Армянской ССР, а в следующем году присудили Сталинскую премию второй степени в области науки и техники за книгу «История и культура Урарту».

Вернувшись в 1946 году в Ленинград Борис Борисович начал читать курс археологии для студентов Ленинградского государственного университета. Тщательно проработанные конспекты для лекций позволили Пиотровскому в скором времени на их основе выпустить книгу «Археология Закавказья» (1949).

С 1949 года Пиотровский стал заместителем директора Эрмитажа по научной части. В период гонений на академика Н. Я. Марра Пиотровский старался дистанцироваться от идеологических кампаний и посвящал большую часть времени раскопкам холма Кармир-Блур. Нейтральное положение в борьбе с «марризмом» позволило Борису Борисовичу сохранить пост заместителя директора, тогда как место директора после отстранения И. А. Орбели занял М. И. Артамонов. С 1 мая 1953 года Пиотровский перешёл на постоянную работу в Институт истории материальной культуры, возглавив его Ленинградское отделение. В 1964 году был назначен директором Эрмитажа на место отстранённого Артамонова, где проработал около 20 лет. В 1990 году он остро переживал судьбу Эрмитажа, намечавшегося двоевластия в его управлении. Нервное напряжение стало причиной инсульта, а несколько месяцев спустя, 15 октября 1990 года, Бориса Борисовича Пиотровского не стало.

В 1992 году в Санкт-Петербурге на доме 25 по наб. реки Мойки, в котором жил Пиотровский, была установлена мемориальная доска.

Признание и награды

  • Герой Социалистического Труда с вручением знака особого отличия - золотой медали «Серп и молот» и ордена Ленина (1983)
  • Орден Ленина (1968)
  • Орден Ленина (1975)
  • Орден Октябрьской революции (1988)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1954)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1957)
  • Медаль «За оборону Ленинграда» (1944)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
  • Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1961)
  • Орден искусств и литературы степени командора (1981, Франция)
  • Орден Кирилла и Мефодия I степени (1981, НРБ)
  • Орден «Pour le merite fur Wissenchaften und Kunste» (1984, ФРГ)
  • Юбилейные медали СССР
  • Член-корреспондент Британской академии (1967)

Источник

  • В. Ю. Зуев Борис Борисович Пиотровский // Портреты историков: Время и судьбы.. - Москва: Наука, 2004. - Т. 3. - С. 236-268.