Дом и быт

Хаос порядок порождают игру. Порядок рождается из хаоса

В предверии Международного дня борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в информагентстве Интерфакс обсудили, как обстоят дела с этой проблемой в донском регионе.

«Круглый стол» «Общество и власть против наркомании. Проблема распространения легкодоступных наркотиков и пути её решения» собрал представителей из разных структур: полиции, медицины, спорта, церкви.

Заведующая отделом профилактики ГБУ «Наркологический диспансер» Ирина Лопатина рассказала присутствующим, что сегодня у них на учёте состоит 8 702 больных наркоманией, 23 из них – несовершеннолетние. «В течение 2018 года выявлен и поставлен на учёт 121 человек, в том числе шесть несовершеннолетних», – добавила Лопатина.

Звучали общие слова о вреде наркотиков и версии о причинах их распространения. Рассказывали о проектах, реализованных в этом году, которые вряд ли помогают в борьбе с наркотиками, скорее, лишь создают видимость действий со стороны власти. Например, тестирование с углуб­лёнными вопросами или с использованием тест-полосок в школах. Однако главный специалист отдела специального образования и здоровье­сбережения в сфере образования минобразования Ростовской области Надежда Белорусевич нашла эксперимент удачным.

«С 2015 года федеральным и областным законодательством введено социально-психологическое тестирование с 13 лет. В этом году возраст испытуемых – с 10 лет. Большое количество детей после 9-го класса уходят в профессиональные учебные учреждения, переезжают в общежития, живут без внимания родителей», – сказала Белорусевич.

По её словам, результат выборочного теста среди школьников в 2017 году был хорошим – употребляющих наркотики не выявлено, а значит, «в школе наркотиков нет».

С чиновником минздрава не согласился врач-психотерапевт Михаил Борисович Ингерлейб: «Стены школ и гаражей исписаны трафаретами с призывом покупать наркотики. Можно выйти в перерыв, подобрать закладку и вернуться в класс. Поэтому говорить, что в школах сегодня нет наркотиков, не совсем верно».

У Михаила Ингерлейба своё объяснение причин наркомании. И первое – душевная пустота: там, где у человека нет устоявшихся библейских ценностей, заводится «что-нибудь нехорошее». Далее – отсутствие социальных перспектив: есть наркопотреб­ление богатых мальчиков, а есть – парней с рабочих окраин, и это совершенно разные модели и результаты.

Государственные структуры и здравоохранения, и образования не могут уследить за моментально меняющейся ситуацией, считает психотерапевт. Сегодня любой человек употребляет то, до чего может дотянуться. «Нет худшего зла, чем героиновая наркомания. А сейчас мы видим, что героинщики переползают на соли. А они общедоступны и дёшевы», – комментирует спикер.

Даже если, на первый взгляд, человек излечился, это не значит, что опасность миновала. Уровень рецидива приближается к ста процентам. После реабилитационных центров люди выходят не готовыми к новой жизни. Они не видят перспектив и начинают употреблять снова или встраиваются в торговлю зельем.

По мнению Михаила Борисовича, невозможно бороться с наркоманией, пока есть такие проблемы. Он рассказал про «теорию разбитых окон», которая отражает сегодняшнюю ситуацию: хаос порождает хаос. Там, где нет порядка, там порядка и не будет. Поэтому моделью общества, к которой нужно стремиться, является здоровое большинство, проявляю­щее нетерпимость и к распространению, и к употреблению наркотиков.

Критиковал выступление Надежды Владимировны и председатель «Донского антинаркотического фронта» Иван Александрович Дмитриев: «В школе могут не распространять наркотики, но туда могут приходить дети, их употребляющие». Виновата школа или нет, это уже другой вопрос.

По его мнению, одной из самых главных причин наркомании является равнодушие окружающих. Ведь пока в ближайшем круге общения не появляется наркозависимый, люди не верят, насколько мучительно и трудно бороться с наркоманией. А куда им деться с такой бедой? Где искать помощи? «Сейчас идёт соревнование профилактических программ, но нет реальных действий», – говорил Иван Александрович. К тому же существуют большие проблемы с финансированием. Вместо 17 млн, выделяемых на борьбу с наркоманией, по его расчётам, нужно 300 млн. Спикер сравнил ситуацию в нашей стране и в Германии, в которой существует три источника финансирования реабилитационных центров: муниципальный, федеральный, благотворительный. И муниципальный выделяет 50 евро на каждого больного.

Помимо обеспечения реабилитационных центров финансы нужны и на антинаркотическую пропаганду.

«На один наш рубль на той стороне тратят 15», – заметил Дмитриев. На «той стороне» стоят люди, заинтересованные в продаже наркотиков, для них это является суперприбыльным бизнесом, поэтому они готовы платить в 15 раз больше для распространения их товара. Для Дмитриева это не просто соревнование, а война между теми, кто хочет спасти людей от наркомании, и безжалостными личностями, которые делают деньги на несчастных зависимых. И наших настоящих действий недостаточно для победы в этой войне. Мы делаем один шаг вперёд и два назад.

По словам Ивана Александровича, наркотики сейчас идут из стран ближнего зарубежья, в том числе и с Украины. Основным местом, где их можно достать, является интернет. Есть специальная сеть, куда не так просто получить доступ. Сам сайт выглядит как обычный интернет-магазин. Покупка наркотика совершается так же, как покупка книги или одежды: выбрал, перевёл оплату, получил товар.

Нужны активная деятельность молодёжи и государственных структур в борьбе с этим злом, заключил Дмитриев. Необходимо создавать альтернативную социальную реальность, которая будет привлекательной, а не нудной для молодого поколения.

Анастасия ЯЧМЕННИКОВА
Фото Станислава Горяинова

Очень непросто преодолеть ограничения, накладываемые Вторым началом термодинамики на процессы, происходящие в природе. Каким образом из хаоса могут возникать, развиваться, действовать, а то и процветать упорядоченные структуры типа живых организмов?

Как мы уже знаем, подсчеты показали, что вероятность подобных событий близка к нулю. С формальной точки зрения даже такая вероятность оставляет некоторую надежду на реализацию редчайшего события. С позиции здравого смысла вера в чудо имеет сугубо религиозную основу.

И. Пригожин постарался доказать, что хаос способен порождать порядок. В предисловии к упоминавшейся выше книге «Порядок из хаоса» Олвин Тоффлер написал: «По мнению Пригожина и Стенгерс, энтропия - не просто безостановочное соскальзывание системы к состоянию, лишенному какой бы то ни было организации. При определенных условиях энтропия становится прародительницей порядка».

Вот как пересказал О. Тоффлер суть теории И. Пригожина и его школы: «Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты - они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить - и информацией. - Р.Б.) с окружающей средой. К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы...

Открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и нерав-новесность...»

Прервем цитату. Вспомним, что многие мыслители прошлого восхищались красотой и гармонией природы. Теперь пришел черед отмечать господство хаоса и неустойчивости. Вряд ли это объясняется единственно развитием научно-философской мысли. Создается впечатление, что таково воздействие на ученых окружающей социальной среды, техносферы, современной цивилизации.

«Если воспользоваться терминологией Пригожина, - продолжим изложение Тоффлера, - то можно сказать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуаций может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается. В этот переломный момент (который авторы книги называют «особой точкой» или «точкой бифуркации») принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют «диссипативной структурой»». (Физические или химические структуры такого рода получили названия диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят. - Р.Б.)

Пригожин подчеркивает возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации».

Пока дело сводится к физико-математическим моделям, складывается достаточно убедительная теоретическая концепция. Ситуация меняется, когда начинается приложение формализованной модели к природным явлениям.

Пригожин и Стенгерс утверждают, что истории присуща «фундаментальная неопределенность». И продолжают: «В качестве символа мы могли бы использовать явно случайный характер массовой гибели в меловой период живых существ, исчезновение которых с лица Земли расчистило путь для развития млекопитающих - небольшой группы крысообразных животных».

Авторы даже не поинтересовались идеями палеонтологов, более двух столетий размышлявших над загадкой вымирания не только динозавров, а множества групп животных и растений. Никто из специалистов не предполагал, что такие явления, сопровождающие всю геологическую историю живых организмов, совершаются случайно. Правда, гипотез на этот счет предложено немало, а убедительная теория еще не сформирована.

Но в любом случае вряд ли следует говорить о фундаментальной неопределенности и случайности. Все совершается вполне определенно и закономерно, надо лишь уметь вести диалог с природой такой, какая она есть, а не с той, которая возникает в специфических теориях и моделях.

Сама по себе идея «бифуркаций» и их роли в биологической, социальной, интеллектуальной эволюции логична. Она многое объясняет, хотя лишь в самом общем виде, формально, вне связи с природными процессами. Она вряд ли может претендовать на решение фундаментальных проблем бытия. О критических состояниях открытых систем писал еще в начале XX века А.А. Богданов, которого по праву следовало бы считать основоположником теории систем, кибернетики, информатики.

О том, что из хаоса можно сформировать упорядоченные структуры, что можно преодолеть запрет 2-го начала термодинамики писал еще Дж. Максвелл. Он придумал «демона», способного сортировать хаотично движущиеся частички, отбирая наиболее энергичные, «горячие», быстрые. В таком случае вместо равномерного распределения энергии в системе возникнет разность потенциалов и она будет способна совершать полезную работу.

Но на такого «демона» придется затрачивать определенную долю энергии, да и его самого еще надо создать. В конечном итоге овчинка выделки не стоит. По этой причине люди вынуждены использовать «энергетические концентраты» (уголь, нефть, горючий газ, дрова, торф, радиоактивные вещества), а не эксплуатировать гигантские запасы тепла, рассредоточенные в атмосфере, океане, земной коре.

А нужен ли вообще какой-нибудь крохотный демон, наводящий порядок в микромире? Строение элементарных частиц и атомов определяет их упорядоченные соединения. Но главное, и это почему-то забывается: в окружающем нас мире, в космосе и на Земле явно преобладает гармония!

Идея о господстве хаоса, где, как по волшебству, сами собой возникают и устойчиво существуют, усовершенствуясь, очаги порядка, организованности - это научный миф, завораживающий ученых. Под его влиянием они пытаются придумывать сложные теории, отдаляясь от реальности. Поэтому им приходится мириться с нелепым образом мира, лопнувшего, как пузырь. Но можно ли придумать иные концепции без ссылок на Бога или неведомый Разум Вселенной, не отвергая достижения науки?

Хаос (Χάος), в греческом мифотворчестве безграничная первозданная пустота, космогоническое понятие "зияющего" (от χάσκειν – зиять) пространства, существовавшего раньше мироздания: материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфиков, Хаос и Эфир возникли из безначального времени, причем под Хаосом понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени туман Хаос от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в свою середину эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо. Другие видели в Хаосе водную стихию (от χέν= лью). По Овидию, Хаос представлял собой "грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную тяжесть, собранные в одно место разнородные начала дурно соединенных стихий", откуда выделились земля, небо, вода, густой воздух. Кроме того, под Хаосом подразумевали воздушное и туманное мировое пространство, помещающееся между небом и землей, а также наполненную мраком подземную зияющую бездну. Порождениями Хаоса в древней гесиодовской космогонии считались Эреб, Никта, Эрот, Гея, Тартар, а также Мойры (Гесиод, Теогония, 116, 123-124).

У схолиастов Хаос мыслится то как вода, то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляли этого термина. У Еврипида Хаос является пространством между небом и землей, a Марк Валерий Проб считал Хаос, воздухом, заполняющим место между небом и землей. В космогонии Аристофана (Птицы, 691-702) Хаос фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эребом, Никтой и Тартаром. От Эреба и Никты возникло мировое яйцо, а из мирового яйца появился Эрос. Эрос же из смеси всего порождает землю, небо, море, богов и людей. От Хаос Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал. Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порожденное Ночью.

В дальнейшем развитии античной философской мысли, Xаос понимается как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали Xаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский (I 494-500) уже оперируют с первозданной беспорядочной смесью материальных стихий. У Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам Xаос трактуется как rudis indigestaque moles, "нерасчлененная и грубая глыба", хотя уже с животворными функциями (Овидий, Метаморфозы, I 5-9). У Овидия имеется также образ Xаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое начало (Овидий, Фасты, I 89-144). В трагедиях Сенеки Хаос из абстрактной космической картины превратился в предмет трагического пафоса (Медея 9; Федра 1238; Эдип 572), в тот мифологический образ, который одновременно и универсален, и космичен, и переживается глубоко интимно, мрачно и экстатически.

Хаос получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная еще с Гесиода. У орфиков Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога, который к тому же именовался еще и Гераклом (Дамаский, О первых принципах, 317, 21-318, 2). С другой стороны, Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей, сам же Хаос у орфиков трактовался как "страшная бездна" (chasma pelorion). Отсюда уже очень близко до того нового значения слова "хаос", которое встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко связывает Хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним. Хаос есть та бездна, в которой разрушается всё оформленное и превращается в некоторого рода сплошное и неразличимое становление, в ту "ужасную бездну", где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь.

Хаос представляется как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Античный Хаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому он – вечная смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой материи. Он – континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий. И потому он – принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он – мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это – бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.

Порядок неизменно связан с организацией, структурой учреждения. «Порядок» – слово, часто звучащее, как правило, в устах директора, руководителя организации. Это – термин, ставший по существу символом прочности управления, он ассоциируется у нас с хорошей организованностью.

Однако «слишком большая организованность также вредна, как и отсутствие таковой», - утверждает Алан Лакейн в известной книге «Искусство успевать».

Противоположность порядку – хаос. Хаос в организации – это, наверное, плохо?

Великий Ф. Ницше (1844-1900) был мастером философских афоризмов. Один из них гласит: «Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду». Он имел в виду, что без хаотического движения элементов, составляющих систему, она не обретет новое качество, не добьется успеха, будет не в состоянии изобрести невиданное новое – «танцующую звезду». Значит, обыденного понимания не вполне достаточно, чтобы определить «порядок в доме», в организации.

«Что мы имеем в виду, когда говорим о порядке? Что мы имеем в виду, когда говорим о беспорядке? - задаются вопросами Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс. - Наши определения порядка и беспорядка, - отвечают они, - включают в себя и культурные суждения, и науку…».

Следует разобраться в этом.

5.1. Традиционный взгляд.

«Порядок – это место для всего, где все находится на своем месте», - говорит Анри Файоль в «Принципах управления». Ясно, что это – метафора, упрощающая суть дела. Простота хороша для начального понимания. Но простота, возведенная в абсолют, опасна, ибо мир необычайно сложен. Например, «у фашизма есть внеэкономические причины, - замечает Петр Авен, - стремление воплотить какую-то простую и понятную модель социального бытия; я называю фашизм "бунтом простоты" против непонятной и ненужной сложности демократической жизни», - резюмирует Авен.

«Умственный порядок патологичен», - утверждают ученые.

Оценки порядка, таким образом, не однозначны и приводят к вопросу: является ли он синонимом строгой простоты, или же он - «родственник» изящной сложности?

Если в учреждении все кипит, письменные столы завалены деловыми бумагами, среди которых не сразу разберешь, где и что лежит, и для чего какие предназначены; если в офис без конца входят и выходят работники и бесконечные посетители; если трещат факсы, работают телексы, гудят компьютеры, беспрерывно звонят телефоны; если вы, случайно оказавшись здесь, слышите обрывки самых непонятных разговоров и фраз, то невольно задаетесь вопросом, есть ли в этом учреждении порядок?

Если офис блестит, отделанный модными материалами, служащие одеты чинно и строго в соответствии с указаниями директора: пиджак, галстук, свежая рубашка, никаких свитеров и легкомысленных блузок; если люди разговаривают вполголоса, боясь беспокоить друг друга повышенным тоном, для посетителей отведены специальные дни и часы; если все бумаги аккуратно уложены в специальные шкафы, а на столе лишь стопка самых необходимых для работы сегодня, - есть ли в этом учреждении порядок?

5.2. Новое понимание.

Синергетика утверждает, что хаос внутренне структурирован, содержит в себе собственный, внутренний порядок. К тому же, именно хаос, может порождать и порождает порядок принципиально нового уровня в любой структуре, в любой организации!

Например, на протяжении долгого времени считалось, что турбулентные потоки жидкости – это прототип беспорядка. С другой стороны, кристалл принято было считать воплощением порядка. Теперь ученые вынуждены отказаться от такой прямолинейной точки зрения. Турбулентная система оказывается внутренне упорядоченной, так как в, казалось бы, совершенно неорганизованном движении молекул жидкости, образующем завихренные потоки, существует тонкая структура, неразличимая для невооруженного человеческого взгляда. Атомы же, образующие кристалл, как показывают физические исследования, совершают колебания около равновесных положений, причем делают это несогласованным образом, то есть, с точки зрения теплового движения, кристалл неупорядочен.

Подобное понимание относительности хаоса и порядка, внутренней структурированности хаоса можно попытаться экстраполировать на социальные объекты. К примеру, нашигорода есть олицетворение хаоса и порядка одновременно. С одной стороны, они нарушают естественную устойчивость человеческой жизни, вырывая нас из природного окружения. Кажется, что город – это олицетворение хаоса. Но одновременно город – источник социальных, культурных, технических, интеллектуальных новаций. Жизнь в городах бурлит, здесь создаются новые технологии, позволяющие в конечном счете облегчить человеческое существование, сделать жизнь человека более комфортной, наполнить ее творческим смыслом. С этой точки зрения, города – само воплощение порядка.

Любой хаос хоть в чем-то, но упорядочен, а любой порядок имеет собственную степень хаоса. Хаос в сложных системах самой разной природы, изучаемых синергетикой, всегда относителен. Он содержит в себе определенную меру хаотичности и меру упорядоченности. Хаос определенным образом организован. Это – детерминированный, или динамический, хаос. Хаос может иметь тонкую структуру, как в случае турбулентности, Или же хаос может быть организован в красивую фрактальную структуру, обладающую свойством самоподобия, или масштабной инвариантности.

Порядок и беспорядок в мире тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и порождают друг друга. Издавна считалось, что своего рода мерой беспорядка в мире является черт. Черт опрокидывает планы, вносит сумятицу и путаницу (как говорят, черт попутал), умножает беспорядок, в общем, является энтропийным принципом. Черт как бы прощупывает возможности, а человек реализует одну из них. Черт вступает в игру с миром, получает доступ к сокровищнице потенций (зияющей бездне хаоса), причем, быть может, зловещих и гибельных потенций хода событий, а человек его осаживает, усмиряет. Но дело-то в том, что частица черта, чудовищных демонических сил живет в каждом из нас, и она может прорываться, проявлять себя, поражая фейерверком блестящих креативных или мрачных дестабилизирующих сил.

Хаос как сложная взаимосвязь порядка и беспорядка в реальных системах выполняет множество различных функций в процессах самоорганизации в природе, психике человека и обществе:

■ хаос как способ выхода на тенденцию самоструктурализации открытой нелинейной среды;

■ хаос как способ синхронизации темпов эволюции подсистем внутри сложной системы и тем самым как способ сохранения ее целостности;

■ балансирование на краю хаоса как способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность);

■ хаос как фактор приспособления к изменчивым условиям окружающей среды;

■ переход от порядка к хаосу, от симметрии к асимметрии, и обратно, как способ рождения красоты;

■ хаос, точнее доля внутреннего хаоса, как необходимое дополнение к внешнему управлению, контролю, планированию как способ самоуправления сложной системы;

■ хаотичность, разбросанность, разнообразие элементов как основа достижения их единства, организации (единство через разнообразие как принцип теории систем, порядок через хаос /И. Пригожин/, порядок через шум /Х. фон Фёрстер/, организующая случайность /А. Атлан/);

■ выпадение в хаос как способ выхода из эволюционного тупика;

■ хаос как стимул, толчок эволюции, спонтанность как жизненный порыв;

■ и, наконец, именно на стадии спада активности и возрастания диссипативных, рассеивающих, хаотических процессов могут устанавливаться новые связи, возникать новые структуры, инициироваться процессы морфогенеза, словом, хаос – это фактор обновления сложной организации.

Безграничность познания хаоса связана с раскрытием и изучением самых разнообразных функций хаоса, как способствующих самоорганизации и эволюции, так и тормозящих их, как конструктивных и творческих, так и деструктивных и разрушительных.

В связи с развитием теории самоорганизованной критичности (П. Бак, С. Кауффман) в настоящее время появилась красивая метафора «самоорганизация на краю хаоса» . Сложные адаптивные системы не только допускают хаос, который делает их достаточно гибкими и податливыми, дает возможность хорошо приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды, но и балансируют на краю хаоса, существуют как на лезвии бритвы. Сложные адаптивные системы, в особенности живые существа, чрезвычайно хрупки, так что даже наилучший шаг в направлении улучшения их организации может привести к быстрому спонтанному распаду и гибели. С. Кауффман отмечает, что жизнь есть эмерджентный феномен, в основе которого лежит «порядок для свободы», или самоорганизация, а последняя характерна для режима эволюции системы «на краю хаоса» 40 .

Существует ли «единица измерения» хаоса? Таковой является энтропия . Этот термин пришел из термодинамики, а само слово имеет греческое происхождение [εν означает в, внутри + τροπη , переводимое как поворот, перемена, превращение ]. Энтропия – это мера внутреннего беспорядка в системе.

Итак, мерой хаотичности (дезорганизации) системы является величина, называемая энтропией, а мерой порядка (организации) – отрицательная энтропия, называемая негэнтропией , или «информацией».

Термин «информация» взят здесь в кавычки, чтобы подчеркнуть неправомерность простого отождествления информации с негэнтропией. Хотя количественно они совпадают, в качественном отношении между ними есть существенное различие: информация появляется только там и тогда, где и когда одна упорядоченная система «отражается» в другой, т.е. где имеется отношение одного порядка к другому порядку. Порядок же сам по себе как объективное свойство материальной системы отождествлять с информацией не вполне корректно.

Как уже отмечалось выше, в закрытых системах, являющихся, вообще говоря, идеализацией действительности, энтропия возрастает (второе начало термодинамики), то есть тепло переходит от горячего тела к холодному, а обратный процесс невозможен. Синергетика показала границы действия второго начала классической (равновесной) термодинамики. В открытых системах, далеких от состояния термодинамического равновесия, могут возникать упорядоченные структуры не за счет уменьшения хаоса, а благодаря диссипации, хаотическим процессам. Сложные диссипативные структуры возникают и развиваются на основе интенсивного «выжигания» среды, т.е. как раз за счет производства энтропии, роста хаоса на микроуровне, проявляющегося в виде макроскопических диссипативных процессов.

Таким образом, без хаоса не рождается ничего нового . Без хаоса преобразований нельзя создать новый структурный порядок в организации. Ученые пришли к выводу, что на определенных этапах развития в открытых системах из их хаотического состояния вдруг , словно по мановению волшебной палочки, возникает новый порядок , новая структура этих систем, новая организация. Это неожиданное и непредсказуемое возникновение вдруг называется эмерджентностью – особым свойством открытых систем.

Раскрывая закономерности возникновения порядка из хаоса, синергетика вселяет в нас бóльшую уверенность в наше будущее, в возможность эффективного социального управления и прогнозирования того, что ожидает нас завтра, построения сценариев будущего развития.

Сопротивление хаосу чрезвычайно распространено в нашем обществе, как, впрочем, и в любом обществе. Люди постоянно сопротивляются хаосу, вкладывая в это массу эмоций, мыслей и сил. Это тотальная и могущественная тенденция - сражаться с неопределенностью и неизвестностью, пытаясь взять свою жизнь под контроль.

Большинство религий - особенно буддизм, индуизм, христианство, суфизм, неосуфизм, эзотерические традиции и религия психологии - с большим или меньшим успехом пытаются создать системы верований, способствующие упорядочению хаоса - этой игры случая, которую мы находим невыносимой и которой сопротивляемся изо всех сил.

Однако чтобы стать свободными, мы должны добровольно оседлать стремительного и неуправляемого скакуна хаоса. Лишь тогда мы сможем погрузиться в единое поле, связывающее нас с миром и Вселенной. Иными словами, отказываясь от сопротивления хаосу, мы непостижимым и парадоксальным образом создаем порядок, выводящий за пределы хаоса. Таков контекст психологии, выбирающей хаос в качестве организующего принципа и средства, позволяющего достичь более универсального и интегрированного состояния - я называю его состоянием вне состояния. Это состояние вне состояния - истинная и высочайшая степень порядка. Иными словами, тот самый хаос, которому мы сопротивляемся, помогает нам создать более глубокий порядок.

Возможно, хаос - на самом деле просто естественный порядок, и в этом хаосе возможны островки порядка. Но хаос - это порядок.

Сопротивление хаосу поддерживает хаос, зачастую делая жизнь невыносимой . Больше того, оно лишает нас возможности достижения высшего порядка, единства и глубочайшей связи с мирозданием и Вселенной.

В действительности порядок рождается из хаоса, а не хаос из порядка.

Например, представьте себе, что вы плывете по бурной и стремительной реке. Если вы попытаетесь плыть против течения, вы прочувствуете хаос в полной мере. Вы ощутите давление воды на грудь и желудок; течение может опрокинуть вас и ударить о камни. Но если вы уподобитесь воде и потечете вместе с ней, внезапно из хаоса возникнет новый порядок. Один из мастеров дзэн рассказывал, что достиг просветления, после того как отправился в странствие и увидел, что все автомобили едут в одну сторону. Тогда он решил, что ему следует идти в другую сторону - туда, где автомобили уже побывали.

Итак, мы собираемся изучить концепцию, согласно которой внутри хаоса скрыт естественный порядок. Этот хаос, которому мы так усиленно сопротивляемся, действительно обладает внутренним смыслом и красотой. Когда мы воспринимаем его как поток энергии, хаос позволяет нам, как мог бы сказать Дэвид Бом , « обрести более глубокую связь со своей собственной вселенной» .

Приходится признать тот факт, что Вселенная представляется нам хаотической, непостижимой, неуправляемой и загадочной. Философские системы, к которым мы обращаемся в надежде обрести понимание или хотя бы «успокоение», в действительности являются попытками сопротивляться тому факту, что хаос является скорее правилом, чем исключением. Различные системы пытаются упорядочить хаос, в то время как нам требуется ДАО ХАОСА - путь непротивления и приятия хаоса, путь, на котором мы позволим хаосу заняться собственной самоорганизацией и проявить свою истинную природу.

Параллельные вселенные и внутренняя реальность

Как звезды и планеты на небосводе разделены пространством, так же и наши внутренние вселенные отделены друг от друга. С точки зрения личности можно сказать, что мы состоим из параллельных вселенных, или - на языке психологии - частей личности. Эти миры мы называем ролями, частями, субличностями, ложными «эго» или схемами. Различные психологические школы по-разному именуют эти параллельные вселенные.

Единственное, что мы добавим к этому, - представление о пустоте. Каждая часть нашей «личности* наделена разными чувствами, мыслями, воспоминаниями и т. д. Например, во время работы вы находитесь в мире независимости и принятия решений. Вы действуете и реагируете так, чтобы наилучшим образом решить стоящие перед вами задачи и воплотить решения в жизнь. В мире семьи вы можете чувствовать себя ранимым, зависимым и нерешительным. Обе эти параллельные вселенные живут внутри вас, и в разное время вы сливаетесь с одним из этих миров. И обе эти вселенные ограничены и окружены пустотой.

Фракталы и хаос

Каким же образом мы можем обнаружить глубинный порядок (второй неявный порядок Бома)? Для ответа на этот вопрос рассмотрим фракталы. Обычно большинство из нас представляют себе расширение в виде движения изнутри наружу. Например, если вы смотрите на предмет и расширяете область внимания, вы видите другие предметы. Тем не менее фракталы могут помочь нам направить наше внимание снаружи внутрь и тем самым приблизиться к бесконечному порядку.

Что же такое фракталы? Можно считать их дробными единицами измерения. Давайте подумаем о фракталах в терминах измерения какой-то величины - например, объема комнаты. Чем меньший объем мы будем брать в качестве единицы измерения, там большей будет казаться комната. И не только комната увеличивается - возникает специфический паттерн, или глубинный порядок, возрастающий по мере дробления шкалы на все меньшие сегменты.

Этот процесс называется итерацией. Мандельброт открыл, что по мере того как мы умножаем фрактал на себя самого, вселенная становится все больше и больше.

Иными словами, когда предметы уменьшаются, вселенная с ее изумительным порядком увеличивается.
Следовательно, мы можем ответить на вопрос примерно так: для достижения второго неявного порядка надо войти внутрь и уменьшиться настолько, чтобы обнаружить пустоту, которая, сгущаясь, содержит в себе все.

Например, если мы начнем с одной дроби и будем постоянно умножать ее на себя самое, мы получим самосозидающийся порядок.

В случае фракталов развитие продолжается благодаря постоянному применению одной и той же процедуры, но по убывающей шкале.

Отрывок из книги Стефена Волински «Дао хаоса»