Дом и семья

Речь у ребенка 3 лет. Грамматика и связность речи

Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.

Особенности речи в 3-4 года

Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.

  • Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
  • К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
  • Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.

При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.

  • Активная лексика.

Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет). Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных. Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).

  • Грамматический строй речи.

Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы). Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные. Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.

  • Фонетика.

Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции. Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных [л] и [р]. Их либо вообше пропускают, либо заменяют на [j], [л’], [в] («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).

  • Связная речь.

Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»). Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.

  • Интонация, выразительность.

Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.

«Речевые нормативы»

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?

Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

  • Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
  • Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
  • Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
  • Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
  • Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
  • С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
  • Может представлять простые образы.

Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.


Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

  • невнятная монотонная речь;
  • быстрая, рваная или растянутая речь;
  • непонятная «тарабарщина»;
  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
  • «съедает» окончания слов;
  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
  • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
  • вообще не говорит полноценных слов;
  • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
  • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
  • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
  • невнимателен, не может сосредоточиться;
  • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.

Чем родители могут помочь?

Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь.

Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых?

  • Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.
  • Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний).
  • Расширение словарного запаса. Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать.
  • Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).
  • Работа над улучшением артикуляции. Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки (об артикуляционной гимнастике подробнее можно прочесть здесь).
  • Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова.
  • Фонематический слух. Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
  • Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»).

Уделите особое внимание тем проблемам, которые имеются конкретно у вашего ребенка (возможно, он не может группировать предметы по общим признакам, или не выговаривает конкретные звуки, или ему сложно запомнить текст).

Упражняемся, играя

Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры. При этом специально покупать дорогие пособия или игрушки не обязательно.

  • Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3–4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы не только по очевидным признакам (посуда, одежда), но и менее понятным с первого взгляда (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кубик, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней, к примеру, окажется божья коровка, потому что она живая. Подумать ребенка заставит и упражнение, в котором нужно определить, какому предмету какой контур на бумаге соответствует (прикладывать нельзя). Полезно расставлять несколько предметов по размеру – от большего к меньшему и наоборот. Вариант: расставить кастрюли-сковородки и отдельно сложить крышки от них – пусть малыш подберет каждому свою «шляпу».
  • Память и внимание тренирует , например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами все, что находится на столе, а потом открыть глаза и определить, какой предмет исчез. Или определить, что изменилось на картинке (дорисовала мама), пока малыш не видел. Можно дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один – пусть найдет новый. Можно предложить ребенку картинки с ошибками (зеленый гусь, корова с крыльями, заяц ест мышь и т. д.) – пусть укажет, в чем подвох.
  • Упражнения для развития навыка правильного употребления форм слов могут быть следующими. Перемещение предмета (на стол, под, перед, за, над), когда малышу нужно проговаривать: мяч лежит на столе, мяч лежит под столом и т. д. Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, мало, много (у тебя много конфет, а у меня мало; на столе много яблок, а у меня одно). Полезной будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать (карандашом я рисую, в шапке пойду гулять). Еще вариант: взрослый описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь (у нее пушистый рыжий хвост, маленькие лапки, она любит орешки, ее домик – дупло в дереве).
  • Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки прекрасно отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок («Три медведя», «Теремок»). Взрослый читает ребенку сказку выразительно, меняя интонацию и силу голоса, потом просит ребенка озвучить одного из персонажей, затем – другого (Михайла Потапыча, Настасью Петровну, Мишутку, Машеньку). Пусть малыш по тону голоса угадает, фразу какого героя прочел взрослый. Затем можно поменяться ролями с ребенком. Силу голоса можно тренировать, объяснив крохе, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо. Увидев колокольчик, он должен говорить что-то громко, увидев лист – тихо.
  • Разные формы речи. Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. Отвечая на вопросы, кроха постепенно научится строить и более развернутые предложения-ответы, и собственные вопросы. Монолог – это, прежде всего, рассказ ребенка о чем-то, что с ним произошло или особенно заинтересовало. Чем чаще его расспрашивать об этом, тем быстрее он научится строить связный и полный рассказ. Описание легче всего освоить, рассказывая, что изображено на рисунке, картине, что видно из окна, что происходит в песочнице во время прогулки.

Лексическое богатство

А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, энциклопедий для самых маленьких, активное общение с малышом.

Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда:

  • рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно;
  • читаем скороговорки, загадки, пословицы;
  • обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм;
  • учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;
  • побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев (это приходит само собой, если читать книжки постоянно);
  • попадаем в новое место (парк, аттракцион, учреждение), где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий;
  • играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» и т. д.).

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче. А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне.

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас - от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

Как развивать речь в 3-4 года

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

  • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
  • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
  • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
  • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
  • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
  • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

Упражнения для развития речи

Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

  • Подбирайте слова на выбранную букву.
  • Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
  • Образовывайте прилагательные(ложка из серебра - серебряная ложка, хвост лисы - лисий хвост).
  • Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
  • Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

Развитие мелкой моторики

По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

  • Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
  • Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
  • Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы - пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
  • Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.

Артикуляционная гимнастика

Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

  • Легонько покусывать кончик языка.
  • «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
  • Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
  • Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
  • Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.

Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды - речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.

Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам.

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов.

В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики!

Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков.

В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, он интересуется значениями слов («Кто жирафа назвал жирафом, волка—волком, лисицу—лисицей?»), пытается создавать новые слова, рифмует их (карам, барам, тарам, сарам, у рам; курок, урок, сурок, арок).

И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм, например множественного числа существительных (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями.

Ребенок четвертого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков в открытых слогах (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в сочетаниях с другими согласными звуками: нег (снег), котель (костер), вонок (звонок). Иногда он опускает другой согласный звук: зей вместо змей. Некоторые дети не различают звуки [с] и [ц], последний заменяют в словах звуком [с]: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

В этом возрасте ребенок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими (в основном уже твердыми) [с], [з], [ц]: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] ребенок может заменять звуком [л’], реже [й]: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах.

В некоторых словах, особенно в труднопроизносимых, ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово пингвин как пи-гин, ножницы как нозицы, автомобиль как амабиль, магазин как гамазин, вертушка как левтуска, чемодан как чедоман, температура как тематура, покатай как копатай, оторвали как отоврали и т.д.

Однако все эти несовершенства, возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых в этом процессе необычайно велика. Ответы на вопросы малышей, разговоры и занятия с ними, знакомство с новыми явлениями и предметами не только совершенствуют их речь, но и способствуют умственному развитию.

Иногда ребенок знает, как называется предмет, но не может назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяет часть из целого. Гуляя, например, в лесу, объясните ему, «из чего состоит дерево» (ствол, корни, ветки, листья), научите его узнавать наиболее распространенные породы деревьев — березу, липу, тополь, ель, сосну. Во время прогулки по улице помогите разобраться, «как устроен дом», где стены, крыша, окна, двери.

Знания ребенка об окружающих его предметах складываются из знаний их свойств, качеств, способов их применения. То, что для взрослых является очевидным, ребенку надо «открыть», натолкнугь его на «открытие». Не так-то просто понять, например, что стул сделан из дерева, ручка двери — из пластмассы, банка—из стекла, мячик—из резины. Когда ребенок усвоит некоторые качества и свойства предметов, пусть назовет те предметы в комнате, которые сделаны из дерева, пластмассы. В более старшем возрасте он постепенно научится образовывать прилагательные: стул из дерева—деревянный стул, ручка из железа—железная ручка.

С расширением и обогащением словаря ребенка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Используя более сложные по конструкции предложения, ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Поэтому обращайте внимание на то, как он согласовывает между собой слова в роде, числе, падеже. Спросите его, какого цвета, величины или формы тот или иной предмет (яблоко большое, стул маленький, шар красный, но шапочка красная, а солнышко желтое, тарелки чистые, но тарелка чистая, круглая). Рассматривая цветные иллюстрации, предложите малышу найти и назвать предметы красного или зеленого цвета. Ребенок находит на рисунках предметы и говорит: «Зеленый шар, зеленая шапочка, зеленая травка» или «Красный флажок, красная шапочка, красное ведро». Окончания ребенок выделяет голосом. Допущенные ошибки обязательно исправьте.

В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Скажите: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?» Ребенок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)», но «Приехал медвежонок (слон)». Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малыш неверно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его, выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (а не стулов).

В речи детей часто наблюдаются такие ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний: «Спроси у маме, поехала к папи» и др. Игра «Чего не стало» упражняет ребенка в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных родительного падежа единственного числа.

. «чего не стало». Разложите на столе 3—4 предмета, например, машину, мишку, карандаш. Предложите малышу назвать их и запомнить, что лежит на столе. Попросите ребенка закрыть глаза (или отвернуться), а сами в это время уберите один из предметов. Затем спросите его, чего не хватает. Поставьте перед ребенком чашку, блюдечко и тарелку. Попросите назвать предметы. Затем, убирая их по очереди со стола, предложите назвать, чего не стало.

Научить ребенка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно следующим образом. Возьмите любую игрушку и, помещая ее в разные места, спросите, где кукла

(машина, зайка). Положите куклу на стол (в коробку, под стол, на шкаф), поинтересуйтесь, откуда вы берете куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).

Формирование разговорной речи происходит прежде всего в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани)? Что ты лепил из снега?» Добивайтесь, чтобы он давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать ее.

Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными—это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, парикмахерской, прогулки в парк, лес, поездки за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.

Учите малыша и самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:

Взрослый. Что это?

Ребенок. Чашка.

Взрослый. Чашка какого цвета?

Ребенок. Белого.

Взрослый. Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)

Ребенок. Цветочек.

Взрослый. А это что у чашки? (Показывает на ручку.)

Ребенок. Ручка.

Взрослый. Зачем нужна ручка?

Ребенок. Чтоб держать чашку.

Взрослый. Зачем нужна чашка?

Ребенок. Пить.

Взрослый. Что можно пить из чашки?

Ребенок. Воду, чай, молоко.

Взрослый. Правильно, а еще можно пить из чашки компот, кисель, кофе, какао.

Через некоторое время ребенок с большим интересом сможет рассказать о какой-либо из своих игрушек: кукле, зайке, слоне, машине, мячике.

Положите перед ребенком 3—4 предмета, например, карандаш, книгу, машину, мяч. Пусть малыш выполняет сначала роль продавца, а вы — покупателя. Попросите дать вам предмет, описав его так: длинный, красный, им можно рисовать. Ребенок подает карандаш. Затем роли меняются. Ребенок может попросить у вас предмет, у которого есть колеса, кабина, руль и который можно катать по полу. Дайте ему машину и спросите: «Зачем тебе нужна машина?» (Катать мишку.)

После того как ребенок научится справляться с такими заданиями, их можно усложнить. Так, рассматривая вместе с малышом собачку, отметьте, что собачка пушистая, черная, с длинными ушками. А затем спросите: «Как можно назвать такую собачку?» (Пушок, потому что она «пушистая»; Черныш — «черная»; Ушастик — «ушки растопырены».) Предложите ему самому придумать клички животным. Спросите его, почему он назвал котенка Усатиком.

Приучайте малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга. Например, дайте ребенку две разные игрушечные машины и предложите ему ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего. Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображенные на рисунках.

На данном возрастном этапе ребенок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, майка—одежда, чашка, блюдце, тарелка — посуда\ кровать, стул, стол—мебель). Чтобы закрепить его знания об этих предметах, предложите ответить на такой вопрос: «Что можно отнести к одежде (к посуде, к мебели)?» Усложняя задание, можно предложить ребенку перечислить те предметы одежды, которые носят зимой (летом), или перечислить предметы, относящиеся к столовой (чайной) посуде. Такие задания активизируют словарь ребенка.

С большим интересом малыши подбирают слова к определенным глаголам. Например, вы говорите: «Летит ракета.

А что еще может летать?» Ребенок перечисляет: «Самолет, птица, бабочка, муха» и т.д. Дополните ответ малыша и, если необходимо, исправьте ошибки.

Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными ему. Прежде чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Учите ребенка выделять сначала главное, потом—второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросите сначала, кто изображен на рисунке, что делают ребята, затем обратите внимание малыша на то, как они одеты. Предложите ему определить время года. Спросите его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая—зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья—лето и т.д.).

Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых. Литературный материал воздействует на эмоциональную сферу ребенка, оказывает огромное влияние на его речевое развитие: побуждает к размышлениям, к разговору о прочитанном, после прочтения сказки, рассказа у него возникают вопросы. Поэтому очень важно уметь правильно подобрать книги для чтения. Для малышей четвертого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Одно и то же художественное произведение можно читать по нескольку раз. Повторное чтение углубляет впечатления ребенка, усиливает эмоциональные переживания, способствует лучшему запоминанию текста. Чтение — это не пассивное восприятие ребенком произведения. Прочитав сказку или рассказ, спросите малыша, о чем говорится в них, что происходит с главными героями. Последовательно отвечая на поставленные вопросы, малыш лучше запомнит содержание сказки.

Учить ребенка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказывать такие сказки, в которых сюжет раскрывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказывании сказки «Репка» задаются примерно такие вопросы: «Что посадил дед? Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?» и т. д. Такие вопросы облегчают пересказ текста.

Нередко дети этого возраста, рассматривая иллюстрации, довольно подробно и точно передают содержание сказки. Так, Юля (3 года 7 месяцев) предлагает Андрею (6 лет) послушать сказку, которую она ему «прочитает». Пересказывая сказку по картинкам и делая вид, что читает ее, девочка полно, точно и близко к тексту передала содержание. Такие пересказы следует всячески поощрять.

Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь, способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребенка.

Но родители должны обращать внимание не только на обогащение словаря ребенка, развитие разговорной речи и ее грамматической правильности, но также и на звуковую сторону речи.

Работа над звуковой стороной речи в этом возрасте идет в двух направлениях: развитие слухового восприятия или речевого слуха (правильного восприятия звуков речи, темпа, громкости, интонационных средств выразительности) и совершенствование произношения (правильное употребление звуков, четкое и внятное произнесение слов, фраз, умение правильно пользоваться голосом, темпом, интонацией).

Для успешного усвоения звуковой стороны речи необходимо приучать ребенка слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых контролировать свою речь. Ребенок, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.

Они приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.

. «Угадай, что я делаю». Ребенок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из родителей двигает стул, ходит по комнате, шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу. Ребенок называет действия, которые производит взрослый.

. «Угадай, где звонит». Заведите будильник и спрячьте его под столом или под шкафом. Когда будильник зазвенит, ребенок должен отгадать, откуда раздается звук, и найти будильник.

. «Угадай, чья эта песня». Попросите малыша внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (четко и протяжно произнесите звук [с]: с-с-с...) и как поет комарик (отчетливо и протяжно произнесите звук [з]: з-з-з...). Затем, попеременно произнося то звук [с], то звук [з], предложите ребенку угадать, когда поет водичка, а когда—комарик.

. «Угадай, где стучит дятел». Имитируйте стук дятла клювом по дереву—то тихо, то громко. Ребенок должен сказать, где стучит дятел—близко или далеко.

. «Угадай, какой идет дождь». Вместе с ребенком вспомните, как начинается дождь. На небе появляются тучки, затем первые капли. Они падают редко и стучат вот так: кап-кап-кап... (звукосочетания произносятся в медленном темпе). Потом дождь усиливается, и капли звенят по мостовой иначе (теперь в умеренном темпе). И вот пошел сильный дождь, капли начали барабанить по крыше (в ускоренном темпе). Ребенок должен внимательно слушать и отгадывать, когда какой идет дождь.

Для произнесения некоторых звуков, сложных слов требуется слаженная и четкая работа всего артикуляционного аппарата.

Правильное произнесение звуков во многом зависит от четкой и слаженной работы мышц языка, который играет важную роль в артикуляции звуков. Его положение в ротовой полости, изменение его формы (он может быть широким или узким, кончик языка может быть приподнят или опущен, соприкасаться с верхними зубами или нет) влияют на правильность и четкость произнесения большинства звуков. Так, для произнесения одних звуков надо поднимать кончик языка, для других—спинку, для третьих—выработать умение образовывать желобок в середине языка.

Для укрепления мышц языка детям предлагают следующие упражнения: высунуть язык изо рта и быстро убрать его внутрь; высунуть язык и проводить им из стороны в сторону (как ходит маятник у часов); высунуть язык и придать ему форму лопаточки, а затем — огурчика; поднять кончик языка кверху и поцокать им (взрослый показывает, как цокают копыта лошадки, и предлагает ребенку воспроизвести это звукоподражание).

Губы также активно участвуют в процессе произнесения звуков. Для улучшения их подвижности надо то вытягивать губы вперед, то растягивать их в улыбке, произносить на одном выдохе то звук [а], то звук [у] (как кричит мальчик, который заблудился в лесу: «Ау!»).

Правильность и отчетливость речи во многом зависят от того, насколько ребенок овладел произнесением отдельных звуков. Для тренировки можно использовать различные скороговорки и чистоговорки, детские стихи и потешки. Вот примеры таких чистоговорок.

Звук п

Па-па-па —на столе крупа, пы-пы-пы—у розы есть шипы, уп-уп-уп — мама варит суп, ип-ип-ип—в саду много лип.

Звуки б—бь

Ба-ба-ба—у Вовы есть труба, бу-бу-бу—сидит ворон на дубу, бы-бы-бы — собираем мы грибы, бе-бе-бе — горит лампа на столбе, би-би-би—деревья не губи.

Такие чистоговорки можете придумать и вы сами, и ребенок. Не столь уж важно стремиться к «поэтическому совершенству». Главное, чтобы чистоговорки были забавны, понятны ребенку и, конечно, наполнены нужным звуковым материалом. Существует также ряд несложных игр и упражнений, специально предназначенных для того, чтобы закрепить правильное произношение того или иного звука. Вот некоторые из них.

Звук ы

. «Ослик». Покажите ребенку картинку с изображением ослика и предложите послушать, как он кричит (отчетливо и протяжно произнесите звуки [ы] и [а]: ы-ы-ы-а-а...). Затем предложите ребенку воспроизвести крик ослика. Звук [ы] он должен произносить достаточно отчетливо, внятно и громко, при произнесении звука [а] рот должен быть раскрыт достаточно широко.

Звук й

. «Зайка». Расскажите ребенку историю о зайце: «Жил в лесу зайка. Когда мама уходила, она наказывала ему сидеть дома. Однажды зайка не послушался маму, выбежал на полянку и стал бегать за пчелами. Одна пчела ужалила зайку прямо в нос. Больно зайке, лежит он под кустом и стонет: „Ой, Ой! Ой!“». Спросите ребенка, как стонет зайка. Следите за тем, чтобы он четко произносил звук [й].

Слова с я, ю, е, ё

Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть я, ю, е, ё в начале слова: якорь, яблоко, юбка, юла, ёжик, ёлка, ель. Предложите ребенку назвать предметы. Обратите внимание на четкость и правильность произнесения этих слов.

я-я-я —поймали воробья,

ю-ю-ю—я песенку пою,

ё-ё-ё — у меня ружьё,

е-е-е — ёж ползёт к змее.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

— С добрым утром!

— С добрым днем!

Вот как славно мы поем!

Е. Благинина

Звуки с—сь

Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [с] ([с’]) в начале, в середине и в конце слова: санки, собака, селедка, колесо, гуси, нос, гусь. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчетливость произнесения этих звуков.

«У осы не усы, а усики»,

«У маленькой Сани санки едут сами».

Выучите с ребенком стихотворение:

Самолет построим сами.

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами.

А потом вернемся к маме.

Звук з—зь

Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [з] ([з’]) в начале и середине слова: замок, зонт, Зина, коза, корзина, звезда. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения звуков.

Предложите ребенку повторить чистоговорки:

«У зайки заболели зубы»,

«У Зины земляника в корзине».

Выучите с ребенком стихотворение:

В зоопарке на полянке

Танцевали обезьянки.

Обезьянок звали так:

Зиг и Заг...

С. Сабашников

Упражнения и игры на различение звуков с (сь) и з (зь)

Предложите ребенку поочередно воспроизводить то «песню водички», то «песню комарика», то есть произносить то звук [с], то звук [з] (с-с-с... з-з-з... с-с-с...).

Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] ([с’]) и [з] ([з, ]) в начале и середине слова: сапог—замок, санки —зайка, ваза —коса, стрекоза. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите вниманиие на правильность произношения звуков.

Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

сы-сы-сы—у Кати две косы,

зы-зы-зы—у Вовы нет козы,

си-си-си—воду в дом неси,

зи-зи-зи—домой меня вези.

Выучите с ребенком чистоговорки:

«У Сони зайка, а у Сени Незнайка»,

«Соня Зине несла сено в корзине».

Выучите с ребенком стихотворение:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Завтра утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

Звук ц

. «Позови цыплят». Расскажите: «Катя решила покормить цыплят, но они разбежались по поляне. Надо их позвать. Катя их зовет: „Цып-цып-цып...“ Как Катя зовет цыплят обедать?» Ребенок произносит отчетливо и достаточно громко звукосочетания цып-цып-цып...

Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [ц] в начале, середине и в конце слова: цыплята, цветок, пуговица, яйцо, палец, огурец. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения звука [ц].

Предложите ребенку повторить чистоговорки: «Нет конца у моего кольца», «Бегают две курицы прямо по улице».

Выучите с ребенком стихотворение:

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-цокотуха

Именинница!

К. Чуковский

Различение звуков с и ц

Предложите ребенку повторить чистоговорки: «Скворцы и синицы—веселые птицы», «Курица снесла яйцо под крыльцо».

Выучите с ребенком стихотворение:

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

В. Берестов

Научить ребенка управлять речевым дыханием — немаловажная задача. На четвертом году ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3—5 и более слов, а для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу.

Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Специальные игры помогут вам в этом. Предложите ребенку подуть на небольшие тонкие полоски бумаги или на ватку, прикрепленную к нитке (ватку держат около рта ребенка, он дует на нее и старается удержать ее некоторое время в отклоненном положении).

Для развития речевого дыхания предложите ребенку произнести на одном выдохе несколько гласных звуков. Например, спросите мальчика: «Как плачет маленькая девочка?» (У-а-а...) При произнесении звуков необходимо обращать внимание на плавность перехода от одного звука к другому, на слитность их произнесения. Шутки-чистоговорки, произнесенные на одном выдохе, способствуют выработке речевого дыхания:

ха-ха-ха — поймали петуха,

ко-ко-ко—мы едем далеко,

ту-ту-ту — даем еду коту.

Отрабатывая правильный выдох, не забывайте о правильно произведенном вдохе. Он должен быть спокойным, коротким, без особых напряжений со стороны мышц лица и шеи.

Игры и упражнения на речевое дыхание должны проводиться систематически, в хорошо проветренной комнате.

Необходимо также научить ребенка управлять своим голосом.

Вам, наверное, приходилось наблюдать, как иногда ребенок входит в метро и на весь вагон начинает разговаривать, задавать вопросы, читать стихи. Некоторые родители грубо одергивают его, заставляют замолчать.

Одни дети не могут говорить тихо, когда этого требует ситуация (больна бабушка, отец пришел с ночной смены, спит младший братишка и т.д.). Другие, наоборот, не могут говорить достаточно громко, хотя для громкой речи имеют все данные. Все это указывает на то, что маленького ребенка следует приучать пользоваться своим голосовым аппаратом, воспитывать умение следить за своей речью.

Прежде всего надо научить его слушать и отличать громкую речь окружающих от тихой. Для этого произнесите одну и ту же фразу с различной громкостью и предложите ребенку определить, когда вы ее произнесли очень громко, громко, тихо, шепотом.

Используйте игры, которые помогут ребенку управлять собственным голосовым аппаратом.

. «Ветер и ветерок». Предложите малышу послушать, как воет сильный ветер (громко и протяжно произносите звук [у]: у-у-у...), а затем как гудит небольшой ветерок (тихо произносите звук [у]). Потом пусть он сам воспроизведет этот звук с различной громкостью (громко, тихо).

Если ребенок говорит тихо, можно использовать и такой прием: разговаривать с ним на некотором расстоянии (в 6—8 шагах); в этом случае ему поневоле придется говорить несколько громче.

Очень важно, чтобы малыш управлял темпом речи. Это важно «пожалуй, прежде всего потому, — пишет логопед В. Лыков—что скороговорка режет ухо, раздражает, кажется некрасивой.

Но ускоренная речь—тахилалия—дефект не только эстетический, но и языковой. Существует естественный, „нормальный“ для нашего языка темп речи—10—12 звуков в секунду. А дети подчас произносят по 20—30 звуков. Естественно, такая „скоростная" речь не может быть ясной.

Языковая скоропалительность доставляет неудобства не только собеседнику, но и самому ребенку. Сверстники начинают подсмеиваться над ним, иронизировать, придумывать обидные прозвища.

В состоянии возбуждения помимо ускоренной речи у детей обнаруживаются и другие речевые расстройства: запинки, перестановка слогов, недоговаривание окончаний. Тахилалия отражается на письме и в чтении: пропуски и перестановки букв, недописывание окончаний, нарушение согласования слов.

Каковы же причины тахилалии? Их несколько — подражание, неправильные приемы речевого воспитания, повышенная нервная возбудимость, слабость тормозных нервных процессов. Недостаточное речевое воспитание в семье —наиболее частая причина появления убыстренной речи.

В преодолении тахилалии главная роль принадлежит воспитательным приемам: борясь с суетливостью, непоседливостью ребенка, мы заодно „искореняем" и торопливость, сбивчивость речи. Если ребенок страдает повышенной нервной возбудимостью, необходимо медикаментозное лечение, наблюдение врача.

Очень важна спокойная, доброжелательная обстановка в семье, также необходим твердый режим дня, полезны спокойные, размеренные игры (лото, мозаика, рисование, лепка, конструирование), а также ритмика, пение».

Родителям необходимо помнить, что нередко причиной торопливой речи является подражание ускоренной речи взрослых. Поэтому в общении с малышом надо следить за своей речью и стремиться говорить в умеренном темпе, а при чтении или рассказывании художественного произведения—даже слегка замедленно.

Если ребенок говорит быстро, то одни напоминания о необходимости говорить медленнее ему не помогут. Надо дать образец размеренной речи, например прочитать стихотворение.

Особенно внимательно надо отнестись к ребенку с чрезмерно ускоренной речью, так как быстрая речь нередко является предвестником заикания. Если ребенок при произнесении слов испытывает затруднения (говорит т-т-т-анк) или повторяет слоги (по-по-пошел), то покажите его логопеду.

Речь, произнесенная на одной ноте, как правило, маловыразительна. Эмоциональность речи зависит от правильного использования интонационных средств: повышения и понижения голоса, смены темпа высказывания, правильного использования пауз, логического ударения и др. Малыш, который слышит интонационно выразительную речь, естественно, стремится говорить так же.

Выразительное чтение сказок, стихов ребенком помогает ему пользоваться в своей речи средствами интонационной выразительности. Читая художественные произведения, обратите внимание малыша, как говорят те или иные действующие лица, животные (медведь, зайчик, лиса).

Когда ребенок научится безошибочно определять на слух, как говорят те или иные персонажи, предложите ему самому воспроизвести речь того или иного действующего лица, например, Михаила Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки из сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

К четвертому году жизни ребенок в основном уже должен уметь пользоваться ударением. Правильно поставленное ударение в слове обеспечивает четкость и чистоту устной речи. Оно является также одним из средств различения слов: замок и замок.

В русском языке (в отличие от других языков) ударение разноместное и подвижное, то есть звуки могут находиться под ударением в начале, середине и в конце слова: окунь, машина, игла; ударение может переноситься с одной части слова на другую, например, волку, волки, но волков, волкам.

Неточное употребление ударения в словах может быть результатом подражания неправильной речи взрослых. Ребенок, ставя неправильное ударение в слове, закрепляет его в собственной речи и нередко довольно долго произносит его неверно: магазин, арбуз, звонят.

Если ребенок неправильно употребил ударение в слове, то родители должны поправить и предложить малышу повторить его верно. Например, ребенок говорит: «Мама, к нам звонят». Мама должна поправить его: «Миша, надо сказать звонит» — и предложить ребенку повторить слово верно.

В тех случаях когда малыш упорно произносит какие-то слова, неправильно ставя в них ударение, предложите ему игру, в которой бы требовалось неоднократное произнесение этих слов. Это поможет ребенку избежать ошибок.

«Умение слышать ударный слог, выделять его в слове необходимо не только для подготовки ребенка к обучению письму и чтению, но и для развития устной речи (усвоение правильного ударения).

Какие же упражнения можно здесь порекомендовать родителям? Прежде чем непосредственно знакомить ребенка с ударением, надо дать ребенку представление о том, что в слове есть начало и конец. Можно использовать для этого следующие игры-упражнения.

. «Конец слова за тобой». „Посмотри на эту бумажную полоску,—говорит взрослый. — В ней как будто спрятаны слова. Слова интересные, разные, но начало у них у всех одинаковое— ска-. Давай узнаем, какие это слова. Начинаем искать: ска... — ...мейка, — подсказывает ребенок. Хорошо. Послушай еще раз: ска...мейка. Продолжаем узнавать другие слова, которые также начинаются. Ска...“ Ребенок подсказывает: ска-колка, ска-зка, ска-терть... Взрослый заключает: „Вот, оказывается, как много слов было спрятано в этой полоске, и в каждом слове было одно и то же начало — ска“. Затем он спрашивает: „А какие слова можно вспомнить, если начало у них ли-?“ Играющие предлагают: ли (сичка), Ли (да), ли (стики), ли (ственница), ли (монад)...

После того как ребенок хорошо усвоил, что такое начало и конец слова, взрослые проводят с ним небольшие, длительностью в 2—3 минуты, упражнения, которые позволяют ему понять, что слоги в слове звучат по-разному, один из них (ударный) можно произнести более длительно.

. «Одинаково ли звучат части слова?» Взрослый спрашивает: „Одинаково ли звучат части слова папа, па-апа... Что ты слышишь? Правильно, я усиливаю голос, когда произношу первую часть слова. Произнеси слово папа так, чтобы хорошо слышалась эта первая часть".

Вслушайся в слово лиса. Я его произношу так: „лиса-а“. Какая часть звучит сильнее? Верно, вторая часть. Повтори это слово вместе со мной: лиса-а. Очень ясно слышится, что вторая часть в слове лиса звучит сильнее, заметнее» (Г. Тумакова).

У ребенка четвертого года жизни проверьте

Какие трудности испытывает он при пересказывании художественных произведений, из какого количества слов строит фразы?

  • Дифтерией называют острозаразное инфекционное заболевание, протекающее с явлениями общего отравления, поражения зева, гортани, трахеи, слизистых оболочек
  • Сон - прежде всего полный отдых, однако это и функция организма. Мы стремимся заснуть, чтобы восстановить силы,
  • Самый эффективный способ соорудить дома гимнастический увлечь детей физкультурой - уголок (рис. 13). С какого возраста ребенок может
  • В раннем возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Многие вещи, явления, слова, являются первыми для ребенка. Задача родителей следить за усвоением новой информации, отвечать на вопросы точно, лаконично.

    Речь ребенка в три года понятна взрослым, дети составляют несложные предложения, произносят правильно большинство звуков. На четвертом году речь обогащается местоимениями, прилагательными, ребенок умеет описывать свойства предметов. Данный период фундаментален, поэтому важно устранять возникающие трудности в произношении.

    Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.

    На этом этапе развития речи дети выговаривают простые слова: «мама», «папа», а также стремительно развивается звукоподражание: «мяу» (кошка), «му-у» (корова), «ав-ав» (собака).

    Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».

    Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:

    • Способность строить предложения из пяти - шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
    • Произносить слова, правильно расставляя ударения;
    • Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
    • Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
    • Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».

    Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими. Кроме того, малыши придумывают новые слова, образованные из нескольких известных.

    Признаки отклонения в развитии речи у детей 3 лет

    • Речь малыша похожа на лепет, трудна в понимании, быстра или слишком медленна, выражения односложны;
    • Малый активный словарный запас. Ребенок не в состоянии назвать ежедневно встречающиеся предметы, явления;
    • Малый пассивный словарный запас. Простые вопросы вызывают затруднения, малыш не понимает, что от него требуется, новая информация трудно усваивается;
    • Отсутствие окончаний в словах, неумение спрягать глаголы, склонять существительные;
    • Трудности в составлении несложных предложений;
    • Не развитое звукопроизношение.

    Возможные причины задержки речевого развития в трехлетнем возрасте разделяются на физиологические и социальные. К физиологическим причинам относятся проблемы со здоровьем, такие как нарушение слуха, неправильный прикус, последствия травм головы, осложнения в период беременности у матери, а также задержки психического развития и наследственность.

    Социальные предпосылки к задержке в развитии речи, тесно связаны с общением внутри семьи. Недостаток внимания к детям или избыток, выраженный в излишнем «сюсюканье», коверкающем слова, препятствуют развитию коммуникативных навыков. Кроме семейного окружения на речь ребенка влияют воспитатели в детских садах и друзья.

    Диагностика и коррекция дефектов речи

    Если вы сомневаетесь, нормально ли развивается речь у малыша, поинтересуйтесь у воспитателя о его успехах, самостоятельно изучите поведение в обществе ровесников, посетите врача. Обнаружив отклонения от норм, действуйте спокойно, но незамедлительно. Такие специалисты, как сурдологи, психологи, логопеды, педиатры, проведут обследования и дадут рекомендации для борьбы с задержками в развитии. В домашних условиях развить речевые навыки помогут:

    1 Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким. В игровое время проговаривайте с малышом все действия, называйте предметы, их свойства, просите сделать то же самое.

    2 Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился. Заучивание стихотворений, тренирует ребенка в произношении звуков, а также развивает мышление и память.

    3 Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.

    4 Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами. Отвечайте на заданные вопросы, обращайте внимание на новые предметы. После прогулки поинтересуйтесь, что малышу понравилось, что нет и почему.

    5 «Зарядка» для языка и дыхательная гимнастика. Если у ребенка проблемы с произношением звуков, преодолеть их помогают упражнения для языка и дыхательная гимнастика. Попросите врача логопеда составить комплекс упражнений под вашу проблему, самостоятельно разучите упражнения и покажите их малышу.
    Если домашних занятий не хватает, запишитесь на развивающие курсы для детей, но не забывайте продолжать упражнения дома.

    Речь ребенка в четыре года

    В четыре года словарный запас ребят увеличивается в два - два с половиной раза. Ребенок увлеченно играет в подвижные игры, пересказывает стихотворения, правильно произносит все звуки, задает вопросы на различные темы, учиться чтению.

    Дети в этом возрасте составляют грамматически правильные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Малыш отделяет себя от взрослых и формирует собственную картину мира. Ему нравится рассказывать родителям о прошедшем дне, о достижениях и открытиях. Это норма развития четырехлетнего ребенка.

    Задержка в развитии у четырехлетки сопровождается такими факторами:

    • Ребенок не говорит вообще, изредка произносит лишь слова «мама» или «папа»;
    • В речи отсутствуют твердые (ж, ш, ч) или мягкие (й, ч, щ) согласные;
    • Трудности вызывают составления предложений из 2–3 слов;
    • Чадо говорит только известными фразами из сказок или мультфильмов.

    Коррекция речевых дефектов детей в четыре года

    Если причина отставания в развитии физиологическая и ребенку поставлен диагноз, лечение доверьте врачам. Самостоятельные попытки вылечить патологии могут привести к последствиям, угрожающим здоровью. В случаях, не требующих медикаментозных или операционных мер, по программе врачей тренируйтесь с ребенком дома. Толчок в развитии речи дают такие занятия:

    А Пение, рисование, поделки. Результативные виды обучения правильной речи тесно связаны с творчеством. Рисование и рукоделие повышают уровень развития мелкой моторики, учат сосредотачиваться, обеспечивают изучение и повторение прилагательных, глаголов, наречий и причастий: голубой, красить, аккуратно, поклеенный. Пение разрабатывает мышцы лица, успокаивает, помогает сосредоточиться, поэтому лучше начинать занятия с напевания детских песен.

    Б Подвижные игры. В процессе игры дети легко запоминают правила, названия предметов. Можно предложить чаду поиграть в классики, они научат его считать и правильно произносить числительные.

    В Считалочки, загадки, стишки. Рифмованные фразы, ритмично построенные предложения и загадки легко усваиваться и запоминаются надолго. Ведь все помнят акростих, который помог выучить цвета радуги: Каждый - красный, охотник - оранжевый, желает - жёлтый, знать - зелёный, где - голубой, сидит - синий, фазан - фиолетовый.

    Г Упражнения для дыхания. Помимо занятий, предлагаемых врачами, не забывайте о развлекательной стороне процесса. Развивать дыхательные пути можно выдувая мыльные пузыри или играя на гармошке.

    Д Полезная литература. Большой вклад в технологии развития речи дошколят внесла Ушакова Оксана Семеновна – профессор, доктор педагогических наук, автор нескольких сотен работ по развитию речи у детей дошкольного возраста. Методика О.С. Ушаковой последовательна, проста для восприятия детей и рассчитана на возраст от трех до семи лет.

    Речь детей в возрасте от пяти лет

    Уровень развития речи в пять лет позволяет малышу свободно говорить на родном языке. Уметь склонять существительные, и спрягать глаголы. Формировать предложения, обогащая их всеми частями речи. Правильно расставлять ударения в словах, и определять окончания. Запас слов увеличивается, качество произношения улучшено.

    Ребенок умеет управлять эмоциональной окраской слов, менять громкость и темп речи. Подбирает синонимы и антонимы к предложенным словам, умеет считать. Развивается мышление и фантазия, дети сочиняют истории по картинкам, заданным сюжетам. В этот период за успехами и неудачами крохи нужно следить усиленно, не устранённые в раннем возрасте задержки в развитии отразятся на будущих способностях к коммуникации.

    В пятилетнем возрасте отсутствие связной речи, полное молчание, малый запас слов, являются отклонениями, требующими обследования у специалистов. После постановки диагноза и начала лечения, малыш нуждается в помощи и поддержке родителей, поэтому важно продолжать занятия дома:

    • Развитие мелкой моторики. Как было отмечено, игры, развивающие мелкую моторику рук, благотворно влияют на развитие речи. Ставьте перед ребенком разные задачи, чтобы понять к чему его больше тянет: предложите сплести украшение из бисера, постройте вместе из конструктора интересную игрушку, сложите мозаику. Отталкиваясь от результатов, выделите любимое занятие ребенка и проговаривайте ваши действия, просите описывать предметы и свойства, предложите создать что-то самостоятельно и описать это;
    • Массаж. Терапевтические, успокаивающие мышцы, стимулирующие кровообращение свойства массажа помогут в выздоровлении;
    • Альтернативная терапия. Связь, устанавливающаяся в отношениях детей с животными, стимулирует эмоциональное, социальное, речевое развитие;
    • Развивающие пособия. Какой бы ни была степень задержки речевого прогресса, занятия со специалистами не заменят живого общения с семьей. Уже упомянутая Ушакова Оксана Семеновна, создала разностороннюю программу стимулирования речи у дошкольников. Методические материалы предлагают воздействие на участки, формирующие речь детей от трех до семи лет. Предложенные О.С. Ушаковой игры, стишки, рассказы, занятия, в увлекательной форме подают ребенку правила построения грамотной речи.

    Чтобы развитие протекало равномерно, не навязывайте неинтересных, скучных или сложных занятий. Общайтесь с ними как со взрослыми, хвалите за успехи, корректируйте ошибки. Подарите ребенку пространство для творчества и отдыха. Следите за интересами малыша, подберите подходящую секцию, где он обзаведётся друзьями и новыми навыками. Спрашивайте о прошедшем дне, отвечайте на вопросы. Так он будет ощущать вашу любовь, заботу, что подтолкнет его к достижениям, научит благодарности и ответственности.

    Многие дети в 3 года умеют говорить. Иногда их трудно понять, но заметно, что речь постепенно развивается. Четырёхлетний ребёнок умеет говорить довольно неплохо, хотя некоторые буквы и слова выговариваются с трудом. Однако у некоторых детей бывает задержка в развитии речи. Правильно ли это? Как помочь малышу развивать речь? Об этом читайте в статье.

    Знания ребёнка в 3-4 года

    В этом возрасте дети знают уже очень много слов (около 2000). Ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Чтобы поднять необходимо с детьми много заниматься, общаться, играть, рисовать и писать.

    Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи.

    • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
    • Знает имена родственников и друзей.
    • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию.
    • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
    • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка - это посуда; куртка, штаны, футболка - это одежда и т. д.
    • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
    • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
    • Повторяет услышанное.
    • Пересказывает мультфильм или сказку.
    • Говорит не только громко, но и тихо.

    Развитие речи у ребёнка 3-4 лет особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие - больше. Так что это не показатель. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

    Особенности развития речи у детей 3-4 лет

    В этом возрасте много детей ещё не умеют составлять рассказы или пересказывать увиденное. Им сложно связывать предложения, допускается много ошибок: не только грамматических, речевых, но и в употреблении падежных окончаний.

    Произношение у многих детей этого возраста ещё неправильное. Они говорят слова невнятно, отчего их сложно понять. Например, звук «р» дети заменяют на «л», а «ш» на «с». Дети находят взаимозаменяемые звуки, так как хотят, чтобы их понимали окружающие.

    Логопеды утверждают, что эти недочёты в развитии речи не страшны, поэтому ещё нет основания переживать. Многие специалисты начинают заниматься с детьми не раньше чем в 5 лет.

    Вышеперечисленные недочёты — и есть особенности развития речи детей 3-4 лет. Специальной коррекции ещё не нужно, так как ребенок в состоянии справиться со своим языковым барьером самостоятельно.

    Диагностика развития речи

    Трёхлетние дети знают и говорят много звуков. Около 4 лет ребёнок осваивает более трудные буквы - «с», «з» и «ц». Он слышит, как произносят звуки окружающие дети, и при неправильном произношении исправляет ребят.

    Диагностика развития речи детей 3-4 лет проводится логопедами. Они проверяют звуков.

    Однако при желании родители могут тоже увидеть все положительные и отрицательные стороны речи своего ребёнка, а также сделать соответствующие выводы.

    После 3 лет дети хорошо ориентируются в цветовой гамме и чётко понимают множественное и единственное число. В этом возрасте детишки стремятся говорить как можно больше. Молчат только тогда, когда спят.

    В возрасте около 4 лет ребёнок говорит более осознанно. Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с малышом на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас.

    Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у ребёнка пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь он знает, что слушатели его понимают.

    Необходимо постоянно контролировать развитие речи у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.

    Методика 3-4 лет

    На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.

    Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.

    Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.

    Для работы по воспитанию необходимо уделять внимание:

    • звукопроизношению;
    • голосовому аппарату;
    • речевому дыханию;
    • умеренному темпу речи;
    • интонации.

    В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.

    В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное. Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.

    Правильное развитие речи

    Как говорилось ранее, нет надобности обращаться к логопеду, пока не исполнилось ребёнку 5 лет. Родители могут сами уделять внимание своему малышу и помогать ему в развитии речи. Когда выходите на улицу, старайтесь рассказывать обо всём, что попадается вам на пути. Это может быть животное, человек, растение и др.

    Дети интересуются абсолютно всем. Поэтому они с лёгкостью запоминают сказанное и пополняют свой словарный запас.

    Старайтесь малыша спрашивать о пройденном дне или просмотренном мультике. Ребёнок должен учиться пересказывать. Сначала у него будет получаться плохо, но благодаря ежедневным занятиям, уже через месяц вы увидите положительный результат.

    Как можно чаще читайте детям стихи, скороговорки и загадки. При этом не забывайте играть с мелкими деталями. Если малыш не умеет завязывать шнурки, научите его.

    Все эти упражнения на развитие мелкой моторики помогут вашему ребёнку быстрее начать говорить и правильно произносить особенно сложные звуки.

    Стишки для развития речи

    Ребёнку необходимо уделять внимание, и развитие речи не исключение. Для более быстрого достижения хороших результатов читайте несложные и запоминающиеся стишки для детей 3-4 лет.

    1. Кра-кра-кра - уходите со двора.

    Ас-ас-ас - дождь пойдёт сейчас,

    Ить-ить-ить - не хотим уходить,

    Жу-жу-жу - я по лужам хожу.

    2. Один, два, три, четыре, пять - хочу ворон я посчитать.

    Одна ворона на дереве сидит.

    Вторая ворона в окошечко глядит.

    Третья ворона - кричит ребятам «кар».

    Четвёртая - весь выпила нектар.

    А пятая ворона захотела лопнуть шар.

    3. Купила муха сапоги, оказались велики,

    Пошла муха на базар, поменяла их на самовар.

    Угостила чаем всех своих друзей,

    Только не захотела угощать людей.

    Стишки для детей 3-4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ваш ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте малышу вопросы на эту тему. Он должен рассказать, что понял из прочитанного и какие сделал выводы. Родители могут и сами придумать несложные стихи для занятий со своим крохой.

    Учимся играючи

    Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно.

    Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом у малыша будет развиваться речь.

    Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном. Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.

    «Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?». Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д.

    «Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.

    Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать. Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.

    Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.

    Почему ребёнок долго не говорит

    Некоторые дети молчат в два или три года. Родители беспокоятся, ходят к специалистам, чтобы установить причину. Врачи и логопеды советуют не переживать раньше времени. Они утверждают, что если ребёнок молчит до 3 лет - это нормально. Возможно, повлияли гены родителей.

    Если же ребёнок в 3,5 года так и не хочет разговаривать, тогда необходимо обратиться за консультацией к невропатологу, логопеду, лору и педиатру.

    Очень часто дети, которые ещё в три года молчали, могут заговорить в 3 года 2 месяца. По статистике, такой ребёнок начинает говорить сразу предложениями.

    Бытует мнение, что девочки овладевают речью раньше, чем мальчики. Это миф. Всё зависит от индивидуальности самого ребёнка. Нормы развития речи детей 3-4 лет не могут быть одинаковыми. В этом возрасте ребята знают от 1500 до 2000 слов. У каждого малыша свой индивидуальный запас. Всё зависит от личности ребёнка и его настроения.

    Заключение

    Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Если у него плохое настроение, тогда он не покажет вам хороших результатов. Занимайтесь с крохой, когда видите, что тот готов с вами поиграть.

    Никогда не ругайте ребёнка, если у него не получается говорить какое-то слово. Он начнёт плакать, вы будете на него сердиться.

    В итоге как у мамы, так и у малыша пропадёт настроение на целый день. Детям легко даётся обучение. Старайтесь хвалить своё чадо, ведь тогда малыш сам захочет сделать вам приятное и порадовать мамочку успехами.