Компьютер и ПО

Льюис Козер Функции социального конфликта. М

1. Группосозидающие

} Конфликт служит установлению и поддержанию самотождественности и границ обществ и групп.

} Конфликт с другими группами способствует также упрочению и подтверждению идентичности группы и сохранению ее границ в отношении окружающего социума.

} Характерные структуры враждебности и взаимные антагонизмы помогают сохранять социальные разделения и системы стратификации. Такие устойчивые структуры антагонизмов предотвращают постепенное размывание границ между группами в социальной системе и закрепляют определенное положение различных подсистем внутри системы в целом.

} В социальных структурах, обеспечивающих высокую мобильность, имеют место как взаимная вражда между слоями, так и влечение низших слоев к высшим. В этом случае чувства враждебности низших слоев часто принимают форму рессантимента, где враждебность сочетается с влечением. Подобные структуры создают массу возможностей для конфликта, поскольку, как будет показано ниже, чем теснее отношения, тем более высок конфликтный потенциал.

} Нужно различать конфликт и враждебное, или антагонистическое, отношение. Социальный конфликт - это всегда социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляют собой только предрасположенность к действию. Предрасположенность необязательно выливается в конфликт; важнейшими промежуточными переменными, влияющими на возникновение конфликта, являются степень и способ легитимации власти и системы статусов.

2.группосохраняющая

* Конфликт не всегда дисфункционален по отношению к системе, в которой он возникает; часто конфликт необходим для ее сохранения. Если нет способов выразить враждебность или недовольство по отношению друг к другу, члены группы могут пережить глубокую фрустрацию и прийти к полному разрыву отношений. Обеспечивая свободный выход сдерживаемым враждебным эмоциям, конфликт служит сохранению групповых отношений.

* Социальные системы создают особые институты, служащие отводу враждебных и агрессивных эмоций. Такие институты, выполняющие роль защитных клапанов, помогают сохранить систему, предупреждая возможный конфликт или сводя к минимуму его разрушительные последствия. Они предоставляют как замещающие объекты, в отношении которых допустимо выражение враждебности, так и средства такого выражения. Эти "защитные клапаны" не дают враждебным эмоциям выплеснуться на их непосредственный объект. Однако подобные замещения влекут определенные издержки как для социальной системы, так и для индивида. В системе ослабевают стимулы к изменению, позволяющему приспособиться к меняющимся условиям внешнего мира. Что касается индивида, то в нем происходит накопление негативных эмоций - потенциала разрушительного взрыва.



3. Каждая социальная система содержит источники реалистических конфликтов в той мере, в какой люди выдвигают конфликтующие требования относительно статуса, власти, ресурсов и придерживаются конфликтующих ценностей. Несмотря на то, что распределение статуса, власти и ресурсов определяется нормами и ролевой системой распределения, оно всегда в той или иной степени будет оставаться предметом соперничества. Реалистические конфликты возникают тогда, когда люди сталкиваются с препятствиями в реализации своих требований, когда их запросы не удовлетворяются, а надежды терпят крушение.

* Нереалистические конфликты возникают на основе лишений и фрустраций, имевших место в ходе социализации и позднее, при выполнении обязательств, накладываемых ролью взрослого; или же становятся результатом превращения изначально реалистического антагонизма, прямое выражение которого запрещено. Если конфликт первого типа происходит внутри самих фрустрированных индивидов, стремящихся достичь определенных результатов, то конфликт второго типа состоит в снятии напряжения путем агрессии, направленной на не определенный заранее объект. Конфликт первого типа рассматривается участниками как средство достижения реалистических целей - средство, от которого можно отказаться, если появятся другие, более эффективные средства. Конфликт второго типа не оставляет такого выбора, поскольку удовлетворение черпается в самом акте агрессии.

* Агрессивных, или враждебных, "импульсов" недостаточно для объяснения социального конфликта. Ненависти, как и любви, нужен объект. Конфликт может возникнуть только во взаимодействии между субъектом и объектом; он всегда предполагает отношение.

* Реалистический конфликт необязательно сопровождается проявлениями враждебности и агрессивности. "Напряжение" в психологическом смысле не всегда связано с конфликтным поведением. И тем не менее может быть "полезным" ненавидеть противника. Пропагандисты рассчитывают, что такая ненависть усилит эмоциональную составляющую конфликта и, следовательно, решимость бороться до конца.

* И наоборот, основная функция посредника видится в освобождении конфликтной ситуации от нереалистических элементов агрессивности с тем, чтобы позволить противникам реалистически подойти к рассмотрению выдвигаемых ими конфликтующих требований.

5. враждебность

* Антагонизм является элементом близких отношений. Сближающие и разъединяющие мотивы настолько переплетены в реальных отношениях, что разделить их можно только в целях анализа и классификации, тогда как природа самих отношений - единая природа sui generis.

* Можно сказать, что близкие социальные отношения, характеризующиеся частым взаимодействием и полной вовлеченностью участников, заключают в своей мотивационной структуре сущностную амбивалентность, поскольку содержат и позитивные, и негативные устремления, сложнейшим образом переплетенные между собой.

6. чем теснее тем конфликтнее

* Конфликт бывает радикальнее и острее, когда он возникает из близких отношений. Особую остроту ему придает совмещение единства и противостояния в отношениях. Враждебность порождает тем более глубокие и острые реакции, чем глубже взаимная вовлеченность враждующих сторон.

* В конфликтах внутри закрытой группы одна сторона ненавидит тем сильнее, чем больше она видит в ней опасность единству идентичности группы.

* Чем выше степень участия и личностная вовлеченность членов группы, тем выше напряженность конфликта и, следовательно, острее реакция на нарушение групповой лояльности. Именно в этом смысле острота конфликта и лояльность по отношению к группе - две стороны одного и того же явления.

7. функции в структуре

Конфликт может служить устранению разобщающих элементов отношений и восстановлению единства. Поскольку конфликт ведет к разрядке напряженности между сторонами, он выполняет стабилизирующие функции и становится интегральной частью отношений. Однако позитивную функцию выполняют не все конфликты, а лишь относящиеся к целям, ценностям или интересам, не затрагивающим основ, на которых строятся отношения. Свободно структурированные толпы и открытые общества, в целом допуская конфликты, создают защиту против тех из них, которые угрожают базовому консенсусу и тем самым сводят к минимуму опасность разногласий, затрагивающих основные ценности. Взаимозависимость антагонистических групп и пересечение конфликтов, нейтрализующих друг друга, в обществах этого типа "сшивают социальную систему воедино" и таким образом превдотвращают ее распад по одной линии раскола.

8. показатель стабильности

* Отсутствие конфликтов нельзя рассматривать как показатель прочности и стабильности отношений. Для стабильных отношений может быть характерным именно конфликтное поведение. Близость отношений создает почву для частых конфликтных ситуаций, но, если стороны чувствуют напряженность своих отношений, они будут избегать конфликтов, опасаясь полного разрыва. Поскольку близкие отношения характеризуются скорее частыми конфликтами, чем накоплением враждебности и амбивалентности, частоту конфликтов, (если, конечно, они не затрагивают базового консенсуса) можно считать показателем стабильности этих отношений.

* Во вторичных отношениях, где изначально в силу сегментарной вовлеченности участников можно ожидать относительно меньшей напряженности конфликтов, наличие конфликта может рассматриваться как показатель действия балансировочного механизма.

9. сплоченность против другого

* Группы, вовлеченные в длительную борьбу с внешним врагом, обычно нетерпимы к внутреннему инакомыслию. Они способны перенести крайне ограниченные отклонения от единства группы. Они напоминают секты: отбирают своих членов по особенным признакам, ограничены по размерам и претендуют на полную личностную вовлеченность своих членов. Социальная сплоченность в них основана на том, что каждый участвует во всех сторонах групповой жизни, и креплена утверждением группового единства против любого инакомыслящего. Единственный способ решения проблемы инакомыслия здесь - добровольный или насильственный уход инакомыслящего.

* Группы, организованные по типу церкви и не вовлеченные в длительньную борьбу с внешним врагом, обычно не претендуют на полную и целостную вовлеченность участников и, поскольку не задают жестких критериев членства, обычно велики по численности. Они способны успешно противостоять внешнему давлению, демонстрируя гибкость структуры и наличие в ней области "терпимого конфликта".

* Жестко организованные борющиеся группы могут заниматься поиском врагов с обдуманным намерением или ради инстинктивного стремления сохранить единство и внутреннюю сплоченность. Такие группы могут ощущать внешнюю угрозу, хотя в реальности ее не существует. При условиях, которые еще должны быть изучены, вымышленная угроза выполняет те же самые интегративные функции, что и реальная угроза.

* Обретение внешнего врага или его изобретение усиливает социальную сплоченность, угроза которой исходит изнутри группы. Сходным образом, поиск или изобретение внутреннего диссидента служит сплочению структуры, испытывающей угрозу извне. Такие механизмы создания "козлов отпущения" действуют в особенности в тех группах, структура которых препятствует проявлению внутреннего реалистического конфликта.

* Существуют подвижные границы между преувеличением реальной угрозы, привлечением реального врага и полным измышлением угрожающей силы.

10. идеология

* Конфликты, в которых участники чувствуют себя лишь представителями коллективов или групп, борющимися не за себя, а за идеалы представляемой группы, как правило бывают более радикальными и беспощадными, нежели те, в которых участвуют по личным мотивам.

* Устранение личностного элемента ведет к обострению конфликта поскольку исчезает возможность его модификации, которую обычно привносит действие личного фактора. Современное марксистское рабочее движение представляет собой пример радикализующего воздействия объективации конфликта. Строгое идеологическое размежевание происходит скорее в жестких, нежели в гибких и адаптивных структурах.

* Объективация конфликта может служить объединяющим элементом для противоборствующих сторон, если обе стороны преследуют одну и ту же цель, например в случае научных споров, где целью является достижение истины.

11. объединяет проивников

* Конфликт может порождать дополнительные типы взаимодействий между антагонистами, даже ранее не связанными между собой антагонистами. Обычно это происходит в рамках системы норм, предписывающих формы, в которых ему надлежит развертываться. Конфликт выступает как стимул к выработке новых правил, норм и институтов, являясь, таким образом, фактором социализации обеих соперничающих сторон. Кроме того, конфликт вызывает к жизни бездействующие нормы, активизируя тем самым участие сторон в социальной жизни.

* Служа стимулом создания и изменения норм, конфликт позволяет отношениям приспособиться к изменившимся условиям.

12. устанавливает связи

* Конфликт может быть не орудием распада и разрушения, а реальным средством уравновешивания и, следовательно, сохранения общества в его изменении.

* Есть три разных способа, посредством которых конфликт устанавливает связи между соперниками: (1) он создает и изменяет общие нормы, необходимые для перестройки отношений; (2) он приводит к тому, что каждая сторона конфликта в случае примерного равенства сил предпочитает, чтобы противник был сходен с ней по структурной организации, что уравняло бы их в отношении техники конфликта; (3) он дает возможность переоценить соотношение сил соперников и тем самым служит в качестве уравновешивающего механизма, позволяющего сохранять и укреплять общество.

* Борьба может объединить разобщенных во всех прочих отношениях людей и группы. В результате конфликта, где затрагиваются прежде всего прагматические интересы его участников, возникают коалиции и временные ассоциации, а не постоянные и сплоченные группы. Подобные альянсы появляются скорее в гибких структурах, чем в жестких, поскольку в жестких обществах конфликты подавляются, а если вырываются наружу, то принимают более интенсивный и, следовательно, более идеологизированный характер. Коалиции и ассоциации придают структуру индивидуалистическому обществу и предохраняют его от атомистической дезинтеграции.

* Объединяющий характер конфликта проявляется особенно ярко, когда коалиции и инструментальные ассоциации приводят к соглашению там, где царили отношения конкуренции или вражды. Объединение на минимальном уровне имеет место, когда коалиция формируется с целью обороны. В этом случае альянс выражает минимальное для каждой участвующей в нем группы стремление к самосохранению.

* Чем больше объединяющиеся элементы разнятся по своей культуре и структуре, тем меньше у них общих интересов. Именно потому, что объединение не основывается на изначальной общности интересов, его форма и смысл будут ограничиваться соответственно коалицией и конкретной злободневной целью.

* Большинство коалиций между уже существующими группами, особенно если этих групп много или они сильно различаются между собой, создаются в целях обороны - по крайней мере с точки зрения тех, кто участвует в альянсе. Создание альянса, даже без всякого умысла на конфликт, может рассматриваться другими группами как угрожающий и враждебный акт. Именно такое впечатление приводит к созданию новых ассоциаций и коалиций, тем самым стимулируя социальную активность и расширение круга взаимодействий.

  1. Ральф Дарендорф о современном конфликте.

Ральф Дарендорф (сын политика, начинал демократом – ушел в либерализм)

стадии конфликта:

Проявление конфликта

Кристаллизация (осознание латентных интересов)

Сформировавшийся конфликт

«Общество и свобода» 1961

факторы конфликта:

Условия для организации конфликтных групп

Условия социальной мобильности

Плюрализм общества

Неизбежность конфликта!

Соединил Вебера и Маркса

Опирается на понятия «Жизненных шансов»

Зависит от наличия прав и от наличия обеспеченности прав

Партии прав и обеспеченности соревнуются

Гражданское общество – лигатуры сопротивления во имя прав

С прогрессом в мире растут жизненные шансы

- «клейкость» прав

Вторая тридцатилетняя война и «Мир Раймона Арона»

  1. Трансформации политических режимов и конфликт элит. Агентский, теоретико-игровой подход.

Дэнкворт Растоу

теории режимных переходов:

Условие национального единства

Подготовительная фаза

Фаза принятия решений

Фаза привыкания

Шмиттер и О’Доннелл

Либерализация

Переход

Консолидация

Бари Вейнгаст

Можно рассматривать сопротивление как результат просчитанной рациональной игры нескольких сторон

Американский социологфункционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

– причины конфликтов;

– виды конфликтов;

– функции конфликтов;

– типы общества;

– острота конфликта;

– последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците какихлибо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера , необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа , хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо, которые господствовали в социалистических странах.

Теория конфликта к. Боулдинга

На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг (1910–1993).

В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963) он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта» . Боулдинг убежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.

Боулдинг объяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.

Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.

Противостоять этому могут:

– человеческий разум;

– нормы морали и нравственности.

Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта :

1) статистическую;

2) динамическую.

В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:

1) конфликтующие стороны или объекты;

2) отношения, возникающие между ними.

При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.

В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.

Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.

Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.

I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Рубрика (тематическая категория) Социология

ТЕМА 17. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Краткое содержание лекции : Теории конфликта͵ исторический фон их разработки, важнейшие труды, ведущие теоретики.

Функциональная теория конфликта Льюиса Козера: Исходный замысел Козера, двойственное отношение к теории Парсонса, видение конфликта как функционального процесса. - Базовые посылки (пресуппозиции), из которых исходил Козер.
Размещено на реф.рф
- Книга ʼʼФункции социального конфликтаʼʼ, ее содержание и структура. - Способ построения теории: критическое прочтение классики; теория как система пропозиций. - Определœение ʼʼконфликтаʼʼ. - Основные группы пропозиций. - Причины (источники) конфликта. - Враждебные чувства и конфликт - Реалистические и нереалистические конфликты. - Острота конфликта͵ ее зависимость от разных переменных. - Длительность конфликта͵ ее зависимость от разных переменных. - Функции социальных конфликтов.

Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа: Исходные мотивации Дарендорфа: теория конфликта как альтернатива теории согласия. - Неравное распределœение власти как источник конфликтов. - Императивно координированные ассоциации. - Отношения господства, легитимность и социальный порядок. - Латентные и явные интересы. - Логика превращения квазигрупп в конфликтные группы. - Неизбежность конфликтов и социального изменения: циклический (диалектический) характер социального развития. - Критика теорий конфликта.

60-е годы: выработка теорий конфликта и рост их влияния (особенно на фоне социальной нестабильности, пиком которой стали студенческие волнения второй половины 60-х) - в противовес структурному функционализму, прежде всœего теории Парсонса, делающей акцент на таких чертах социальных систем, как стабильность, устойчивость, равновесие.

Три наиболее влиятельных труда по этой проблематике:

(1) ʼʼОбычай и конфликт в Африкеʼʼ Макса Глакмена (1955);

(2) ʼʼФункции социального конфликтаʼʼ Льюиса Козера (1956);

(3) ʼʼКласс и классовый конфликт в индустриальном обществеʼʼ Ральфа Дарендорфа (1959).

Ведущие теоретики конфликта: Л. Козер (р.
Размещено на реф.рф
1913) и Р. Дарендорф (р.
Размещено на реф.рф
1929). - Влияние работы М. Глакмена в основном ограничивалось социальной антропологией: его модель конфликта разрабатывалась на материале африканских обществ и не поддавалась прямому переносу на общества современного типа (хотя для сравнительных целœей полезность ее была бы весьма велика).

Исходный замысел : господствующая в социологии функционалистская теория сосредоточена на аспектах стабильности и устойчивости и не уделяет должного внимания такому важному для социальных систем процессу, как конфликт. - Этот недостаток нуждается в исправлении.

Двойственная позиция в отношении Парсонса : с одной стороны, теория конфликта противопоставляется его теории как альтернатива; с другой стороны, Козер считал Парсонса величайшим социологом ХХ века и в шутку определял свою позицию по отношению к нему как ʼʼлояльную оппозицию Его Величестваʼʼ. - В последнем смысле, его теория конфликта задумывалась как крайне важно е дополнение к теории Парсонса, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно было ее обогатить и сделать более полной, всœесторонней и адекватной.

Козер дает функционалистскую трактовку конфликта: рассматривает конфликт прежде всœего с точки зрения его позитивных функций для социальных групп и вообще любого рода социальных систем. - Испытанные влияния: Зиммель, Маркс, Вебер, Дюркгейм, Парсонс и Мертон (особенно последний, под руководством которого была написана его работа о функциях социального конфликта͵ сначала в качестве диссертации, потом как книга).

Конфликт - не социальная патология (как трактует его структурный функционализм парсонсовского типа: ʼʼнапряженияʼʼ и ʼʼтренияʼʼ как угроза равновесию): это процесс, нормальный и необходимый для здоровья социальных систем:

скорее, отсутствие конфликта указывает на серьезные патологии.

Функциональность конфликта : объективные позитивные следствия конфликта для интеграции и адаптации социальных систем (ср.
Размещено на реф.рф
Мертон). - Считать конфликт сугубо разрушительным процессом неправомерно; при некоторых условиях (и достаточно часто) его последствия вполне конструктивны.

Базовые представления Козера об обществе совпадают с исходными посылками, из которых исходит функционалистская теория:

1. Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей.

2. Процессы, протекающие в различных частях системы и между ними, при определœенных условиях содействуют сохранению системы, ее изменению, а также возрастанию или уменьшению ее интеграции и адаптации.

Следующие два тезиса вводят в эту схему проблематику конфликта.

3. В любой системе взаимосвязанных частей обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.

4. Многие процессы, обычно считавшиеся разрушительными для системы (насилие, разногласия, девиации и конфликты), могут при определœенных условиях повышать степень интегрированности системы и ее адаптации к среде.

Книга ʼʼФункции социального конфликтаʼʼ: основное содержание и структура

Социологический бестселлер (на 2000 ᴦ. - продано 80 тысяч экземпляров);

классический текст: обязательный текст для изучения в университетских курсах по социологии конфликта и родственным дисциплинам.

Определœение конфликта : ʼʼсоциальный конфликт - это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперниковʼʼ (ʼʼФСКʼʼ, с. 32).

Книга строится как интерпретативный анализ зиммелœевской теории конфликта: берутся тезисы (более или менее пространные текстовые фрагменты) Зиммеля; затем критически разбираются, сопоставляются с огромным массивом различного рода исследований (как социологических, так и социально-антропологических, психологических и т.д.), пересматриваются и переформулируются. - Некоторые модифицированные формулировки строятся на новых различениях, которых у Зиммеля не было; Козер сам их вводит. - (Таких исходных зиммелœевских тезисов берется 16: на базе критического анализа каждого из них Козер получает по несколько модифицированных положений, или пропозиций; в итоге мы имеем несколько десятков положений, или пропозиций).

Тематическая структура (и логика) книги примерно такая:

1) Воздействие конфликта на групповые границы: группосозидающие функции конфликта.

2) Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях versus открытый конфликт; группосохраняющие функции конфликта; функции институтов, выполняющих роль ʼʼзащитных клапановʼʼ; различение реалистических и нереалистических конфликтов, разница между ними и их разные функции; связь между теснотой (близостью) социальных отношений, уровнем враждебности и возможностями конфликта.

4) Затем: рассматриваются конфликт с внешними группами и его влияние на группу исходя из ее структуры: влияние конфликта на сплоченность группы, степень ее централизации, политическую организацию (деспотизм) и внутренние конфликты.

5) Воздействие идеологии на конфликт.

6) Объединяющие функции конфликта: формирование альянсов и коалиций.

Итак: теория у Козера устанавливается в пропозициональной форме . - По ходу книги Козер формулирует многочисленные положения общего характера, связанные с разными аспектами конфликтов. - Пропозиции: связи между разными переменными .

Проблемы, возникающие в связи с теорией Козера :

(1) Неясность некоторых терминов (к примеру, ʼʼгруппаʼʼ);

(2) Пропозиции не складываются в стройную систему, выдвигаются ad hoc .

Эти пропозиции можно разделить на четыре базовых категории:

(1) относящиеся к причинам конфликта;

(2) относящиеся к остроте конфликта;

(3) относящиеся к длительности конфликта;

(4) относящиеся к функциям конфликта.

v ПРИЧИНЫ (ИСТОЧНИКИ) КОНФЛИКТА

В любой социальной системе различные дефицитные ресурсы (собственность, статус, власть и т.п.) распределœены неравномерно. - Система сохраняет свою стабильность при условии, что это неравное распределœение воспринимается как легитимное . - В любой группе неизбежны враждебные чувства ее членов в отношении друг друга; но сомнения в легитимности распределœения ресурсов способствуют возрастанию враждебности, и такое возрастание враждебности может перерасти в конфликт, ᴛ.ᴇ. найти выражение в конфликтных действиях. (Враждебность и конфликт не тождественны друг другу.)

Положение: чем больше притесненные группы сомневаются в легитимности распределœения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут вступить в конфликт .

(а) Источник конфликта: лишения и фрустрации.

Л. Козер: ʼʼКаждая социальная система содержит источники… конфликтов в той мере, в какой люди выдвигают конфликтующие требования относительно статуса, власти, ресурсов и придерживаются конфликтующих ценностей. Несмотря на то, что распределœение статуса, власти и ресурсов определяется нормами и ролевой системой распределœения, оно всœегда в какой-либо степени будет оставаться предметом соперничества. Реалистические конфликты возникают тогда, когда люди сталкиваются с препятствиями в реализации своих требований, когда их запросы не удовлетворяются, а надежды терпят крушениеʼʼ (ʼʼФСКʼʼ, с. 78).

(б) Для конфликта одной враждебности недостаточно (с. 84), а иногда она и вовсœе не является крайне важно й. - Нужен объект, на который эта враждебность могла бы быть направлена и разряжена. - В связи с этим вводится важное различие:

- реалистический конфликт : объектом становится фрустрирующая группа;

- нереалистический конфликт : объектом становится любая случайная группа, удачно подвернувшаяся для этой роли (ʼʼкозел отпущенияʼʼ).

v ОСТРОТА КОНФЛИКТА

Острота конфликта зависит от целого ряда переменных:

a) силы враждебных эмоций его участников : чем больше эмоций вызывает конфликт у его участников, тем острее протекает сам конфликт - или: ʼʼчем выше степень участия и личностная вовлеченность членов группы, тем выше напряженность конфликтаʼʼ (с. 95);

b) тесноты (близости) отношений между участниками (преобладания первичных или вторичных связей) : (1) чем теснее отношения между участниками, тем напряженнее конфликт - или: ʼʼконфликт бывает радикальнее и острее, когда он возникает из близких отношенийʼʼ (с. 95); и наоборот, (2) конфликт тем мягче, чем более формальными (вторичными) отношениями связаны его участники ; кроме того, (3) чем меньше первичные группы, тем меньше вероятность открытого выражения враждебности, но тем острее конфликт, когда он всœе-таки возникает (ʼʼресентиментʼʼ);

c) жесткости или гибкости социальной структуры : чем более жесткой является социальная структура, тем острее будет конфликт ;

d) реалистического/нереалистического характера конфликта : (1) реалистические конфликты сравнительно мягче нереалистических ; (2) чем реалистичнее конфликт, тем выше вероятность компромиссов ; (3) в нереалистическом конфликте ценность конфликта имеет тенденцию перевешивать значимость тех целœей, ради которых он ведется (если такие цели вообще ставятся) ;

e) степени идеологического единства группы и безличности индивидуальных оснований участия в конфликте : чем более едина группа в идеологическом отношении и чем более безличные мотивировки преобладают над сугубо эгоистическими, тем напряженнее конфликт ;

f) характера ценностей, вокруг которых развертывается конфликт (базовые или периферийные ценности) : конфликт вокруг базовых ценностей протекает острее, чем конфликт вокруг периферийных ценностей, и может принять разрушительный для социальной системы оборот ;

g) наличия институциональных средств погашения и смягчения враждебности (так называемых ʼʼзащитных клапановʼʼ) : чем больше в системе институционализированных ʼʼзащитных клапановʼʼ, тем выше вероятность того, что конфликт будет принимать менее острые формы .

v ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА

Длительность конфликта также зависит от нескольких переменных. - К примеру:

a) степени ясности и определœенности целœей : чем менее ясно определœены цели участниками конфликта͵ тем продолжительнее будет конфликт ;

b) степени реалистичности конфликта : чем менее реалистичен конфликт, тем дольше он будет продолжаться ;

c) наличия или отсутствия символических маркеров победы и поражения : чем менее ясен для участников символический смысл победы или поражения, тем продолжительнее будет конфликт ;

d) степени внутреннего единства противоборствующих сторон : чем больше внутри одной или обеих конфликтующих групп подгрупп, имеющих разное понимание смысла и целœей конфликта͵ тем труднее остановить конфликт .

v ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Выявление функциональных последствий конфликта - одна из главных задач, которые ставит перед своей теорией и решает Козер.

1. Конфликт имеет группообразующую функцию : конфликт устанавливает и поддерживает границы между группами (в т.ч. обществами), и чем острее конфликт, тем более четкими становятся эти границы. При этом конфликт упрочивает и подтверждает идентичность группы. - В более общем плане, конфликт сохраняет социальные разграничения и системы стратификации (в частности, разделœение труда).

2. Конфликт повышает внутреннюю солидарность в конфликтующих группах, укрепляет в них единые нормы и ценности , способствует внутригрупповой конформности .

3. При определœенных условиях конфликт может порождать новые структурные аранжировки, новые нормы и ценности; тем самым он может способствовать социальному изменению , связанному с повышением интеграции системы и ее адаптации .

4. Чем чаще в социальной системе имеют место открытые реалистические конфликты, тем меньше вероятность того, что конфликт будет затрагивать базовые ценности , и тем более устойчивой становится система.

5. Конфликты с внешними группами могут инициировать новые социальные контакты и взаимоотношения . - Такие конфликты могут рождать новые нормы, регулирующие протекание конфликтов и делающие последующие конфликты менее острыми. ʼʼКонфликт объединяет противниковʼʼ.

6. Конфликты способствуют образованию коалиций, тем самым повышая сплоченность и интеграцию системы.

7. Чем больше в обществе конфликтов и чем они регулярнее, тем меньше вероятность конфликта͵ который мог бы это общество разрушить. - Более устойчивы дифференцированные и непрочно структурированные системы, в которых мелкие конфликты накладываются друг на друга и тем самым гасят друг друга.

Прежде всœего : в любой группе любого размера всœегда существует внутренняя взаимная враждебность, и эта враждебность нуждается во внешней разрядке. - Без конфликтов эта враждебность выливалась бы в крайние формы взаимного уничтожения. - Конфликт устраняет разобщающие элементы и способствует восстановлению единства, сплоченности, солидарности и стабильности.

I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА" 2017, 2018.

Ранние годы

С 1936 параллельно с работой начинает посещение занятий в Сорбонне. В 1948 продолжает социологическое образование и поступает в Колумбийский университет. После его завершения преподает в Бостоне, в Брандейском университете. Там он основывает факультет социологии. В 1954 защищает докторскую диссертацию в Колумбийском университете под руководством Роберта Мертона. В период с 1964 по 1965 год возглавляет Восточное социологическое общество и Американскую социологическую ассоциацию в 1975-1976.

Основные работы

«Люди идей» и «Всепоглощающие институты» (взаимоотношения людей и институтов); «Функции социального конфликта» (подробное исследование социальных конфликтов); «Мастера социологической мысли» (о наиболее выдающихся мастерах социологической мысли).

Конфликтологическая теория

В основе теории Льюиса Козера лежат позитивные функции. Он считает, что конфликт представляет собой одну из основных форм социального взаимодействия. Помимо этого, конфликт является процессом, который при каких либо условиях может включать в себя как деструктивные, так и конструктивные последствия.

Предметом, из-за которого происходит подавляющее большинство конфликтов, являются реально существующие социальные блага, которые признаются каждой стороной конфликта в качестве таковых. Главная причина конфликта заключается в дефиците ресурсов и нарушений в принципах социальной справедливости при их распределении. Инициаторами обострения данных отношений и доведения их до стадии конфликтов чаще всего являются представители каких либо общественных групп, которые считают, что они социально ущемлены. И чем сильнее их уверенность в этом, тем более активно они начинают инициировать конфликты, тем чаще в итоге превращают их в противоправные, насильственные формы.

Замечание 1

В целом, его внимание было направленно на нахождение причин, при которых конфликт начинает сохранять либо же восстанавливать интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям. Как считает Льюис Козер, одна из основных положительных функций конфликта заключается в его способности разрядить или снять напряженность, накопление которой только обостряет взаимоотношения.

Помимо этого, конфликт может выполнять такие функции как:

  • Коммуникативно-информационную;
  • Связующую.

Конфликт объединяет людей общностью ситуации, при этом, позволяя им в процессе взаимодействия получше узнать друг о друге.

Помимо этого, Льюис Козера выделяет следующие функции, присущие социальному конфликту:

  • Установление общности и сплоченности;
  • Нахождение относительной силы интересов в структуре;
  • Создание механизма поддержки или справедливости баланса сил;
  • Создание ассоциаций и коалиций, которые будут способствовать сплоченности;
  • Укрепление внутреннего единства и многое другое.
  • Стимулирование социальных изменений.

Льюис Козер разделяет социальные конфликты на:

  1. Реалистические конфликты. Сюда входят те конфликты, для разрешения которых в обществе присутствуют все необходимые предпосылки.
  2. Нереалистические конфликты. Здесь участники оказались в плену своих собственных эмоций и страстей.

Замечание 2

Льюис Козер приходит к заключению, касающегося анализа конфликта как на внутригрупповом, так и внегрупповом уровнях и связывающим его с социальными структурами, институтами и социальной системой. Он говорит о том, что дело заключается не в самом конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы.

Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».

Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям. По Козеру, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разрядить и снять напряженность между антагонистами, накопление которой только обостряет их отношения. Кроме того, конфликт может выполнять «коммуникативно-информационную» и «связующую» функции. Конфликт по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяя им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.

Социально контролируемый конфликт «очищает воздух» для его участников и позволяет продолжение их отношений. В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:

Установление единства и сплоченности;

Производство стабилизирующих и интегративных элементов; выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре; создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил; создание ассоциаций и коалиций; помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов; поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями; выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустации и агрессии; создание почвы для консенсуса; формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;

Укрепление внутреннего единства; усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм.

В условиях первичной группы, утверждает Л. Козер, полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим источником внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе не акуммулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым её раскол по одной линии. На основании этих положений Л. Козер заключает, что не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса. Анализируя социальную структуру американского общества, он приходит к выводу, что взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличие противоположных интересов. Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства.

Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины внутреннего разобщение и восстановить социальное единство. В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней институциональных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты. Л. Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций. Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях.

Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Социальный конфликт, по Козеру, это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Козер тесно увязывает форму и интенсивность конфликта с особенностями конфликтующих групп. Так как конфликт между группами способствует укреплению внутригрупповой солидарности и, следовательно, сохранению группы, то лидеры группы сознательно прибегают к поискам внешнего врага и разжигают мнимый конфликт. Известна и тактика, направленная на поиски внутреннего врага (“предателя”), особенно когда лидеры терпят неудачи и поражения. Козер обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает всей группе и воспринимается всеми членами группы как общая угроза. При этом, отмечает Козер, большие группы при высокой степени соучастия своих членов могут проявить значительную степень гибкости. Малые же группы, а также недостаточно интегрированные могут проявлять жестокость и нетерпимость по отношению к “уклоняющимся” членам.

Козер полагал, что его концепция социального конфликта в сочетании с “равновесно-интегральной” теорией и консенсусным принципом структурного функционализма позволит преодолеть недостатки последнего и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго. Успех Л. Козера – в попытках не противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка. Хотя его первые работы и проникнуты протестом против дискриминации конфликта как явления, пренебрегаемого традиционными функционалистскими построениями, впоследствии он достаточно осторожно помещает конфликт в свою схему устройства общества. Определение конфликта, принадлежащее Л. Козеру является одним из наиболее распространенных в западной науке: «Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника».

Оно приложимо и реально используется применительно к широкому диапазону конфликтных явлений – от межгосударственных до межличностных. В качестве существенных для дальнейшего рассмотрения моментов этого определения отметим, во-первых, сведение конфликта к одной из форм борьбы, а во-вторых, негативный характер целей, связанных с воздействием на противостоящую сторону, наиболее мягкой из которых является его нейтрализация.

Из всех «классиков» конфликтологии Козер развивает наиболее многоаспектный и всеобъемлющий взгляд на конфликты: он пишет об условиях и факторах возникновения конфликтов, их остроте, длительности и функциях. Именно последние заняли приоритетное место в теоретической системе Козера, дав основание обозначению всей его концепции как «конфликтного функционализма».